туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Комплексное лечение хронического недоразмещения
Екатеринбургский эпикриз: пациент скорее жив, чем мертв Сегодняшнее состояние гостиничного комплекса Екатеринбурга, пятого города России по численности населения (1,34 млн жителей), – яркая иллюстрация к теме «Промышленно развитый регион остро нуждается в развитии въездного туризма». Диспропорция сложилась более чем очевидная. В рабочие дни, особенно в середине недели, днем с огнем не отыщешь свободного номера в приличной гостинице: предприниматели и прочий деловой люд – кровь и плоть российской и зарубежной бизнес-элиты, притягиваемые мощным магнитом диверсифицированной промышленной базы региона, – берут все. В условиях повышенной конкуренции за кожаное кресло в переговорной комнате и подушку на ночь они готовы к издержкам. Например, переплатить за слегка экстравагантную, с бухгалтерской точки зрения, роскошь пятизвездного «Атриум Палас Отеля», кстати, единственного пока супертяжеловеса deluxe не только в Свердловской области, но и во всем Уральском регионе. Смириться с неважной звукоизоляцией, яркой ночной подсветкой номера снаружи от галогенных прожекторов и другими досадными неудобствами во внешне весьма респектабельных, евроотремонтированных, но все-таки изначально и конструктивно не предназначенных для комфортного проживания зданиях (гостиница “Екатерининская”). Стоически выдержать еще более явные издержки явно не поспевающей ремонтировать свой большой номерной фонд (395 номеров на 507 мест) бывшей советской гостиницы “Свердловск”. Она выживает и даже имеет шанс на преуспеяние благодаря исключительно выгодному стратегическому расположению в самом центре транспортного узла (рядом - железнодорожный вокзал, Северный автовокзал с автобусами, отправляемыми по всей Свердловской области, станция метро, хорошо отлаженные транспортные маршруты в аэропорт “Кольцово”, а главное – это центр города, перекресток всех дорог, автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутов. Они даже готовы поселиться в уютной мини-гостинице или апарт-отеле, которые занимают пару этажей в обычном жилом доме. И только считанные по пальцам счастливчики попадают в самую точку: комфортный, без наворотов, зато с быстрым интернетом и другими приятными для делового человека отнюдь не “мелочами”, вполне умеренный по цене отель Park Inn (3*). В выходные, начиная с “пограничной” пятницы, жизнь в гостиничных холлах и коридорах столицы Урала почти замирает. Более 80% всех гостей города – предприниматели и деловые люди. Иностранных туристов приезжает всего около 20 тыс. в год. Причина понятна: еще десять лет назад Екатеринбург оставался для них совершенно закрытым, секретным городом. Но оправдается ли расчет на то, что к 2010 г. число вояжеров возрастет пятикратно? Как бы там ни было, все без исключения специалисты сходятся во мнении, что спрос на гостиничные площади в Екатеринбурге сильно опережает предложение. И диспропорцию не так уж легко выправить. Минимальная стоимость строительства нового объекта гостиничного хозяйства средней категории в центральной части города составляет $5-7 млн. Cрок окупаемости – в среднем не менее 6-8 лет. Дефицит крупных инвестиций длительное время приводил к тому, что проблема растущего спроса на гостиничные услуги в городе успешно решалась только двумя рыночными сегментами: крупными предприятиями, которые строили для своих гостей небольшие корпоративные гостиницы, и теневым сектором, который активно брал у населения в аренду и подаренду жилые помещения. Причем объем услуг последнего доходил до 40-45% от всего объема гостиничного бизнеса. В последние годы ситуация меняется, и прежде всего потому, что в гостиничный бизнес поверил и стал вкладывать средства частный капитал. Динамика роста такая: 2003 г. – 19 больших гостиниц, 2004 г. – 21, 2005 г. – 36. Только за последний год распахнули двери комфортабельные «Визави», «Евроотель», «Вознесенская», «Рингс». Открылся после крупномасштабной реконструкции «Гранд-Авеню Отель» (бывшая «Евразия»). Своеобразной вехой стал ввод в эксплуатацию в марте этого года гостиницы Park Inn: «первой ласточки» заинтересовавшихся столицей Урала международных гостиничных сетей. Уже