10 TRAVEL-ХИТОВ АРМЕНИИ,
которые нельзя пропустить

В Армению стоит приехать, чтобы полюбоваться великолепными пейзажами, богатой архитектурной коллекцией памятников старины и, конечно же, отведать вкусные и оригинальные блюда местной кухни. Вековые замки, древние монастыри и современные здания – на каждом шагу здесь поджидают новые достопримечательности. Сколько бы дней туристы не гостили в этой гостеприимной стране, есть места, без посещения которых невозможно сказать: «Я был в Армении». Мы составили список лучших из них и с удовольствием делимся им с вами. После виртуального знакомства с этим маленьким, но удивительным государством предлагаем принять участие в тематической викторине – вы же теперь эксперт по направлению, не так ли?

Площадь Республики, Ереван.

Площадь Республики, Ереван

У каждого города есть свое «сердце»: у кого-то крепость или дворец, у других – собор или оживленный проспект. В Ереване это Площадь Республики. Ее облик начал формироваться в 1924 году, когда советский архитектор Александр Таманян разработал проект строительства овальной площади по подобию всемирно известной Пьяцца-дель-Пополо в Риме. По его задумке, из центрального свободного пространства, обрамленного главными правительственными зданиями, должны были выйти широкие улицы, расходящиеся лучами в стороны окраин города. Но в план постоянно вносились изменения, и к моменту смерти архитектора в 1936 году существовало несколько вариантов строительства. Тем не менее, к этому времени уже были частично возведены Дом правительства и здание Центральной почты.

В 1958 году площадь приобрела современный вид. Форма ее усложнилась: к овалу примкнула трапеция. По краям выросли «недостающие» здания из «стандартного» для Еревана розового туфа, построенные в стиле неоклассики с элементами традиционных армянских мотивов. Напротив Дома правительства, украшенного часами, разместились правительственные организации, в соседнем – отель Marriott Armenia, отделенный от Центральной почты сквером Шаумяна, а завершает композицию Национальный исторический музей страны, в чьих стенах хранится более миллиона уникальных экспонатов. Чего только стоит самая древняя из найденных на данный момент пар обуви и огромная колесница, возраст которой превышает четыре тысячи лет! Здесь же разместилась Национальная картинная галерея Армении с коллекцией работ таких великих мастеров, как Айвазовский, Репин, Шагал, Кандинский, Рубенс, Петров-Водкин. Перед музейной «сокровищницей» расположились поющие фонтаны, радующие летом по вечерам местных жителей и туристов «танцем» струй воды и под классическую музыку, и под джазовые или роковые хиты. Зимой фонтаны не работают, в это время года они украшены причудливыми фигурками и новогодними фонариками. Особенно красиво площадь выглядит по вечерам, когда в ночной подсветке таинственным блеском мерцают бесчисленные арки и колонны, а главные часы страны неторопливо отсчитывают оставшиеся до окончания дня часы и минуты.

Коньячные заводы, Ереван.

Коньячные заводы, Ереван

Коньяк – настоящий элемент культуры Армении. Свою летопись он ведет с конца XIX века, когда купец первой гильдии Нерсес Таирянц выкупил в Ереване развалины крепости с прилегающими к ним землями и открыл на этой территории винный завод. Интересна история, связанная с этим фортификационным сооружением. Древняя крепость Эривань, ставшая трофеем Российской империи после победы в 1827 году в русско-персидской войне, славилась в литературных (!) кругах. Здесь состоялась премьера комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (роли исполняли военные), на которой присутствовал сам автор, в ту пору консул в Персии. Однако ее литературная слава продлилась недолго - спустя четверть века после завоевания Эривань была разрушена мощным землетрясением. Эти руины и достались Таирянцу.

Через несколько лет предприятие по производству крепких напитков приобрел Николай Шустов, поставщик двора его императорского величества. Началась «золотая эра» армянского коньяка – он завоевал сердца ценителей крепкого напитка по всему свету. В 1900 году образцы продукции завода были отправлены на выставку в Париж, где получили Гран-при и разрешение называться коньяком (ранее это название могли носить только напитки, произведенные в одноименной французской провинции). В наши дни армянский коньяк по-прежнему популярен – более 80% продукции отправляется на экспорт. Но теперь на мировом рынке он носит название «Армянский бренди».

