туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Сквозь тернии к звездам
Кризис не остановит развитие региональной авиации Министерство транспорта РФ и Федеральное агентство воздушного транспорта приняли решение приостановить реализацию проектов строительства аэропортов в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. «Все новые объекты с начала года мы замораживаем, - заявил министр транспорта Игорь Левитин. - Но все, что мы начали строить до этого, мы закончим».
Выбор приоритетов
Чуть позднее заместитель руководителя Росавиации Владимир Черток уточнил: «По ряду объектов в 2009 году решено провести только проектные работы, а реконструкцию мы будем проводить в более поздние сроки». Он сообщил, что из-за недостатка финансирования нет возможности завершить запланированную реконструкцию в четырех аэропортах России. С другой стороны, Владимир Черток подтвердил, что модернизация целого ряда воздушных гаваней обязательно будет закончена в текущем году. Речь, в частности, идет о Екатеринбурге (Кольцово), Владивостоке, Сочи и Геленджике. Чиновник затронул также тему развития «социально значимых аэропортов», дав понять, что выделяемых из федерального бюджета средств все-таки хватит на то, чтобы завершить реконструкцию взлетно-посадочных полос в аэропортах Мурманска, Владикавказа, Элисты, Кирова, Якутска, Новосибирска (Толмачево), Ростова-на-Дону, Хатанги и некоторых других городов. Интересно, в какой из этих двух списков попадут аэропортовые долгострои в Омске и Сыктывкаре? Эти объекты строят уже более 20 лет, они готовы, по мнению экспертов все той же Росавиации, на 80-85%. Их «социальная значимость» несомненна: действующие ныне аэропорты в Омске и Сыктывкаре находятся в пределах городской черты со всеми вытекающими отсюда последствиями. Минтранс и Росавиация публично отчитались о проделанной в прошлом году работе и довольно плачевном состоянии аэропортового хозяйства страны. На строгом языке цифр картина получается следующая. В 2008 году проведена реконструкция 39 аэропортовых объектов и восьми ВПП - в аэропортах Внуково (Москва), Толмачево (Новосибирск), Кольцово (Екатеринбург), а также в Астрахани, Иркутске, Владикавказе, Кавказских Минеральных Водах и Пензе. Всего на территории РФ гражданская авиация эксплуатирует 329 аэродромов. Из них 117 составляют так называемую национальную опорную сеть. Взлетно-посадочные полосы 62% аэродромов имеют искусственное покрытие, остальные ВПП – грунтовые. 70% ВПП с искусственным покрытием не реконструировались уже более 20 лет (12 из них подлежат срочным работам). В тревожном состоянии, требующем немедленного капитального ремонта, находятся и 18 аэродромов с грунтовыми ВПП. Светосигнальным оборудованием до сих пор оснащены только 65% аэродромов. Более 90% аэропортов укомплектованы техникой, которая на 85% и более выработала сроки службы и подлежит списанию. Исключение в этом списке составляют лишь три главных аэропорта московского авиационного узла, Пулково, а также воздушные гавани Новосибирска и Калининграда. Понятно, что в нынешнем году острые финансовые проблемы, скорее всего, обойдут стороной только московский авиационный узел. В регионах в привилегированном положении, благодаря повышенному вниманию к ним федеральных властей, оказались Сочи, Владивосток и Екатеринбург. С олимпийским Сочи все понятно, Екатеринбург собирается принимать 15-16 июня этого года саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Владивосток тоже выступает хозяином встречи в верхах, и очень престижной – саммита АТЭС. Ворота в АТР
Саммит АТЭС состоится в 2012 году. Но для масштабной модернизации три года – срок не такой уж большой. Поэтому приходится торопиться. Функциональная концепция реконструкции международного пассажирского терминала аэропорта и техническое задание по этому проекту должны быть готовы уже в мае. Об этом публично заявлено на совещании в администрации края под руководством губернатора Сергея Дарькина, в котором также приняли участие представители главного акционера владивостокского аэропорта - ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». Объект включен в федеральную целевую подпрограмму «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Проект предусматривает организацию современного пассажирского терминального комплекса: аэровокзалов внутренних и международных воздушных линий, технологических помещений. Полностью проект подготовят в