и вторая на подлете: в самом центре города кипят работы по возведению 20-этажной башни роскошного отеля сети Hyatt. Стратегический проект «Гостиницы Екатеринбурга», разработанный городской властью совместно с предпринимателями, предусматривает к 2015 г. функционирование в городе уже 62 гостиниц и двукратное увеличение суточного номерного фонда до 8164 мест. Вроде бы можно бить в литавры. Однако как все-таки решать «проблему конца недели»? Сумеет ли бизнес-гость города покрыть гостиничные издержки, связанные с дефицитом «нормального», обычного туриста? Диагноз вроде бы ясен, а вопрос по-ленински риторичен: “Что делать?” Формулировка “Больше отелей хороших и разных!”, сработавшая, скажем, для курортной Барселоны, в данном случае не годится. Море и пляж отсутствуют, музон а-ля Гарик Сукачев пока не обрел этническую глубину каталонской сарданы и андалузского фламенко, а футбольный клуб “Уралмаш” даже и не мечтает о Лиге чемпионов. Успешность гостиничного бизнеса требует комплексных решений в тесной увязке с развитием всех секторов въездного туризма (культурно-познавательного, спортивного, религиозного, экологического, аграрно-фольклорного и т. д.), а также поддерживающей его транспортной инфраструктуры, сервисного обслуживания, торгово-развлекательных комплексов – список длинный. Обычный российский турист, в отличие от делового, - существо довольно неприхотливое. В массе своей он предпочел бы скромные 2*: ему в номерах работать не надо, конференц-залы тоже ни к чему, была бы крыша над головой и завтрак съедобным. Вот и получается, что достопримечательностей, профессиональных гидов, хороших туристических автобусов вполне хватает, рекламная раскрутка региона - тоже на уровне, но турпоток в Екатеринбург - соответственно, во всю Свердловскую область, для которой город служит главным транзитным транспортным узлом - сдерживается высокими ценами на проживание. Вывод напрашивается очевидный: именно сейчас туристическому сектору региона остро необходима поддержка властных структур. Ведь частный капитал, по объективным законам рынка, прежде всего стремится в сегменты с наивысшей финансовой отдачей, и пока не ликвидирован полностью дефицит «посадочных мест» в сфере бизнес-туризма, в более экономичный сектор Aaгостиничного хозяйства он не пойдет, если только не получит на этом направлении значительных налоговых и иного рода послаблений. Сергей СВИСТУНОВ Три гостиницы – три базовых типа размещения “Атриум Палас Отель”, или «Деньги - не вопрос» Адрес: улица Куйбышева, 44. Пять этажей под стеклянной крышей. Много зелени. 131 номер. Проживание в самом скромном одноместном номере – 210 евро, двухместном – 260 евро. Семь конференц-залов: от “Тихого салона” на 14 человек до конференц-холла “Россия” на 350 гостей. Общая вместимость – 1100 человек плюс территория расположенного рядом выставочного комплекса на 1000 человек. Среднегодовая заполняемость – почти 50%. В гостинице располагается Генконсульство Германии, которое недавно арендовало у отеля под свои нужды второй малый конференц-зал. В 2001 г. “Атриум” признан лучшим региональным отелем России. В 2002 г. получил международную награду “The Century International Quality Era Award” «За особые достижения в сфере туризма». Имеет бонусное соглашение с авиакомпаниями «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии». Яркий плюс: номер в “Атриуме” – безошибочный индикатор серьезности ваших намерений на переговорах с деловыми партнерами. Яркий минус: эти же самые партнеры вряд ли пойдут на большие уступки по цене обсуждаемого вопроса. “Парк инн”, или “Бизнес-стандарт” Адрес: улица Мамина-Сибиряка, 98. Первый международный сетевой отель в Екатеринбурге. Центр города. Оригинальный дизайн. 