туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
В поисках фарватера
Несмотря на экономические проблемы, связанные, прежде всего, с ростом цен на топливо, минувший летний сезон на рынке речных круизов ознаменовался ростом турпотока на внутреннем рынке. Каким будет 2009 год? Своим мнением по этому вопросу с читателями «ТБ» делятся представители ведущих операторских компаний. Вне конкуренции
Внутренний российский круизный рынок в последние годы стабильно демонстрирует положительную динамику продаж. Поэтому крупные операторы на навигацию 2008 года значительно увеличили число рейсов и судов на российских реках, обеспечивая в высокий сезон с июня по сентябрь почти 100% загрузку своих теплоходов. «Рост спроса на речной отдых на внутреннем рынке свидетельствует не только о росте благосостояния населения, но о повышении популярности и привлекательности круизного туризма в целом. Наших соотечественников все больше интересует культурно-просветительский туризм. И здесь речные круизы вне конкуренции. Кроме того, все больше россиян предпочитают проводить свой отпуск на родине, а круизный теплоход оптимально подходит для того, чтобы отдохнуть в нашей стране с комфортом», - рассказывает начальник отдела маркетинга компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин. Тем не менее сезон 2008 года едва ли можно назвать успешным. Кризис в отечественной круизной отрасли разразился еще летом в связи с резким скачком цен на дизельное топливо, которое является одной из основных затратных статей туроператоров. Таким образом, объем турпотока вырос, но финансовые показатели работы турфирм заметно «отстали». «Цены на путевки были рассчитаны осенью 2007 года, продажи стартовали в ноябре. К моменту резкого подъема цен на топливо турпродукт был уже реализован. В итоге финансовый результат был хуже показателей 2007 года», - говорит заместитель генерального директора по туризму компании "Мостурфлот" Светлана Гончарова. По словам Андрея Смолина, въездной турпоток в Россию на протяжении последних лет продолжает падать, что подтверждают и официальные данные Росстата. Ситуация выглядит тем более тревожной, если учесть, что многие иностранные бизнесмены въезжают в РФ по туристским визам. Тем не менее круизный въездной рынок остается достаточно стабильным, что во многом обусловлено дефицитом гостиниц туристского класса в Москве и Санкт-Петербурге. Так, в фирме «ВодоходЪ» средняя загрузка теплоходов по «иностранной линии» остается на достаточно высоком уровне, что связано с проводимой компанией политикой активизации собственных розничных продаж за рубежом. Сегодня круизы «Водохода» предлагают 63 иностранных туроператора. Исключением является туристический рынок США, который в условиях финансового кризиса буквально «провалился» еще в прошлом сезоне. Классика и экзотика
Крупные туроператоры речного туризма, как правило, предлагают широкий спектр маршрутов, которые охватывает почти всю европейскую часть России. Наибольшей популярностью у иностранных и российских клиентов пользуется тур Москва – Санкт-Петербург. Круизы в Северную столицу существуют во многих вариантах с разной продолжительностью поездки. Их неизменной составляющей является посещение Углича и Ярославля, островов Валаам и Кижи. По оценке Андрея Смолина, этот маршрут прекрасно подходит для людей, которые впервые отправляются в путешествие по реке, интересен он и туристам со стажем. По популярности с петербургскими программами могут конкурировать, пожалуй, только трехдневные круизы выходного дня в Углич – путевки на них выкупаются очень быстро и свободных мест практически не остается. Среди других лидеров продаж «Мостурфлота» - круизы до Астрахани, путешествия по Волге и Оке продолжительностью от трех до семи дней. «Не меньшей популярностью у любителей речного отдыха пользуются «экзотические» направления. Места на круизы Москва - Пермь – Москва, Москва – Болгары – Елабуга – Москва на сезон-2009 уже распроданы на 70%. По нашим прогнозам, наиболее востребованными будут продолжительные рейсы, в то время как спрос на туры выходного дня сократится. В условиях кризиса туристы могут отказаться от коротких поездок в пользу загородного отдыха. Но это лишь предположение. Предугадать, по какому именно сценарию будут развиваться события, практически невозможно», - считает Андрей Смолин. По свидетельству Светланы Гончаровой, уже сейчас ясно, что, помимо маршрутов в Северную столицу, спросом в летнем сезоне будут пользоваться такие программы, как Москва - Казань – Елабуга - Москва, С.