Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2009
« Вернуться к журналу  

Штормовое предупреждение
Объемы  пассажирских  перевозок  в первом квартале 2009 года у всех без исключения отечественных авиакомпаний заметно снизились: в среднем по отрасли спад составил 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поэтому успешность авиаперевозчиков сейчас оценивают по наименьшему показателю потерь. Здесь пальму первенства следует отдать «Аэрофлоту», который лишился 13,4% своих клиентов. Самолеты компании перевезли за первые три месяца 1,776 млн пассажиров. Коэффициент заполняемости  кресел составил 61,3%. 
 
Прополка кризисом
Одна из особенностей кризисного периода для российской авиаотрасли - его  способность в принудительном режиме упорядочить чрезмерно разбухшие ряды сертифицированных перевозчиков. В начале 2008 года в России насчитывалось  175 авиакомпаний. Топливный кризис и первые шквалы глобальной рецессии  вынудили покинуть небо восемь крупных игроков этого рынка: «Красноярские авиалинии», «Домодедовские авиалинии», «Интеравиа», «Сатурн», «Омскавиа», «Сибирскую авиатранспортную компанию», «Дальавиа» и авиапредприятие «Тесис».
Теперь, когда ветер кризиса набирает штормовую силу, индустрия пассажирских перевозок стала особенно уязвимой. Глава Минтранса Игорь Левитин считает, что в 2009 году еще примерно 20% российских авиакомпаний – то есть каждая пятая - могут лишиться права на выполнение полетов в связи с задолженностью перед аэропортами, налоговыми органами и аэронавигационными службами. Ни Минтранс, ни Росавиация «черные списки» должников не оглашают. Эксперты же сходятся во мнении, что, безусловно, нечего опасаться только «Аэрофлоту»: у него минимальное количество долговой нагрузки, да и денежные потоки до сих пор идут с положительной динамикой. 
У остальных перевозчиков ситуация сложнее, у кого-то в  большей, у кого-то – в меньшей степени.  Очень многое будет значить и адресная государственная поддержка  проблемным авиакомпаниям. Ведь в конечном итоге достаточный уровень мобильности населения – вопрос не только и не столько экономический, сколько – геополитический.
 
«Подушка безопасности»
Правительство РФ, понимая, что нарастающий кризис  способен привести к повторению прошлогодних ситуаций, когда из-за финансовых проблем той или иной авиакомпании, отменявшей полеты, пострадали тысячи пассажиров, решила в этом году их подстраховать. Премьер-министр Владимир Путин подписал постановление, которое  утверждает правила предоставления государственных субсидий на общую сумму 5 млрд рублей тем перевозчикам, которые приходят на выручку несостоятельным коллегам. Распоряжаться этими средствами будет Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).
«Подчеркиваю, что фактически речь идет не о поддержке авиакомпаний, а именно о поддержке пассажиров, - пояснил этот шаг вице-премьер Сергей Иванов. - Это своего рода подушка безопасности, которая гарантирует клиентам выполнение рейса независимо от того, билет какой именно российской авиакомпании они приобрели».
В нынешнем году проблемы с задержками рейсов уже возникали неоднократно. В «черном списке» Росавиации  лидирующей тройкой значатся «Волга-Авиаэкспресс», Sky Express и «Сахалинские авиатрассы». Особняком стоит вопрос о калининградской «КД-Авиа», которая фактически оказалась на грани банкротства.
В начале марта компания объявила о том, что она, вероятно,  приостановит свою операционную деятельность. Кризис спровоцировало решение главного  кредитора - банка «Санкт-Петербург» - прекратить  финансирование предприятия. Правда, худшего – отмены рейсов – пока удавалось избегать. Правительство РФ приняло решение оказать «КД-Авиа» государственную помощь в размере 4 млрд рублей. «Из федерального бюджета средства перечислят калининградскому бюджету, и Калининградская область войдет этими деньгами в уставный капитал компании дополнительно к тем процентам акций, которые она уже имеет», - пояснил журналистам  губернатор Калининградской области Георгий Боос.
 
