Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2009
« Вернуться к журналу  

Буря или великая сушь?
Каким окажется летний сезон на отечественном туррынке: какие направления будут пользоваться повышенным спросом, а какие останутся в аутсайдерах, ждать ли туротрасли новых демпинговых войн и банкротств? Как выглядит сегодня карта мирового туризма и что изменится буквально через пару месяцев? Вопросы семинара «ТБ» адресованы туроператорским компаниям разной специализации и географии деятельности. На них отвечают директор департамента развития компании «Карибский Клуб» Алла Филимонова, директор по развитию компании «Дельфин» Всеволод Рудашевский, руководитель центра бронирования FIT компании «Карлсон Туризм» Валерия Топольская, вице-президент по продвижению продукта компании «Ланта-тур вояж» Татьяна Коршунова, генеральный директор компании Oriental Discovery Татьяна Харина, руководитель департамента Марокко, Омана, Иордании, Сирии и ЮАР компании Space Travel Маргарита Лебедева, генеральный директор компании «Визит Европа Групп» Елена Васильева, заместитель генерального директора компании «Асент Трэвел» Евгений Судьбин.
 
1 вопрос
Какие тенденции характерны для вашего приоритетного направления в последнее время?
Алла ФИЛИМОНОВА:
Популярность латиноамериканского региона за последние год - два существенно выросла. По прогнозам, которые делались прошлым летом, Латинская Америка могла стать одним из самых динамично развивающихся направлений в мировой туриндустрии. Сейчас о росте, по крайней мере заметном, говорить не имеет смысла. Но можно отметить интерес к турам в Мексику и Бразилию - поездки на карнавал продавались достаточно хорошо. Кроме того, спросом пользуются страны Центральной Америки, а также комбинированные программы.
Всеволод РУДАШЕВСКИЙ:
На рынке внутреннего туризма Краснодарский край по-прежнему является несомненным лидером как направление пляжного отдыха. И вряд ли такое положение когда-нибудь изменится. Радует, что Кавминводы все более уверенно входят в рынок, расширяя сотрудничество с туроператорами. Отдых в Карелии и Подмосковье развивается за счет близости этих регионов к Москве. Одновременно короткий летний сезон в Калининградской области естественным путем сдерживает развитие курорта.
Валерия ТОПОЛЬСКАЯ:
В этом сезоне наша компания продолжает работать по всем основным направлениям Юго-Восточной Азии: Бали, Сингапуру, Малайзии, Вьетнаму, Таиланду, Филиппинам. Говоря о сложившейся на рынке ситуации, стоит отметить, что у россиян популярным остается остров Бали. Мы также надеемся на рост интереса к Таиланду, связанный с открытием новых отелей высокого класса. Несколько упал спрос на Малайзию и Борнео. Видимо, направление перестало быть новым, а потребитель этого продукта испытывает финансовые трудности. К сожалению, мы не наблюдаем роста интереса к такому замечательному направлению, как Филиппины. В основном сюда едут представители среднего класса - направление дальнее, авиабилеты стоят дорого, но размещение и услуги на Филиппинах достаточно дешевы. Возможно, именно поэтому направление испытывает спад  во время кризиса.
Татьяна КОРШУНОВА:
США – страна безграничных туристских возможностей. К услугам гостей - интереснейшие экскурсии в мегаполисах, катание на роскошных горных трассах, пляжный отдых, посещение уникальных парков развлечений и величественные природные красоты. Предпочтения туристов меняются достаточно часто. Например, за последний год две авиакомпании стали выполнять прямые рейсы из Москвы в Чикаго и  Вашингтон, что сделало  удобным  посещение этих городов. Многие стали включать их в свои путешествия. В весенние и летние месяцы россияне предпочитают совмещать пляжный отдых в Майами с посещением парков развлечений в Орландо или с экскурсионными турами в  Нью-Йорк. Летом увеличивается спрос на отдых на Гавайских островах. В феврале и марте популярностью пользуются короткие туры в Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Зимой наши клиенты, которые путешествуют на лайнерах Royal Caribbean International, предпочитают совмещать круизы с посещением Нью-Йорка, Майами, Орландо и Лос-Анджелеса. Вообще в последнее время пользуются спросом туры с посещением городов, расположенных на разных побережьях, то есть путешественники хотят осмотреть всю Америку.
