туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Платежные терминалы
Пока вне закона, но скоро все изменится
В настоящее время все больше турфирм практикуют прием денежных средств от клиентов через платежные терминалы. Однако данный удобный способ оплаты имеет много «подводных камней». Например, в соответствии с законом об основах туристской деятельности (статья 10): «Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком». Также в соответствии со статьей 10 неотъемлемой частью договора является туристская путевка, являющаяся, в свою очередь, неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта. Она же является БСО и документом, подтверждающим оплату. Выполнить эти условия при оплате через терминал невозможно. Многие туроператоры также «грешат» приемом через терминалы платежей от региональных агентств. А уж такая практика тем более вне закона. Ведь данная система расчетов предусмотрена исключительно для приема платежей от физических лиц и не предполагает расчетов между юридическими лицами. Также надо отметить, что платежи через платежные терминалы долгое время находились вне поля зрения налоговых органов. Ни в одном нормативном документе не содержится указаний, считать ли такой платеж наличной или безналичной формой оплаты. Организациям, использующим подобную форму платежей, необходимо знать, что с 2010 года деятельность агентов, осуществляющих их прием, будет регулироваться специальным законодательством – вступает в силу Федеральный закон от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Для них вводится целый ряд требований и ограничений, чтобы и власти, борющиеся с отмыванием преступных доходов, были удовлетворены, и потребители, беспокоящиеся о том, чтобы их платежи дошли по назначению, спали спокойно. Обеспечительные меры в договоре между поставщиком услуг и платежным агентом обязательны
Платежные агенты бывают двух видов (пункты 3 - 5 ст. 2 Закона №103-ФЗ). 1. Операторы по приему платежей, работающие напрямую с поставщиками (например, по договору с МГТС или Мосэнерго). Ими могут быть только организации. Между таким платежным агентом и поставщиком товаров (работ, услуг) должен заключаться договор о приеме платежей от населения (часть 1 ст. 4 Закона №103-ФЗ). Этот договор обязательно должен предусматривать какие-либо обеспечительные меры исполнения обязательств оператора перед поставщиком - по выбору сторон договора (часть 4 ст. 4 Закона №103-ФЗ). Такими мерами могут быть, в частности, неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия или страхование риска гражданской ответственности за неисполнение обязательств. 2. Платежные субагенты, работающие по договорам с операторами. Субагентами могут быть как организации, так и предприниматели. Банки тоже могут привлекать платежных агентов для приема от населения, в частности, следующих платежей (пункт 1 ст. 1 Закона №121-ФЗ): - в адрес государственных органов и органов местного самоуправления (оплата штрафов); - в счет оплаты товаров, работ, услуг; - в счет погашения суммы задолженности по кредитам. Для указанных целей платежные банковские агенты могут использовать, кроме терминалов, банкоматы (статья 1 Закона №121-ФЗ). Кроме того, они могут принимать платежи как наличными, так и посредством платежных карт. При этом банковским платежным агентам запрещено передоверять прием платежей другим лицам. Терминалы придется оснастить ККТ
На радость налоговым органам теперь законодательством прямо предусмотрено, что с 2010 года терминалы должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой, которая, должна отвечать требованиям законодательства о ККТ и регистрироваться в налоговом органе. При изменении места установки терминала об этом придется сообщать в налоговую инспекцию. Об этом сказано в части 1, 4, 5 ст. 6 Закона №103-ФЗ; ст. ст. 1, 4 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Ранее налоговики всегда считали, что сами терминалы не относятся к ККТ. И не оставляли попыток привлечь владельцев платежных терминалов к административной ответственности за неприменение ККТ (статья 14.5 КоАП РФ; письма ФНС России от 20.09.2006 №06-9-10/322@, от 18.05.2006 №ММ-6-06/511@; письма УФНС России по г. Москве от 09.02.2007 №22-12/012443, от 16.11.2007 № 22-12/110190). Кроме обычных сведений, кассовый чек, выдаваемый терминалами, должен содержать дополнительные реквизиты, в частности (Часть 2 ст. 5 Закона №103-ФЗ): - наименование и местонахождение платежного агента; - размер взимаемого им вознаграждения; - номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей. Причем закон предъявляет к кассовым чекам терминалов еще одно интересное требование - их реквизиты должны быть легко читаемыми в течение как минимум 6 месяцев (часть 3 ст. 5 Закона №103-ФЗ). Одновременно в целях защиты плательщиков установлено, что их денежные обязательства перед поставщиками признаются исполненными в соответствующей сумме с момента передачи денег платежному агенту, в том числе и через терминал (часть 3 ст. 3 Закона №103-ФЗ). С 2010 года платежные