туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Нужен ли России морской туризм?
Эту проблему рассмотрели участники специальной конференции в Санкт-Петербурге. Специалисты обсудили состояние рынка морских круизов, паромного сообщения и яхтенно-катерного туризма в нашей стране. Залогом успешного развития отрасли эксперты считают совершенствование нормативно-правовой базы и наземной инфраструктуры водного транспорта. Вопрос риторический
Морские круизы – один из самых популярных и быстрорастущих сегментов международного туристического рынка. За последние 20 лет число поклонников этого вида отдыха выросло почти в два раза. В 1988 году в морские путешествия отправились 8 млн человек. К 2010 году, по прогнозам ВТО, эта цифра увеличится до 14,5 млн человек. По данным Европейского круизного совета, 73% круизных туристов в мире составляют американцы, 21% – европейцы. Сойдя на берег, 77% путешественников посещают музеи, места развлечений и отдыха, 66% развлекаются индивидуально, 46% идут по магазинам, 37% – отправляются в кафе и рестораны, 35% – на экскурсии. Иными словами, сфера работы индустрии далеко не ограничивается палубой корабля. До 60% морских круизов организуется по классической европейской системе, которая предусматривает морское путешествие с заходом в различные порты с экскурсионной программой. Все большую популярность завоевывает и американская система, основной целью которой является предоставление возможности круизным пассажирам отдыхать на пляжах в пунктах захода по маршруту. В последние годы хорошим спросом пользуются также круизы выходного дня, главным преимуществом которых является сравнительно низкая стоимость. Вопрос о том, нужно ли развивать круизный туризм в нашей стране, иначе как риторическим не назовешь. По мнению специалистов Минспорттуризма, возможности у нас для этого просто уникальные. Россия омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также Балтийским, Черным, Азовскими и Каспийским морями. Общая протяженность береговой линии – 37,7 тысячи километров – самый большой показатель в мире. Конкурентные преимущества
Наиболее популярные морские круизы в России организуются на северо-западе страны (Санкт-Петербург, Калининград, Мурманск, Архангельск), их маршруты проходят вдоль побережий Балтийского, Баренцева и Белого морей, на юге (Сочи) и на Дальнем Востоке от берегов Камчатского полуострова. Особенно показателен пример развития морского круизного туризма на Камчатке. С 1993 по 2008 годы в порт Петропавловска-Камчатского было выполнено 107 заходов круизных судов, на борту которых прибыли почти 50 тысяч иностранных туристов. По оценкам специалистов, в прошлом году общая сумма средств, полученных в результате захода иностранных круизных судов на полуостров, составила более 30 миллионов рублей. Уникальные российские маршруты предлагает экспедиционный туризм – круизы вокруг островов Северного Ледовитого океана (Земли Франца Иосифа, Новой Земли), на Северный полюс из Мурманска, вдоль Чукотского автономного округа с посещением острова Врангеля, вдоль берегов Сахалина и Камчатки с посещением Командорских, Курильских островов. Несмотря на высокую стоимость этого турпродукта, он пользуется огромным спросом, и места на судах заказывают заранее. Причины отставания
Статистика сегодняшнего дня показывает снижение числа круизных пассажиров в России. Виной тому, по мнению экспертов, – не только мировой экономический кризис. Есть много других факторов, препятствующих нормальной работе этого сегмента туррынка в нашей стране. К таковым Минспорттуризма РФ относит несовершенство нормативно-правовой базы, недостаточное развитие туристской инфраструктуры и ее значительный моральный и физический износ, отсутствие эффективной региональной инвестиционной политики, недостаточность ассортимента современных туристских продуктов и узнаваемых брендов, отсутствие активного имиджевого позиционирования России как туристской державы, дефицит квалифицированных профессиональных кадров. Ликвидация данных пробелов должна проводиться на государственном уровне. Работа в этом направлении идет. На развитие морского туризма в России, несомненно, повлияет принятое постановление правительства РФ от 7 мая 2009 года № 397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в РФ в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки». Согласно документу, иностранные гости – пассажиры паромов – имеют право находиться на нашей территории 72 часа без оформления виз. Одно из важнейших условий успешного развития круизного туризма в нашей стране – развитие туристской инфраструктуры прибрежных зон, оборудование их соответствующими пунктами пропуска, строительство объектов посещения, разработка новых программ пребывания, экскурсионных маршрутов. Ключ без права передачи
