Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2009
« Вернуться к журналу  

Крупнейший хаб планеты
Международный аэропорт Атланты бьет все рекорды
 
Международный аэропорт Атланты Хартсфилд-Джексон вот уже многие годы не имеет себе равных на планете по загруженности. В 2007 году прошедший через его терминалы пассажиропоток составил 89,4 млн человек. Всего за годы коммерческой эксплуатации услугами воздушной гавани воспользовались 4,8 млрд пассажиров. Ошеломляющая цифра. А ведь Атланта (штат Джорджия) – не самый густонаселенный город Соединенных Штатов и не самый  крупный экономический центр страны. Но местный аэропорт сумел собрать в одном месте огромный спектр авиамаршрутов, нуждающихся в стыковочном транзите. Атланта – академическая иллюстрация к профессиональному термину хаб.
Выбор пилотов
Строительную площадку под аэропорт Атланты выбирали не его проектировщики, а сами пилоты. Прежде на этом месте располагался заброшенный автодром. Гонки переместились в другие края, а трассы, приспособленные под высокие скорости и большие нагрузки, остались. Чем и  воспользовались владельцы частных самолетов и авиеток.
Рассудительный мэр Уолтер А. Симс решил просто-напросто легализовать существующую практику.  Он взял  заброшенный автодром и прилегающие к нему земли в аренду сроком на пять лет (договор был подписан 16 апреля 1925 года), обязав город превратить эту территорию в полновесный аэропорт. Бывшие владельцы 287 акров земли в качестве обязательного контрактного условия потребовали, чтобы новый аэропорт носил их фамильное имя – Кэндлер-Филд (Candler Field). Сегодня фамилию Кэндлер несколько подзабыли, а ведь магнат Аса Кэндлер – один из основателей всемирной корпоративной империи «Кока-Кола».
Стройка шла очень быстро, уже 15 сентября следующего года в Кэндлер-Филд прибыл первый коммерческий рейс с почтой на борту, положивший начало регулярному маршруту Тампа – Джексонвиль - Атланта.
11 октября 1927 года на летном поле нового аэропорта произошло воистину историческое событие: здесь приземлился легендарный самолет Ryan NYP Spirit of St. Louis («Дух Сент-Луиса»), на котором Чарльз Линдберг  21 мая 1927 года совершил первый в мире беспосадочный трансатлантический перелет с Лонг-Айленда (Нью-Йорк) до Парижа - 5810 км за 33 часа 30 минут. Его встречали как национального героя. А 1 мая 1928 года небольшая авиакомпания почтовых перевозок Pitcairn Aviation начала выполнять из Атланты регулярные полеты. В то время никто и не предполагал, что со временем она превратится в известную теперь на весь мир Еastern Airlines. 
Аэропорт оказался удачным коммерческим предприятием, поэтому городские власти решили не продлять аренду, а полностью выкупить эти земли в муниципальную собственность. Сделку заключили 13 апреля 1929 года, и обошлась она городской казне в смешные по нынешним временам 94 тысячи долларов.
Эпоха становления
12 июня 1930 года в Атланту пришел еще один авиаперевозчик - Delta Air Service (теперь известный как Delta Air Lines), выполнивший сюда первый рейс  из города Бирмингем (штат Алабама). 10 декабря Eastern Air Transport (бывшая Pitcairn Aviation) открыла регулярное сообщение между Атлантой и Нью-Йорком.
4 июля 1934 года Delta возобновила полеты по маршруту Форт-Уорт - Атланта. Сегодня этот маршрут - старейший из ныне существующих за всю бурную историю крупнейшего в мире аэропорта.
Вторая мировая война  подхлестнула бурный рост аэропортов почти по всему миру. Кэндлер-Филд, объявленный с октября 1940 года военно-воздушной базой правительства США, не стал исключением. Стремительно наращивая военные и гражданские авиаперевозки, он за годы войны увеличился в размерах вдвое.
В 1941 году  Delta Air Services перевела в Атланту свою штаб-квартиру из Монро (штат Луизиана). А 1942 год стал свидетелем курьезного конфликта между почтовой службой США и администрацией аэропорта по поводу названия последнего.
Дело в том, что, полностью выкупив землю в 1929 году, городские власти официально поменяли имя воздушной гавани на Муниципальный аэропорт Атланты. Но и старым продолжали пользоваться в силу сложившейся традиции. Почтовикам такой разнобой не нравился. Конфликт перерос в судебную тяжбу, но приложение к основному договору, которое касалось вопроса переименования, затерялось где-то в безднах городских архивов. Так что в итоге всю почту пришлось отныне оформлять исключительно на Кэндлер-Филд.
В том же году аэропорт установил свой первый национальный рекорд: на его ВПП за одни сутки было выполнено 1700 взлетно-посадочных операций.
В 1948 году растущий пассажиропоток (он уже превышал миллион человек) заставил администрацию аэропорта временно, пока идут работы по расширению терминала,  переместить все службы предполетного обслуживания в гигантский ангар, предназначенный для складирования военных припасов и снаряжения. Но и эта модернизация, едва завершившись, исчерпала свои возможности: к 1957 году Атланта с более чем двумя миллионами пассажиров в год уже прочно удерживала титул «самого загруженного в мире аэропорта». Приступили к строительству нового терминала. Сдали его в эксплуатацию 3 мая  1961 года, посчитав также эту дату за начало «эры реактивных авиалайнеров».