июне. После положительного заключения Главгосэспертизы определят генподрядчика и начнется активная фаза строительства. В Минтрансе РФ рассчитывают завершить возведение нового международного терминала за три квартала до начала саммита АТЭС-2012. Заглядывают при этом в долгосрочную перспективу. В частности, к аэропорту протянут ветку железной дороги. На базе модернизированной воздушной гавани задумано организовать крупный международный хаб. У Владивостока удачное географическое положение, он находится на пути следования самолетов из Юго-Восточной Азии в Северную Америку и Европу. Если правильно выстроить транзитные потоки, можно уже в самое ближайшее время увеличить объемы обслуживания пассажиров и грузов практически в два раза. Международный терминал после реконструкции будет способен принимать до 1500 человек в час. Предусмотрены также реконструкция взлетно-посадочных полос, создание новых стояночных мест для широкофюзеляжных самолетов, рулежных дорожек и иных инфраструктурных объектов. Прием и обслуживание воздушных судов станут круглосуточными. По словам генерального директора ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» Михаила Василенко, инвестиции в строительство нового терминала во владивостокском аэропорту Кневичи составят до $100-150 миллионов. «В 2008 году аэропорт обслужил чуть более миллиона пассажиров. Новый терминал вкупе с другими технологическими улучшениями способен увеличить эту цифру пятикратно», - уверен Михаил Василенко. Кстати, Федеральное агентство воздушного транспорта уже допустило международный аэропорт Владивостока к приему авиалайнеров Airbus А-300, А-330 и их модификаций. В Екатеринбургском аэропорту Кольцово новый международный терминал общей площадью около 47 тысяч квадратных метров сдают в мае. Одновременно в эксплуатацию принимают башню командно-диспетчерского пункта, выстроенную за счет федеральных средств (она обошлась более чем в 100 млн рублей), а также модернизированную взлетно-посадочную полосу, объем финансирования которой составил примерно 3,5 млрд рублей. Так что принимать саммит ШОС «воздушные ворота» главного города Урала готовы. Кольцово, пожалуй, наиболее динамично развивающийся региональный аэропорт страны. За последние годы здесь построены два новых пассажирских терминала, аэровокзал международных авиалиний, открыт комплекс для пассажиров деловой авиации. Распахнула свои двери аэропортовая гостиница Angelo. Заработала первая в регионах России железнодорожная ветка между аэропортом и центром города. В прошлом году из Екатеринбурга открыты несколько новых направлений воздушных линий, сюда пришли авиакомпании S7, Finnair, «КД-Авиа». Хотя нельзя сказать, что мировой кризис обошел Кольцово стороной. Самый тревожный показатель – неуклонное падение объемов пассажирских перевозок. Негативный процесс начался в середине прошлого года, главной причиной первоначально послужил рост цен на авиатопливо. По мере обострения экономического кризиса цены на керосин стали снижаться, но ситуацию не исправило даже их 50-процентное падение: спрос на перевозки сократился на 20-30%. Поэтому Кольцово, начав 2008 год с роста объемов пассажирских перевозок в 27%, закончил его не на той ноте, на которую рассчитывал. По итогам года прирост пассажиропотока составил всего 8%, а теперь вообще пошел в крутое пике. В январе текущего года этот показатель упал сразу на 21,8% (по сравнению с тем же периодом прошлого года), в феврале – на 15,9%, в марте ситуация не улучшилась. «Главная проблема – сокращение пассажиропотока на внутренних линиях, — отмечает генеральный директор аэропорта Кольцово Кирилл Шубин. — Международный сектор пока держится, но снижение внутреннего потока характеризует ослабление связей между регионами». Генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов в свою очередь отмечает: «Все потери авиакомпании составили именно российские рейсы, в основном в направлении Сибири и Дальнего Востока. С начала года на Урале наблюдается значительное сокращение объемов командировочных расходов, прежде всего, в денежном выражении: пассажиры пересаживаются из бизнес-класса в экономический, а из экономического — на поезда». Не случайно именно в секторе деловых поездок по железной дороге сейчас наблюдается постоянный рост продаж. Успеть вовремя