Коньячные заводы, Ереван

В 1953 году коньячный завод прирос новыми территориями – недалеко был построен целый комплекс зданий. После развала СССР единое предприятие распалось на две компании. Сегодня эти конкуренты смотрят друг на друга, каждый со своего берега реки Раздан. Соперничают они и в туристической сфере: оба места можно посетить с экскурсией.

Завод «Ной» расположился на исторической родине коньяка, в перестроенной Эривани, где до сих пор стоят пушки, напоминая о славных боевых днях. Во время визита на предприятие можно узнать об истории армянского бренди, побывать на складах, увидеть старинные бочки и даже «клад» - спрятанные до революции бутылки мадеры, найденные при реконструкции. Приятным завершением программы станет дегустация современной продукции и старой мадеры 1924 года в исторических подвалах древней крепости.

Не менее интересным будет экскурсия в музей «Арарат», открытый при Ереванском коньячном заводе, занимающем здания, построенные в середине XX века. Здесь расскажут о производстве коньяка, покажут «бочку мира», которая будет открыта в день завершения карабахского конфликта, и другие артефакты. Например, «аллею славы» - бочки с коньяком, заложенные в честь визита на завод «Арарат» президентов из разных стран мира. Здесь есть «экспонаты» с подписями Бориса Ельцина, Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Последний, помимо автографа, оставил на бочке надпись «Спасибо». Любопытно увидеть реконструкцию кабинета Шустова и многочисленные награды, присужденные коньяку «Арарат». Завершающая часть экскурсии пройдет в дегустационном зале, где предложат на пробу два или три сорта (на выбор) крепкого напитка и прочитают небольшую лекцию о том, чем лучше всего «закусывать» коньяк. Кто знал, что лимон с сахаром – не классическая «заедалка», а новшество, введенное императором Николаем II? А спелые персики – прекрасное дополнение к напитку? «Традиционный» шоколад будет не менее хорош: это давно не секрет. Но если захочется под коньяк экзотики, говорят, ничего нет лучше сигары – прекрасно оттеняет насыщенный вкус армянского бренди. Хотя, как пишут на сигаретных пачках, курение вредит вашему здоровью.

Монастырь Эчмиадзин.

Монастырь Эчмиадзин

Эчмиадзинский монастырь – особо почитаемое место. Это религиозный и культурный центр Армении, первой в мире страны, принявшей христианство как государственную религию в далеком 301 году. Жизнь монастыря напрямую связана с самыми знаковыми событиями армянской истории: зарождением основ армянской апостольской церкви, формированием культуры и традиций государства. Не менее важны и события, предшествующие основанию святыни.

В первый год IV века новой эры из Рима в Армению бежали, опасаясь преследования, 37 девушек-христианок со своей настоятельницей по имени Гаяне. Одна из юных дев, Рипсиме, была настолько красива, что армянский царь Трдат III захотел жениться на ней. Рипсиме отвергла предложение правителя, сказав, что принадлежит только Христу. Разгневанный отказом царь приказал убить девушек вместе с настоятельницей. Расправа не принесла облегчения, и через некоторое время у Трдата помутился рассудок. Вылечил грозного правителя освобожденный из заточения Григор Лусаворич, обратив свои молитвы к Иисусу. Уверовав в чудо, царь крестился, чуть позже обратил в христианскую веру и всю страну. Григор стал первым католикосом Армении, сегодня он известен под именем Григория Просветителя. Вскоре после «избрания» он увидел сон, в котором Всевышний указал, где следует построить храм. Место это было старым капищем в столице страны, городе Вагаршапате (до XX столетия назывался Эчмиадзином), основанного во II веке. И в 303 году здесь появился деревянный храм, получивший имя Эчмиадзин - «Сошествие Единородного». Позже его заменила каменная церковь, несколько раз разрушенная и вновь возведенная. Отдаленно похожей на то, что мы видим сегодня, она стала в VII столетии. В XIX веке собор был реконструирован, тогда же на внутренних стенах появилась богатая роспись – абсолютно не характерный вид украшения для армянских церквей. Она до сих пор сияет яркими красками.

