Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Август 2009
« Вернуться к журналу  

Закон есть закон
Новые финансовые гарантии и порядок их применения с точки зрения бухгалтерского законодательства
 
Изменение размера финансового обеспечения
Федеральный закон от 28 июня 2009 года №123-ФЗ «О внесении изменения в статью 17.2 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» официально опубликован в «Российской газете» 1 июля. Соответственно, он вступил в силу 12 июля 2009 года. В соответствии с новой редакцией статьи 17.2 увеличен размер финансового обеспечения туроператорской деятельности и введена дифференциальная шкала финансовых гарантий для туроператоров, работающих в сфере выездного туризма.
Обратите внимание
В качестве критерия для определения необходимого размера финансового обеспечения используется не выручка, а оборот, т.е. все денежные средства, полученные туроператором от реализации турпродукта.
Напомним, что шкала фингарантий на сегодняшний день выглядит следующим образом.
Не менее 30 млн рублей – для оборота не более 100 млн рублей и для туроператоров, применяющих упрощенную систему налогообложения. Для «упрощенцев» размер финансового обеспечения не привязывается к обороту.
Не менее 60 млн рублей – при обороте не более 300 млн рублей.
Не менее 100 млн рублей – при обороте свыше 300 млн рублей.
На приведение документации в соответствие с требованиями новой редакции закона туроператорам дается 60 дней с момента вступления закона в силу. Таким образом, достраховать свою ответственность они должны до 9 сентября 2009 года.
Компании, не увеличившие размер финансового обеспечения, исключаются из Единого федерального реестра туроператоров в течение 15 дней с момента истечения установленного срока (статья 2 закона №123-ФЗ).
 
Контроль и надзор
Во исполнение закона №123-ФЗ Минспорттуризм выпустил приказ о введении положения о формировании и ведении Единого федерального реестра туроператоров. После регистрации приказа в Минюсте Федеральное агентство по туризму будет руководствоваться данным документом при ведении реестра.
Пункт 15 данного приказа  содержит перечень документов, которые туроператоры, работающие в сфере выездного туризма, должны представлять в Ростуризм для подтверждения правильности определения заявленного размера финансового обеспечения. Перечень документов основан на действующем порядке предоставления бухгалтерской отчетности. Сроки их предоставления также привязаны к срокам, определенным законодательством о бухгалтерском учете.
Рассмотрим подробно, кто и какие документы предоставляет.
Организации, обязанные публиковать свою отчетность, должны предоставить в Ростуризм информацию об источнике опубликования данной отчетности.
К таким организациям в соответствии со статьей 16 закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» относятся акционерные общества открытого типа, обязанные публиковать свою годовую отчетность не позднее 1 июня следующего года. Для этих организаций приказом Минспорттуризма предусмотрен 15-дневный срок с даты окончания срока публикации.
То есть в соответствии с действующим законодательством информация в Ростуризм должна быть предоставлена до 15 июня года, следующего за отчетным.
Организации, не обязанные публиковать свою отчетность, должны не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока сдачи бухгалтерской отчетности за год, предоставить в Ростуризм копию всех форм отчетности (формы 1–6) с отметкой налогового органа о приеме либо протокол налогового органа о приеме в электронном виде.
Напомним, что в соответствии со статьей 15 закона №129-ФЗ организация обязана сдать годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, то есть не позднее 30 марта следующего года.
Таким образом, до 14 апреля следующего года организация обязана предоставить в Ростуризм необходимые документы.
Как видим, для ОАО и всех остальных организаций сроки предоставления данных в Ростуризм будут отличаться.
Формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом МФ РФ от 22 июля 2003 года №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации». В соответствии с ним некоторые организации могут предоставлять не все формы отчетности. Но данное право должно быть закреплено в приказе об учетной политике организации.
Субъекты малого предпринимательства, подпадающие под обязательный аудит, не освобождаются от обязанности составления пояснительной записки к отчетности, а формы №3, 4 и 5  они имеют право не предоставлять в налоговые органы только в том случае, если у них отсутствуют данные для заполнения данных форм отчетности, что на практике является практически нереальной ситуацией.
Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).
По нашему мнению, в соответствии с действующим бухгалтерским законодательством туроператоры имеют право предоставлять в Ростуризм не все формы бухгалтерской отчетности. Однако форму №4 «Отчет о движении денежных средств» предоставлять в Ростуризм (а следовательно, и в налоговые органы) все-таки придется даже тем, кто по бухгалтерскому законодательству не обязан этого делать, поскольку  именно эта форма является документом, подтверждающим объем денежных средств, полученных туроператором от реализации турпродукта.
 
