туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Рокировка по новым правилам
Чем оборачивается экономический кризис для российского туризма
Мировой финансово-экономический кризис чувствительно ударил по российской туристической индустрии. Идет масштабная рокировка, перегруппировка отрасли. В какую сторону?
Сценарии и прогнозы
Весьма любопытные сценарии развития туристического рынка России в условиях кризиса представлены, в частности, в докладе, который подготовила Юлия Рыбакова, исполнительный директор Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии, для заседания Комитета по предпринимательству в сфере туризма, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Торгово-промышленной палаты России. Вот основные положения этого аналитического прогноза. Оптимистичный вариант: общее снижение спроса на услуги турфирм составит не более 15-20%. Это не станет слишком тяжелым ударом для отрасли, большинство участников рынка смогут подлатать финансовые бреши за счет более строгого учета накладных расходов и их снижения. По пессимистичному сценарию падение рынка туристических услуг составит как минимум 35-40%. Такое положение дел влечет за собой куда более серьезные последствия. С рынка придется уйти слабым и неизобретательным, «под нож» могут угодить 10-15% туроператорских и турагентских компаний. Те, кто до сих пор работает в минус, но как-то все-таки ухитряется удерживаться на плаву за счет наращивания оборотов и привлечения дешевых кредитов, уже не смогут покрыть нарастающие убытки. Логичный итог в этом случае – значительная консолидация рынка, на котором за счет вытеснения более мелких в основном останутся крупные игроки. При таком развитии событий наиболее популярные 10-15 направлений массового отдыха перейдут под контроль не более чем 5-10 сильных туроператоров. У средних и небольших фирм есть шансы выжить. Но лишь у тех, кто способен проводить более гибкую маркетинговую политику. Перечисляя возможные коррективы, которые затронут маркетинговые инструменты турфирм, специалисты полагают, что они в первую очередь значительно сократят свое участие в выставочной деятельности, отдавая предпочтение деловым мероприятиям камерного формата: рабочим встречам, семинарам, профессиональным «круглым столам». Ожидается также дальнейшее перетекание рекламных бюджетов в интернет. В качестве положительного момента высказывается надежда на то, что кризис на какое-то время притормозит экспансию на российский рынок крупных иностранных туристических компаний и, следовательно, у российского турбизнеса появится время, чтобы по-настоящему встать на ноги. В докладе содержатся также попытки предсказать модели поведения потребителей туристических услуг в новых условиях. Превалирует мнение, что для современного человека отдых в форме путешествия по родной стране или за рубеж уже стал неотъемлемым элементом образа жизни, и он от этого удовольствия не откажется. Однако кризис весьма существенно повлияет на его психологию. В частности, туры, которые и раньше-то покупались россиянами не заблаговременно (и это отличает их кардинальным образом от иностранного потребителя туруслуг) будут теперь приобретаться вообще в самый последний момент. Говоря профессиональным языком – резко сократится глубина продаж. Размоется также средний потребительский сегмент: спрос заметно сместится на самые дорогие и самые дешевые туры. При этом потребители будут отдавать предпочтение поездкам на более короткие расстояния, отчего должен выиграть внутренний туризм. Таковы прогнозы. Как они согласуются с жестким языком статистических выкладок за последний квартал прошлого года и первые месяцы нынешнего? Цифровой анализатор
Статистика свидетельствует: спрос на туристические услуги падает. Данные по выезду российских туристов за границу в конце прошлого года, в период высокого зимнего сезона, говорят, в частности, о резком спаде на таких популярных направлениях, как Испания и Турция. Количество выданных в России туристических виз консульскими службами этих государств сократилось на 33%. Напротив, Австрия, Франция и Италия потерь не понесли, выезд россиян на горнолыжные курорты этих стран сопоставим с показателями за аналогичный период 2007 года. Турпоток в Швейцарию сократился лишь на 3%. Но для всех альпийских направлений характерный поведенческий тренд российских туристов заключается в том, что они стали выбирать более экономичные программы, отели и апартаменты меньшей комфортности. Впрочем, если даже количество туристов несколько сократилось, то число проведенных ими в этих странах ночевок увеличилось. По данным Федерального агентства по туризму (Ростуризма), наиболее заметно сократился турпоток россиян в Египет и Объединенные Арабские Эмираты: спад на этих направлениях составил до 30-35%. Значительно упал спрос и на Таиланд: в минувшем году турпоток в страну сократился на 20%. Хотя в этом виноват не только экономический кризис, но и нестабильная политическая ситуация в этом государстве Юго-Восточной Азии. Рост политической нестабильности коснулся и израильского