туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Элемент номер 36
Удивительную схему, напоминающую огромную таблицу химических элементов Менделеева, можно увидеть в офисе компании «Криптон». Это настоящее ноу-хау оператора. Глядя на план, сотрудники всегда могут проконсультировать клиента о наличии мест на выбранном курорте, не прибегая к помощи компьютера. Корреспондент «ТБ» беседует с генеральным директором «Криптона» Юрием БУРЛАКОВЫМ.
Юрий, как происходило ваше сближение с туриндустрией?
Сразу скажу, что образование у меня не туристическое. Я окончил механико-математический факультет МГУ. Но у нас в университете был очень сильный турклуб, я постоянно участвовал в его мероприятиях. Например, мы ходили в походы на Кавказ, затем по Заилийскому Алатау – хребту Северного Тянь-Шаня. Ежегодно бывали на Байкале. На зимние каникулы и Новый год ездили в Карпаты кататься на лыжах. Майские праздники всегда встречали в Крыму. Летом путешествовали по горам или устраивали своеобразные речные круизы. Были в Литве, на Украине, в Белоруссии и, конечно, Подмосковье. Сейчас я иногда просматриваю старые походные фотографии и удивляюсь: куда мы только не ходили! Помню, перед входом в Большой Крымский каньон раньше рос «почтовый» дуб. Такая традиция была: кто проходит мимо – оставляет «письма счастья». Времени на учебу хватало?
Если в течение месяца мы куда-нибудь не выбирались, это был нонсенс. Я до сих пор не могу понять, как при этом удавалось прилично учиться и сдавать сессии. Кроме того, я находил время, чтобы серьезно заниматься спортом и даже получил звание кандидата в мастера спорта по боксу. Очень хотел стать мастером, но не хватило, к сожалению, совсем чуть-чуть. Лучшим моим достижением было третье место на Чемпионате Москвы. А когда я окончил университет, времени на спорт совсем не осталось. Что произошло потом?
Затем я получил высшее военное образование. В 1985 году государство начало проводить своеобразный эксперимент по привлечению светлых умов в военную сферу. Из лучших вузов страны набирали 100-150 выпускников в военные академии на двухгодичное обучение, потом отправляли их в НИИ Министерства обороны. Я окончил академию и попал НИИ Генштаба в конце 1980-х годов, где умудрился отработать несколько лет. Почти весь 1992 год провел на полигонах в Белоруссии. Зарплаты не хватало. Жена без работы сидела дома с маленьким ребенком. В армии дисциплина была суровая: нам не разрешали подрабатывать. Отношения с начальством обострялись. Очень сложно стало, поэтому мне пришлось покинуть славные ряды вооруженных сил. Какими были ваши первые профессиональные шаги в туризме?
В поисках работы и новой профессии я перепробовал многое. Еще в 1992 году мы с друзьями организовали фирму под названием «Производственное объединение «Криптон» и занимались практически всем: продавали сахар, муку, валенки, противогазы и прочую всячину… Это продолжалось около года. Затем мне предложили попробовать себя в турбизнесе, который тогда начинал развиваться. Моя первая работа в турагентстве выглядела так: пустой кабинет, телефон на столе и пара газет с объявлениями, а я – и руководитель, и сотрудник в одном лице. Знания и опыт пришли со временем. С 1993 года я занимаюсь только туризмом, при этом последние несколько лет - исключительно внутренним туризмом. Название мы решили оставить, поскольку оно звучит достаточно солидно. Сейчас компания хорошо известна, так что нет смысла в переименовании. Чем привлек вас внутренний рынок?
Свою работу фирма начинала с зарубежного туризма - Франция, Великобритания и другие европейские страны. Мы прошли через все испытания: выкупали блоки мест на чартерах, получали аккредитацию в посольствах, разбирали с консулами огрехи наших клиентов. В какой-то момент я подумал: а зачем этим заниматься, если очень многое от нас практически не зависит? Например, постоянные проблемы с посольствами. В то время почти в каждой тургруппе были один - два человека, которые не возвращались назад в Россию. Существовали сложности с оформлением авиабилетов. Чартерных рейсов выполнялось мало. «Аэрофлот» продавал билеты только под конкретные фамилии, заранее их выкупить было невозможно. Сначала набиралась группа, а потом искали возможность вывезти туристов. Поэтому я принял решение перейти на внутренний рынок. Как компания пережила кризис 1998 года?
Рынок зарубежных туров упал, продержаться на нем без внутреннего туризма было очень сложно. Наша компания уже начинала переходить на внутренний турпродукт, но медленно и осторожно. С августа 1998 года ситуация резко изменилась: именно этот сегмент рынка неожиданно начал приносить ощутимые дивиденды, а объемы выездного туризма существенно упали. Наличие большого отдела путешествий по России и Украине спасло компанию. В целом же мысли об уменьшении зависимости от факторов, на которые сложно влиять, а также кризис окончательно подтолкнули меня к переходу на российские просторы. Можно сказать, что решение о проведении Олимпиады в Сочи вам на руку?
Думаю, что на данный момент и владельцам отелей, и туроператорам развернувшееся в Сочи строительство приносит только убытки. Уже нынешний год показал, что объемы продаж по Краснодарскому краю упали. Не скажу за всех, но у нас они точно не выросли. Про Абхазию даже не говорю – тут нестабильная политическая ситуация. Более популярным стал район Анапа – Геленджик – Туапсе. Сочинский район продавался очень плохо. В конце июля я сам съездил в Адлер. Город не выглядел курортом в разгар сезона: полупустые улицы, свободные места в гостиницах и на пляжах. После Олимпиады жители Сочи, вероятно, будут «в шоколаде», но сейчас я им очень сочувствую. На ближайшие пять лет им нужно затянуть пояса и думать о светлом будущем. Не хотите на это время найти для себя какие-то новые направления?
