туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Никто не хотел выбывать
По оценкам столичных туроператоров, финансово-экономический кризис привел к сокращению объемов продаж турпродукта на 35–45%. Особенно сильно пострадал сектор делового и корпоративного туризма. Несколько легче, хотя и не совсем безболезненно, тяжелые времена переживают индивидуальный и VIP-туризм, круизы, лечебно-оздоровительные туры. «Изменились маршруты поездок, сократились продолжительность путешествий, их частота, расходы клиентов. Есть сдвиги в структуре спроса: наиболее востребованными стали бюджетные туры с размещением в трехзвездных отелях. Те, кто раньше предпочитал останавливаться в гостиницах категории пять звезд, переориентировались на четырехзвездные. При выборе типа питания все чаще заказывается только завтраки. Заметно уменьшилась глубина продаж: мало кто может планировать свой отдых на три-шесть месяцев вперед», - рассказывает генеральный директор компании «ТрэвелГарант» Елена Ермакова. Без потерь не обошлось
«Многие известные турфирмы обанкротились или были вынуждены продать свои активы. Например, со сцены ушли Libra Holidays, ArtisSpace, Diva-Travel», - говорит директор по выездному туризму «НТК Интурист» Александр Мусихин. «Все предприятия, работающие в сфере услуг, почувствовали на себе влияние кризиса. Турбизнес - не исключение. От того, без чего нельзя прожить, отказываться, конечно, не будешь. А вот на услугах, которые не являются насущной необходимостью, а только приносят удовольствие, люди стали экономить», - подчеркивает генеральный директор компании «Бизнес-центр Планета-тур» Елена Зрянина. Специалисты «ТрэвелГарант» отмечают, что в летнем сезоне наиболее заметно упал спрос на групповые экскурсионные поездки, в том числе комбинированные туры по нескольким европейским странам. Снижение турпотока здесь составило порядка 30 процентов. На 10 процентов уменьшились объемы продаж программ «отдых на море + лечение». «Лечебно-оздоровительные туры практически не пострадали. Более того, сегодня мы отмечаем оживление продаж на этом направлении, изменение предпочтений туристов в сторону более высокого уровня сервиса, категории отеля или санатория, увеличения количества процедур», - говорит Елена Ермакова. В «НТК Интурист» отмечают сокращение туристического потока в целом по отрасли на 30–35 процентов. «Объемы продаж у нас, безусловно, снизились. Но мы были к этому готовы и своевременно приняли антикризисные меры. В результате на ряде направлений сейчас даже наблюдается рост. Прежде всего, это Египет, Италия, Португалия, Чехия, Индонезия. Сократился разрыв между Турцией и Египтом», - комментирует ситуацию Александр Мусихин. Пессимисты и оптимисты
Кризис – это не только тяжелое испытание, но и стимул для прогресса и развития. Выживают сильнейшие, наиболее эффективные и профессиональные компании. «Финансово-экономический кризис, безусловно, можно считать своеобразной оздоровительной мерой. Во-первых, на рынке останутся самые гибкие, продвинутые, креативные игроки, настоящие профессионалы. Во-вторых, кризис влияет на формирование рынка в целом – на определение размера вложений в тот или иной сегмент индустрии, на подход к стратегии реализации продукта и дальнейшее развитие», - считает директор по развитию компании «Люкс Тур» Майя Панкова. Заместитель генерального директора компании «Джет Тревел» Максим Приставко отмечает, что туроператоры стали более разумно подходить к планированию объемов и, как следствие, на рынке сократились объемы демпинга. Елена Ермакова также говорит об установлении более тесных партнерских взаимоотношений, росте ответственности и взаимовыручки. «Пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможность. С этим трудно не согласиться, - говорит Александр Мусихин. - Компания «НТК Интурист» вышла на те рынки, освоение которых в благоприятные времена оставалось только в перспективных планах. Кризис