Уникальная особенность храма – наличие шести алтарей: «традиционный», алтари Иоанна Крестителя, Стефана Первомученника, Георгия Победоносца находятся в разных частях церкви, пятый располагается на куполе и самый главный там, куда указал Григорию Господь. Дверь справа от «правильного» алтаря ведет в музей-сокровищницу. Здесь выставляются христианские святыни: наконечник копья Лонгина, пронзившего сердце Христа, частица креста Иисуса, раки с мощами святых. Древние книги, важные атрибуты для богослужений, богато украшенные посохи и рясы армянских католикосов дополняют экспозицию. Среди них есть и такой интересный предмет, как фрагмент Ноева ковчега (так считается). У прямоугольной окаменелой пластины отколот небольшой кусочек – эту часть «спасительного судна» католикос Семен Ереванский подарил Екатерине II в знак уважения к Русской Православной церкви (хранится в Свято-Даниловском монастыре в Москве).

На огороженной высокими стенами территории святой обители также располагается книгохранилище с 30 тысячами древних рукописей, храм для венчания, гостиница для высших чинов церкви, духовная академия и резиденция католикоса. На некотором отдалении виднеются два древних собора VII века. Один из них – церковь Рипсиме, второй построен в честь Гаяне, девушек, убитых Трдатом III.

Храм Рипсиме воздвигнут на месте гибели юной девы. В подалтарной части находится усыпальница Святой Рипсиме с небольшим саркофагом посреди склепа. Попасть сюда может любой желающий. При строительстве храма Гаяне впервые в Армении и мире была применена технология возведения подкупольных столбов. С двух сторон церковь окружена кладбищем, на котором высятся хачкары – каменные стелы с изображением креста. Традиция возведения хачкаров своими корнями уходит в седую древность. Примечательно, что каждый из них уникален – второго точно такого же никогда больше не вырезали. На хачкарах обычно главный символ христианства увит причудливыми узорами из виноградных лоз, граната и цветов. Реже встречаются камни с животными, а стелы, на которых высечены человеческие фигуры, - вообще единичны. Для большей красоты хачкары покрывали специальной красной краской из особого вида червей, она ценилась дороже золота. Многие древние камни до сих пор сохраняют свой алый цвет.

Монастырь Хор Вирап.

Монастырь Хор Вирап

Монастырь Хор Вирап, расположен в 40 км от столицы, на фоне знаменитой горы Арарат. Это один из самых завораживающих видов Армении. Здесь сошлись изящная красота рукотворного сооружения, духовная мощь религии и могучая сила природы. Если верить Ветхому Завету, именно на склонах Арарата, где-то под его вековыми снежными шапками, покоится Ноев ковчег, оказавшийся здесь после всемирного потопа. Приглядевшись повнимательней, между монастырем и горным массивом можно заметить столбы и вышки – тут проходит государственная граница с Турцией. Реальность такова, что знаменитая гора – символ Армении – уже как столетие ей не принадлежит.

Когда-то на этой территории, в плодородной долине, стояла древняя столица страны – город Арташат, основанный около 180 года до н. э. царем Арташесом I. А на месте монастыря с суровым названием «Глубокая темница» (именно так переводится Хор Вирап с армянского языка) находилась подземная городская тюрьма, куда отправляли осужденных на смерть преступников. Спустя пять веков царь Трдат III, не изменяя традиции казнить «проживанием» в яме без воды и еды, решил так расправиться с Григором Лусаворичем, проповедовавшим христианство в языческой Армении. Через 13 лет у грозного правителя помутился рассудок. Лучшие лекари не справлялись с болезнью. А сестре царя каждую ночь снился один и тот же сон: излечить Трдата может только Григор. Ей удалось убедить брата послать за арестантом. Ко всеобщему удивлению он оказался жив – никто и не догадывался, что женщина, живущая неподалеку от темницы, ежедневно спускала ему в яму через небольшое отверстие хлеб и воду.