У нас есть другие направления. Я вижу, что сейчас краснодарский рынок не растет. Мы потратили больше средств на рекламу, взяли больше блоков, а объемы продаж не выросли. Зато обратили на себя внимание другие наши курорты. Сегодня основное наше направление – Крым. При этом хочу отметить, что совершенно явно летом чувствовалось перераспределение потока клиентов, которые не поехали в Краснодарский край, а отправились в Крым. Раньше было много туристов, которые категорически не хотели ехать отдыхать на Украину, а теперь сами просили найти им тур именно туда… В этом году даже на конец сентября у нас не было свободных мест в Крыму. Евпатория, которая всегда «вымирала» в конце августа, сейчас переполнена, нет ни одного свободного места. Вот такая уникальная ситуация. Наша компания также предлагает отдых на курортах Трускавца и в санаториях Белоруссии. Плюс небольшие объемы в санаториях Подмосковья. В последнее время все чаще клиенты спрашивают санатории Белоруссии. Например, все места до конца сентября у нас были проданы. Идут активные продажи на октябрь и даже на ноябрь. Почему именно Белоруссия?
Это направление становится модным. Ведь туризм очень сильно зависит от моды. В этом году «сарафанное радио» сообщало, что нужно ехать в Белоруссию, где дешево, комфортно и хороший сервис. К июлю мы уже продали путевки на все лето, а сейчас продаем на позднюю осень. А ведь как таковой рекламы Белоруссии как туристического направления не было и нет. Боитесь ли вы конкуренции?
Нет, потому что без конкуренции нигде ничего не бывает. Это естественная составляющая бизнеса. Я привык к постоянным единоборствам. Неприятно, когда человек не держит свое слово. В нашем деле очень сложно абсолютно все мелочи переложить на бумагу и проверить у юриста, поэтому многое решается под честное слово. И очень грустная картина получается, если кто-то не выполняет своих обязательств. Внутренним туризмом заниматься очень сложно и малорентабельно. Крупные туроператоры не идут в этот сегмент или идут очень осторожно, открывая лишь мини-отделы. Вы верите в то, что наступает время отдыхать в России?
Сейчас много пишут и говорят, что через год-два ситуация изменится, россияне будут отдыхать в своей стране. Мне кажется, это миф. Хотя есть много причин, почему наши соотечественники могут остаться дома. Например, окончание срока действия паспорта. С другой стороны, ни в одну страну невозможно поехать так надолго и так недорого отдохнуть, как в России. Мы не говорим об олигархах. Согласитесь, что семьей в Крым не ездят на неделю. Важно давать клиенту достоверную информацию о размещении и порой ненавязчивом сервисе. Если турист подготовлен, никакого негатива после поездки у него не останется. Есть ли девиз у вашей компании?
Наши сотрудники больше аналитики, а не гуманитарии, поэтому лозунгов у нас нет. Стараемся не гнаться за сумасшедшими объемами, чтобы любой ценой заработать денег. По результатам опросов наших клиентов и агентов, могу сказать, что мы - одна из немногих компаний на крымском направлении, которая компетентно и вежливо отвечает на телефонные звонки даже в разгар сезона. Мы никогда не отсылаем клиента к сайту, всегда консультируем по полной программе. Все знают, что в разгар сезона дозвониться до топ-менеджера практически невозможно. У меня же все сотрудники доступны и компетентны, поскольку знают продукт не понаслышке. Вы стремитесь развивать корпоративную культуру?
Мы делаем робкие шаги в этом направлении. Ежегодно что-то происходит, конечно. Любые акции требуют подготовки, «заводилы» в коллективе. Обычно в университете в подобной роли выступал я. Тогда мне было это очень интересно, а сейчас большой дефицит времени. Конечно, праздники мы встречаем вместе, что-то организуем в текущем режиме. Но походов в боулинг или вечеров с гитарой, к сожалению, у нас нет. У нас работают 15 человек в офисе в Москве и пять человек в Крыму. Половина коллектива трудится уже десять лет и более. Средний возраст сотрудников - не молодежный, мягко говоря. С одной стороны, это обременительно. Но с другой – у них колоссальный опыт, и я могу им доверить практически все. Есть фирмы, где персонал практически на 99% состоит из 20-25-летних людей. Думаю, что текучка в этих компаниях большая. Кроме того, молодых сотрудников надо научить, а они потом уходят. Есть много фирм, основанных бывшими специалистами нашей компании. Я думаю, что они молодцы, потому что организовать собственную компанию – это уже определенное достижение. Тем более, поднять ее на более высокий уровень, чем у своих учителей. Могут ли сотрудники компании стать друзьями?
Мне кажется, что каждый руководитель должен определять это сам для себя. Я считаю, что нет. Должна быть четкая дистанция между мной как директором и моими сотрудниками как подчиненными. Разумеется, у меня со всеми очень хорошие отношения, но по своему опыту я знаю, что с друзьями лучше не вести совместный бизнес. Ваше пожелание свои коллегам-туроператорам?
Я бы пожелал всем вести честный бизнес. Все-таки круг туроператоров достаточно узкий. Мы все достаточно часто пересекаемся. Клиент определит, кто лучше, а кто хуже. Нужно вести себя по-рыцарски. Подготовила Светлана ФУНТУСОВА |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|