туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Малые отели: проблемы гарантированы
Собеседник «ТБ» - Алексей МУСАКИН, член правления и директор петербургского филиала Российской гостиничной ассоциации (РГА)
Для начала вспомним, когда в Петербурге появились первые малые отели и как сложилась их судьба в бурные 1990-е годы?
Небольшие гостиницы существовали и в советский период. А частные «постсоветские» отели впервые появились в Петербурге в начале 1990-х годов. Их количество быстро достигло 25, потом процесс замедлился – в год открывалось по 10-15 мини-отелей. Ситуация изменилась к 2003 году. Этому способствовали многочисленные сообщения в прессе о том, что в городе не хватает малых средств размещения к празднованию 300-летия Петербурга. У предпринимателей появился стимул вкладывать деньги в этот сегмент бизнеса. К началу 2004 года в Северной столице насчитывалось порядка 250 небольших объектов размещения. К юбилею города хотельеры, конечно, не успели, зато обеспечили толчок развитию малого гостиничного бизнеса. К концу 2007 года число мини-отелей увеличилось до 550. Сейчас, по разным оценкам, в городе работают от 600 до 700 таких объектов. Чем малые отели принципиально отличаются от больших?
В настоящее время юридического толкования термина «малый отель» в России не существует. Условно под ним подразумевают гостиницу, имеющую до 50 номеров. Это может быть объект размещения любого класса – хостел, 3 звездный или VIP-отель. С правовой точки зрения малые отели можно разделить на два типа. Первый – объекты размещения, здания которых переведены в нежилой фонд. Такие мини-гостиницы юридически ничем не отличаются от больших. Но значительная часть малых отелей находится в жилом фонде и потому предлагает для размещения так называемые меблированные комнаты. В результате возникает много спорных моментов. По закону, меблированная комната относится к жилому фонду, но может использоваться в коммерческих целях. Жилищный кодекс РФ предусматривает запрет на размещение в жилом помещении только промышленных производств. Но некоторые ограничения кодекса приводят к тому, что приходится использовать не договор коммерческих услуг, а договор краткосрочного найма жилого помещения. На практике это означает, что такой договор необходимо заключать с каждым клиентом. А это, конечно, неудобно. Сложно ли сейчас открыть мини-отель в Петербурге?
Сложно, поскольку практически нет свободных помещений. Остались помещения площадью 120-150 квадратных метров, где можно разместить 5-6 номеров. Экономическая эффективность такого отеля достаточно низкая. Если у вас есть своя многокомнатная квартира, вы, конечно, можете открыть в ней мини-отель и зарабатывать на жизнь, выполняя функции администратора. Но с точки зрения гостиничного бизнеса такой отель будет неэффективен. Юридические трудности при открытии мини-отеля существуют?
Конечно. Например, если речь идет о жилом фонде, а вы являетесь юридическим лицом, сразу возникнет проблема с установкой кассового аппарата - он должен находиться по юридическому адресу фирмы не в жилом фонде. Фактически кассовый аппарат в этом случае зарегистрировать нельзя. Есть и проблемы с контролирующими органами. Из-за отсутствия закона, регулирующего деятельность малых отелей, они не знают, как проверять и что требовать. Малый бизнес не всегда юридически грамотен, и это порой приводит к неадекватным отношениям между владельцами отелей и «контролерами». Есть ли какие-нибудь специальные требования к помещению малого отеля?
Это одна из причин того, что большинство владельцев мини-отелей не переводит помещения в нежилой фонд. Происходит это не потому, что они этого не хотят, а потому что требования к гостинице, имеющей тысячу номеров, и к гостинице с пятью номерами одинаковы. Необходимы, например, специальные комнаты для белья, наличие генератора, котельной, парковочных мест, служебного входа, загрузочного окна для продуктов, расположенного не ближе восьми метров от жилого окна или двери и многое другое. Понятно, что мини-отель с пятью номерами просто физически не способен это обеспечить - потребуется выкупить здание полностью, но это уже будет совсем не малая гостиница. Что делается для того, чтобы заполнить законодательный вакуум?