Обратите внимание
Приказ Минспорттуризма требует предоставления формы №4 «Отчет о движении денежных средств» с расшифровкой по всем видам деятельности и соответствующими пояснениями.
В приказе Минфина №67н в пункте 1 раздела «О порядке составления и представления бухгалтерской отчетности» сказано, что любой показатель отчетности, являющийся существенным, подлежит обособленному раскрытию. Существенной, с точки зрения Минфина, признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов.
На практике это означает, что по строке 020 «Средства, полученные от покупателей, заказчиков» формы №4 должны быть расшифрованы все виды поступлений от покупателей (то есть введены дополнительные строки), для чего туроператору придется организовать раздельный бухгалтерский учет по видам поступлений. Это трудоемкая работа, однако выполнить ее – в интересах турфирмы.
Если туроператор осуществляет, например, реализацию путевок и авиабилетов, то в случае отсутствия раздельного учета и заполнения строки 020 формы №4 по видам поступлений за основу для определения размера финансового обеспечения придется брать весь оборот, указанный в данной строке.
Если туроператор сумеет отделить поступления от покупателей за турпродукт от прочих поступлений, то размер финансового обеспечения может оказаться значительно ниже. Это особенно актуально для тех компаний, у которых доля «билетного» бизнеса является существенной в общем обороте. То есть есть прямой резон к соблюдению требований приказа Минфина №67н, на которые ранее никто не обращал внимания.
Что касается требуемых Минспорттуризмом пояснений к форме №4, то здесь туроператор может минимизировать свои трудозатраты, ведь в состав годовой отчетности, согласно статье 13 закона №129-ФЗ и пункту 2 приказа Минфина №67н, входит также пояснительная записка к отчетности, не предоставлять которую имеют право только малые предприятия, не подпадающие под обязательный аудит.
Если в данной пояснительной записке в соответствии с пунктом 4 статьи 13 закона №129-ФЗ будут адекватно раскрыты все данные отчетности, то составлять дополнительные пояснения для Ростуризма не придется. Опять же туроператоров буквально «подталкивают» к скрупулезному соблюдению требований действующего законодательства.
 
Аудиторское заключение для туроператоров
«Неприятным сюрпризом» для туроператоров явилось требование Минспорттуризма предоставлять также аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности. Причем это требование распространяется и на туроператоров, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Срок для предоставления аудиторского заключения - не позднее 15 календарных дней с даты окончания сдачи бухгалтерской отчетности за отчетный год, то есть до 14 апреля.
Однако и здесь требования Минспорттуризма не противоречат действующему законодательству.
В соответствии со статьей 13 закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункту 2 приказа Минфина №67н в комплект годовой отчетности входит аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
В пункте 2 приказа Минфина №67н также сказано, что если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.
 
Обратите внимание
С 1 января 2009 года изменились критерии проведения обязательного аудита.
В соответствии со статьей 5 нового закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года, туроператор должен пройти обязательный аудит бухгалтерской отчетности в том случае, если:
1) организация является открытым акционерным обществом;
2) объем выручки за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн рублей;
3) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Напомним, что по старому закону №119-ФЗ объем выручки и сумма активов баланса рассматривалась на конец отчетного, а не предыдущего периода. Поправка, предусмотренная законом №307-ФЗ, позволяет туроператорам уже сейчас определить, должны ли они предоставлять в Ростуризм аудиторское заключение по итогам 2009 года и заранее заключить договор на годовой аудит, чтобы уложиться в жесткие сроки, предусмотренные приказом Минспорттуризма.
Те же туроператоры, которые еще не прошли годовой аудит за 2008 год, должны будут успеть это сделать в сроки, предусмотренные для возобновления финансового обеспечения.
Законом №123-ФЗ дается 60-дневный срок на приведение финансового обеспечения в соответствие, а приказом Минспорттуризма – срок 30 дней с этой даты, для предоставления необходимого комплекта документов, т.е. до 9 октября 2009 года.
Особенности предоставления документов для «упрощенцев»
В соответствии с приказом Минспорттуризма туроператоры, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны предоставлять в Ростуризм уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения в срок не позднее 15 календарных дней с даты окончания подачи указанного уведомления за отчетный год.
Формулировка, данная в приказе Минспорттуризма, не совсем корректна. Вероятно, предполагалось, что фирмы-«упрощенцы» в качестве документа, подтверждающего установленный для них размер финансового обеспечения, должны предоставлять в Ростуризм копию уведомления о возможности применения УСНО в срок не позднее 15 календарных дней с даты окончания сдачи отчетности за отчетный год, подтверждая тем самым, что в отчетном году ими применялась упрощенная система налогообложения.
Но из написанного следует несколько иное. В соответствии со статьей 346.13 НК РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения организации должны предоставить в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление (а не уведомление).
Если организация отвечает необходимым критериям, установленным Налоговым кодексом, то на основании данного заявления ей выдается уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
Действует это уведомление до тех пор, пока организация не утратит права на применение «упрощенки» в соответствии с НК РФ или не откажется от ее применения добровольно. При этом перейти на обычную систему налогообложения в добровольном порядке организация не в праве до конца отчетного года.  Уведомить налоговые органы об отказе от «упрощенки» налогоплательщик должен не позднее 15 января года, с начала которого он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Если дословно читать приказ Минспортуризма, то уведомление должно быть предоставлено до 15 декабря текущего года. Однако при переходе на «упрощенку» турфирма, скорее всего, в эти сроки еще не получит данное уведомление от налоговых органов.
К тому же здесь скрыта возможная «лазейка» для недобросовестных туроператоров: предоставив в Ростуризм уведомление об упрощенке до 15 декабря и получив право на минимальную фингарантию, туроператор в срок до 15 января следующего года имеет возможность «уйти» на обычную систему и при этом не нарушить действующего налогового законодательства, но «сэкономить» на финансовом обеспечении.
А вот у тех, кто применяет «упрощенку» не первый год, возникнут другие проблемы: уведомление о применении «упрощенки» ежегодно не возобновляется, а действует до тех пор, пока по собственной воле или в соответствии с законодательством турфирма не перестанет применять «упрощенку», поэтому «за отчетный год» турфирме будет нечего предоставить в Ростуризм, разве что копию ранее поданного уведомления.
 