направления: если в целом по итогам 2008 года зафиксирован значительный рост посещающих эту страну россиян, то после начала военных действий в секторе Газа картина резко изменилась. Одно из выездных туристических направлений, которое, вполне возможно, будет успешно противостоять кризису – Китай. В прошлом году, по статистике Ростуризма, оно дало 25-процентный прирост. Многие туроператорские компании начинают в спешном порядке включать китайские маршруты в ассортимент предлагаемых к продаже турпакетов. В конце февраля в Ростуризме состоялось заседание межведомственной комиссии по реализации межправительственного соглашения о безвизовых групповых туристических поездках граждан России в КНР. Как пояснил журналистам Изо Арахамия, руководитель правового управления Федерального агентства по туризму, список уполномоченных туроператоров претерпел существенные изменения, увеличившись со 120 до 269 компаний. Заметно пострадавший сегмент выездного туризма – командировки со служебными целями. По итогам 2008 года они сократились на 9%. При этом на 11% уменьшилось число служебных поездок в Швецию, Швейцарию, Францию, на 13% - в Германию, Испанию, Турцию, на 15% - в Финляндию и Египет, на 25% - в Великобританию и Японию. В целом, по данным Росстата и Ростуризма, за последние три месяца 2008 года рынок выездного туризма из России сократился на 20-30%. Прогнозные оценки по текущему году с учетом летнего сезона, который в значительной степени определяет статистику выездного туризма, в основном предрекают те же самые, уже вполне определившиеся показатели: туристический рынок «ужмется» как минимум на треть. На этом фоне прогноз «Интуриста» на 2009 год выглядит даже несколько оптимистическим: по подсчетам компании, турпоток снизится по итогам года «всего» на 22% - до 6,5 млн человек. Наметившиеся тенденции по направлениям в целом подтверждаются и свежими статистическими данными. «За первые два месяца 2009 года поток туристов из России и других стран СНГ на египетские курорты заметно сократился из-за финансового кризиса и девальвации национальных валют», - заявила журналистам Умейма аль-Хусейни, официальный представитель министерства туризма Египта. В целом страна не досчиталась 10-12% зарубежных гостей, если сравнивать с данными за те же месяцы прошлого года. Поток туристов из Франции, США, Германии и Великобритании практически не изменился, а вот из Восточной Европы и стран СНГ существенно снизился. Особенно из Польши, где стремительно падает злотый. «Но погоду на египетских курортах делают именно российские туристы, - подчеркнула аль-Хусейни. - Это особенно заметно на примере Шарм-эль-Шейха и Хургады, где в это время россияне обычно составляют значительную часть отдыхающих». В этих городах гостиницы заполнялись на 60-65% вместо привычных для этого периода 90-100%. В январе - феврале за туристскими визами в Чехию обратилось на 40% россиян меньше, чем год назад. Понятно, что это не самые популярные месяцы для поездок в страну. Но ведь в прошлом году ехали. Единственный чешский регион, интерес к которому у россиян не снижается - это курорт Карлови-Вари. Зафиксирован резкий спад интереса россиян к поездкам на дальних (это не касается Соединенных Штатов) и экзотических направлениях. «Снижение спроса на путешествия по Латинской Америке и Африке настолько заметно, что мы сдавали целыми блоками места, зарезервированные ранее под новогодние праздники, сдаем и сейчас. Резко уменьшилось даже количество звонков по этим направлениям. Мировой финансовый кризис отразился на спросе на товары класса люкс и элитный отдых», — отмечает Елена Воронина, менеджер компании «Болеро-тур». Призрачный шанс?
Глава Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин считает, что мировой финансово-экономический кризис способен обернуться для российской туристической индустрии и определенными выгодами. Самое главное, как отмечает он, это уникальный шанс для индустрии въездного туризма. Признавая, что число иностранцев, желающих посетить Россию, в прошлом году существенно сократилось, Анатолий Ярочкин отмечает: «Внутренний туристический поток в России за 2008 год, несмотря на начавшийся в конце года мировой финансовый кризис, вырос и составил 30,3 млн человек. Увеличение объемов внутреннего туризма произошло за счет сокращения числа россиян, выезжающих за рубеж». Глава Ростуризма сообщил, что в прошлом году в России ввели в эксплуатацию более 600 новых гостиниц, пансионатов и кемпингов, которые насчитывают в общей сложности 44 тысячи спальных мест. В качестве наиболее значимых проектов нынешнего года он отметил сдачу первой очереди горнолыжного комплекса «Манжерок» в Республике Алтай, второй очереди канатной дороги на Эльбрус в Кабардино-Балкарии и туристско-развлекательного комплекса «Абалак» в Тюменской области. Впрочем, многие эксперты относятся к подобным благим пожеланиям скептически. И дело не только в традиционных отечественных недостатках инкамингового сектора: низкой квалификации обслуживающего персонала, несоответствия большинства объектов этой сферы международным стандартам и других хорошо известных «родимых пятнах». Самое главное – российский принимающий туризм по-прежнему проигрывает наиболее популярным зарубежным направлениям в стоимостном выражении. Когда авиабилет в Турцию стоит дешевле, чем перелет в Сочи, а египетские «четыре звезды» – дешевле, чем три в Геленджике, вопрос о выборе, куда поехать отдохнуть, решается достаточно определенно. Исход из бизнес-класса
