Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Июль 2009
« Вернуться к журналу  

Билетный вопрос
О современном состоянии билетного рынка и перспективах его развития рассуждают директор офиса продаж авиаперевозок компании «Болеро-тур» Андрей Тимощенко, директор департамента корпоративного обслуживания «Транстур Тревел» Ульяна Амелечкина, руководитель отдела авиаперевозок турфирмы «Нева» Сергей Бураков и первый заместитель генерального директора компании «Инна-тур» Михаил Абрамов.
 
1 вопрос
Какие кардинальные изменения произошли на мировом рынке продаж авиационных и железнодорожных билетов в последние годы?
Андрей ТИМОЩЕНКО
Во-первых, в июне 2008 года на рынке на 100% была реализована технология электронного билета (e-ticket). Во-вторых, последние годы ознаменовались беспрецедентным ростом цены на авиационное топливо, что напрямую отразилось на величине тарифов. В-третьих, подавляющее большинство авиакомпаний либо существенно снизили, либо вовсе отменили комиссионное вознаграждение для агентств. В-четвертых, по прогнозам IATA, суммарные убытки отрасли от мирового финансового кризиса в 2009 году превысят $5 млрд, около 30 крупных мировых перевозчиков уже прекратили свое существование.
Ульяна АМЕЛЕЧКИНА
Наиболее значительными, на мой взгляд, для агентского билетного бизнеса событиями стали приход в Россию BSP, окончательный переход на электронное билетооформление иностранных перевозчиков - участников проекта BSP, а также активное внедрение электронных авиабилетов ТКП и РЖД. Системы онлайн-бронирований начали активнее использоваться как клиентами, так и сотрудниками туристических компаний. Важным фактором в жизни агентств стала отмена комиссионных вознаграждений большинством крупных авиакомпаний. Однако, как и ожидалось, эти изменения не повлекли за собой значительного перераспределения на рынке билетных продаж. Сервис, предлагаемый  в агентствах, не стал менее востребован. Никакая электроника не поможет сориентироваться в наборе услуг и сделать оптимальный выбор так, как это сделает  человек.
Сергей БУРАКОВ
В последние годы активно развивается бронирование авиационных и железнодорожных билетов через интернет. Очень популярными на рынках США и Европы стали бюджетные перевозки. В этом случае продажа билетов происходит по минимальной стоимости через глобальную компьютерную сеть, минуя агентство.
Михаил АБРАМОВ
Повсеместный переход на электронные билеты – самое главное изменение последних лет. Безбумажные технологии значительно упростили процесс продаж, позволили предложить путешественникам новые услуги.
 
2 вопрос
Насколько, на ваш взгляд, отечественный билетный рынок отстает в своем развитии от западноевропейского и североамериканского? В чем заключаются главные отличия между ними?
Андрей ТИМОЩЕНКО
Отличие западноевропейского рынка от отечественного, на мой взгляд, заключается в неоднородности структуры последнего. Конечно, Москва и Санкт-Петербург не отстают в своем развитии, а по некоторым пунктам и превосходят Европу. Но вот другие регионы России заметно ей уступают. Отставание от североамериканского рынка еще более существенно. Связано это в первую очередь с колоссальным объемом авиаперевозок в США, наличием в этой стране самой широкой в мире сети маршрутов и самой развитой системы тарифов. 
Ульяна АМЕЛЕЧКИНА 
Технологии, которые  пришли к нам только в последние годы, давно внедрены и работают на Западе. За рубежом лучше развита система продаж электронных билетов, более популярны «электронные деньги», оплата по кредитным картам. Все это объясняется как разницей в менталитете людей, так и значительными отличиями между российской и зарубежной системами финансовой отчетности.   
Сергей БУРАКОВ 
От развитых стран в этом отношении мы отстаем не более чем на год-полтора. Основное отличие в том, что на Западе уже давно используют технологии интернет-продаж билетов. У нас же это только начинает  развиваться.
Михаил АБРАМОВ
Отставание, безусловно, существует. С другой стороны, не может не впечатлять темп, с которым меняется наш билетный рынок. В сущности, мы прошли за одно десятилетие  путь, которым за рубежом шли несколько десятилетий. Из отличий хотелось бы отметить отсутствие на сегодняшний день единой системы продаж, в которой был бы доступен весь спектр услуг транспортной индустрии.
 
