Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Август 2009
« Вернуться к журналу  

Приятный цвет «Зеленой карты»
 «Зеленая карта» нужна не только людям, планирующим обосноваться в Соединенных Штатах. Это еще и гарантия страховой  безопасности для тех, кто собирается в  путешествие по Европе на собственном автомобиле. 
Путь длиной в 58 лет
В России обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев перед третьими лицами ввели только в 2003 году. Между тем в  европейских странах такое законодательство существует не просто давно, а очень давно. Задолго до шенгенских соглашений страховые компании Старого Света заключили своего рода альянс, позволявший автолюбителям свободно передвигаться из страны в страну, не ломая голову над тем, как обеспечить себе страховую защиту на территории других государств.
Система Green Card  была заложена в 1951 году на базе двусторонних соглашений между заинтересованными странами о взаимном признании страхового покрытия, а также об обязательствах по урегулированию претензий и по порядку выдачи соответствующих документов. Такое же название носит и страховой сертификат, который действует на территории всех стран - участниц системы. Держатель «Зеленой карты» при въезде на территорию стран - участниц соглашения не должен приобретать дополнительный страховой полис.
Понятно, что эмитировать такие полисы могут лишь страховые компании тех государств, которые участвуют в соглашении. Российские страховщики до 1 января нынешнего года при продаже этих полисов выступали исключительно агентами своих европейских партнеров. Наиболее распространенными в России являлись грин-карты, выпускаемые компаниями Sovag и Alte Leipziger (Германия), Garant (Австрия), Bulstrad (Болгария), PZU и Europe (Польша), а также эстонской ASA. Самые большие неудобства испытывали при таком порядке вещей иностранцы, въезжавшие в Россию на собственных машинах - им обязательно приходилось покупать ОСАГО.
19 марта 2008 года Владимир Путин подписал распоряжение о признании Российского союза автостраховщиков (РСА) национальным страховым бюро международной системы автострахования и обязал Минфин обратиться с соответствующей заявкой в Европейскую экономическую комиссию ООН. Еврокомиссия поддержала это ходатайство, и с 1 января 2009 года российские страховые компании, входящие в РСА, получили право самостоятельно эмитировать полисы «Зеленая карта». Таких компаний на сегодняшний день пятнадцать: «АльфаСтрахование», «ВСК», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах- Столица», «РОСНО», «Югория», «ЖАСО», «Международная страховая компания «Айни», «МСК», «Регион», СК «Русский мир», «Согласие», «Спасские ворота», «Двадцать первый век» и «ЭРГО Русь».
«Уже за первый квартал действия в России системы Green Card отечественные сертифицированные страховые компании продали полисов почти на 300 млн рублей», - сообщил исполнительный директор российского бюро «Зеленая карта» Сергей Разуван. При этом 70% проданных сертификатов предназначались для путешествия по странам Западной Европы и чуть менее 30% – в Белоруссию, Украину и Молдавию. Сергей Разуван также сообщил, что держатели новых полисов успели за тот же период поучаствовать за границей в 125 ДТП. Средний размер премии по этим полисам составил 47 евро.
На сегодняшний день система обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев перед третьими лицами «Зеленая карта» охватывает 44 страны: всю Европу плюс Израиль, Марокко, Тунис и Иран.
Азбука пользователя
Приобрести «Зеленую карту» можно только в стране регистрации транспортного средства. То есть для российских автовладельцев -  либо дома, через отечественные страховые компании, входящие в пул РСА, либо в пунктах продажи этих карт непосредственно на границе. Если путешественник не приобрел «Зеленую карту» на территории России, то в каждой стране, в которую он будет въезжать, ему придется покупать национальный полис страхования.
Страховая компания, выпускающая «Зеленую карту», берет на себя ответственность за возмещение любого ущерба, который автомобилист может ненамеренно нанести третьим лицам и их имуществу. Выплаты потерпевшей стороне осуществляются в соответствии с законодательством той страны, где произошло ДТП.
Принцип действия полиса идентичен российскому ОСАГО, однако лимиты страховых сумм по «Зеленой карте» намного выше. Если в России максимальная выплата по ОСАГО составляет сейчас 160 тысяч рублей  (при нанесении вреда имуществу) и 240 тысяч рублей (на одного пострадавшего при нанесении вреда жизни и здоровью), то за рубежом эти суммы могут выражаться уже  в миллионах евро, особенно если речь идет о жизни и здоровье человека. Ведь пострадавшему там оплачивается все, включая инвалидность, пенсию и моральный ущерб. Во многих европейских  странах выплаты по Green Card практически не имеют ограничений.
«Зеленая карта» не предусматривает страхование самого автомобиля от повреждений или угона. Поэтому если ее держатель признан виновником ДТП, то ему компенсация на ремонт автомобиля не положена: финансовый ущерб возместят только пострадавшей стороне.
Есть еще одно «золотое правило»: она действует повсюду, кроме территории государства-эмитента. На территории страны-эмитента для держателя «Зеленой карты» действует только национальный полис гражданской ответственности. Иными словами, собираясь, скажем,  в Германию, не покупайте «Зеленую карту», выпущенную немецкой страховой компанией, толку от нее не будет. Даже границу с ней пересечь не сможете: придется в обязательном порядке покупать либо «Зеленую карту», эмитированную российской страховой компанией, либо полис обязательного страхования автогражданской ответственности, который действует именно в Германии.
Грин-карты делятся на три большие ценовые категории: самые  дешевые предназначены для поездок по странам Восточной Европы (их на профессиональном сленге именуют не «зеленым», а «синими»), далее идет среднеценовой сегмент – для скандинавских стран, наиболее высокий статус имеют страны Западной Европы. Стоимость зависит также от сроков поездки: чем они больше, тем карта обойдется дороже. Минимальный срок страхования – 15 дней, максимальный – один год.  А вот от марки  автомобиля цена «Зеленой карты» не зависит совершенно, ей все равно, едет ее обладатель на «девятке» или на «феррари» последней модели.
Сергей СНЕГОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72