Являясь крупным портовым городом, Санкт-Петербург традиционно считается ключевым центром российского морского туризма. О достижениях и проблемах в этой сфере в рамках конференции рассказал Максим Соколов, председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации города. По итогам 2008 года Санкт-Петербург возглавил пятерку европейских портов, в которые заходит более 200 морских круизных судов в год (в Тор-5 также вошли Копенгаген, Хельсинки, Стокгольм и Таллин). По числу посетивших город круизных пассажиров Северная столица заняла второе место после Копенгагена – 396 и 560 тысяч человек, соответственно. Для того чтобы добиться таких результатов, пришлось решить немало задач. Во-первых, было необходимо справиться с проблемой недостаточного количества круизных терминалов. Располагаться они должны в центре города или по крайней мере в районе активной деловой застройки. Город должен предстать перед круизным туристом во всей своей красе, а не в виде промышленного и грузового района. Надо также учитывать, что размеры круизных лайнеров в последнее время увеличились, и если порт собирается развивать круизный туризм, должны быть обеспечены соответствующие глубины, размеры причалов и т.д. В настоящее время на Васильевском острове реализуются два масштабных проекта под общим названием «Морской фасад»: на площади свыше 400 га формируется новая территория под строительство недвижимости и создание морского пассажирского порта. Здесь будет создан общественно-деловой центр города, где сосредоточатся офисы, штаб-квартиры крупнейших компаний и жилая недвижимость бизнес-класса и класса люкс. Проведены работы по дноуглублению Петровского фарватера длиной 8,6 км, подходных путей длиной 2,1 км и акватории порта. Новый пассажирский терминал «Морской фасад» – единственный порт в России, специализирующийся на приеме круизных и паромных судов. Порт способен принимать наиболее современные морские лайнеры длиной до 311 метров, осадкой – до 9 метров и пассажировместимостью более 3000 человек. Первое судно терминал принял в сентябре 2008 года. В этом сезоне здесь работают два причала, в 2010 году их число увеличится до пяти, что позволит перевести большую часть операций из грузового порта, а в 2011 году заработают уже семь причалов. Общая длина причальной стенки составит 2108 метров. Пропускная способность терминала в полном развитии достигнет около 12 тысяч туристов в день или свыше 1,5 млн пассажиров в год. Новый терминал соответствует всем существующим международным стандартам безопасности для пассажиров и судов. В рамках завершающей очереди строительства, ориентировочно в 2011 году, будет возведен специальный паромный комплекс с учетом специфики паромных причалов. Планируется, навигация в новом порту будет круглогодичной. В 2008 году количество круизных туристов, посетивших Северную столицу, увеличилось беспрецедентно – на 30% по сравнению с 2007 годом. В 2009 году на круизном рынке Петербурга ожидается рост на уровне 12%. Если в прошлом году было совершено 311 судозаходов круизных лайнеров, то в 2009 году в утвержденном расписании значится 345 судозаходов. Из них более 30% (112) судов примет специализированный морской пассажирский порт «Морской фасад». Особенно привлекательной для иностранных туристов особенностью морских круизов является возможность въезда в Россию без визы при условии участия в групповых экскурсионных программах. Такая норма закона была введена в 2003 году, но, к сожалению, не распространялась на пассажиров паромов. Новый закон позволит активнее развивать круизный, в том числе паромный туризм, загружать мощности нового Морского вокзала и окупать вложенные в его строительство средства. Что за фасадом?
