туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Вокруг мира на велосипеде
Известный путешественник петербургский художник Владислав Кетов совершает первую в мире велосипедную кругосветку. С 14 мая 1991 года он объехал Европу, Африку, Азию, обе Америки, побывал в 93 странах, преодолел 144 тысячи километров.
У истоков Эдема
Фантастическая идея объехать континенты нашей планеты по береговой линии родилась у Владислава в 1983 году во время первой одиночной велопоездки из Ленинграда в Свердловск. Он путешествовал по берегу Волги. Именно в это время его осенила мысль: «А что будет, если все время двигаться вдоль берега моря?» Владислав представил себе этот маршрут и был ошеломлен: выехав из Петербурга, можно объехать все континенты, кроме Австралии и Антарктиды, и вернуться обратно в Петербург!
Глядя на карту мира, обычно создается впечатление, будто Америка находится очень далеко от Евразии и Африки, поскольку отделена от них Атлантическим океаном. Немного развернув глобус и посмотрев на Землю под другим углом, Кетов вдруг увидел, что все эти части суши представляют собой единое целое, отделяясь друг от друга лишь сравнительно узким Беринговым проливом. Мир оказался единым, а маршрут - береговую линию – даже не нужно было рисовать, поскольку она присутствует абсолютно на всех картах. Второго такого маршрута на Земле нет.
Проект был запатентован 30 сентября 1988 года в советско-американском фонде «Культурная инициатива» - Банке социальных изобретений СССР под номером 3101. Одно из его обязательных условий - использование только экологически чистого транспорта. Это может быть велосипед, яхта, электро- или гелиомобиль и т.п. Свой проект Владислав назвал «Эдем». В данном случае эти буквы являются сокращением - на русском и английском языках - от слов «Этическое движение». Последнее имеет своей целью показать людям, что граница на земле только одна - между сушей и водой.
Страхи и стереотипы
Проект стартовал в 1991 году, когда в стране царила разруха. Если автор рассказывал о свой идее, люди крутили пальцем у виска. Но Кетов упорно ехал вперед. Он утверждает: трудности кругосветки делятся на реальные и надуманные. Например, вечную проблему русских путешественников – языковый барьер – Кетов считает типичным стереотипом. «Если честно, я вообще не знаю никакого языка, кроме русского, - говорит он. - Английский учил в школе и университете и, как пишут в анкетах, - «читаю и перевожу со словарем». Барьер возникает только, когда в консульстве требуется получить визу. В быту все по-другому – иногда, уходя со стоянки дикого племени, я удивлялся - на каком же языке мы общались, ведь все было понятно? Принцип прост: если человек хочет понять, он поймет, а если нет – и знание языка не поможет».
Еще один стереотип – «опасные хищники» - продукт нашего неверного представления о мире. Вдоль дорог не встретишь крупных животных, а чтобы увидеть их в той же Африке, нужны хороший джип, проводник и много «зеленых» денег. Если повезет, можно увидеть настоящего льва в Национальном парке. В дикой природе ни одно живое существо, за исключением кровососущих, первым к человеку не приблизится.
За все время путешествия Кетов видел не более полутора десятка змей. Как-то в Анголе у него закончились продукты. В тот же день ему встретилась приличных размеров змея. В результате вечером на ужин был приготовлен змеиный супчик. Так что встреча со змеей действительно опасна, но для змеи. И она это прекрасно знает.
«Во время кораблекрушений и других катастроф люди погибают, прежде всего, от страха и паники, - поясняет Владислав. - Наша жизнь - тот же океан, наши проблемы вызваны только нашими страхами. Если знать, как себя вести в этом мире, то бояться нечего. Закон таков: чего ты боишься, то и получаешь».
Даже такую реальную, на первый взгляд, опасность – экзотические болезни вроде тропической лихорадки или малярии, Кетов относит к разряду субъективных опасений: «Я ничем подобным не болел. Резервы человеческого организма колоссальные. Я и раньше это подозревал, а теперь знаю точно. В российских посольствах в Африке меня часто спрашивали, где вы кипятите воду? Нигде. Я пью из первой попавшейся лужи, совершенно не беспокоясь о последствиях».
Реальные трудности
Населенные пункты во многих районах мира расположены на большом отдалении друг от друга, поэтому необходимый продуктовый минимум приходилось везти на себе. Общий вес снаряжения - около 50 килограммов. Максимальное расстояние, которое удавалось проехать с таким грузом за день, - 170 километров. Это было в Дании, Синайской пустыне, Намибии и Аргентине. «Рацион у меня простой, - вспоминает Кетов. – На завтрак - бульонный кубик, хлеб и чай. На обед - какой-нибудь фрукт. Вечером, если удавалось найти, - молоко с хлебом. Так я питался все время, пока ехал. Этого вполне хватало, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме».
Самым тяжелым участком пути в Южной Америке стала Патагония с ее ураганами. Порывы ветра буквально сбрасывали велосипедиста с дороги. Здесь не было плодородной почвы, не было даже песка, который сдуло в Атлантический океан. Лишь среди холмов вдали от побережья виднелись редкие селения по 2-3 дома.
За Амазонкой потянулись дикие неосвоенные места, кончился асфальт, началась глинистая грунтовка, которая тут же раскисла под струями тропического ливня. В этой грязи Владислав «плюхался» больше недели.
На севере Колумбии - оплоте мирового наркобизнеса - к побережью приблизиться не удалось, там были только тропы наркодельцов, ездить по которым небезопасно. Пришлось выбрать дорогу, которая шла на некотором удалении от берега.
Повсюду чиновники требовали взятки. Например, жандармы франкоговорящей Африки, завидев путника, еще издали кричали «Кадо!», что означает «подарок». Кетова спасали блестящие железнодорожные пуговицы с гербом Советского Союза, горсть которых он благоразумно захватил с собой. Пуговиц хватило на половину Африки.
Арктическое кольцо
И вот, наконец, наступил знаменательный день, когда за канадским городком Наташкаун Владислав остановился у щита с надписью «Est Fin. Route Barree» - «Восточный конец. Дорога закрыта». Далее дороги не было до самого Северного полюса. Можно ли считать проект законченным?
«Нет, - считает Владислав. – Во-первых, нужно пройти пропущенные фрагменты маршрута – Прибалтику, Ливию, Либерию, Сомали, Корею и Дальний Восток. Во-вторых, необходимо совершить «полярную кругосветку». Правда, велосипед здесь не годится – нужен другой транспорт. По условиям проекта он должен быть экологически чистым».
В 2005 году Кетов обогнул Скандинавию, в 2006 году – преодолел Аляску. В настоящее время готовится завершающая часть проекта, которая включает не пройденный еще север – это 25-30 тысяч километров пути. «Арктическое кольцо» - это все Арктическое побережье Северной Америки от Квебека до Аляски и Евразии от Берингова пролива до Мурманска. Чудо? «На мой взгляд, ничего особенного, - говорит Кетов. – Правда, когда я пытаюсь отстраниться и посмотреть на это как бы со стороны, мне становится не по себе».
Евгений ГОЛОМОЛЗИН
|
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|