 Татьяна ХАРИНА:
Весной в нашей компании наибольшим спросом традиционно пользуются экскурсионные маршруты. Около 80% туров приходится на Японию и Китай, 20% - на туры в страны ЮВА, которые обычно не бывают чисто экскурсионными, а идут в комбинации с пляжным отдыхом. Летом преобладают программы с отдыхом на морских курортах, экскурсионная часть которых занимает не более трети маршрута. Это связано с климатическими условиями в регионе. Лето там достаточно жаркое и влажное, а весной влажность невысока и температура воздуха оптимальна для разъездов и любования местными красотами.
Маргарита ЛЕБЕДЕВА:
Самыми популярными у наших клиентов странами Ближнего Востока по-прежнему являются Египет, Турция и ОАЭ. Это страны массового туризма, которые уже завоевали любовь российских путешественников. Произошло это благодаря удобным перелетам и качественному пляжному отдыху. За последний год в плане популярности стали набирать обороты Иордания и Израиль, что связано с широкими экскурсионными и лечебно–оздоровительными возможностями, которые сочетаются с пляжным отдыхом. Довольно часто путешественники стали ездить в Сирию, Оман и Йемен. Эти еще неизведанные направления проявляют себя приемлемой ценовой политикой и интересными экскурсионно-познавательными программами с отдыхом на побережье в колоритных отелях. Именно поэтому искушенные туристы, как для индивидуальных поездок, так и для корпоративных выездов, все чаще  выбирают страны не массового туризма.
Елена ВАСИЛЬЕВА:
Востребованность экскурсионных туров в Чехию в первую очередь определяется классическим соотношением цены и качества услуг. Привлекательным фактором являются и невысокие цены на потребительские услуги и товары по сравнению с государствами еврозоны, так как в Чехии все расчеты производятся в национальной валюте - чешской кроне.
Евгений СУДЬБИН:
Мы предлагаем отдых во всех регионах Хорватии: в Истрии, Сплите, Дубровнике, Задаре. То же самое можно сказать и о Черногории. Все основные курорты страны – Бечичи, Бар, Петровац, Будва и Ульцин - представлены в нашем каталоге. Как и в прошлом году, мы будем летать в Черногорию по вторникам и субботам. В этом сезоне мы несколько сократили черногорскую отельную базу – за счет тех гостиниц, которые не очень хорошо проявили себя. 
Также замечу, что нынешним летом может заметно снизиться турпоток на хорватский курорт Ровинь. Связано это с тем, что по сравнению с прошлым годом цены здесь поднялись более чем на 15%.
 
2 вопрос
Как изменились предпочтения россиян в сложившейся экономической ситуации? Какой продукт пользуется наибольшим спросом?
Алла ФИЛИМОНОВА:
Я бы отметила интерес к более экономичным отелям у туристов, отдыхающих на Кубе и в Доминикане в «межсезонье»: доля программ с проживанием в отелях категории 3-4 звезды, особенно в формате «Фортуна», выросла. Тем не менее гостиницы высокого уровня по-прежнему востребованы у клиентов, которые привыкли к определенному качеству отдыха. Кроме того, пользуются спросом элитный отдых на островах, индивидуальные экскурсионные маршруты, включающие дорогостоящую авиаперевозку, а также дополнительные программы, например, рыбалка.
 Всеволод РУДАШЕВСКИЙ:
Мы не заметили существенного сдвига спроса в сторону бюджетных или более дорогих туров. Конечно, часть туристов откажется от поездки за границу и выберет более дешевый отдых в России. При этом они будут ориентироваться на верхний сегмент рынка. Но отдых высокого уровня в России нередко стоит дороже, чем за рубежом. Так что все равно основной спрос придется на бюджетные туры.