Безусловно, серьезные потери несут авиаперевозчики. Пытаясь как-то поправить положение, перевозчики начинают снижать тарифы на полеты в бизнес-классе. Так, авиакомпания «Трансаэро» с 12 марта почти в полтора раза удешевила их на всех своих внутренних рейсах. Самый дорогой билет этой категории по маршруту Москва – Магадан – Москва стоит теперь в «Трансаэро» около 43 тысяч рублей. «Разразившийся кризис усугубляется еще и тем, что россияне теряют доверие к отечественным авиаперевозчикам», - признает генеральный директор аэропорта Шереметьево Михаил Василенко. - Особенно это сказывается на показателях предварительного бронирования билетов. После проблем, с которыми ряд авиакомпаний и их клиентов столкнулись в середине прошлого года, уровень доверия пассажиров к российским перевозчикам заметно упал, и, как следствие, граждане не покупают билетов заранее. В январе пассажиропоток снизился на 3%, в феврале – на 17%, предварительные итоги марта – падение на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». Михаил Василенко отметил, что россияне стали летать поближе и туда, где подешевле. Интерес к экзотике резко снизился. Он подтвердил, что пассажиры переходят из бизнес-класса в эконом, отметил также тревожное снижение посещаемости VIP-залов в российских аэропортах: «Компании и бизнесмены оптимизируют расходы на командировки и приобретают более дешевые билеты, отказываясь от дополнительного комфорта». Впрочем, кризис авиаперевозок носит глобальный характер, и перспективы дальнейшего развития событий пока не очень-то обнадеживают. Согласно последним оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, в нынешнем году общие потери авиакомпаний составят почти $5 млрд, а объем авиаперевозок сократится на 5,7%. Больше всего пострадают азиатские перевозчики. Российскую авиаотрасль тоже ждут тяжелые времена, - особо отмечают составители доклада. В целом доходы авиационной отрасли сократятся на 12% (в стоимостном выражении - на $62 млрд) и составят около $467 млрд. Для сравнения, после терактов 11 сентября в США доходы авиакомпаний сократились на 7% ($23 млрд), - напоминают эксперты IATA. «Состояние авиационной индустрии сейчас действительно ужасное», - прямым текстом и с присущей итальянцам экспрессивностью признал исполнительный директор IATA Джованни Бизиньяни. Хотельеры не паникуют
В российском гостиничном секторе кризисные явления пока еще проявляются не столь очевидно. Особенно в сфере строительства новых гостиниц. Оно и понятно: гостиничные капиталовложения – это «длинные» деньги, рассчитанные на долгосрочную перспективу. Застройщики инвестируют в будущее, «планка» самоокупаемости в 7-8 лет расценивается как приемлемая. Поэтому не только продолжают реализовывать уже начатые проекты, но и задумывают новые. Так, в марте международная гостиничная корпорация InterContinental Hotels Group подписала контракт на строительство в Москве самого большого в мире отеля бренда Holiday Inn на тысячу номеров. Он встанет на территории столичного торгово-выставочного комплекса «Крокус-Сити». Строительство начнется в 2011 году и продлится три года. Отель прежде всего ориентирован на деловых людей, общая площадь его конференц-залов – 2,5 тысячи квадратных метров. Еще 1200 квадратных метров отведено под современный оздоровительный центр. Три гостиничных ресторана задумано превратить в весьма фешенебельные заведения, куда бы приезжали вкусно поесть со всего города. На сегодняшний день в России работают семь отелей группы InterContinental, шесть из них - под брендом Holiday Inn. Еще один носит бренд Crowne Plaza. Эта гостиничная сеть собирается в ближайшие годы построить еще пять гостиниц и стать одной из крупнейших управляющих компаний в нашей стране. Не собирается сворачивать планы своей экспансии в России и международная гостиничная сеть Marriott International. В Москве в этом году она открывает уже свой седьмой отель. Строительство Renaissance Monarch Center заканчивают в рамках многофункционального комплекса, который встал поблизости от стадиона Динамо, на пересечении Третьего транспортного кольца и Ленинградского проспекта. Отель рассчитан на 366 номеров. Здесь есть и спортивно-оздоровительный центр, и внушительных размеров банкетный зал, основной зал для проведения конференций плюс семь дополнительных залов, две переговорные комнаты. Глобальная стратегия развития сети Marriott предусматривает создание 500 отелей до 2011 года, и пока руководство компании никаких шагов по ограничению своей инвестиционной деятельности не предпринимало. Сергей СВИСТУНОВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|