-Петербург - Валаам - Кижи –Петрозаводск - С.-Петербург, различные круизы на майские праздники. Несмотря на все экономические трудности, операторы подготовили ряд интересных новинок для своих клиентов. Несколько лет назад «Мостурфлот» предложил 6-7-дневные круизы до Плёса на майские праздники. Теперь наряду с трех-, четырех- и семидневными маршрутами на этом направлении оператор выполняет 12-дневный круиз на 4-палубном теплоходе «Н. Карамзин» с 30 апреля по 11 мая (Москва - Казань - Елабуга – Москва с заходом и экскурсиями в 11 городах). С 29 июня по 2 августа «Мостурфлот» поставит теплоход «Н. Карамзин» на круизные линии С.-Петербург – Валаам - С.-Петербург и С.-Петербург - Валаам - Кижи – Петрозаводск - С.-Петербург. Высоко востребован тур на этом же судне с 9 по 24 августа по маршруту Москва – Мышкин – Ярославль – Казань - Елабуга – Чайковский – Пермь – Сарапул - Чистополь – Чебоксары – Городец – Плёс - Кострома – Углич – Москва. Спектр предложений компании «ВодоходЪ» пополнился 8-дневным круизом на борту четырехпалубного теплохода «Нижний Новгород» (проект 301) по маршруту Москва – Нижний Новгород (Павлово, Семенов) – Москва с 11 по 18 июля. Тур предполагает очень насыщенную экскурсионную программу. Для любителей речных путешествий это прекрасная возможность соприкоснуться с культурно-историческим наследием Средней Волги, ведь в круизе сделан акцент на знакомство с традиционными русскими ремеслами. Оператор предлагает еще одну интересную новинку: рейс Москва – Казань – Москва на теплоходе «Александр Радищев». Круиз ориентирован на любителей южного направления, не готовых отправиться в традиционный астраханский маршрут из-за его значительной продолжительности. Кроме того, впервые на российском рынке «ВодоходЪ» предлагает уникальную возможность совершить круиз на четырехпалубном теплоходе австрийского проекта Q-056 «Лев Толстой». Обычно это судно работает исключительно с американскими туристами. В навигацию 2009 года «ВодоходЪ» предлагает два круиза на борту этого теплохода: четырехдневный тур с 8 по 11 мая по маршруту Москва – Углич – Мышкин – Москва и семидневный круиз с 12 по 18 мая по маршруту Москва – Плёс – Москва. Глубина и объем
В конце прошлого лета все главные игроки российского круизного рынка заявили о необходимости резкого увеличения цен на 2009 год и сокращении затрат, прежде всего, на переоборудование и ремонт флота. Объявленные на нынешний сезон цены выросли в среднем на 20-30%. Связан этот рост и с повышением тарифов на экскурсионное обслуживание в городах (музеи, автобусы, гиды), удорожанием продуктов питания. По оценке специалистов компании «ВодоходЪ», в сезоне 2009 года на рынке внутренних речных маршрутов будет отмечен спад продаж, в первую очередь за счет клиентов, которые привыкли покупать туры в последний момент. Аналогичный прогноз делают и в «Мостурфлоте». «При сегодняшнем падении курса рубля по отношению к доллару и евро, существующее снижение интереса к выездному отдыху будет усугубляться. Но отдыхать люди будут, и речные круизы в этой обстановке остаются привлекательным предложением на рынке. Уже сегодня мы видим увеличение глубины и объемов продаж по сравнению с аналогичным периодом 2008 года», - говорит Светлана Гончарова. Плавание на пятерку Компании «ВодоходЪ» исполняется пять лет. Основным направлением деятельности оператора является организация круизов по рекам и озерам России как для российских, так и для иностранных клиентов. На «иностранной линии» компания эксплуатирует десять комфортабельных судов проектов 301, 302, Q-040 и Q-056, на российском направлении - четыре четырехпалубных судна проектов 92-016 и 301. Общий круизный поток оператора составляет около 50 тысяч человек в год. Кроме того, "ВодоходЪ" оперирует собственными судами «Нева-4», «Нева-2», «ВодоходЪ», «Московский-15», «Москва-198». Это прогулочные теплоходы для проведения банкетов корпоративных заказчиков, розничной продажи прогулочных рейсов по водным путям Москвы и Московской области. Сергей ДЕМЕНТЬЕВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|