Валерия ТОПОЛЬСКАЯ:
Ценовая структура спроса, скорее всего, не изменилась. Правда, стоит отметить, что бюджетные заявки стали еще «бюджетнее», на стандартные туры все чаще запрашиваются скидки, а дорогие поездки подешевели благодаря разнообразным спецпредложениям от отелей класса «люкс». То же самое касается и авиакомпаний: у того, кто предложит наиболее заманчивые специальные тарифы, больше шансов на успех. Если уж клиент намерен платить, то он настроен получить максимальные скидки во всех сегментах бронируемого тура.
Татьяна КОРШУНОВА:
На американском направлении, как и на многих других, спрос несколько снизился. В сложившейся ситуации большое значение имеют цены на авиабилеты, ведь перелет дальний и дорогостоящий. Но многие авиакомпании предложили привлекательные специальные тарифы. Как только на рынке появляется интересный тариф на перелет в США, объемы бронирований увеличиваются. Отели тоже стали предлагать выгодные тарифы. Можно отметить тенденцию смещения спроса на более экономичное размещение: некоторые туристы стали отдавать предпочтение отелям уровня 2-3 звезды. Конечно, это позволяет снизить стоимость тура, но искушенные путешественники,  привыкшие к более комфортным условиям, могут быть просто не готовы к уровню сервиса в бюджетных отелях. Мы не рекомендуем своим клиентам дешевые гостиницы и всегда стремимся предложить по приемлемой цене размещение в отелях более высоких категорий.
Татьяна ХАРИНА:
Спрос, к сожалению, упал на все страны Дальнего Востока. Этой весной мы отметили снижение интереса к групповым экскурсионным программам. Они всегда пользовались спросом у тех, кто был заинтересован в хорошем соотношении цены и качества. Сейчас преобладает индивидуальный туризм. По-прежнему есть спрос на инсентив-туры, но они, к сожалению, часто не «материализуются» из-за превышения выделенного на поездку бюджета.
Маргарита ЛЕБЕДЕВА:
В связи со сложившейся экономической ситуацией произошли сокращение чартерных программ и пересмотр тарифов на авиабилеты регулярных авиакомпаний в сторону понижения. В то же время серьезного падения цен на туристические пакеты в страны Ближнего Востока не наблюдается. Пожалуй, только ОАЭ регулярно радуют туристов свежими спецпредложениями. Отели категории 5* Deluxe на период каникул или майских праздников по-прежнему подтверждаются с трудом во многих странах. Последние месяцы показывают, что дорогие туры пользуются большей популярностью, нежели стандартные. Экскурсионные программы стали разнообразнее, но гарантированные групповые туры можно найти скорее на период высоких дат. Как правило, это туры с перелетами на регулярных рейсах и проживанием в отелях 4 -5 звезд.
Елена ВАСИЛЬЕВА: 
В связи с кризисом предпочтения изменились в сторону более экономичного размещения. Если в прошлом году бронировали больше отелей категории 4 звезды, то сейчас наиболее востребованы недорогие гостиницы уровня 3* в центре Праги со средней стоимостью: не бюджетные и не дорогие.
Евгений СУДЬБИН:
Прошлое лето на хорватско-черногорском направлении уже было кризисным. Несмотря на то, что некоторые операторы увеличили объемы, это далось большой ценой, и сезон был крайне тяжелым. Наблюдался избыток перевозки. По сути, рынок жил в условиях спецпредложений за счет потери доходности. Сейчас в структуре клиентского спроса превалируют виллы и апартаменты. Отельная база почти не востребована. При этом большинство гостиниц Хорватии фактически не снизили цены. Учитывая нынешний курс евро, итоговая стоимость турпакета в рублях заметно выросла. Мы договариваемся с нашими хорватскими партнерами о снижении цен на размещение. Этот процесс идет трудно, но все-таки идет. Какие преференции будут у туристов в этом году, сказать сложно. Многие делают ставку на семейный отдых, в том числе клубные отели с большими скидками для детей. В целом я с этим согласен. Также можно отметить, что, несмотря на кризис, практически не снизился спрос на элитные отели. В результате на направлении больше всего пострадает среднее гостиничное звено. Я уверен, что от «четверок» будет происходить смещение в сторону хороших «трешек». В целом в этом году рынок упадет минимум на 30%.
 
3 вопрос
Как изменилась глубина бронирований по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?