Трдат, спасенный Григором, уверовал в чудо и принял христианство, христианской стала и вся страна. Бывший узник был помилован. Позднее его признали первым каталикосом Армении под именем Григория Просветителя.

В VII веке над подземной темницей построили часовню св. Григория. Похожая на домик с двухскатной крышей, она до сих пор открыта для всех желающих. Сохранилась и яма, где был заточен Григорий – на глубину 6 м ведет узкая металлическая лестница. На территории монастыря, который в общей сложности строился более тысячи лет, стоит и более молодая церковь Богородицы с колокольней (XVII век) – доминанта открыточных видов на Арарат.

Храм Гарни.

Храм Гарни

Армянский царь Трдат III крестился! – удивительная новость для 301 года, пусть и новой эры. Народ последовал примеру царской «причуды» и тоже принял христианство. Теперь ему больше не требовались языческие храмы, которые и повелел разрушить все до единого новообращенный правитель. На месте многих капищ возникли христианские святыни, другие были стерты в пыль и забыты. Но одному храму, построенному в честь бога солнца Михру, повезло быть нетронутым. То ли вмешалась сила провидения, то ли местоположение спасло святилище. Ведь оно стояло на территории крепости Гарни, горячо любимой армянскими царями, которая была их летней резиденцией.

Место это привлекало издавна. Впервые об оборонительном сооружении в Гарни упоминается на глиняной табличке, относящейся к культуре древнего государства Урарту – предшественнику Армении. Согласно клинописи, местная цитадель была завоевана в VIII веке до новой эры урартским царем Аргишти, который в 28 км от нового «приобретения» заложил крепость Эребуни, по прошествии столетий переименованную в Эривань и позже ставшую Ереваном.

Как будто перенесенный из Древней Греции, богато украшенный храм стоял среди живописных нагорий на неприступной скале до 1679 года, когда был практически стерт с лица земли мощным землетрясением. Восстановлен он был только в советское время. На месте тех архитектурных элементов, для которых реставраторы не смогли отыскать исторические базальтовые фрагменты, сегодня можно увидеть бетонные вставки. Вокруг древнего святилища еще виднеются остатки старой крепости – представить масштаб строений не составит труда – и дворца, сохранившего на штукатурке следы красной краски, свидетельствующие о богатом убранстве царских покоев. Немного дальше отбрасывают тени руины бань с украшенными мозаикой полами. Путешествуя по Армении, храм Гарни нужно обязательно посетить – без него история страны будет неполной.

Монастырь Гегард.

Монастырь Гегард

Монастырский комплекс Гегард, расположенный в 40 км от Еревана, в узком ущелье среди расходящихся амфитеатром скал, подобно храму в Гарни, – обязательная для посещения достопримечательность в стране. Местные жители говорят: «Если турист не видел Гарни и Гегард, он не видел Армению».

Точное время основания монастыря в этом месте не известно. Ученые предполагают, что это произошло в начале IV века, когда монахи устроили здесь обитель. За свое расположение в естественных пещерах она получила название Айриванк или Пещерный монастырь, а несколькими веками позднее была переименована в Гегард (Гегардаванк). «Копье» - так переводится с армянского новое имя обители, которое ей дали монахи в честь наконечника копья, привезенного апостолом Фадеем в Армению и переданного «на хранение» в Айриванк. Легенда гласит, что именно этим копьем римский легионер Лонгин пронзил сердце распятого на кресте Иисуса. Сегодня этот наконечник хранится в музее монастыря Эчмиадин.

В 923 году Гегард разграбили и сожгли арабы. После опустошительного пожара от величественных церквей, жилищ монастырской братии и хозяйственных построек ничего не осталось. Современный архитектурный ансамбль монастыря составляют здания XII-XIII веков. Первой была построена и частично выдолблена в скале часовня Св. Григория Просветителя, расположенная над дорогой, в нескольких метрах от входа в обитель. На ее стенах еще можно рассмотреть фрагменты древних фресок того периода. В 1215 году под покровительством Закаре и Иване Закарянов, военноначальников грузинской царицы Тамары, отвоевавшей большую часть Армении у турок, на территории обители «вырос» главный храм Катогике. Южный фасад церкви украшают причудливо вырезанные двери и тимпан (полукруглое поле фронтона), а внутренние стены исписаны упоминаниями о дарах, преподнесенных паломниками монастырю.