3 вопрос
Каковы основные сложности в сфере сотрудничества российских турфирм, железнодорожников и авиакомпаний? С кем проще сотрудничать отечественным агентам при продаже билетов - с российскими или западными перевозчиками?
Андрей ТИМОЩЕНКО:
Получив аккредитацию IATA, мы подтвердили свои финансовые, профессиональные и иные полномочия для ведения данного рода деятельности, как и другие 59 тысяч аккредитованных агентств по всему миру. Аккредитация позволяет нам взаимовыгодно сотрудничать и чувствовать себя равноправным партнером и российских, и западных авиаперевозчиков, не выделяя кого-либо из них. Все сложности в сфере сотрудничества решаются в рамках существующих договорных обязательств. 
Ульяна АМЕЛЕЧКИНА 
Агентства, имеющие опыт работы на рынке, не испытывают серьезных проблем в сотрудничестве с поставщиками авиационных и железнодорожных билетов. Многие крупные российские перевозчики заинтересованы в продажах через собственные кассы из-за меньшей затратности. Но при этом они ценят своих агентов, понимая, что последние реализуют большую часть билетов. Авиакомпании всегда открыты к сотрудничеству: предлагают совместные маркетинговые акции, семинары, идут на снижение тарифов, формирование спецпредложений для агентств. Основной сложностью для любого агентства,  имеющего большое количество договоров,  является  наличие нескольких систем бронирований и безошибочное соблюдение правил работы и сроков отчетности, установленных авиакомпаниями и РЖД. Но это скорее дело техники и профессионализма сотрудников турфирмы.
Сергей БУРАКОВ
В сфере продаж железнодорожных билетов мешает негибкая политика монополиста рынка в отношении агентов. С авиакомпаниями сложностей нет, ведь большинство агентов работает через ТКП.
Михаил АБРАМОВ
Сложностей как таковых не возникает. Скорее есть нюансы, определяемые спецификой отрасли и особенностями ведения бизнеса.
 
4 вопрос
Насколько активно идет в нашей стране внедрение электронных билетов на авиационном и железнодорожном транспорте?
Андрей ТИМОЩЕНКО
На авиационном транспорте технология электронных билетов полностью реализована в системах BSP-IATA (более 70 авиакомпаний на сегодняшний день) и СВВТ-ТКП (Система взаиморасчетов на воздушном транспорте, включающая  более 110 авиакомпаний). Дальше все зависит от желания и возможностей  авиакомпаний, потенциальных участников вышеназванных систем. Несколько отстает внедрение электронного билета на железнодорожном транспорте, но сделанные РЖД первые шаги в этом направлении и неоспоримые преимущества данной технологии позволяют надеяться на реализацию проекта в течение двух лет.
Ульяна АМЕЛЕЧКИНА
Внедрение электронного билета в нашей стране идет, по моему мнению, достаточно активно. Российские пассажиры уже привыкли к e-ticket и преимущественно покупают электронные билеты. Конечно, ряд факторов еще сдерживает их внедрение. Например, неготовность некоторых аэропортов к работе по новой схеме, инертность бухгалтерии некоторых фирм, отказывающихся принимать  у командировочных что-либо кроме бумажного билета. Но ситуация очень быстро меняется в лучшую сторону. В отношении железнодорожных электронных билетов можно отметить, что  технология продаж хотя и близка к общемировой, но пока все-таки отличается от нее. Если на Западе достаточно показать распечатанный лист контролеру, который сверяет данные с компьютером, то в России вы должны поменять вашу распечатку в кассе на обычный бумажный билет.
Сергей БУРАКОВ
На протяжении последнего года – очень активно. На мой взгляд, доля электронных билетов в московском авиаузле уже достигла 50% и продолжает расти.
Михаил АБРАМОВ
Очень активно. Авиаперевозки уже практически на 100% «электронные». Многое делается и Российскими железными дорогами для внедрения технологии электронного билета. Возможность забронировать и оплатить билет на поезд через интернет существует уже давно,  недавно была введена в действие и онлайн-регистрация на некоторых направлениях.
 
5 вопрос
Как финансово-экономический кризис повлиял на отечественный билетный рынок? Что было сделано для минимизации потерь?
Андрей ТИМОЩЕНКО
На отечественный билетный рынок кризис повлиял, как и на любую другую отрасль экономики. Наблюдается снижение объемов продаж на 20–30%. Для минимизации потерь оптимизируются расходы по поддержанию текущей деятельности агентства, решаются кадровые вопросы и, конечно, открываются новые направления работы.
Ульяна АМЕЛЕЧКИНА
Произошло снижение потребительской активности среднего класса в целом и спроса на отдых за границей в частности. Существенно сократились расходы на деловые поездки. Компании корректируют свои планы, бронируют железнодорожные билеты вместо авиационных там, где это возможно, отказываются от полетов в бизнес-классе, заменяют поездки  видеоконференциями, сокращают расходы на выездные корпоративные мероприятия. Ни для кого не секрет, что овердрафт – один из самых распространенных на билетном рынке кредитных инструментов, от которого зависит значительная часть бизнеса билетных агентств в России. Получить отсрочку платежа стало крайне сложно, и ставки по ней резко возросли. Некоторые компании уже пострадали от невозможности пролонгировать соглашения о ежемесячном кредитном лимите. Чтобы минимизировать свои потери, агентства стали меньше кредитовать своих клиентов, меняют порядок взаиморасчетов с корпоративными и частными лицами, совместно с партнерами формируют антикризисные предложения для клиентов, они также вынуждены идти на сокращение персонала.
Сергей БУРАКОВ
Сократился объем продаж за счет пассажиров, пересевших в поезда, или же вовсе отказавшихся от поездок. Вопрос минимизации потерь скорее надо адресовать авиакомпаниям, ведь он связан с оптимизацией маршрутной сети и тарифной политикой.
Михаил АБРАМОВ
Главное следствие кризиса – снижение объемов продаж. Но если считать, что называется, «по головам», то есть количество пассажиров, окажется, что по этому показателю снижение не такое значительное. Получается, что работы меньше не стало. Минимизация потерь при таких обстоятельствах возможна путем сокращения расходов по всем статьям.
Подготовил Сергей ДЕМЕНТЬЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72