160 номеров. Стандартный одноместный номер – 130 евро в сутки (95 евро – по выходным дням), номер бизнес-класса – 145 евро (110 евро). Номера для людей с ограниченными возможностями. Яркий минус: абсолютная идентичность номеров, выделяемых в четыре группы исключительно за счет одной лишь цветовой гаммы. В плоскости одноцветного этажа войти не в ту открытую дверь – любимое развлечение постояльцев. Ад для дальтоников. Яркий плюс: та же идентичность, суть стандартность. Иностранный бизнесмен – существо исключительно консервативное, для него главное – войти в номер и уже через три минуты приступить к работе. “Сведловск”, или “Рай для транзитника” Построен в 1969 г. Форма собственности - муниципальная. – единственный отель в центре города с такой гибкой ценовой диверсификацией, - объясняет генеральный директор “Свердловска” Игорь Лачугин. – Одноместные номера (семь позиций) можно снять по цене от 680 до 1650 рублей, двухместные (шесть позиций) – от 1100 до 2420 рублей: тариф определяет давность произведенного ремонта. Полулюкс обойдется в 2840 рублей, люкс – в 3800 рублей. “Свердловск” – самый востребованный отель у местных туроператоров. Он исключительно удобен для транзитников, а также больших групп с экономичным бюджетом: участников детских фестивалей, спортивных соревнований и т. Яркий минус: допотопный и маловместительный лифт (четыре человека без чемоданов), в двухместных номерах многие кровати расположены под углом друг к другу по схеме “мои ноги - ваша голова”. Яркий плюс: просторные и уютные люксы с окнами во двор (фасад выходит прямо на привокзальную площадь), солидным набором посуды и столовых приборов, а главное – феном, который вынесен в спальню так, что волосы можно сушить, не слезая с кровати. Среднегодовая заполняемость – 61%. «Чекистский городок» Отель на улице Ленина, 69/1, – составная часть архитектурного шедевра советского конструктивизма «Чекистский городок» (архитекторы – И. Антонов и В. Соколов). Комплекс построен в 1929-1938 гг. для нужд свердловского народного комиссариата внутренних дел. «Исеть» служила в то время молодежным общежитием для чекистов, ее здание выполнено в форме серпа, в то время как соседний Дом культуры и отдыха (сейчас музей) – в форме молота, а близлежащие жилые кварталы – развевающихся знамен. «…И юный Октябрь впереди!» Гостиница «Октябрьская» на улице Софьи Ковалевской, 17, – любимец администрации города, которая объявила его лучшим отелем Екатеринбурга в категории 3* по итогам 2005 г. Она построена в 1985 г. для приема правительственных гостей. Этот современный гостиничный комплекс с развитой инфраструктурой и крупным бизнес-центром первым в Свердловской области аттестовался на «звезды» и первым же организовал для клиентов беспроводной доступ в интернет. Соседство с крупнейшим уральским университетом УГТУ-УПИ, который, закончил первый президент России Борис Ельцин, совершенно не ощущается, как и тот факт, что отель расположен практически в центре города: до проспекта Ленина (главная автомагистраль) – 10 минут ходьбы, но вокруг – сельская умиротворенность дендрологического парка, под сень деревьев которого пристроилась гостиница. «У нас экологически чистый район, - дополняет свой экскурс генеральный директор гостиницы Сергей Полуэктов. – Собственная система фильтрации и нагрева воды: никаких перебоев, да и пить эту воду можно из-под крана спокойно. Охраняет гостиницу специальный батальон милиции». Прейскурант цен по размещению гостей в 66 номерах содержит пять позиций в интервале от 2600 до 5700 рублей. Справка «ТБ» Туризм в Свердловской области (По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Свердловской области) В отрасли занято 11 500 человек, в том числе: - гостиничный комплекс – около 2700 человек; - санаторно-курортные предприятия и базы отдыха – почти 7650 человек; - туристические предприятия – почти 1150 человек. (Без учета предприятий транспорта, питания, работников музеев и производителей сувенирной продукции). По итогам 2004 г. предприятиями сферы туризма (включая гостиницы, турфирмы, санаторно-оздоровительные организации) обслужено более 1 млн человек, что на 20% превышает число жителей области. Доля внутреннего туризма в общей емкости туристского рынка области составляет 85%, общий въездной международный туризм – 6%, выездной международный туризм – 9%. Показатели размещения туристов в гостиничных предприятиях Свердловской области: 2003 г. – 400 тыс. человек; 2004 г. – 468 тыс. человек; 2005 г. – 489 тыс. человек. Объем реализации туристско-экскурсионных, гостиничных и санаторно-курортных услуг стабильно растет, по итогам 2005 г. он составил 4500,9 млн рублей, из них услуги (в млн руб.). |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|