К западной части Катогике примыкает ризница (Гавит), построенная в одно время с главной святыней. Пройдя на северо-запад, можно попасть в первую пещерную церковь Авазан. Она была высечена в горной породе в 1240-х годах на месте древней пещеры с родником, который в языческие времена являлся местом поклонения. Источник по сей день считается святым, и любой желающий может наполнить «для дома» бутылочку воды.

Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошьянами. Построенные ими здания принесли Гегарду заслуженную славу архитектурного шедевра. Среди этих каменных творений значатся усыпальница князей-владельцев, богато украшенная рельефами, и храм Аствацацин, что интересно, покрытый причудливой резьбой по камню - не свойственным для армянских церквей «украшательством». Здесь же можно полюбоваться редким хачкаром с высеченным «войном» - изображения людей на каменных стеллах встречаются нечасто.

В 2000 году монастырский комплекс Гегард и ущелье реки Гохт включены в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Озеро Севан.

Озеро Севан

В Армении нет моря, но пляжный отдых здесь возможен. В 62 км от столицы страны блестит на солнце гладью чистейшей воды озеро Севан – один из самых крупных и красивых высокогорных водных резервуаров. «Затерявшись» среди величественных «каменных» массивов на высоте почти двух километров над уровнем моря, водоем «родился» под воздействием активности вулканов. Доказательство тому – залитые пресной водой кратеры, спрятавшиеся на склонах опоясывающих Севан с юга Гегамских гор. Озеро «наполнили» 28 малых рек, протяженность самой длинной всего 50 км.

Существует и другая «версия» о происхождении Севана. Красивая легенда гласит, что когда-то на этом месте бил ключ. Родник был очень мощный, и местным жителям приходилось закрывать его каменной заслонкой. Однажды девушка из одного из селений, набрав воды, забыла совершить обязательный «ритуал». Источник залил всю округу, затопив жилища людей. Разгневанные старцы прокляли юную деву, и та превратилась в камень. Однако справиться с бедствием это не помогло. Воды было так много, и она не уходила, что со временем здесь образовалось озеро. Оно получило имя «Севан» по названию монастыря Севанк (Сев-ванк, в переводе с армянского «Черный монастырь»), оказавшегося на берегу нового водоема.

Согласно другому преданию, озеро нарекли Севаном ванские армяне, которые не смогли привыкнуть к жизни в горах после теплого климата родного озера Ван (находится на территории современной Турции) и прозвали его «Черным Ваном» (Сев-Ван). Правда, ученые склонны считать, что местный водный резервуар названием своим восходит к урартскому слову «свини» (водоем), обозначавшему озеро на глиняной табличке времен древнего царства, найденной в окрестностях Севана. Однако известны и другие его имена: Геламово озеро, Гегамское море, Гехаркуник, Севанга. Но как бы оно не называлось, здесь по-прежнему можно полюбоваться восхитительными пейзажами и отправиться на поиски культурных сокровищ озерных берегов.

Самая известная достопримечательность Севана – монастырь Севанаванк. Он был построен в VIII веке из черного туфа на небольшом островке в озере. В Средние века от мощных монастырских стен ничего не осталось, а в 1930 году отсюда уехал последний монах. До наших дней сохранились небольшие купольные церкви Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин. Сейчас монастырь вновь действует. Но располагается он теперь на полуострове – в начале XX века местную воду использовали для орошения Араратской долины и выработки электроэнергии, вследствие чего Севан сильно обмелел. Интересно посетить и другие обители на озере, среди которых есть настоящие жемчужины – монастыри Айраванк (IX-XII веков) и Макенис (VII век). Обязательно нужно заглянуть в село Норатус, где расположилось самое большое кладбище хачкаров в мире. В городе Лчашен туристов ждут развалины урартской крепости (VII век до новой эры) и курганный некрополь. Еще одни урартские руины можно найти в городе Гавар. Камни Гегамских гор хранят петроглифы каменного века и ранней бронзы, а также каменные изображения вишапов – божеств, охраняющих воду. А в бассейне озера создан национальный парк «Севан» с четырьмя заповедниками и десятью заказниками – прекрасными местами для наблюдения за пернатыми, в том числе редкой армянской чайкой.

