Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2009
« Вернуться к журналу  

Элеонора Шереметьева: «Великое – в малом»
«В Угличе есть две достопримечательности – старинная архитектура и современный мэр», – написала французская «Фигаро» в 1995 году, спустя год после избрания Элеоноры Шереметьевой главой Угличского муниципального района.
 За пятнадцать лет этой красивой и энергичной женщине, избранной в конце 2007 года президентом Ассоциации малых туристских городов, удалось сделать очень многое. Неслучайно именно в Угличе президент России Дмитрий Медведев провел в августе прошлого года совещание по вопросам развития внутреннего туризма.
 
Элеонора Михайловна, с того дня прошло уже более полугода – какие из поставленных на совещании вопросов уже удалось решить, а какие остаются первоочередными?
В самом конце 2008 года были наконец внесены поправки в 131-й закон, и теперь муниципальные власти имеют необходимые полномочия для развития туризма. Потому что раньше мы занимались туризмом скорее вопреки, а не благодаря. Я ведь более десяти лет назад осознала значение туризма для экономики нашего города и района, поняла, что он способен стать локомотивом ее развития.
На волне кризиса 1998-го у нас закрылся часовой завод «Чайка», и сразу 10 тысяч угличан – почти треть населения, в основном женщины – оказались без работы. Тогда именно туризм стал нашим спасательным кругом. Мы первыми начали создавать небольшие частные музеи, многие занялись кузнечным делом, финифтью, сканью, вышиванием и другими промыслами. Первыми заказали в одном из ведущих вузов программу развития туризма, которую успешно реализуем.
Было очень трудно, и прежде всего потому, что совсем немногие разделяли мою точку зрения. Некоторые мои коллеги даже говорили, что я должна заниматься экономикой, какой там туризм. А я отвечала, что туризм – это тоже отрасль экономики. Сегодня все они соглашаются с тем, что туризм действительно стал для района и города той удочкой, с помощью которой мы постепенно научились выуживать золотых рыбешек.
Теперь возвращаясь к совещанию 1 августа 2008 года. Вопросов и проблем ставилось немало: разработка  стандартов предоставления туруслуг, организация программы «Гостеприимство» - это пропаганда туризма среди населения, поддержка в  продвижении туристского потенциала на российском и зарубежном рынках, подготовка кадров и т.д.
Я предложила готовить на базе нашего города реставраторов – ведь мы на глазах теряем школу. В Угличе сегодня 200 профессиональных художников. К слову, я была поражена, насколько хорошо наш президент разбирается в иконописи. В Спасо-Преображенском соборе он задавал экскурсоводу такие глубокие вопросы, что она даже несколько смутилась от неожиданности. Подкупили также интеллигентность Дмитрия Анатольевича, отсутствие менторства и его умение общаться. Все это, вкупе с серьезным интересом к проблемам туризма, обнадеживает.
 
И все-таки, какую задачу вы бы поставили первой в списке самых-самых?
Разработка и реализация федеральной целевой программы «Туризм как путь возрождения российской провинции», где была бы особо отмечена важность доведения инфраструктуры и благоустройства малых исторических городов до европейских стандартов, с условием сохранения их исторического наследия и самобытности.
Ассоциацию малых туристских городов (АМТГ) мы и создали как раз с целью возделывания необходимой почвы для появления такой целевой программы, возможно под эгидой Минрегиона. Потому что без серьезного содействия государства здесь не обойтись. Много и давно говорится о создании привлекательного имиджа России, о поддержке малого бизнеса. Туризм оптимальным образом сочетает и то, и другое.
АМТГ в прошлом году создала новый бренд – «Пять звезд российской провинции». Это пять городов, составивших наше ядро: Дмитров, Елабуга, Мышкин, Суздаль и Углич. Если при помощи федеральной программы эти небольшие, но по-настоящему туристские города привести в полный порядок, а потом постепенно еще 10-15 сделать городами-красавцами, то в результате и сформируются хорошо узнаваемые и всеми любимые черты привлекательного образа провинциальной России.
Малые туристские города – это душа России, ее неповторимое обаяние и очарование. Именно в такую Россию и влюбляются на всю жизнь. И не только иностранные гости – я знаю многих москвичей, которые с радостью меняют шумный и суетный мегаполис на наши места. Всем говорю: я провинциалка и горжусь этим. Здесь другой образ жизни и образ мыслей. Мы более открытые, искренние и не такие… многослойные, как жители больших городов.
Хотим создать Клуб друзей Углича, чтобы способствовать сохранению этой уникальной провинциальной среды. Она сама по себе исцеляет и воспитывает души. Так что пользуюсь случаем и приглашаю всех, кто любит наш маленький город и готов содействовать его процветанию, к вступлению в сообщество его друзей.
 
Какие еще города могут со временем вступить в вашу Ассоциацию?
Азов, Валдай, Кириллов, Муром, Плес, Тобольск и ряд других – те малые города, которые  не только сделали  серьезную ставку на развитие туризма, но уже добились в этом серьезных результатов. И мы с радостью готовы делиться своим опытом. Например, до Углича нигде раньше у главы района не было заместителя по туризму. Мы же создали Управление по туризму и международным связям под конкретную задачу, и оно превосходно справляется с ее решением.
Мы активно работаем с населением и инвесторами, организуем разнообразные фестивали, продвигаем город на внутреннем и международном рынках.
Теперь часто слышу: какой у вас интеллигентный город, люди знают два-три иностранных языка. Пусть даже обиходные выражения, но иностранцам, сходящим по трапу теплохода, это очень приятно. А великое всегда начинается с самого малого.
Беседовал Михаил МУРАВИНСКИЙ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72