туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
КАК ПОКОРЯЛАСЬ СИБИРЬ
Об истории одной из наиболее известных своими идеями и успешной работой российских региональных компаний рассказывает исполнительный директор турфирмы «Саянское кольцо» Юлия КАПУСТИНСКАЯ
Андрей Катаев, генеральный директор красноярской фирмы «Парадайз», решился в 1999 году на отважный шаг – зайти в пустующую нишу въездного туризма. К тому времени его компания занималась организацией индивидуальных туров по всему миру, образовательными программами, работал отдел корпоративного обслуживания с авиакассой. Увы, Красноярский край, как и его ближайшие соседи, тогда мало кому представлялся регионом, интересным для массового туризма. Но риск – благородное дело.
Идея турпродукта под названием «Саянское кольцо», охватывающего Красноярский край, Хакасию и Туву, родилась после прочтения книги Михаила Величко «Путешествие по Саянскому кольцу», изданной в далеком 1985 году. В ней был представлен спортивно-активный тур с палатками, автопереездами, пешими переходами, расписаны достопримечательности. Причем акцент делался на ленинские места, а конкретно, село Шушенское. Взяв книжку и карты, Катаев и его товарищи отправились в путь. Они выполнили несколько экспедиций по территории трех регионов, за одну поездку проезжая свыше двух тысяч километров. Все это было нужно для разработки маршрута. Сразу стало ясно, что тур получится автобусным и экскурсионно-этнографическим. Также было очевидно, что привлечь этими красотами можно будет в первую очередь иностранных туристов. А значит, нужен сервис. И тут возникли серьезные проблемы: практически полное отсутствие объектов размещения, трудности с организацией питания. На расстоянии почти в тысячу километров не было ничего: только степи с кочующим скотом, напоминающие Монголию. Где же будут жить путешественники? Идея палаток отпала сразу, так как тур должен привлечь избалованного сервисом иностранного гостя, а также обеспечить комфортный отдых после 500-километровых автобусных переездов. У компании не было денег на строительство отелей. А инвесторы не были заинтересованы в проекте, расчетная окупаемость которого составляла не менее семи лет. Нестандартный путь решения проблемы размещения Андрей Катаев нашел, изучая историю и культуру Тувы и Хакасии. Он воспользовался тем, что было придумано сотни лет назад: построил в Туве городок из войлочных юрт, а в Хакасии - из деревянных. Решение было одновременно дешевое, нетрадиционное, экологичное и, что самое важное, выдержанное в модном «этнографическом стиле». Компании пришлось прокладывать дорогу к месту строительства городков, так как туда не мог пройти никакой транспорт, кроме «уазиков». Провели электричество, пробурили рядом с ними питьевые скважины, построили отдельные юрты с душевыми и биотуалетами, большую юрту-столовую. Территорию не только облагородили, но и пригласили шаманов, чтобы они освятили эти места. Возможно, именно это уже восемь лет сохраняет юрты, которым неоднократно грозило затопление. Вода с Бий-Хема (Енисея) доходила почти до базы, но останавливалась в полуметре! После многочисленных экспедиций по маршруту была расписана почасовая программа каждого дня, оценены временные затраты на переезды, определены объекты для посещения, экскурсий. Кроме того, были найдены места для организации горячего питания, так как альтернативы пикникам просто не было. Более того, в то время на территории в две тысячи квадратных километров не существовало мобильной связи, поэтому в туры возили спутниковый телефон. А еще пришлось учитывать человеческий фактор. Ведь в программе представлены настоящие деревни и кочевники, которые могут в любое время… перекочевать. Нужно было найти тех, кто готов принимать у себя гостей, показывать им свой дом, хозяйство, рассказать о себе и своей семье, угощать блюдами национальной кухни. Так, в Ермаковском районе были выбраны три дома, в которых жили бабушки - замечательные мастерицы. Они вязали, ткали ковры, стряпали булочки, гнали отличный домашний самогон. «Традиционным» местом размещения в Красноярске стала гостиница «Яхонт», имевшая опыт приема иностранцев. Это было единственное место на маршруте, где не возникло никаких проблем. В Шушенском в маршрут вошла гостиница «Турист», построенная в 1960-е годы. Для размещения клиентов в ней отремонтировали номера. А на границе Тувы и Хакасии, в заповедных местах Саян, путешественников принимала таежная база «Снежный барс». Пришлось срочно обучать персонал, обустраивать домики с печками, туалетными комнатами, устанавливать биотуалеты. Для тура было разработано два варианта меню с блюдами русской, тувинской, хакасской, а также вегетарианской кухни. Но как технически организовать питание? Было ясно, что только в Красноярске оно соответствует требуемому уровню. В остальных пунктах размещения не было нужных приборов, посуды, не умели обслуживать туристов, что уж говорить о пикниках… Кроме того, купить напитки, воду, соки, спиртное в пути было просто негде. А ведь все мы хорошо знаем, что сытый турист – добрый турист. Поэтому было принято решение кормить клиентов по системе «все включено». В цену тура включали воду, чай, кофе, соки, спиртные напитки. В неограниченном количестве. Первые три года программу обслуживало одно из красноярских кафе. Был приобретен микроавтобус. Бригада поваров, загружала продукты, скатерти, посуду - все до последней мелочи – и отправлялась в путь. Она приезжала на объекты размещения, где заменяла местных поваров, либо к местам пикников раньше туристов. Путешественников ждал шведский стол на природе, салат-бар, напитки и обслуживание заботливым персоналом. На траве стелили ковры с национальными узорами, каждый турист получал раскидной стульчик, наслаждался видами природы и вкусной едой. Понятно, что такой сервис существенно сказывался на себестоимости тура, но было просто невозможно сократить эту расходную часть. Большое внимание уделили и транспорту, так как на отдельных этапах переезды составляли до 560 километров. Для обслуживания гостей был выбран автобус «мерседес», кстати, до 2005 года - единственный в городе! С туалетом, мини- баром, кондиционером, удобными креслами, белый и красивый, он колесил по маршруту несколько лет. И только в последние два года ситуация значительно улучшилась. В Красноярске появилось много хороших машин, заработали компании, заинтересованные в постоянном партнерстве. Они следят за состоянием техники, и что немаловажно, работают с водителями. Кстати, еще в 1999 году нами были разработаны требования для шоферов, куда вошли запрет на курение в автобусе, запрет на употребление алкоголя, помощь в подносе багажа, ежедневная мойка и уборка авто, ограничение на общение с туристами. Еще нужно было найти хороших гидов. Для них также была разработана подробная инструкция, ведь в таком сложном туре обязанности гида существенно расширяются. После приема первых больших групп (по 15-20 человек) стало ясно, что на маршруте дополнительно требуется организатор, которые решает вопросы организации питания и экскурсий, следит за сервисом, наличием напитков в автобусе, занимается погрузкой и выгрузкой багажа. При необходимости он ищет кочевников, помогает бабушке печь булочки, собирает для туристов грибы, ягоды, отвечает на вопросы. Первыми гидами была собрана и записана подробная путевая информация, разработаны все экскурсии на остановках группы. Сейчас мы организуем курсы для гидов - приглашаем краеведов, даем теорию и практику, вывозим на маршрут. В сезон постоянно работают гиды – переводчики с немецкого, французского, английского языков. Есть «резервные» гиды итальянского, китайского, японского. С момента рождения идеи до ее реализации - строительства лагерей, организации развлекательной программы, питания и т.