Скромное очарование интернета
Не было бы счастья, да несчастье помогло: экономический кризис резко  увеличил слабо тлевший до этого интерес российских туристов  к электронным платежам за авиационные и железнодорожные билеты. Более низкая стоимость таких расчетов, очевидная и ранее, теперь превратилась для них в весьма весомый фактор. Сказались, конечно, и активные усилия самих перевозчиков по продвижению  электронных билетов. Есть  еще целый ряд стимулов,  делающих привлекательнее электронные платежи в туристической сфере. Среди них – развитие средств  широкополосного доступа в интернет, активное внедрение электронных продаж билетов в поездах пригородного сообщения, выгодность безналичных расчетов для корпоративных клиентов. 
По оценкам фирмы IKS-Consulting, в 2009 году рынок онлайн-продаж авиационных и железнодорожных билетов по банковским картам вырастет по сравнению с прошлым годом на 68% и 325% и составит соответственно 17,7 млрд и 5 млрд рублей. Долгосрочный прогноз специалистов IKS-Consulting до 2012 года определяет объем рынка продаж авиабилетов в Рунете с помощью банковских карт до 53 млрд рублей, железнодорожных билетов - до 26,3 млрд рублей.
Прогноз, конечно, интересный, но далеко не все эксперты с ним согласны. Они признают растущую динамику продаж электронных билетов, однако сомневаются, что  железнодорожные билеты в этой гонке будут обгонять по темпам прироста авиационные. Ведь их покупатели по сравнению с теми, кто пользуется авиатранспортом, как правило, менее платежеспособны,  меньше «дружат»  с интернетом и банковскими картами. Они «технологически консервативнее», чем авиапассажиры.
На сегодняшний день доля продаж электронных билетов, например,  у ведущего российского авиаперевозчика - компании «Аэрофлот»  - достигает 67%, в том числе 11%  - непосредственно через интернет. Вся отечественная авиационная отрасль, по оценкам экспертов, получает ежедневно от продажи билетов через глобальную компьютерную сеть около $3–3,3 млн, то есть примерно около $1 млрд в год.
 
Литовский вариант
Заметная тенденция в российской гражданской авиации – приобретение пассажирских лайнеров зарубежного производства. Например, «Трансаэро», которая располагает самым большим в России парком дальнемагистральных воздушных судов, в 2008 году еще более укрепила лидирующие  позиции, закупив 12 новых самолетов. Среди них – только одно судно (Ту-214) российского происхождения. Остальные – пять «Боингов-747» (включая два «Боинга-747-400»), четыре  «Боинга-767», два авиалайнера «Боинг-777». Таким образом, на конец 2008 года парк «Трансаэро» состоял из 42 самолетов: 40 «Боингов» различных модификаций и двух Ту-214.
Закономерно, что в апреле 2009 года литовское объединение компаний Avia Solutions Group (ASG), которое является ведущим поставщиком комплексных решений для авиатранспортной отрасли на рынках Европы и СНГ, решило открыть собственное представительство в Российской Федерации.
В состав Avia Solutions Group входят семь компаний, предоставляющих авиационные услуги: Avia Asset Management, FL TECHNICS, Baltic Aviation Academy, Baltic Ground Services, BPC Travel, flyLAL Charters и Passenger Terminal. Они занимаются лизингом воздушных судов иностранного производства, их техническим обслуживанием, оказанием провайдерских услуг, организацией чартерных перевозок, обслуживанием пассажирских терминалов, а также обучением экипажей и инженерного персонала специфике управления  авиалайнерами иностранного производства и техническому уходу за ними. Генеральным представителем Avia Solutions Group в Российской Федерации назначена Ольга Соколова, которая до этого  возглавляла отдел маркетинга и развития продаж ЗАО «Авиационно-техническая база Домодедово».
«Учитывая масштабный переход российских авиакомпаний на самолеты иностранного производства, им необходимо оптимизировать использование как финансовых, так и человеческих ресурсов. Avia Solutions Group имеет большой опыт работы с воздушными судами западного производства и предоставляет полный комплекс услуг, начиная от лизинга и заканчивая поддержанием летной годности. Нашими клиентами уже более двух лет являются такие российские перевозчики, как «Трансаэро», S7, ГТК «Россия» и другие. На базе Avia Solutions Group в Вильнюсе мы готовы предложить российским авиакомпаниям комплексные решения, которые могут быть особенно востребованы при обновлении самолетных парков иностранной техникой и на начальном этапе ее эксплуатации», - заявил на церемонии открытия российского представительства Линас Довиденас, генеральный директор Avia Solutions Group.
Авиатехцентр Avia Solutions Group организован на базе Вильнюсского авиапредприятия. Сейчас центр может обслуживать до 40 авиалайнеров в год, однако с расширением клиентуры среди российских авиаперевозчиков эта цифра может вырасти на 50%.
«Одно из наших преимуществ перед другими зарубежными «ремонтниками» – низкие цены, - считает Ольга Соколова. - К примеру, если в Шенноне стоимость человеко-часа составляет минимум 45–55 евро, то наши тарифы не превышают 40 евро. Мы рассчитываем, что к концу текущего года, с учетом открытия представительства в России, показатели группы компаний увеличатся на 20%, то есть составят около 35 млн евро». Литовская сторона также выразила надежду, что предлагаемый сервис будет особенно удобен владельцам «Боингов-737», которые составляют треть всех самолетов зарубежного производства в России.
Мнения российских экспертов по данному вопросу разделились. Директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак считает, что экономические расчеты группы компаний ASG  вполне обоснованны: «Центр в Вильнюсе намного ближе, чем базы ремонта в Китае, Сингапуре или Ирландии. Отечественные операторы обслуживаются по всему миру, даже в Узбекистан летают на ремонт, и появление еще одного предложения с приемлемыми ценами - это очевидное благо. В России неповоротливое таможенное законодательство, которое препятствует нормальному развитию бизнеса подобного рода. Мало того, что детали импортировать дорого и дорого держать их на складе: с нашей таможней невозможно уложиться в какие-либо назначенные сроки, поскольку груз деталей наверняка задержат, а ремонт порой требует оперативности».
Но президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов полагает, что вряд ли отечественные перевозчики толпами устремятся в Вильнюс: «Это все-таки не очень удобно - ведь никто не гоняет самолеты просто на техобслуживание, обычно это происходит по совместительству с рейсом. Кроме того, у каждого перевозчика, как правило, существуют длительные договоренности по техобслуживанию. Да и вряд ли в Литве или где-либо еще смогут предоставить сервис, аналогичный сервису страны - производителя деталей».
 