Самый большой в стране, новый терминал с пропускной способностью 6 млн пассажиров в год, обошелся в $21 млн.  Но уже за первый год работы ему пришлось выдержать наплыв 9,5 млн человек: опять строители не поспели за темпами роста авиаперевозок.
Два мэра и новая эра
22 февраля 1971 года, за шесть дней до своего 81-летия, скончался Уильям Хартсфилд, легендарный мэр Атланты, занимавший этот пост шесть избирательных сроков, практически бессменно – с 1937  по 1961 год.  Хартсфилд внес колоссальный вклад  в развитие местного аэропорта. Поэтому за переименование последнего в William B. Hartsfield Atlanta Airport проголосовали единогласно. С 1 июля того же года к названию добавилось слово  International, поскольку  Eastern Airlines начала выполнять из Атланты международные рейсы в Мехико и  Монтего-Бэй (Ямайка).
В январе 1977 года приступили к строительству  нового, самого большого в мире терминала (его только в 2008 году сумел превзойти третий терминал пекинского международного аэропорта), способного пропустить 55 млн пассажиров в год. Проект обошелся городу в огромную по тем временам сумму - $500 миллионов Терминал сдали в эксплуатацию 21 сентября 1980 года.
Между тем 1 июня 1978 г. в аэропорту появился первый иностранный авиаперевозчик - Sabena Belgian World Airlines стала четыре раза в неделю летать из Атланты в Брюссель.
В декабре  1984 года аэропорт получил четвертую ВПП длиной  в 2,7 км. Следующей весной ее удлинили до 3,6 км, что позволило Атланте принимать самые большие в мире коммерческие авиалайнеры, включая и те, которые тогда находились в стадии разработки.
Удалось в значительной степени решить и проблему транспортного сообщения с городом: с 18 июня 1988 года вступила в строй железнодорожная ветка, связавшая аэропорт  с сетью городского метрополитена.
1990-е годы стали эпохой многочисленных реноваций, в результате которых значительно улучшились обслуживание международных рейсов, сервис для пассажиров внутри терминалов, техническое и аппаратное оснащение всех подразделений аэропорта. Сильным стимулом для развития, несомненно, послужили XXVI Летние Олимпийские игры в Атланте.
На рубеж нового тысячелетия Хартсфилд вышел с показателем пассажирооборота в 73,5 млн человек, на многие годы вперед закрепив за международным аэропортом Атланты  неоспоримое мировое лидерство. По количеству совершаемых взлетно-посадочных операций – свыше 900 тысяч в год – ему тоже нет равных на планете.
В третье тысячелетие аэропорт вступил с масштабной 10-летней программой дальнейшей модернизации, рассчитанной на инвестиции, превышающие $6 млрд. Весной 2001 года в ее рамках сдали первый крупный объект – пятую ВПП, которая стала крупнейшим общественным строительным проектом за всю историю штата Джорджия.
С 20 октября 2003 года к официальному названию аэропорта добавилась фамилия еще одного выдающегося мэра Атланты – на сей раз афроамериканца Мэйнарда Джексона.
Рекорды и прогнозы
Крупнейший в мире аэропорт чрезвычайно редко задерживает рейсы самолетов по техническим причинам. Самый выдающийся «антирекорд» – более трех тысяч ночующих в аэропорту пассажиров -  был зарегистрирован в 1993 году. Но тогда бушевала небывалой силы снежная буря, парализовавшая на сутки работу всех без исключения аэродромов Восточного побережья США.
Рекордных показателей у воздушной гавани Атланты множество, но все-таки отдельного упоминания заслуживает великолепно организованная служба парковки автомобилей. Всего на территории аэропорта насчитывается около 30 тысяч парковочных мест, из которых свыше 13,5 тысяч – крытые. Каждый ряд имеет специально отведенное место для парковки водителей-инвалидов. Аэропорт вообще по праву гордится тем, что на его территории «нет ни одного препятствия, затрудняющего передвижение людей с ограниченными физическими возможностями».
Хартсфилд-Джексон - подлинный двигатель экономического развития не только для Атланты, но и всего штата Джорджия, а, по мнению ряда специалистов, – и всего Юго-Востока США. Прямые и косвенные доходы региона от его деятельности выражаются на сегодняшний день цифрой  $19 млрд в год. Прогноз на 2015 год, правда, докризисный - $32 млрд (при пассажирообороте, достигающем 121 млн человек). Неудивительно, что Хартсфилд-Джексон является крупнейшим в штате Джорджия работодателем, предоставляя городу 56 тысяч рабочих мест напрямую и косвенно обеспечивая работой еще 500 тысяч человек.
Эксперты отмечают еще одну четко обозначившуюся тенденцию: опережающие темпы роста не транзитных пассажиров, а тех, кто приезжает непосредственно в Атланту или для дальнейшего передвижения сухопутным транспортом по югу Соединенных Штатов.
Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72