По инициативе общественных организаций, в том числе Северо-Западного отделения РСТ, в августе при Комитете по инвестициям и стратегическим проектам была создана рабочая группа по организации деятельности малых отелей. Работа началась с уточнения определения «малого отеля» как средства размещения. Было решено создать методические рекомендации по работе малых отелей, где, в частности, должны быть регламентированы взаимоотношения с надзорными органами. Положено начало инициированию законодательных актов, касающихся данного вида гостиничного бизнеса. Но, скорее всего, на это потребуется много времени, ведь необходимо изменение федерального законодательства. Нужно провести статистический учет малых отелей, чтобы понять, какой у них номерной фонд. В настоящее время, по некоторым данным, порядка пяти тысяч номеров статистика вообще не учитывает. Может, не изобретать велосипед, а воспользоваться опытом европейских стран?
Его мы и берем за основу. Но целиком зарубежные законодательные акты в России использовать невозможно. Кардинальная разница заключается в том, что, в отличие от России, любая европейская гостиница относится к жилому фонду. Кроме того, требования к помещениям у них минимальны. Если владельцам малых отелей в Италии рассказать о российских требованиях, они упадут в обморок. Все, что от них требуется, можно элементарно реализовать в любой квартире. У нас в стране вообще очень сложное положение с малым бизнесом. С одной стороны, с высоких трибун заявляется о его всемерной поддержке. С другой, собираются увеличить социальный налог до 36%. В качестве компенсации обещают уменьшить на некоторое время НДС с 18% до 12%. Но никто не думает о том, что эта компенсация не коснется малого бизнеса, поскольку, в своем большинстве, он использует «упрощенку» и НДС не платит. В результате для малых отелей налоги только вырастут. При годовом обороте в 10 млрд рублей у крупного предприятия хватит денег на развитие, а при обороте 20 млн рублей владелец малого отеля не сможет купить новую мебель, кровати, белье. Как следствие – ухудшится состояние гостиницы. Малым отелям придется уйти в «тень», что плохо и для гостиниц, и для государства. Есть ли проблемы с набором персонала?
Проблема с персоналом характерна для гостиничного бизнеса в целом, а не только для малых отелей. Это связано с тем, что в учебных заведениях готовят недостаточное количество специалистов, к обучению во многом подходят формально. В малых отелях кадровая проблема усугубляется тем, что требуется специалист, который мог бы работать администратором, приносить завтрак в номер, а иногда выполнять функции горничной. С одной стороны, подобному универсализму не учат ни в одном учебном заведении, а с другой, дипломированный специалист не всегда захочет выполнять «черную» работу. Насколько сложно малому отелю рекламировать свои услуги на отечественном и зарубежном рынках?
Конечно сложнее, чем большой гостинице. Малый отель, располагая десятью номерами, имеет существенно меньший рекламный бюджет. Непросто сотрудничать и с турфирмами, поскольку им выгодно работать с большими группами, которые часто невозможно разместить в одном мини-отеле. Положение спасают индивидуалы, но для того, чтобы их приезжало больше, гостинице требуется войти в какую-либо систему онлайн-бронирования, которые сейчас активно развиваются. Особенность данного вида резервирования заключается в том, что в онлайне выгодно продавать большие блоки номеров, чего не может себе позволить малый отель. Чтобы решить эту проблему, малые отели объединяются на одном сайте для организации продаж в интернет-среде. Если сравнить московский и петербургский рынки малых отелей, какой из них лидирует?
В Москве очень мало мини-гостиниц, их можно пересчитать по пальцам. Так что с точки развития малых отелей Петербург в России уступает лишь городам Черноморского побережья. Это происходит потому, что в летний сезон чуть ли не каждый сочинский дом превращается в гостиницу. В других российских городах, кроме Петербурга, количество таких объектов редко превышает 20-30, чаще эта цифра колеблется от пяти до десяти. Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития этого сегмента рынка в Санкт-Петербурге и России в целом?
В последние годы малые отели испытывают усиливающееся давление со стороны больших гостиниц – в Россию приходят крупные мировые бренды, увеличивая свой номерной фонд. Кроме того, усиливается прессинг на малый бизнес налоговых и контролирующих органов. С другой стороны, мировой финансовый кризис поставил под вопрос высокую интенсивность строительства больших гостиниц в ближайшей перспективе. В этом случае малые отели оказываются в более выигрышной позиции. По этой причине сейчас мне видятся более радужные перспективы для развития этого сектора гостиничного бизнеса, чем они рисовались раньше. Хотя в существующей мировой экономической ситуации делать надежные прогнозы пока рискованно. Евгений ГОЛОМОЛЗИН |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|