Бурное развитие круизного рынка принесло не только радости, но и породило три большие проблемы. Первая связана с требованиями миграционного законодательства. Согласно введенным в этом году правилам прохождения пограничного контроля в порту, значительно увеличилось время схода пассажиров на берег, что создает трудности с соблюдением расписания входа в музеи и выполнения программ пребывания гостей в городе. Поскольку вопросы миграционного учета и пограничного контроля входят исключительно в компетенцию федеральных органов власти, Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам готовятся предложения по упрощению указанной процедуры, вплоть до внесения изменений в федеральные законы. Вторая проблема – организация транспортных потоков. Вопросы создания транспортной инфраструктуры в Санкт-Петербурге для приема все увеличивающегося потока круизных туристов постоянно находятся в центре внимания городской администрации. В условиях острой конкурентной борьбы за туриста мало привлечь его в город, нужно создать ему безопасную и комфортную «среду обитания». Сейчас прорабатывается вопрос использования акватории Финского залива, Невы и внутренних водных артерий для доставки организованных групп туристов от нового морского терминала в центр города, к основным достопримечательностям, в том числе в Петродворец. Это позволит снизить нагрузку на пассажирский автомобильный транспорт. Речь, в частности, идет о пассажирских перевозках водными автобусами по установленным маршрутам и фиксированным ценам. Согласно «Концепции развития водного пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге» в городе к 2015 году должны появиться 27 регулярных водных маршрутов. При удачном развитии программы объем перевозок может составить 2,5–3 тысячи человек в сутки, на речной транспорт придется примерно 5–8% пассажиров. Именно столько берут на себя водные транспортные перевозки в Европе. Для регулирования правил организации речного пассажирского транспорта принят закон «О транспортном обслуживании водным транспортом Санкт-Петербурга». Документ вводит понятие «водные пути Санкт-Петербурга» и определяет статус таких рек, как Мойка, Фонтанка, Крюков канал и ряда других, не относящихся к внутренним водным путям РФ. По вновь образованной территории «Морского фасада» пройдет часть так называемого Западного скоростного диаметрa – скоростной автомагистрали, которая обеспечит связи Большого порта через кольцевую автодорогу с автодорожными выходами на Москву, регионы России, страны Балтии и Скандинавии. Автомагистраль позволит снизить транспортную нагрузку на историческую часть города. Планируется также возведение дополнительных мостов через Неву на Васильевский остров, рассматриваются проекты переправ на уровне 16–21 линий Васильевского острова. Перечисленные меры позволят снять остроту проблемы перевозок организованных групп туристов в Петербурге. Наконец, третья проблема, которая наиболее остро обозначилась в условиях глобального экономического кризиса, – это проблема конкурентоспособности турпродукта Санкт-Петербурга. Хотя круизный рынок демонстрирует относительную стабильность, тенденция снижения расходов туристов очевидна. Несмотря на увеличение количества судозаходов, по сравнению с 2008 годом, количество гостей, сходящих на берег в Санкт-Петербурге, сократилось на 15–20%. Туроператоры предлагают программы пребывания в городе такие же разнообразные, как и ранее, но отмечают, что гости отдают предпочтение не турам целого дня, а полудневным, так как они дешевле. Они приобретают простую обзорную экскурсию по городу без посещения, например, наиболее дорогих музеев. При этом для круизных пассажиров цены на билеты в музеи снизились за счет разницы курсов валют – многие музеи сохранили цены 2008 года в рублях. Но есть другие факторы, которые, по мнению туроператоров, существенно влияют на стоимость турпакета. Это прежде всего высокие тарифы на право парковки автобусов в портах, недостаточное количество бесплатных автобусных стоянок в городе. Правительство города в рамках своих полномочий принимает меры по решению указанных проблем. Принято распоряжение «Об утверждении примерного адресного перечня бесплатных стоянок туристских автобусов в Санкт-Петербурге». Ведется диалог с бизнесом с тем, чтобы все участники рынка понимали, как важно в условиях кризиса сохранить приемлемые цены и комфортные условия пребывания для туристов. Меры по развитию в Петербурге морского круизного туризма не ограничиваются решением обозначенных выше проблем. На развитие круизного туризма, как и въездного туризма в целом, направлены усилия в рамках Программы развития Петербурга как туристского центра, утвержденной правительством города. Это продвижение, благоустройство города, обеспечение безопасности туристов, их информационная поддержка и подготовка кадров для отрасли. А как у них?