Безопасность превыше всего
В апреле Международная ассоциация воздушного транспорта IATA заключила с Межгосударственным авиационным комитетом соглашение о повышении уровня безопасности полетов на всей территории СНГ. Документ был подписан во время визита генерального директора IATA Джованни Бизиньяни в Москву, где состоялись также переговоры, призванные обозначить начало нового этапа сотрудничества этой международной организации с Россией в сфере гражданской авиации.
«Сейчас безопасность полетов - наша главная задача, ведь уровень безопасности в государствах СНГ значительно отстает от мирового. Я возлагаю большие надежды на наше сотрудничество с МАК, которое поможет повысить уровень безопасности полетов в этом регионе благодаря продвижению IOSA и других стандартов безопасности IATA, - заявил Джованни  Бизиньяни. - В дополнение к IOSA, еще две программы IATA могли бы значительно способствовать улучшению работы российской авиации: полный переход на электронные билеты и применение международной системы взаиморасчетов BSP. Эти шаги могут стать солидной базой для  дальнейшего развития. В кризисное время, как в глобальной, так и в российской авиационной индустрии, нам особенно важно работать эффективно». Министр транспорта России Игорь Левитин заверил, что правительство сделает получение сертификата IOSA обязательным требованием для всех авиакомпаний, зарегистрированных в стране.
Обсуждался также вопрос «обеспечения прозрачности» цен на  авиационное топливо. IATA обратила внимание на то, что осенью прошлого года стоимость горючего в московских аэропортах оказалась в среднем на 12% выше, чем в Западной Европе. Разрыв этот сократился только после соответствующего обращения IATA.
«Сейчас перед нами стоит задача формализовать наши требования, предъявляемые к прозрачности, и найти систему, которая могла бы обеспечить контроль над тем, чтобы авиационное топливо, используемое для международных полетов, не облагалось НДС», - заявил Джованни  Бизиньяни.
Еще одно перспективное направление - поиск глобальных решений по защите окружающей среды за счет повышения эффективности использования воздушного пространства. В этой области Россия достигла существенных успехов:  в 2008 году в нашей стране оптимизировали 131 воздушную трассу. Работа над оптимизацией еще 42 маршрутов завершается в конце мая нынешнего года.
Джованни Бизиньяни сделал любопытный прогноз  на тему будущего российской авиации в послекризисный период: «Огромная территория России делает авиацию важнейшим средством регионального и международного сообщения. Россия лежит на перепутье между Северной Америкой, Азией, Европой и Ближним Востоком. Благодаря членству в совете ICAO, она является важным участником международной политики в области авиации. Цель IATA - тесное сотрудничество с российским правительством для полной интеграции этой великой авиационной державы в мировую систему воздушного транспорта. Результатом этого процесса будет являться безопасная и эффективная отрасль авиаперевозок, приносящая огромные экономические выгоды».
Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72