Алла ФИЛИМОНОВА:
Глубина бронирований меньше, чем в прошлом году. Особенно это было заметно во второй половине января - феврале. Сейчас на кубинском направлении, например, ситуация стабилизировалась, глубина продаж составляет около 10 дней. Еще раз хочу подчеркнуть серьезный интерес к поездкам в Мексику и другие страны Центральной Америки: у нас уже есть оплаченные заявки на лето.
Всеволод РУДАШЕВСКИЙ: 
Изменение глубины бронирования находится в пределах погрешности измерений.
Валерия Топольская:
Глубина бронирований практически исчезла. Это касается не только стран Юго-Восточной Азии, но и вообще всех направлений.
Татьяна КОРШУНОВА:
На североамериканском направлении наблюдается небольшое снижение глубины продаж. Если в 2008 году в марте бронировались туры на июль-август, то в этом году запросы поступали на более близкие даты – май - июнь. Тем не менее глубина в полтора - два месяца остается характерной для направления. Отчасти это связано с необходимостью прохождения ряда формальностей при получении визы в США.
Татьяна ХАРИНА:
В последние два-три месяца мы отмечаем существенное уменьшение глубины бронирования. По-видимому, туристы опасаются строить далекоидущие планы в ожидании ухудшения ситуации в стране и в мире в целом. Если в 2008 году в среднем бронирования по визовым странам осуществлялись за 1-2 месяца, а иногда и больше, то сейчас нормальной считается глубина в 2-3 недели.
Маргарита ЛЕБЕДЕВА:
В связи с постоянным изменением курса валют туристы опасаются бронировать туры заранее. Бронирования в последний момент становятся все более популярными. Причем такая тенденция заметна и среди туристов категории VIP, которые прежде предпочитали бронировать номера примерно за 2 – 2,5 месяца до вылета.
Елена ВАСИЛЬЕВА:
Глубина бронирования сократилась практически до минимума, связанного с необходимостью оформления виз: 2 - 2,5 недели до заезда.
Евгений СУДЬБИН:
Думаю, в этом году будет усиливаться тенденция к бронированию last minute.
 
4 вопрос
Как сложится ситуация на рынке авиаперевозок в летнем сезоне? Стоит ли ждать «чартерных войн» и переизбытка провозных емкостей?
Алла ФИЛИМОНОВА:
Я полагаю и искренне надеюсь на то, что все туроператоры осознали гибельность такой политики, особенно в условиях падения спроса. Поэтому основным приоритетом становится экономическая обоснованность программ и взятых на себя обязательств. Но даже при условии взвешенного подхода всех участников рынка быть абсолютно уверенным в том, что переизбытка перевозки не будет и предложение будет адекватно спросу, на мой взгляд, невозможно.
 Всеволод РУДАШЕВСКИЙ:
В этом сезоне чартерные войны вряд ли возможны хотя бы в силу того, что сейчас трудно заранее определить, кто из перевозчиков вполне надежен. Подвергать свой бизнес чрезмерному риску вряд ли кто-то захочет. Так что, скорее всего, будут популярны регулярные рейсы, в то время как чартерная перевозка существенно уменьшится. Так надежнее.
Валерия ТОПОЛЬСКАЯ:
К счастью, мы далеки от чартерных проблем. Но надеемся, что авиакомпания «Трансаэро» сократит количество рейсов на Бали, и направление перестанет терять свое лицо из-за политики массовых операторов. То же самое касается и Таиланда. Не думаю, что кто-то захочет брать на себя излишние риски, и работа будет вестись в более или менее равных условиях.
Татьяна КОРШУНОВА:
Совершенно очевидно, что в отношении авиаперевозки на летний сезон практически все компании заняли максимально взвешенную позицию. В нынешней ситуации операторы умерили свои амбиции, сейчас никто не стремится к «чартерным войнам». На сегодня объемы летней перевозки представляются продуманными и оптимально соответствующими прогнозируемому спросу.
Татьяна ХАРИНА:
Сейчас еще сложно оценить спрос, который будет в летнем сезоне, так как бронирований на лето практически нет. Если оживления спроса не произойдет, можно ожидать некоторый переизбыток перевозки. Но в нашем случае это только плюс для туриста, так как появляется свобода выбора.