Среди тех, кому также повезло успешно, «докризисно» завершить работы по реконструкции, оказался Иркутск. В апреле в местном аэропорте состоялась церемония открытия терминала внутренних авиалиний. Его закрыли на реконструкцию летом 2005 года, почти четыре года всех пассажиров обслуживали в международном терминале. Работы затянулись, поскольку аэропорт вел их за счет собственной прибыли и кредитных банковских ресурсов, а они в связи с мировым экономическим кризисом резко сократились. Выручил сибиряков все тот же столичный Шереметьево: он выступил гарантом погашения банковского кредита в 305 млн рублей. Заем выделили, реконструкцию с общим бюджетом в 578 млн рублей удалось успешно завершить. Теперь внутренняя площадь аэровокзала увеличилась в два раза — до 13 тысяч квадратных метров, он получил возможность обслуживать до 800 пассажиров в час. ФГУП «Аэропорт «Иркутск» является одной из крупнейших воздушных гаваней в Азиатской части РФ. Как и Владивосток, это один из современных стыковочных грузопассажирских узлов для транснациональных рейсов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владивостока и других городов России. В 2008 году он обслужил более миллиона пассажиров. Столь же важную роль играет и новосибирское ОАО «Аэропорт Толмачево». В 2008 году аэропорт обслужил более двух млн пассажиров (рост 12,6%). Доходы составили 3859 млн рублей - на 25% больше, чем годом ранее. По общему количеству грузов и почты (20,5 тыс. тонн) прирост составил 10,9%. В первые месяцы нынешнего года спад пассажиропотока в Толмачеве составил 20-22%. Но, как и Иркутск, новосибирский аэропорт успел завершить основные проекты по модернизации до наступления кризиса. «Для Толмачева 2008 год стал одним из самых успешных, - сообщил журналистам генеральный директор аэропорта Алексей Чертенков. - Все крупные инвестиционные проекты, начатые за последнее время, реализованы: функционирует крупнейший в Сибири грузовой терминал, приобретена новая спецтехника». Общая сумма вложений, направленных на развитие аэропорта, превысила 1,5 млрд рублей (в том числе, более 400 млн рублей – собственные средства). На реализацию бизнес-проекта по развитию Толмачева Новосибирская область с 2005 до 2012 года предоставит ОАО господдержку на сумму свыше 90 млн рублей, из этих средств (с 2005 по 2008 годы включительно) уже получено 52 млн рублей. Свыше 260 млн рублей использовано на комплексную реконструкцию терминала внутренних воздушных линий. Площадь аэровокзала увеличилась с 10 до 30 тысяч квадратных метров, пропускная способность, за счет совершенствования технологического процесса, - с 800 до 1800 пассажиров в час. Продолжаются проектные работы по расширению аэровокзала международных воздушных линий. Уже в следующем году площадь терминала увеличится до 15 тысяч квадратных метров, что позволит практически удвоить его пропускную способность. Идет финансирование и строительство объектов аэропортового комплекса и сервисной инфраструктуры, в октябре прошлого года открыт четырехзвездный отель Sky Port, рассчитанный на 300 человек. «Таким образом, ни один из намеченных проектов не остался незавершенным, - подчеркнул Алексей Чертенков. - Кроме того, именно в прошлом году, в начале декабря, впервые с 1992 года в Толмачеве был обслужен двухмиллионный пассажир». По казанским лекалам
Значительное сокращение объемов пассажирских авиаперевозок на сегодняшний день – самая серьезная проблема практически всех региональных аэропортов страны. Не стала исключением и Казань, где пассажиропоток в январе–феврале 2009 года составил 63 тысячи человек - на 23,3% меньше аналогичного периода прошлого года. При этом количество отправленных и принятых пассажиров на внутренних авиалиниях сократилось на 25,8% - до 42 тысяч человек, на международных линиях перевезено 20,7 тысяч пассажиров, что на 17,7% ниже показателей прошлого года. Администрация аэропорта в тесном сотрудничестве с перевозчиками пытается амортизировать эти потери, пересматривая маршрутные графики. И добивается определенных успехов: весной отмечен прирост числа пассажиров в сравнении с январем–февралем на таких направлениях, как Франкфурт-на-Майне (+9,5%), Хургада (+6,6%), Баку (+32,5%), Ереван (+11,9%), Душанбе (+0,2%). Специалисты отдела маркетинга ведут большую работу по привлечению новых авиакомпаний и развитию маршрутной сети аэропорта. В конце марта «Трансаэро» выполнила свой первый регулярный рейс по маршруту Москва - Казань – Москва на самолете Boeing 737-500 и стала четвертым перевозчиком, который осуществляет полеты из