После насыщенного дня хорошо отдохнуть на пляжах Севана, а когда вода в озере станет холодной, можно понежиться в бассейне при отеле, коих тут предостаточно. Прекрасным развлечением станет рыбалка: говорят, что местные раки и форель – мечта любого гурмана. Если ловить рыбу не захочется, а желание попробовать ее не пропадает, стоит отправиться в прибрежные кафе. Практически в каждом из них подают блюда из севанских специалитетов.

Монастырь Татев.

Монастырь Татев

Много столетий назад над живописным ущельем стояло древнее языческое капище. После принятия Арменией христианства в IV веке оно было заброшено. И только спустя полтысячи лет это место снова стало почитаемым. В IX веке здесь был основан монастырь Святого Евстафия, ученика апостола Фадея. Считается, что именно в его честь обитель получила название Татев.

Первую церковь здесь построил князь Пилипос в 848 году, он же несколькими годами ранее подарил монастырю близлежащую деревню. Храм впоследствии несколько раз разрушался, но каждый раз восстанавливался. До наших дней дошла «версия» 1295 года, которая носит свое историческое имя Святого Григория Просветителя. Рядом стоит главная церковь Святых Погоса и Петроса (Павла и Петра) (X век). Ее стены некогда были покрыты фресками, но время их не пощадило и от былых великолепных «картин» остались лишь небольшие фрагменты. Необычное оформление имеют некоторые окна храма: искусно вырезанные барельефы изображают людей и змей – в армянской культуре этим пресмыкающимся приписывают защитную «функцию».

На территории монастыря также стоят перестроенные в XVII-XVIII веках покои настоятеля, трапезная с кухней и кладовыми, жилые и служебные помещения. В отдалении, у самых стен, которые как будто являются продолжением неприступного утеса, разместился небольшой храм Святой Аствацацин (XI век). Из-за своего расположения он часто использовался как сторожевая башня. Архитектурным шедевром обители является уникальный обелиск, воздвигнутый в честь Святой Троицы в 904 году. Он также известен как Вардапетский посох или Гавазан. Обелиск представляет собой восьмигранный, сложенный из мелких камней, столб высотой в несколько метров, украшенный орнаментированным карнизом, над которым возвышается хачкар. От легкого прикосновения руки столб наклоняется и возвращается в исходное положение. Это «чудо» объясняется просто: камни в основании соединены шарнирами. С 1390 по 1435 годы при монастыре действовал университет – крупнейший центр философской и научной мысли средневековой Армении. Здесь изучали христианские писания, философию, преподавали грамматику, риторику, математику, естествознание, литературу и даже музыку и живопись.

Сегодня обитель не действует, зато с удовольствием принимает туристов. Путь сюда – настоящее развлечение. Здесь работает самая длинная в мире канатная дорога «Крылья Татева», проходящая почти шесть километров за 12 минут. Из кабинок открывается завораживающий вид на глубокое ущелье, по которому протекает река Воротан, и виднеющиеся вдалеке белые шапки гор.

Монастырь Сагмосаванк и армянский алфавит.

Монастырь Сагмосаванк

Сагмосаванк – некогда один из самых важных духовных центров Армении – расположился на окраине села Сагмосаван, недалеко от города Аштарак. Издавна он славился как монастырь псалмов, здесь переписывались и хранились книги и древние манускрипты. В то время рукописи наделялись особым значением: оплата работы по копированию Священного Писания была равносильна строительству церкви.

Архитектурный комплекс обители на краю живописного ущелья Касах, где клокочет одноименная горная река, был построен в XIII веке. Первый храм Святого Сиона возвел в 1215 году армянский князь Ваче Вачутян. Сакральная постройка кажется парящей над бездонной расселиной. На ее стенах сохранились настоящие солнечные часы, внешне похожие на половинку цветка ромашки. Вместо цифр на «циферблате» выдолблены в камне буквы армянского алфавита. Внутреннее убранство церкви, подобно другим культовым постройкам в Армении, выглядит достаточно аскетично. В некоторых местах проглядывают остатки фресок. Краски до сих пор очень сочные, не верится, что им не одно столетие.