Маргарита ЛЕБЕДЕВА:
Все операторы очень осторожно подходят к подготовке летних программ. Явно проявляется желание удержать свои позиции на направлении, а не увеличить объемы. Любые «чартерные войны» в сложившейся ситуации не будут оправданы, так как повлекут за собой большие потери. Вряд ли кто–то к этому готов. Переизбыток перевозки также не прогнозируется.
Елена ВАСИЛЬЕВА:
Vizit Europe «летает» только на регулярных рейсах авиакомпании CSA. Мы имеем блоки мест из Москвы на Прагу и Карлови-Вари, а также из Самары и Новосибирска - CSA впервые ставит регулярный рейс из этого города. Думаю, что в этом сезоне регулярной перевозки  в Чехию – рейсов CSA, «Аэрофлота», «Пулковских авиалиний», «КД-Авиа» и UTAir - будет вполне достаточно. Что касается чартеров, то, конечно, возможно объединение туроператоров, которые ранее заявляли собственные рейсы. Как показал пример компаний «Натали Турс» и Tez Tour на испанском направлении, это вполне реально. Демпинговые войны в прошлом летнем сезоне были напрямую связаны с переизбытком перевозки. Надеюсь, что  сейчас возобладает здравый смысл, и все начнут считать реально необходимое количество кресел.
Евгений СУДЬБИН:
Думаю, что все игроки внимательно считают деньги. Поэтому избытка перевозки не будет. Более того, операторам придется сократить ее объемы. В частности, наша компания уменьшит перевозку по Черногории на 45%, а по Хорватии – на 30%.
 
5 вопрос
Насколько взвешенной в этом сезоне будет ценовая политика ведущих операторов? Не ждет ли рынок сильный всплеск демпинга или, наоборот, стремительный рост цен?
Алла ФИЛИМОНОВА:
Взвешенный подход к программам предстоящего сезона характеризует сегодня работу всех серьезных операторов. Сейчас не время для «ценовых» и «чартерных» войн во имя завоевания  рынка. Напротив, серьезные игроки оптимизируют финансовые потоки, уделяют внимание качеству и технологичности.
Всеволод РУДАШЕВСКИЙ:
Ни демпинга, ни роста цен мы не ожидаем. Демпинг обычно возникает в условиях, когда операторы берут жесткие блоки, с реализацией которых возникают сложности. В этом году хотельеры в основном идут навстречу операторам, равномерно распределяя риски. Поэтому для демпинга просто нет оснований. Кроме того, самые катастрофические кризисные ожидания, судя по всему, миновали. Возможно, рынок еще не достиг своего дна. Но ничего катастрофического больше не ожидается, жизнь постепенно входит в нормальное русло, и отдых людям необходим. Если январь был довольно пессимистичен, то в феврале, а тем более в марте, мы фиксируем не просто прирост, а весьма значительный рост почти по всем нашим направлениям. Скорее всего, подобная картина наблюдается и у других операторов по России. Так что демпинговать попросту незачем – сезон пройдет с умеренным ростом и без потрясений. Также необходимо отметить, что демпинг - последняя стадия перед банкротством, поскольку фирма лишается прибыли, и это тоже понимают все.
Валерия ТОПОЛЬСКАЯ:
Если не сократится имеющаяся чартерная перевозка на Бали, демпинг неизбежен. Но мы надеемся, что здравый смысл все-таки победит. На других направлениях нас вряд ли ждут какие-то серьезные изменения. Регулярные авиалинии предлагают вполне конкурентоспособные  тарифы, поэтому мы ожидаем относительно равных условий для всех участников рынка.  
Татьяна КОРШУНОВА:
Этим летом туристы, как и в прошлые годы, несмотря на кризис, поедут отдыхать. Цены в долларах и евро снизились, но, увы, из-за падения курса рубля для потребителя они в итоге выросли. Однако «горение» будет минимальным, так как многие операторы пересмотрели свои условия сотрудничества с отелями и по многим направлениям отказались от жестких контрактных условий, планируя работать на мягких блоках.