п. - прошло всего несколько месяцев. Увы, в 2000 году по Саянскому кольцу проехали лишь 10 человек! Но команде удалось убедить крупные западные компании прислать своих представителей в регион. Для знакомства с турпродуктом приехали туроператоры из Италии, Дании, Великобритании, которые остались в полном восторге от увиденного и стали отправлять к нам группы в 2001-2002 годах. Мы обзванивали московские, питерские, зарубежные туристические компании, посольства, сделали сайт в интернете. Ведь без него вообще нереально было бы что-то продать. Писали сотни писем в день, отправляли факсы. Издали буклет и организовали почтовую рассылку информации потенциальным партнерам, которые могли бы представлять наш тур в столице и за рубежом. Мы посещали выставки в Берлине, Лондоне, Куала-Лумпуре, Токио, Москве, Петербурге. В 2001 году наш продукт на сайте Travel.ru был признан «лучшей экзотической программой по России». Очень сложным моментом для компании стала эпидемия атипичной пневмонии в 2003 году. Тогда мы планировали отправить на отдых как минимум восемь групп (около трехсот иностранцев), а вместо этого приняли примерно 75 человек. Группы из Италии, Дании, Германии аннулировали брони одна за другой. Стало ясно, что у компании должны быть пути к отступлению - российский рынок, который не столь чувствителен к подобным катаклизмам. Тут возникли очередные сложности. Россияне просто не понимали, как 10-дневный тур в Сибирь может стоить 44 тысячи рублей в ценах 2004 года. Мы пытались сокращать расходную часть. К счастью, в том же 2004 году на маршруте начали появляться кафе. Часть пикников на природе стали готовить подрядчики. А по дороге в Кызыл мы нашли замечательную семью, которая кормит наши группы до сих пор, устраивая им своеобразный домашний шведский стол «по-сибирски». Поэтому на маршрут уже не выезжала бригада поваров. С 2003 года комиссия для агентов составляла 15%, а крупным фирмам мы предлагали 20%. Но после анализа продаж стало ясно, что часть компаний не продвигает новое направление, и в 2007 году мы сократили комиссию до стандартных 10%. Впрочем, учитывая стоимость пакета, агентское вознаграждение все равно получалось очень солидным. Сегодня повышенную комиссию мы даем агенту после проверки его работы. Еще в 2003 году мы начали сотрудничать с такими компаниями, как «Интурист», «Астравел», «Академсервис», «КМП групп», «ТурЛенд», «Апельсин-тур», PAC Group, «Тари Тур», «Ванд Интернешл тур», «Пилигрим» и др. С каждым годом число наших столичных партнеров растет. Даже не верится, что еще три-четыре года назад сибирский регион практически не интересовал московских операторов. Изменилось и отношение туристов к отдыху в России: люди перестали бояться ездить по своей стране. Многие, насытившись заграницей, заинтересовались родными просторами. Именно для соотечественников в 2005 году мы запустили сокращенный 8-дневный вариант тура «Саянское кольцо». Тогда же наш маршрут получил приз имени Юрия Сенкевича в номинации «Лучший региональный турпродукт». С 2007 года мы стали объединять иностранные группы с российскими. В этом году такие «смешанные» группы увеличились до 14 человек. На сегодняшний день на долю «Саянского кольца» приходится 33,5% от общего объема продаж компании. Для сравнения: в прошлом году этот показатель составлял 30%, в 2006 году - 24,5%. Как видите, динамика положительная. Сейчас в основном к нам едут туристы из Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Англии, а также из Италии и Японии. В позапрошлом сезоне мы принимали гостей из Венгрии, Испании, Финляндии. В 2008 году их не было, зато стали активнее ездить россияне – жители Москвы, Петербурга, Сургута, Самары, Казани. С 2007 года на базе наших партнеров были открыты представительства фирмы в Германии, Франции, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Иркутске, Новосибирске, Абакане. И еще один интересный момент. Для продвижения бренда Андрей Катаев придумал фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо» в Шушенском, который теперь проходит ежегодно и привлекает все больше туристов. Достаточно сказать, что в этом году на площадках фестиваля побывали 25 тысяч человек! Палаточный городок, специально построенный для этих целей, принял более шести тысяч гостей. Перспективы у тура «Саянское кольцо» хорошие. Наша главная задача - увеличение числа организованных групп, путешествующих по маршруту, а также расширение географии приема и постоянное улучшение сервиса на маршруте. Подготовил Сергей ДЕМЕНТЬЕВ
|
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|