Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №18, Декабрь 2007
« Вернуться к журналу  

Традиционные забавы

Второй год во Владимирской области проходит туристский этнографический фестиваль «Богатырские забавы». Чем привлекателен для туристов этот необычный проект?

«Забавы» проходят в сентябре. «Фестиваль задуман специально в межсезонье, - рассказывает Сергей Мартынов, заместитель губернатора области по социальной политике. – Это как раз то время, когда наступает спад экскурсионной активности. И мы хотим представить что-то неординарное, чтобы привлечь в наши края туристов».
Кроме того, турист сегодня хочет не просто смотреть на развалины, сонно слушать что-то из истории и фотографироваться на фоне церквей. Он желает перенестись в древнюю эпоху и ощутить по полной программе ее непередаваемый колорит. Сегодня туристу нужен не столько экскурсовод, сколько антураж, приток адреналина, представление и костюмированное шоу, в котором он сам будет принимать участие.

Не хуже заморских курортов
Потребность туристов в «экшене» и желание в нем участвовать давно поняли туристические представительства иностранных курортов. От Испании до островов Французской Полинезии предлагают не просто туры, а костюмированные представления с рыцарскими турнирами и обрядами аборигенов. Совсем недавно, на новогодние праздники, одна из компаний предложила в одном из замков недалеко от Парижа костюмированный бал, где туристы в исторической атмосфере, «в присутствии» Людовика XIV могли попробовать себя в образе графа, аббата или мушкетера. А властям города Лансинг, штат Канзас, пришла в голову идея организовать необычный музей тюрем: придя в него, посетители сами оказываются в роли заключенных. Для музейного комплекса выбрана настоящая, уже закрытая, Лансингская исправительная колония. Здесь каждую экскурсионную группу будет встречать гид в форме тюремного надзирателя, который сперва захлопнет за туристами тяжелые тюремные врата, а затем поведет их под конвоем по камерам.
Идея администрации Владимирской области – ничуть не хуже изысков иностранных коллег. Она предложила гостям области туристский этнографический фестиваль «Богатырские забавы».
Придумал этот праздник губернатор Владимирской области Николай Виноградов. «Владимирская область по количеству памятников архитектуры на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга, - сообщил Николай Владимирович. Грех не пользоваться такими возможностями».
Всегда была богата владимирская земля и своими богатырями. Один Илья Муромец чего стоит - его имя прославило Муром на века. А чем хуже крестьяне – суздальские богатыри, прославившие город своими огурцами и садами вплоть до Москвы и Петербурга? А князья владимирские, не раз встававшие на защиту Руси, чем не богатыри?
На том в областной администрации и порешили: фестиваль будет проходить под общим названием, но в каждом городе эпоха будет представлена своя эпоха со своими героями. В Александрове прошли «Царские забавы», во Владимире – «Княжеские потехи», в Суздале – «Мужицкие игрища», в Гороховце – «Купеческий разгуляй», в Муроме – «Богатырские раздолье», в Юрьеве-Польском – праздник под названием «Юрьевская застава».
Действующими лицами в Александрове, резиденции Ивана Грозного, стали сам грозный царь и его опричники. Царю предстояло выбрать невесту из туристок. В Муроме вместе с Ильей Муромцем туристам предстояло дать бой нечистой силе во главе с Соловьем-разбойником. В Гороховце царь Горох дочку Горошину замуж решил выдать, только без помощи туристов жениху, купцу Канонникову, не добиться руки царевны. Во Владимире, чтобы попасть в дружину князя Владимира Мономаха, туристы из лука постреляли и на мечах побились. В Суздале вместе с крестьянами Фомой и Еремой работой сельской занялись, силой и ловкостью померялись.
В Юрьеве-Польском посостязались вместе с Никитой Кожемякой и Егором Набойщиком «за место главного на заставе Юрьевской стоять, рубежи опольские охранять», а взамен получили княжеское дозволение ремесло свое знаком Рюриковичей клеймить.