 Татьяна ХАРИНА:
Ожидать роста цен можно только в случае девальвации рубля, так как стоимость туров привязана к иностранным валютам. В целом в нашей компании тарификация с наступлением кризиса не изменилась, но появились специальные предложения, которых раньше было значительно меньше.
Маргарита ЛЕБЕДЕВА:
При формировании ценовых предложений операторы взвешивают каждый шаг. Стремительного роста цен мы в этом году не заметим, а вот демпинг на некоторые даты очень даже возможен.
Елена ВАСИЛЬЕВА:
Чехия – не дорогостоящее направление, но снижение стоимости туров отмечается.
Евгений СУДЬБИН:
На большинстве направлений не будет проблем с поиском дополнительных мест в отелях. При необходимости всегда можно будет добрать и перевозку, и места в гостиницах. Многие операторы это понимают и будут взвешенно контрактировать номера в отелях и места на авиарейсах. На тех направлениях, где сложится взвешенная и сбалансированная программа по перевозке, демпинга, как в прошлом году, не будет.
 
6 вопрос
Как изменение конъюнктуры рынка в пользу дорогостоящих туров повлияло на качество бюджетного продукта и обслуживания массового туриста?
Алла ФИЛИМОНОВА:
Внимание к качеству турпродукта и обслуживания клиента, будь то агент или частный клиент, сейчас особенно велико. Это в период постоянно растущего спроса можно было порой услышать, что «возиться с дешевым туристом уже неинтересно».
Всеволод РУДАШЕВСКИЙ:
Мы не заметили какого-либо заметного изменения конъюнктуры рынка в пользу дорогостоящих туров. А качество бюджетных туров как росло, так и продолжит расти. Ведь высокое качество - одно из главных конкурентных преимуществ.
Татьяна КОРШУНОВА:
Я не согласна с тем, что рынок сместился только в сторону дорогих туров. Произошло сокращение доли средних по цене туров с отелями 3-4 звезды. Туристы, ранее занимавшие эту нишу, переместились в разряд «эконом» или в сторону дорогих пакетов. И хотя качество бюджетного продукта не изменилось, клиенты, привыкшие отдыхать в высококлассных отелях и пересмотревшие свой бюджет на отдых в сторону уменьшения, останавливаясь в бюджетных отелях уровня 2-3 звезды, могут быть разочарованы. Поэтому, мы считаем, что турагентства при работе с такими туристами должны акцентировать их внимание на разнице в качестве предоставляемых услуг.
Валерия ТОПОЛЬСКАЯ:
Дело не в стоимости, а в технологии. Массовый продукт, на наш взгляд, никогда не обладал высоким качеством. Массовый и одновременно бюджетный – тем более. Массовый дорогостоящий продукт тоже в большинстве случаев был низкокачественным. Мы очень рассчитываем на то, что потребитель обратит внимание на составляющие турпакетов и процесс их формирования, то есть на то, что предлагаем мы, операторы FIT- туризма.  
Татьяна ХАРИНА:
Сейчас как российские, так и зарубежные туроператоры рады любому клиенту. Поэтому качество обслуживания массового туриста, на мой взгляд, только улучшится.
Маргарита ЛЕБЕДЕВА:
Туристический рынок стал уделять большое внимание дорогостоящим турам с использованием рейсов регулярных авиакомпаний. Это проявляется в специальных предложениях и программах для туристов VIP-категории, в разработке индивидуальных и эксклюзивных маршрутов. Предложений на чартерных рейсах стало меньше, но массовый туризм по-прежнему существует. Операторы тоже заинтересованы в бюджетных клиентах и уделяют достаточное внимание качеству обслуживания при организации экономичного отдыха. 
 
7 вопрос
Есть ли сегодня вероятность перехода операторов массовых направлений в сегмент VIP-туризма?
Алла ФИЛИМОНОВА:
VIP-туризм - достаточно небольшой сегмент для полномасштабного перехода в него стройными рядами большого количества туроператоров. Как правило, серьезные компании уже имеют отделы и департаменты корпоративного и VIP-туризма.