казанского аэропорта на московском направлении. Впервые в расписание весенне-летнего сезона включен прямой регулярный рейс из Казани в Тель-Авив, который начинают выполнять с 3 мая один раз в неделю на самолете Вoeing-733. Также впервые полеты из Казани в Шарм-эль-Шейх будут выполняться весь летний сезон. Заметно увеличится количество рейсов в Анталью – их будет до 20 в неделю: полеты на курорт выполняют авиакомпании «Татарстан», «Турецкие авиалинии», «Аэрофлот-Дон», «Атлант-Союз», «Казанское авиапредприятие» и Red Wings. Несмотря на ухудшение экономической ситуации, международный аэропорт Казани продолжает реализацию утвержденного плана технического развития на 2007-2010 годы, одним из важнейших аспектов которого является приобретение транспортных средств и оборудования. План предполагает ввод новой, ранее не применявшейся техники, модернизацию или замену уже имеющегося парка спецмашин. В частности, в феврале аэропорт получил специальный автомобиль для обработки туалетных отсеков пассажирских самолетов и аэродромный заправщик питьевой водой. Минтранс пока не включил Казань в список приоритетных объектов модернизации национального аэропортового хозяйства. Между тем Республика Татарстан уже ведет подготовку к XXVII Всемирным летним студенческим играм, которые состоятся в ее столице в 2013 году. И международному аэропорту уделяется особое внимание. Министр промышленности и торговли Татарстана Александр Когогин и начальник управления государственного протокола президента Игорь Савельев на регулярной основе проводят выездные совещания по вопросам совершенствования приема зарубежных делегаций и улучшения качества обслуживания в международном секторе аэропорта Казани. В частности, в ходе одного из последних совещаний отмечалось, что пока в этом секторе отсутствует визуальная информация на английском языке, нет багажных тележек, многие помещения требуют косметического ремонта, не отрегулированы потоки пассажиров при получении багажа. Особый акцент делается на тесной координации работы всех служб аэропорта, включая таможенный и паспортный контроль. Москва помогает регионам
Федеральное правительство продолжает оказывать значительную поддержку регионам в модернизации аэропортов, понимая, что субъектам федерации в одиночку довольно трудно изыскивать финансовые средства, необходимые для выполнения этой масштабной задачи. Один из последних примеров - встреча 7 апреля министра транспорта РФ Игоря Левитина с губернатором Мурманской области Дмитрием Дмитриенко, в ходе которой центр обещал оказать максимальную помощь местному аэропорту в модернизации взлетно-посадочной полосы. Она необходима, чтобы воздушная гавань смогла принимать крупные авиалайнеры. По оценкам экспертов, реализация этого проекта потребует около 2,4 млрд рублей. Это единственный аэропорт на территории Мурманской области, который открыт для выполнения международных полетов. Учитывая прогнозируемый высокий рост деловой активности, связанной с предстоящей реализацией проектов по развитию мурманского транспортного узла и комплексного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, ожидается значительное увеличение объемов авиационных перевозок пассажиров и грузов в Мурманск, в том числе на международных линиях. В прошлом году аэропорт увеличил количество обслуженных пассажиров на 11,7% - до 400 с лишним тысяч человек. Даже этот небольшой обзор позволяет сделать вывод, что, несмотря на экономический кризис и весьма тяжелое наследие минувших лет, в аэропортовом хозяйстве страны происходят значительные структурные сдвиги. Социальная подвижность населения – очень важный геополитический фактор, и Москва хорошо это осознает, уделяя повышенное внимание развитию регионального гражданского авиасообщения. Причем не только Москва федеральная, но и город как таковой. «Правительство Москвы выработало свой подход к решению вопроса о поддержке региональной авиации, - заявил Владимир Мишанин, заместитель руководителя столичного департамента транспорта и связи. – Еще в 2006 году Москва первой из субъектов федерации приняла закон о городской целевой программе возрождения и развития региональных перевозок с использованием малой авиации на 2007 - 2010 годы. Одним из важнейших направлений этой программы является участие Москвы в восстановлении, реконструкции и развитии региональных аэропортов». Сергей СВИСТУНОВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|