туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Деньги в чужом кармане
Футбол и мировая экономика Скрупулезный анализ всех полученных и упущенных выгод ЧМ-2006 впереди. Однако немецкая привычка к точному счету позволила подвести некоторые результаты, не дожидаясь финального свистка решающей игры. Картина получается впечатляющая. Долгоиграющий эффект Для главных организаторова турнира – его оргкомитета и Немецкого футбольного союза (ДФБ) – главным источником прибыли должны были стать входные билеты. Их отпечатали почти 3 млн экземпляров. СМИ слегка подтрунивали над председателем ДФБ Тео Цванцигером, считая, что его прогнозная оценка объема продаж – 95% - «чересчур оптимистична». В итоге оказались проданы 99% билетов ("Франкфуртер альгемайне цайтунг"). При усредненной цене каждого в 80-100 евро получается порядка 275-290 млн евро. Почти такую же сумму удалось выручить за продажу прав на телетрансляцию матчей. Сколько дала розничная продажа официальной символики чемпионата, достоверных цифр пока нет. Но торговля ими (за исключением плюшевого львенка Голео, о чем – особый разговор) шла довольно бойко. Это прямые доходы спортивных организаторов. А в макроэкономическом масштабе немецкий бизнес выиграл, как считает министр экономики Михаэль Глосс, как минимум 10 млрд долларов. Еще в начале июня, до официального открытия чемпионата, футбольная тема обеспечила национальному рынку рост потребительского спроса более чем на 3 млрд евро. Причем собственно сувениры со спортивной символикой играли в этом далеко не первую скрипку. Шел стремительный общий рост продаж товаров широкого потребления: от косметики до телевизоров. Германские розничные сети предложили очень широкий выбор продукции, брендированной под чемпионат мира, в первую очередь одежду и товары для дома. Специальную футбольную маркировку, в частности, обрело большинство кондитерских изделий. Немалый рост продаж обеспечила также активная дискаунтная политика (яркие примеры – компании Lidl, Plus, Wal-Mart). Самым хитроумным предложением выглядела 10-процентная скидка, которую сеть Galeria Kaufhof предлагала посетителям непосредственно во время проведения матчей, делая парадоксальную ставку на тех, кто не смотрит футбол. В итоге только оборот розничных компаний вырос в дни чемпионата на 2 млрд евро. А вообще, по данным Объединения торгово-промышленных палат Германии, непосредственно в дни чемпионата увеличились прибыли каждой шестой немецкой компании, о чем свидетельствуют результаты опроса руководителей 20 тысяч фирм. Особенно высоки оказались ставки прибыли у предприятий, занятых в туристической деятельности, гостиничном секторе, транспортной инфраструктуре, сети общественного питания. Даже 30-градусная жара оказалась на руку: кафе и бары работали во время чемпионата на пределе своих возможностей. Прекрасно заработали на чемпионате хотельеры. Так, если стандартный номер в берлинском отеле Hilton обычно предоставляли по тарифам чуть ниже – чуть выше 150 евро, а в период проведения футбольного праздника он стоил как минимум 400 евро в сутки. Отели 12 городов, где проходили матчи, в массе своей более чем удвоили доходы. Особенно крупный выигрыш получили гостиницы Франкфурта-на-Майне и Дюссельдорфа – основных транзитных пунктов для въезда и выезда болельщиков. А лидером по гостиничным доходам (подсчеты еще идут) станет либо Берлин – хозяин наиболее престижной финальной стадии турнира, либо Мюнхен, которому выпала завидная роль стать главной штаб-квартирой международной прессы, освещающей перипетии чемпионата. Впрочем, позаботились и о тех болельщиках, которым высокие гостиничные цены не по карману. Четко и эффективно, например, работал интернет-сайт www.host-a-fan.de, который помогал приезжим найти частное наемное жилье недалеко от футбольных стадионов. Комнаты на этом сайте стоили от 5 до 50 евро в сутки, квартиры - в «вилке» от 80 до 300 евро. В аренду отдавали и целые дома. Подобных сайтов предприимчивые жители Германии разместили немало. Как и во всей Европе, в Германии очень распространены семейные отели, и они успешно конкурировали с «хилтонами». Автору этих строк потребовалось всего 10 минут, чтобы отыскать одноместный номер в трехзвездном отеле в Гамбурге за 69 евро в сутки, а в Берлине забронировать апартаменты площадью 135 кв. м в 600 метрах от стадиона за 58 евро в сутки. Ключевым фактором служила именно удаленность от стадиона: примерно равноценные квартиры, но в 15-25 км от места событий, можно было арендовать за вдвое меньшие деньги. Соседние страны дали основную массу так называемых «спонтанных гостей» - тех, кто решился приехать в самый последний момент, без предварительной резервации номеров. В основном это молодые люди, на которых прекрасно заработали малобюджетные и семейные гостиницы, мотели, кемпинги и т. д. Всего же в качестве зрителей страну посетили около двух миллионов туристов, причем половина из них - впервые. Позитивный эффект чемпионата мира для гостиничной индустрии в частности и туристического сектора страны в целом не исчезает с отлетом последнего из зарубежных футбольных фанатов. Эксперты полагают, что подтвержденный в жаркие июньские-июльские дни имидж Германии как привлекательного туристического направления способен положительно влиять на туриндустрию в среднесрочной перспективе вплоть до середины следующего года, а в долгосрочной – чуть ли не до следующего мирового первенства. Идеальный вариант «Победа сборной Италии в Чемпионате мира по футболу является наиболее благоприятным результатом для мировой экономики». Эти строки – дословная цитата из опубликованного еще в марте нынешнего года исследования аналитиков банка ABN Amro, озаглавленного "Soccernomics 2006". А поскольку