Всеволод РУДАШЕВСКИЙ: 
Такая вероятность равна, с нашей точки зрения, нулю. Во-первых, мы не видим для этого экономических предпосылок. Во-вторых, это совершенно разные ниши рынка. Невозможно просто взять и перестроить технологическую цепочку с массовых бюджетных на индивидуальные VIP-туры - это разный бизнес, разная философия, разная технология. Тот, кто выберет такой путь, подвергнет себя риску окончательного ухода с рынка.
Валерия ТОПОЛЬСКАЯ:
Не думаю, что можно назвать это переходом, но, безусловно, операторы попытаются занять «новые» ниши рынка при снижении оборота на «старых». Поэтому в сегменте VIP и даже просто индивидуального туризма будет наблюдаться некоторое движение.
Татьяна ХАРИНА:
Думаю, это маловероятно.
Татьяна КОРШУНОВА:
На каждом массовом направлении и сейчас есть свой VIP-сегмент. Как правило, в крупных компаниях, занимающихся массовыми направлениями, работают отдельные департаменты, обслуживающие эту категорию потребителей.
Маргарита ЛЕБЕДЕВА:
Операторы массовых направлений, скорее всего, создадут VIP-отделы для расширения спектра предоставляемых услуг и качества обслуживания данной категории туристов. Но сохраняя за собой статус массового оператора. Поэтому полного перехода в сегмент VIP–туризма у большинства игроков рынка пока не предвидится.
Елена ВАСИЛЬЕВА:
Вряд ли. Это  принципиально другие технологии работы.
Евгений СУДЬБИН:
У любого крупного оператора давно есть специальный VIP-отдел. Поэтому никакого перехода не будет.
 
8 вопрос
Насколько в кризисной ситуации актуальна тема слияний и поглощений операторских компаний?
Алла ФИЛИМОНОВА:
Кризисная ситуация в принципе приводит в той или иной степени к переделу рынка. Крупные туроператоры имеют возможность приобретения более мелких компаний, капитализация которых падает. Стоимость таких сделок зачастую меньше, чем еще год назад. В итоге может сложиться такая структура туристического рынка, при которой основную долю займут 10-15 крупнейших туроператоров
Всеволод РУДАШЕВСКИЙ:
Тему слияний и поглощений мы считаем неактуальной. Никому не нужно в довесок к и без того высоким рискам брать на себя еще и дополнительные. Приобрести банкрота никому не хочется, а истинное положение дел в фирме узнать не так-то просто. Бывает, что его не знает даже само руководство этой фирмы. У нас перед глазами много примеров из других отраслей в разных странах, включая Европу и США. Даже в «мирное» время поглощение одного туроператора другим - исключительно большой риск, поскольку возникающие в связи с этим стохастические процессы при слиянии всех технологических цепочек, устроенных столь разношерстно в разных фирмах, грозят затопить даже крупный корабль.
Валерия ТОПОЛЬСКАЯ:
Думаю, что уже в текущем году мы станем свидетелями достаточно серьезных изменений на рынке. А вот кто кого поглотит, кто уйдет, а кто появится на рынке – остается только предполагать.  
Татьяна ХАРИНА:
Возможно, слияния будут, но не думаю, что этот процесс примет глобальный характер.
Маргарита ЛЕБЕДЕВА:
В кризисной ситуации тема сотрудничества между операторами становится все более актуальной. Каждый старается найти свой путь сохранения позиций на рынке. Вполне вероятно, что слияние для некоторых операторов будет одним из возможных выходов.
Елена ВАСИЛЬЕВА: 
Актуальна. Последние примеры – покупка компании VKO Group холдингом TUI, а также переговоры о покупке компании «Капитал Тур» холдингом «НТК Интурист».
Евгений СУДЬБИН:
Эта тема назрела давно. Но, к сожалению, у большинства российских туристических компаний нет финансовой прозрачности. Говоря проще, фирмы нельзя оценить. Компаний, работающих в абсолютно «белом поле» – единицы. Причем, как правило, это игроки, представляющие интересы западных холдингов. Что касается банального поглощения одной фирмы другой «за долги», то они происходят ежегодно. Но никакого значения для развития российского туррынка это не имеет.
Подготовил Сергей ДЕМЕНТЬЕВ


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72