выявил наиболее стойких и стабильных игроков. На плаву остались те, кто изначально выстраивал грамотную стратегию и тактику развития. В последнее время партнеры стали договариваться между собой, вырабатывать совместные решения, идти на компромисс. Это тоже можно считать положительным воздействием кризиса». Минимизировать негативные последствия тяжелой экономической ситуации на рынке «НТК Интурист» помогло и то, что компания входит в вертикально-интегрированный холдинг, что значительно снижает финансовые риски. Профессиональная команда менеджмента приняла ответственные управленческие решения, оптимизированные на оптимизацию расходов. «Мы пересмотрели свою продуктовую линейку, отказались от кипрского направления, сделали ставку на более выгодные туры в Египет, Турцию, Болгарию, Тунис. В несколько раз увеличили объемы чартерных перевозок в Италию. Результаты превзошли наши ожидания: в этом году в компании сало заметно больше клиентов, которые отдают предпочтение надежному и проверенному бренду», - рассказывает Александр Мусихин. Максим Приставко отмечает, что объемы продаж компании «Джет Тревел» снизились примерно на 30 процентов. Для минимизации потерь оператор сократил численность персонала и отказался от неприбыльных направлений. Кроме того, были сокращены расходы на рекламу, командировки и ряд других статей. «Оборот нашей компании несколько снизился, - рассказывает Майя Панкова. - Но это естественный и прогнозируемый процесс. Отели пересматривают свою ценовую политику, делают различные спецпредложения, предлагают бонусы. В результате общая стоимость тура несколько снижается. Оттока прямых клиентов и агентств нет. Наоборот, по количеству заявок мы даже отмечаем некоторый прирост». «ТрэвелГарант» для минимизации потерь сократил расходы. В частности, на 20–30 процентов снизились зарплаты рядовым сотрудникам, которым взамен предоставили дополнительный выходной день в течение недели. Сокращение заработной платы коснулось руководства компании. Оператор создал выгодные условия работы для активных агентов, установил максимально высокие комиссионные, увеличил штат сотрудников отдела по работе с частными клиентами. «Эти меры оказались достаточно эффективными. А вот попытки максимально удешевить турпродукт желаемого результата не принесли. Демпинг никогда никому не идет на пользу. В условиях кризиса, когда абсолютно все клиенты стараются экономить, неадекватная ценовая политика вызывает большие опасения у самих потребителей. Все-таки они едут отдыхать, а не решать проблемы низкого качества услуг в неоправданно дешевом турпакете», - говорит Елена Ермакова. «Мы постарались сохранить добрые отношения со всеми клиентами и агентствами. В любой ситуации трудности легче преодолевать вместе. Именно на этом этапе особенно важно строить правильные, доверительные партнерские отношения, быть мобильнее и гибче, проявлять понимание и быть профессионалом», - считает Елена Зрянина. Связаны одной целью
Александр Мусихин рассказывает о том, что кризис повлиял на подход компании к вопросам взаимоотношений с партнерами. В сфере авиаперевозок сотрудничество ведется с «Трансаэро» и ГТК «Россия», вокруг которых оператор сформировал потоки и получил за счет этого значительные скидки. Совершенствуются бонусные системы для агентств. В этом году стартовала акция «раннее бронирование», в рамках которой предусмотрено комиссионное вознаграждение в размере 16 процентов. Действуют индивидуальные бонусные программы для руководителей и менеджеров агентств, персональные поощрительные программы и специальные услуги, например, доступ в «личный кабинет» на сайте оператора. Усовершенствована система онлайн-бронирования, с помощью которой можно оперативно зарезервировать туры любой сложности, в том числе индивидуальные, воспользоваться дополнительными сервисами, связанными с документооборотом и оформлением виз. В планах компании - внедрение онлайн-продаж (бронирование, оплата, выписка документов, электронные билеты). «К летнему сезону для агентов мы провели рекламные и ознакомительные туры, приуроченные к юбилею компании – 80-летию со дня основания холдинга «Интурист». Во взаимоотношениях с гостиницами в ряде случаев пересмотрели условия контрактов, исключающие жесткие блоки. В отношении сотрудничества с принимающими сторонами, можно сказать, что не все страны готовы более лояльно подходить к условиям работы и предлагать дополнительные бонусы. Например, Хорватия и Турция придерживались довольно жесткой позиции по этому вопросу», - рассказывает Александр Мусихин. «Для нас этот кризис был уже не первым, - отмечает Елена Зрянина. - Морально мы были к нему готовы. А вот многие зарубежные партнеры, привыкшие к стабильности, с ужасом воспринимали действительность. Мобильнее всех оказались гостиницы, которые стали предлагать спецусловия. Авиакомпании тоже радовали снижением цен, подстраиваясь под ситуацию. Одновременно многие агентства стали отправлять заявки сразу нескольким операторам и смотреть, кто больше «прогнется» в цене. Жаль, что параметры стабильности, сложившиеся отношения, профессионализм так и не стали обязательным критерием выбора. Все стоят за низкой ценой». Жизнь продолжается
В прошлом зимнем сезоне компания «НТК Интурист» начала продвигать такие направления, как Индия и Юго-Восточная Азия - Индонезия, Вьетнам, Сингапур и Малайзия. В этом году оператор продолжает экспансию в этих странах, сделав ставку на пляжный отдых и умерив свои амбиции в горнолыжном сегменте. Среди новинок зимнего сезона - Латвия. Туристам также будут предложены расширенные экскурсионные программы по Европе. Запланированы зимние рекламные туры в Индию, Таиланд, Египет, Чехию, Индонезию, Финляндию. Елена Ермакова рассказывает, что «ТрэвелГарант» взял на себя минимум рисков, договорился об уменьшении квот мест в отелях без штрафов, получил максимально низкие цены по всем направлениям: «Мы оптимизируем наши затраты на предстоящий зимний сезон. На горнолыжных курортах Словакии, Словении и Польши сократили гарантированные номера в два раза, а где-то вообще оставили на гарантии только самые популярные и раскрученные на российском рынке отели и курорты. В то же время мы расширили ассортимент предложений по всем странам: Чехии, Словакии, Словении, Венгрии, Польше, Франции, Австрии, Бенилюксу, России, Украине, Израилю». «Джет Тревел» сохранил запланированные объемы продаж, но снизил риски, уменьшив количество гарантий. Оператор более тщательно подошел к выбору отелей и курортов, сконцентрировавшись на самых лучших. Подготовлен ряд экономичных общедоступных предложений на весь осенне-зимний сезон. Многие представители турбизнеса высказывают свои опасения по поводу второй волны кризиса. «Надеемся, что это только слухи. Но мы все же вооружились «антикризисной» стратегией, которая предоставит нам возможность еще раз доказать устойчивость, стабильность и надежность бренда «Интуриста» и сохранить позиции лидера российской туротрасли», - подчеркивает Александр Мусихин. Майя Панкова полагает, что возвращение туристического рынка к докризисным объемам связано с оздоровлением экономической ситуации не только в России, но и во всем мире: «Наша отрасль зависит от этого напрямую. Мы полностью разделяем мнение министра финансов РФ, что восстановление произойдет в среднем через четыре года». «Новый год в любом случае будет «продаваться». Конечно, в меньших объемах, чем прежде. Каникулы окажутся лучше с точки зрения объемов реализации турпродукта, чем новогодние туры, это традиционно происходит в последние годы. Надеюсь, что к апрелю рынок начнет расти на 5–10 процентов. Если, конечно, кризис не преподнесет нам новых сюрпризов. А возвращение к докризисным объемам возможно в лучшем случае через полтора-два года», - считает Елена Ермакова. Сергей ДЕМЕНТЬЕВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|