Аудит для «упрощенцев»
Приказом Минспорттуризма предусмотрено предоставление аудиторского заключения для туроператоров, применяющих упрощенную систему налогообложения, в срок не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока сдачи бухгалтерской отчетности за отчетный год, предусмотренной законодательством РФ.
Напомним, что сами «упрощенцы» бухгалтерскую отчетность (формы №1–6) в налоговые органы не сдают, а предоставляют только налоговую декларацию по единому налогу на совокупный доход в срок до 31 марта следующего года, однако срок предоставления ими аудиторского заключения такой же, как и для фирм, применяющих обычную систему налогообложения – 14 апреля.
В каких случаях «упрощенец» подпадает под обязательный аудит?
По итогам 2009 года ни один из «упрощенцев» аудит проходить не должен, за исключением тех, у кого остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов на 31 декабря 2009 года превысит 20 млн рублей. Ведь в соответствии с пунктами 16 и 3 статьи 346.12 НК РФ «упрощенец» может иметь остаточную стоимость ОС и НМА до 100 млн рублей. А критерием проведения обязательного аудита является сумма активов (имеется в виду валюта баланса) свыше 20 млн рублей. По критерию выручки за 2009 год обязательный аудит «упрощенцам» не грозит.
С 1 января 2010 года меняется объем выручки, дающей право на применение упрощенной системы налогообложения. Ее величина по итогам 2010 года не должна превышать 60 млн рублей. Перейти с 1 января 2010 года на «упрощенку» смогут те организации, у которых сумма выручки по итогам 9 месяцев 2009 года не превысит 45 млн рублей. Применять лимит доходов в 60 млн рублей налогоплательщики смогут с 1 января 2010 года до 1 января 2013 года, в 45 млн рублей - со дня официального опубликования федерального закона до 1 января 2013 года.
Таким образом, если не будут внесены изменения в закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», то «упрощенцы» с объемом выручки за 2010 год от 50 до 60 млн рублей подпадут под обязательный аудит и должны будут предоставлять в Ростуризм аудиторское заключение по итогам 2011 года. Потому что объем выручки, являющийся критерием для обязательного аудита, будет определяться  по итогам 2010 года (статья 5 закона №307-ФЗ). Следовательно, аудит для упрощенцев – дело далекого будущего.
Остается открытым вопрос, что же должен подтверждать аудитор, проверяющий «упрощенца». В пункте 3 статьи 1 закона №307-ФЗ дается определение аудита как независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Здесь также сказано, что для целей настоящего федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.
Законом же №129-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности включается бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения к ним. А эти формы «упрощенец» в налоговые органы не сдает.
Однако Минфин России, ссылаясь на Гражданский кодекс и федеральные законы №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» неоднократно высказывал мнение об обязанности «упрощенцев» вести бухгалтерский учет и формировать бухгалтерскую отчетность. Об этом сказано, например, в письме МФ РФ от 2 сентября 2008 года №03-11-04/2/131. Мнения о том, что акционерные общества - «упрощенцы» должны вести бухгалтерский учет, придерживается и Конституционный суд РФ в определении от 13 июля 2006 года № 319-О.
Таким образом, если принимать во внимание аргументацию Минфина, аудиторская проверка «упрощенца» должна проводиться именно в отношении бухгалтерской отчетности, а следовательно, «упрощенцу» придется ее формировать и сдавать в налоговые органы.
Мария БУЛАТОВА, Ирина СЕДОВА
ООО «ИРМА-АУДИТ» - аудит, консалтинг, ведение, постановка, восстановление учета
Тел.: (495) 785-22-94
www.irma-audit.ru
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72