К храму Святого Сиона примыкают небольшая церковь Святой Аствацацин (1235 г.), притвор (1250 г.) и книгохранилище (1255 г.). Из него ведут две двери – одна в церковь Святой Аствацацин, другая – в притвор, украшенный ердиком – световым окном в куполе.

В нескольких метрах от монастыря грудятся огромные валуны, покрытые бурым мхом. Это остатки мощной стены, защищавшей обитель от захватчиков.

Армянский алфавит

В 4,5 км к северу от Сагмосаванка расположилась еще одна уникальная достопримечательность. Здесь на западном склоне самой высокой горы Армении Арагаца (4090 метров) гордо высятся 39 каменных букв армянского алфавита, а также памятник его создателю в окружении учеников. Комплекс был воздвигнут в честь юбилея: в середине 2000-х армянской письменности исполнилось 1600 лет.

Считается, что придумал армянский алфавит известный ученый Месроп Маштоц, живший на рубеже VI-V веков. Он говорил на нескольких языках и, как сказали бы сегодня, проводил исследования в области лингвистики. Результатом его работы стал не имеющий аналогов в мире алфавит, который в точности передает звуки «устной формы» языка (за время существования армянской письменности начертание букв и правила орфографии практически не изменились). Однако существует и другая версия. Согласно ей, Маштоц лишь доработал то, что существовало задолго до его рождения. Исследователи находят в «ноу-хау» древнего ученого следы латинского, сирийского, греческого, коптского и эфиопского языков. Но даже если когда-нибудь окажется, что армянский алфавит – собирательный образ христианских культур соседей Армении, это не отнимет у него влияния, оказанного на культуру этой интересной страны.

Площадь Свободы, Гюмри.

Площадь Свободы, Гюмри

Гюмри – второй по величине город Армении. Здесь сохранилось множество построенных в стиле модерн исторических зданий из черного туфа, украшенных красным камнем-«собратом» и привлекающих особое внимание причудливыми резными дверями. Но главным украшением города по праву считается площадь Свободы или площадь Вардананц. Ее архитектурный ансамбль составляют современное здание мэрии города с красивой ночной подсветкой, кинотеатр «Октябрь» и две церкви друг против друга.

Церковь Богородицы на северной стороне площади построена из черного туфа во второй половине XIX века. Богослужения здесь не прекращались и в советский период. В 1988 году разрушительное Спитакское землетрясение «снесло» купола церкви, однако само здание выстояло и позже было восстановлено. Упавшие исторические верхушки с многочисленными повреждениями теперь лежат во дворе храма, напоминая о немилосердной стихии. Южную соседку по площади – церковь Всеспасителя (XIX), построенную по подобию армянской церкви, расположенной в городе Ани (территория современной Турции) cильные подземные толчки в 1988 году разрушили почти до основания. В начале 2000-х армянские ученый приступили к реставрации - храм не просто строился по древним чертежам, он «рос» из уцелевших камней первой церкви. Сегодня гости Гюмри могут полюбоваться творением старинной архитектурной мысли и даже заглянуть внутрь постройки. Обогнув церковь Всеспасителя, туристы увидят хачкары – каменные плиты, украшенные витиеватой резьбой с изображением креста, причем искусство создания таких «камней» внесено в список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Установленные тут памятники – точные копии некоторых хачкаров, находившихся на известном кладбище в Джульфе, которое было окончательно уничтожено.

Особого внимания заслуживает здание первого в стране и единственного в Гюмри кинотеатра «Октябрь». Первое время с момента открытия в 1926 году здесь проходили премьеры картин «Арменфильма». Кинотеатр считался «элитным» в те времена.

Пройти викторину

  • Рядом с каким монастырем проходит самая длинная в мире канатная дорога?
  • Эчмиадзин
  • Татев
  • Гегард