Рассматривая тему развития морских круизов в России, полезно познакомиться с зарубежным опытом городов-портов, которые традиционно специализируются на этом виде туризма. Например, круизный «стаж» испанской Барселоны перевалил за 2000 лет. О состоянии и новинках морского туризма в городе рассказала Кристина Ионицкая, заместитель директора представительства Каталонии в странах СНГ и Восточной Европы. По ее словам, морской туризм – один из важнейших туристских продуктов Каталонии. К этой сфере традиционно относятся все виды активного отдыха, связанные с морем и содержащие элементы путешествия, включая туризм на всех типах морских судов с целью отдыха и развлечений, а также спортивный туризм (круизы, яхтенно-катерный туризм, туристские морские паромные сообщения). Сюда же относится активный отдых на морском побережье (подводное плавание, виндсерфинг, гребля, водные лыжи, парусный спорт, снорклинг), спортивная рыбалка, аренда морских судов (чартинг) и даже активный отдых на озерах и реках. Инфраструктуру морского туризма составляют круизные порты, яхт-клубы, дайвинг-центры и другие предприятия. Все местные спортивные порты объединены в Каталонскую ассоциацию спортивных и туристских портов ACPET. На территории автономии работают 46 портов с 27,5 тысячи причалами (в среднем 598 причалов в порту). Около 15% причалов зарезервировано под транзитные судозаходы. В среднем расстояние между портами составляет 9,3 км. Порты распределены достаточно равномерно вдоль всей береговой полосы. Сравнительно новым и показавшим хорошие результаты стал проект создания сети станций водного туризма – мест отдыха, предоставляющих возможности для занятия всеми видами водного спорта (парусный, виндсерфинг, серфинг, подводное плавание, гребля), объединяющий предложения по размещению, культурной программе в гармонии с природой. В 1998 году была создана Ассоциация станций водного туризма Испании. Главной задачей организации стал отход от сугубо пляжного отдыха, структурирование предложений в регионах, лидирующих в области морского туризма, гарантия качества предлагаемых услуг. В настоящее время на территории Каталонии действует пять станций водного туризма. Все они работают на принципах частно-государственного партнерства. Главные преимущества водных станций – унификация предложений частных компаний, объединение усилий по продвижению, расширение границ туристского сезона. Подобные объекты особенно привлекают семейных туристов и «новичков» водных видов спорта. Посмотрите на Барселону
Из барселонских новинок морского туризма можно отметить рыбную ловлю непосредственно на рыболовецких судах. В мае нынешнего года были внесены поправки в существующее законодательство для разрешения допуска туристов на рыболовецкие судна. Законодательное оформление проекта полностью закончится в 2010 году. В настоящий момент на территории Каталонии федерация спортивной рыбалки насчитывает 30 тысяч человек, что составляет 30% всех лицензий на территории Испании. Ежегодно в регионе проходит около тысячи различных соревнований по спортивной рыбалке. Порт Барселоны является лидером по приему круизных пассажиров на Средиземном море и пятым по этому показателю в мире – в 2008 году он принял более 2 млн пассажиров. В последние годы порт пережил серьезные перемены, демонстрируя впечатляющие темпы роста – около 20% ежегодно. Залогом этого стали постоянное техническое переоснащение и ввод в строй в 2008 году двух терминалов (D и А), мощности которых позволяют обслуживать огромные круизные суда нового поколения вместимостью более 6 тысяч пассажиров. Новый, восьмой, терминал планируется открыть в 2010 году. По статистическим подсчетам, основным бенефициаром такого успеха является сам город Барселона – в среднем каждый круизный пассажир оставляет в городе более 250 евро в день. Среди составляющих успеха Барселоны как центра морского туризма в Испании можно отметить и разумное продвижение города на основе контактов, установленных во время проведения Олимпийских игр 1992 года. Этот опыт можно было бы использовать в настоящее время для развития Сочи как одного из центров морского туризма России. Немаловажную роль имели координированная работа чиновников, борьба с бюрократизмом и четкое разграничение обязанностей дирекции порта и туристских властей. Следует отметить и особую заинтересованность туристских властей в развитии круизного туризма. Подготовил Евгений ГОЛОМОЛЗИН |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|