Из чего состоит фестиваль
Во всех городах, где проводятся «Богатырские забавы», используется общая структура фестивальных мероприятий. «Это позволяет сделать организацию фестиваля более технологичной, - пояснил Сергей Мартынов. - И туристу удобно. Ему достаточно выбрать город и, соответственно, эпоху, в которую он желает «погрузиться». Будь-то Русь княжеская, купеческая, богатырская или царская».
В каждом городе программой предусмотрены дорожный сюрприз, ярмарка, основная часть, локальные мероприятия, интерактивная трапеза, экскурсионная программа.
Во время дорожного сюрприза гости знакомятся с основными героями фестиваля. Действующие лица «вербуют» туристов каждый в свою команду и объясняют суть предстоящих соревнований. В Муроме отдыхающие сражаются за Русь-матушку вместе с Ильей Муромцем. А в Суздале, например, соревнуются на стороне Фомы или Еремы в крестьянской работе. Здесь же всем гостям праздника выдаются памятные сувениры.
На ярмарке, которая проходит в каждом городе перед основным театрализованным мероприятием, можно купить сувениры и отведать блюда старинной русской кухни. Дальше идет основное театрализованное действо, которое воспроизводит события реконструируемой эпохи. Оно проходит в исторических местах города, например в музее-заповеднике «Александровская слобода» в Александрове, на площади между Успенским и Димитриевским собором во Владимире. Это позволяет сделать «погружение» наиболее полным.
Театрализованные представления плавно переходят в спортивные состязания. В них принимают участие не только профессиональные спортсмены, но и туристы. Выбор состязательной программы в каждом конкретном городе также обусловлен особенностями реконструируемой эпохи. Во время трапезы не только предлагаются особые блюда, приготовленные по старинным рецептам, но и воспроизводится атмосфера былых времен. К примеру, на «Царском обеде» в Александрове туристы отведали курник, «двойные» щи, колдуны с грибами, расстегай с грибами и рисом, пупки курячьи под соусом; на «Богатырской трапезе» в Муроме - ушное, репу пареную с медом, маслом и сухарями, зайчатину в завеле, блины с грибами лесными, калачи - такие же, какими встречали муромчане императора Павла, - питьецо медвяное, бодрость в жилочке дающее. Именно этим напитком калики перехожие Илью Муромца на ноги поставили.
Дальше туристов ждет экскурсионная программа и локальные мероприятия. «Экскурсионка» также отличается эксклюзивностью. В нее включены экспозиции и достопримечательности, соответствующие реконструируемой эпохе. Локальные мероприятия - небольшие интерактивные театрализованные представления, сюжетно дополняющие основное мероприятие. В Муроме это мастер-класс по изготовлению глиняных и тряпичных оберегов, в Гороховце – реконструкция купеческого быта с чаепитием, песнями, плясками и играми, в Юрьеве-Польском – театрализованная программа с показом лошадиного дефиле и посещением «медового рая», где демонстрируется все необходимое для получения меда.

По дороге к самоокупаемости
В перспективе фестиваль должен стать самоокупаемым. Пока же на его организацию деньги выделяются из областного бюджета. В прошлом году на эти цели ушло семь миллионов рублей. В этом году из областного бюджета было выделено пять миллионов рублей.
«В принципе, этих денег вполне достаточно», – говорит директор областного туристского информационного центра, который в этом году был дирекцией фестиваля, Галина Самсонова. - Опыт показал, что вполне можно сократить средства на режиссерско-постановочные работы, не стоит так дорого работа главного режиссера праздника, хотя с каждым годом в сценарии, конечно, будут добавляться новые «фишки». Зато можно добавить средств на рекламу фестиваля, ведь от нее напрямую зависит, сколько туристов захотят посетить этот праздник».
Что касается самоокупаемости, то о ней пока говорить рано. Прежде чем самоокупаемым стал День огурца в Суздале, прошел не один год. Но положительная тенденция уже наметилась.