прогноз оказался пророческим, стоит заново переосмыслить его выводы. По ходу самого турнира прямое влияние на итальянскую экономику (главным образом за счет более высоких продаж в барах и кафе) стало незначительным. Зато после вручения золотых медалей стимулирование национальной экономики начнется всерьез. По выкладкам экспертов, страны, ранее выигравшие чемпионат мира, прибавляли в среднем около 0,7-процентного пункта в темпах общего экономического роста. Выясняется, к примеру, что фондовый рынок страны, победившей на чемпионате, добивался куда более заметных результатов, чем рынок государства, проигравшего финальный матч. "В среднем отмечается 10%-ный позитивный эффект в стране-победителе и 25%-ный негативный эффект у проигравшего", - говорится в обзоре. Эксперты указывали, что благоприятному развитию итальянской экономики препятствуют «негибкий рынок труда и ухудшающаяся конкурентоспособность». "Победа Италии могла бы увеличить оптимизм потребителей и производителей, стимулируя увеличение расходов и инвестиций", - излагает исследование точку зрения одного из ведущих экономистов банка ABN Amro Чарлза Калшовена. Бренд "Сделано в Италии" будет также приносить более высокую выгоду за границей, если страна выиграет чемпионат. Это подтолкнет экономический рост, который затем может дать правительству возможность проводить более эффективные экономические реформы, прогнозировал Калшовен. Что касается позитивного влияния голов Матерацци, Гроссо и Дель Пьеро на мировую экономику, то эксперты ABN Amro исходили из того, что главный ее негативный аспект на сегодняшний день - дефицит счета текущих операций платежного баланса США. «Дополнительный рост экономики в Европе мог бы стать "подушкой" в процессе коррекции ситуации. Крупная европейская страна нуждается в выигрыше на чемпионате, чтобы дать дополнительный толчок экономическому подъему. Идеальным вариантом стала бы победа Италии», - говорится в докладе. Львы должны носить трусы На фоне макроанализа проблемы львенка Голео выглядят сущей безделицей. И все-таки, почему же симпатичная вроде бы игрушка стала «самым убыточным талисманом за всю современную историю проведения чемпионатов мира по футболу»? Дизайнеры разрабатывали проект «Голео» прежде всего в расчете на мирового покупателя из-за созвучия с английским словосочетанием «Гоу, Лео!» («Вперед, лев!»). Вполне очевидным на любых языках словом «гол» и интернациональным, хоть и с итало-испанскими корнями, воплем десятков миллионов болельщиков «Оле!». К видовой природе талисмана особых претензий не оказалось: сторонники «бундес-орла» оказались в жалком меньшинстве, да и плюшевые львята – очень популярная игрушка в Баварии. К имени тоже не придирались. А вот к его внешнему виду – даже очень. Разработчики так и не смогли внятно объяснить, почему они на львенка футболку одели, а спортивные трусы – нет. Но факт, как говорится, на витрине. И оценку дает кассовый аппарат. Анкетирование подтвердило самые худшие опасения: почти 85% немцев посчитали оскорбительным, что символизирующий нацию львенок, мягко говоря, «недоодет». Еще за год до начала финальной части турнира производители забили тревогу. По заказу Nici сделали изумительный видеоклип с футбольным львенком в главной роли на мотив замечательной песни Love Generation в исполнении Боба Синклера. Песня вошла в первую пятерку музыкальных хитов Германии. Продажи символики с Голео продолжали катиться вниз. В середине мая, за три недели до открытия чемпионата, руководство Nici объявило о закрытии двух фабрик и увольнении свыше ста сотрудников «сектора Голео». Суд баварского города Кобург даже открыл процедуру банкротства в отношении Nici. После первого удара по мячу, из-за долгожданного наплыва иностранных болельщиков, которые, покупая Голео, не особенно-то интересовались, в трусах он или без, положение несколько выправилось. Даже поступил заказ на пошив еще 700 тысяч «Голео» - от «брелочных» размеров до почти натуральной величины. Но после первой волны успешной реализации опять наступил резкий спад: фанаты стремительно переключались на пиво, «кока-колу» и развлечения. Сергей СВИСТУНОВ * Рачительные немцы собираются заработать почти 5 млн евро на… футбольной траве. Газон Олимпийского стадиона в Берлине площадью 7140 кв. метров, на котором состоялся финальный матч Чемпионата мира по футболу между сборными Италии и Франции, разрезали на 60 тысяч кусков и распродают как сувениры. Каждый кусочек – за 75 евро. Реализация идет через известную фирму, которая специализируется на продажах по каталогу с доставкой на дом. Часть «газонных сувениров» будет также предложена на открытом интернет-аукционе: ожидается, что там они уйдут как минимум за несколько тысяч евро штучка. На аукционную продажу нарезан газон с точек 11-метрового штрафного удара, фрагментов с линиями ворот, а также углов пятиметровой зоны. Врезка 2 Яркая победа сборной Португалии в четвертьфинале мирового первенства над командой Англии может дорого обойтись туристическому сектору страны. Раздосадованные британские болельщики решили организовать массовый бойкот самой идее проведения отпуска в солнечной Португалии. Туристические бюро Великобритании практически повсеместно регистрируют массовые отказы от забронированных туров в Алгарви, на остров Мадейра и в другие места традиционного отдыха англичан. По данным одного из рейтинговых туристических агентств, с традиционного 4-го места британских предпочтений для летнего отдыха Португалия стремительно скатилась на 15-е. По оценкам экспертов, до конца сезона сокращение числа путешествующих на этом направлении составит до 35%. Считалось, увы, что джентльмены умеют проигрывать… |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|