агенты не вправе принимать деньги от населения через терминалы и через сотрудников без использования ККТ и выдачи кассовых чеков (часть 12 ст. 4 Закона №103-ФЗ). Кроме того, внесены изменения в статью 14.5 КоАП. Теперь предусмотрена ответственность именно за неприменение ККТ (а не ККМ). Также законодательство о применении ККТ дополнено новым понятием – «платежный терминал», который и должен содержать ККТ. За невыдачу терминалом кассового чека на его владельца будет наложен штраф: - на предпринимателя - в размере от 1500 до 2500 рублей; - на организацию - в размере от 30 000 до 40 000 рублей; - на должностных лиц организаций - в размере от 3000 до 4000 рублей. Используемые банковскими агентами терминалы и банкоматы также должны оснащаться ККТ. В то же время на собственные банкоматы и терминалы банков, являющиеся основными средствами, это требование не распространяется (пункт 5 ст. 4 Закона №121-ФЗ). Операторы по приему платежей должны будут встать на учет в Росфинмониторинге
Турфирме следует помнить, что с 2010 года заключить договор на прием платежей через терминалы можно будет только с операторами по приему платежей, вставшими на учет в Росфинмониторинге (пункт 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...»; ч. 5 ст. 4 Закона №103-ФЗ; п. 1 ст. 3 Закона №121-ФЗ; Постановление правительства РФ от 23.06.2004 №307). На субагентов это требование не распространяются, поскольку они не смогут принимать от населения крупные платежи, требующие идентификации плательщиков (часть 10 ст. 4 Закона №103-ФЗ). Операторам по приему платежей придется устанавливать личность крупных плательщиков
С 2010 года операторы должны будут идентифицировать плательщиков, вносящих суммы свыше 15 000 рублей (подпункт «а» п. 2 ст. 3 Закона №121-ФЗ). Это требование не касается субагентов, потому что им вообще запрещено принимать крупные платежи. Для идентификации плательщика у него нужно запросить сведения: - Ф. И. О., гражданство; - реквизиты документа, удостоверяющего личность; - адрес места жительства или места пребывания; - ИНН (при его наличии). От иностранца и лица без гражданства дополнительно запрашиваются данные разрешения на временное проживание в РФ, вида на жительство или миграционной карты (подпункт 1 п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ; ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Эти сведения операторы по приему платежей должны будут передавать в Росфинмониторинг (вместе с информацией о самом платеже) (подпункт 4 п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ). Обращаем внимание на то, что с 2010 года платежи свыше 15 000 рублей нельзя будет принимать через терминалы. Между тем многие турфирмы, принимающие деньги от населения, желая избавиться от необходимости вести учет кассовых операций и всех проблем, связанных с наличкой, принимают платежи как раз через терминалы, устанавливая их прямо в офисе. Однако с 2010 года крупные платежи могут принимать только сотрудники оператора (часть 7 ст. 6 Закона № 103-ФЗ). Хотя на практике это препятствие граждане вполне смогут обойти путем внесения через терминал нескольких, более мелких, сумм (например, по 14990 рублей). А вот ситуация, когда турфирма под видом «населения» принимает через терминал оплату от курьера турагентства, с 2010 года уйдет в прошлое. Для расчетов платежным агентам нужно будет использовать отдельный банковский счет
Дополнительное требование ко всем платежным агентам - им придется использовать для приема платежей отдельный банковский счет. Полученную от плательщиков наличность нужно будет сдавать в кредитную организацию для зачисления на этот счет в полном объеме (части 14, 15 ст. 4 Закона №103-ФЗ). Это требование надо будет выполнять независимо от способа приема денег (с помощью своих работников или через терминалы и банкоматы). Как всегда – «дырки» в законодательстве
В ведущейся на протяжении нескольких лет борьбе между банками и владельцами терминалов победили последние. Однако «мелким» владельцам терминалов может оказаться не под силу выполнить требования нового законодательства, что приведет к их уходу с рынка этих услуг. Также отметим, что законодатель не до конца продумал механизм реализации новых ограничений. Так, если плательщики будут вносить в платежные терминалы небольшие суммы, разбивая таким образом крупные платежи (более 15000 рублей) с целью ухода от идентификации, то владельцы терминалов воспрепятствовать этому не смогут. Соответственно, и наказать за это владельцев терминалов нельзя (статья 15.27 КоАП РФ). Некоторые пробелы и неясности в Федеральном законе №103-ФЗ финансовое ведомство разъяснило в письме №ШТ-17-2/162@ от 21.08.2009 «О применении ККТ в платежных терминалах». Порядок регистрации ККТ в составе платежного терминала разъяснен в письме МФ РФ от 11 августа 2009 г. №03-01-15/8-408. Мария БУЛАТОВА, Ирина СЕДОВА ООО «ИРМА-АУДИТ» - Аудит, консалтинг, ведение, постановка, восстановление учета. Тел.: (495) 785-22-94 www.irma-audit.ru |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|