Какие забавы предпочли туристы?
В этом году фестиваль посетило три тысячи туристов – все в составе организованных групп. Конечно, если бы программа фестиваля была подогнана и для туристов-индивидуалов, и для жителей города, то на праздник собралось бы народу куда больше. «В дирекцию фестиваля часто звонили индивидуалы, спрашивавшие, как попасть на фестиваль, если добираться на свое машине, но, увы, их приходилось перенаправлять в турфирмы», - продолжает директор ОТИЦ Галина Самсонова.
Если говорить про наполняемость городов, то у туристов самыми востребованными оказались Владимир, Суздаль, Александров. В этих городах отдохнуло порядка 70% всех приехавших на фестиваль. Здесь, скорее, сказалась раскрученность этих брендов. Владимир и Суздаль входят в Золотое кольцо России; Александров – резиденция Ивана Грозного, находится недалеко от Москвы, и, кроме того, город Владимирской области многие давно уже называют Подмосковьем. Но так называемая емкость города, то есть сколько человек одновременно может принять его инфраструктура и музеи, составляет всего 400 человек. А потому также приходилось отказывать многим организованным группам.
Муром, Гороховец и Юрьев-Польский посетило не больше тысячи туристов. Но гостям такой расклад понравился даже больше. Им досталось больше внимания организаторов, чем в тех городах, где гостей собралось больше. В Юрьев-Польский приехало 200 человек, в Муром и Гороховец – по 400.

По правилам Юрьева-Польского
В Юрьеве-Польском в этом году фестиваль проводился в первый раз. По словам режиссера Романа Захарова, постановочная группа ставила своей целью не просто устроить праздник, а действительно воспроизвести всю атмосферу этого времени. Для этого сценаристам приходилось плотно сотрудничать с юрьев-польским музеем и местными краеведами. А потому весь праздник в Юрьеве, начиная от мелких деталей на костюмах и заканчивая речью героев, был выдержан в стиле XIII века с учетом этнографических особенностей региона.
Завязка праздника не отступала от исторической действительности. Товары юрьевских ремесленников в те времена, как подтвердили историки и археологи, были помечены клеймом князя Рюриковича. Сам князь признал мастерство юрьевских умельцев. Чтобы сохранить историческую правдоподобность, героями праздника и были задуманы Никита Кожемяка и Егор Набойщик. А клеймо Рюриковича – трезубец – красовался на костюмах всех действующих лиц, включая продавцов сувениров.
На ярмарке лотки-шатры были построены в стиле XIII века. В пирожках, настойках и наливках главным компонентом была невеженская рябина, выведенная в Юрьеве-Польском в XVIII веке. Из сувениров можно было приобрести лошадок из соломы, выпиленные картины и поделки, матрешек, расписанных в традиционные юрьевские цвета – вишневый, красный и желтый. Все эти ремесла были популярны в Юрьеве-Польском.
Даже брошка-фибула на одежде князя Юрия Долгорукого – одного из главных персонажей праздника – реконструирована по рисункам того времени и соответствует эпохе.
А как наши предки делали на ткани рисунок-набойку, можно было узнать во время экскурсионной программы и даже попробовать сделать это самому. Орнаменты, которые наносились на салфетки в присутствии туристов, также реконструированы по музейным подлинникам и целиком соответствуют оригиналам XIII века. Только вот рецепт старинной краски найти не удалось, а потому ее для гостей заменили обычной – масляной. «Погружение» в историю в Юрьеве-Польском и в других городах области удалось на славу.

Алла КЛИМОВА

Календарь событий

Январь
Рождество в Суздале
Спасо-Евфимиев монастырь
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, (4922) 32-25-15, (49231) 2-09-37

Февраль
Джазовый фестиваль
Суздаль, ОАО «Турцентр», (49231) 2-09-08

Гусиные бои
Суздаль, Музей деревянного зодчества, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, (4922) 32-25-15, (49231) 2-09-37
Фестиваль «Русская сказка»
Суздаль, ОАО «Турцентр», (49231) 2-09-08

Масленичные гуляния
Суздаль, Музей деревянного зодчества, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, (4922) 32-25-15, (49231) 2-09-37
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72