туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Песня на новый лад
У Высоцкого есть строка: «Каждый взял себе надел, кур завел и в нем сидел, охраняя свой удел не у дел». Похоже обстоят сегодня дела с продвижением на рынок межрегиональных программ, в которых туристы посещают несколько областей, краев, республик. «Блюдо» это в туристическом «меню» отнюдь не новое, и вероятно, одними из первых были появившиеся в конце 1940-х маршруты по ленинским и сталинским местам СССР, а также всем известное Золотое кольцо России. Понятно, ни о каких местных инициативах здесь говорить не приходилось — маршрут и его содержание строго и жестко задавались и контролировались из Москвы. К этой же категории в определенной мере относится и бывший в советское время мечтой любого любителя путешествий теплоходный маршрут - как в рейсовом, так и в туристском его варианте – из Москвы в Астрахань. Он включал посещение почти полутора десятков областей. Прошедший в конце 1980-х — начале 1990-х годов так называемый «парад суверенитетов» отрицательным образом сказался на такого рода туристских программах. Сегодня впору вести речь об их втором рождении. Из каких источников они возникают? Что может соединить для общей пользы различные регионы страны? Первый источник — общность исторических судеб. Золотое кольцо России объединило районы Волго-Окского междуречья, в котором сформировалась русская нация — Московскую, Ярославскую, Владимирскую, Костромскую и т. д. Все они находились севернее и восточнее Москвы. Однако многие города и регионы с богатой историей в иных частях европейской России были строго закрытыми для иностранных и нередко для своих туристов — Смоленск, Нижний Новгород, Муром, Александров, Рязань. Не потому ли межрегиональный маршрут по местам русской воинской славы, давно известный как Серебряное кольцо России, (Смоленск — Угра — Куликово поле — Молоди — Рязань и т. д.) до сих пор остается на бумаге? В последние годы предприняты определенные усилия для организации большого межобластного маршрута «Золотой венец России» (Нижегородская, Ивановская, Костромская, Ярославская, Владимирская области), связанного с местами жизни и деятельности национального героя Дмитрия Пожарского. Совсем недавно объявлено о включении в этот маршрут древнего русского города Гороховца. В случае успеха эта тема может быть развита маршрутом «Алтарь Отечества», который начинается в нижегородской Балахне и связан с именем Кузьмы Минина. Другой источник - историко-промышленная тематика. Примером может служить рязанско-нижегородский маршрут «Железная роза Баташовых» (Гусь-Железный — Выксунские заводы). Особое место занимает имеющий всероссийский масштаб тур на специальном «ретро-экспрессе» по Транссибирской магистрали. Он является детищем не туристических администраций регионов, а РЖД. Еще один повод для создания серьезных межрегиональных программ — общность индустриальных «судеб» областей. Например, объявлено о принятии межрегиональной программы с участием Республики Татарстан, Самарской и Ульяновской областей, связанной с авиационно-космической специализацией регионов в народном хозяйстве страны. Вообще средневолжские области являются пионерами в области создания и продвижения на рынок тематических межрегиональных программ - «Жить и отдыхать на Волге», «Лев Толстой на Волге» (Самарская область и Татарстан), «Река, уводящая в небо» (Ульяновская и Самарская области). Объединять субъекты федерации в межрегиональные туристские программы может и общность географического положения. Так, фирмой «Владинвесттур» совместно с администрацией Республики Марий Эл открыт интереснейший маршрут «Три республики» (Чебоксары — Йошкар-Ола — Казань). К сожалению, пока с трудом находят свое место под солнцем межрегиональные программы с гастрономической специализацией, хотя в том же Среднем Поволжье возможности для их организации поистине безграничны: в первую очередь Чувашия, а также окрестные регионы являются центрами производства качественного пива. Практически все крупные волжские города - особенно заметны здесь Нижний Новгород и Самара - имеют превосходные предприятия кондитерской промышленности, вполне пригодные для организации «сладких» туров. В последние годы в создании оригинальных межрегиональных программ «малого формата» преуспел один из основателей Ассоциации малых туристских городов - Углич. Наиболее известен проводившийся во второй раз велопробег Суздаль — Углич. Разработан маршрут и для автолюбителей «В малые города за большой историей». Готовятся маршруты, связанные с событиями из истории города, ссылкой набатного угличского колокола (Углич — Тобольск через Вологду) и Углич — Свияжск. Именно от Углича в помощь войскам Ивана Грозного, осаждавшего Казань, была сплавлена разобранная по бревнышку первая деревянная свияжская цитадель. Что препятствует созданию таких программ? Прежде всего, финансы, плюс трудности технического характера. Администрации Новгородской и Ленинградской областей давно заявляли о намерении создать единый водный маршрут, который проходил бы по Балтике, Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень и заканчивался бы в Старой Руссе. Но воплощению в жизнь этого плана препятствуют значительные затраты на создание многочисленных пристаней и причальных пунктов (каждый из них стоит как минимум 400 тысяч рублей), неприспособленность шлюзов во многом технически устаревшей Волховской ГЭС для прохождения современных речных круизных судов. Сама Ленинградская область, прежде всего отстоящий на одинаковое расстояние (около 180 км) от Петербурга, Новгорода и Пскова город Луга, могла бы стать хорошей базой для организации межобластных туров по северо-западу России. Ярославская и Костромская, Пермская и Свердловская области связаны географически и общностью исторических судеб. Окажутся ли существующие преграды преодолимыми, и если да, то в какой мере, - покажут ближайшие годы. Туризм на «царской» тропе
400-летие династии Романовых будет отмечаться через три года, в 2013 году, но фактически подготовка к нему началась уже сейчас. Недавние события в культурной жизни Москвы дают все основания предполагать, что юбилей станет весьма заметным событием не только в общественной жизни в целом, но и в туризме в частности. Речь идет, прежде всего, о появлении новых объектов показа, непосредственно связанных с царской семьей. К столетию основания Великой княгиней Елизаветой Федоровной на Большой Ордынке Марфо-Мариинской обители полностью закончена ее реставрация. Территория возрожденной обители, на которой находится несколько первоклассных архитектурных памятников, например, построенный А. Щусевым и расписанный М. Нестеровым Покровский собор, сохранилась в первозданном виде. Для посетителей открыты мемориальные комнаты августейшей основательницы обители, канонизированной Русской православной церковью в начале 1990-х годов. Одним из самых старых гражданских зданий Москвы являются Палаты бояр Романовых на Варварке, принадлежавшие еще деду первого царя династии — Никите Романовичу Юрьеву. В 1859 году в нем по распоряжению Александра II был открыт один из первых в России историко-мемориальных музеев, а само восстановление здания, нижние части которого относятся к XV веку, проведенное под руководством Ф. Ф. Рихтера, стало первым опытом русской научной реставрации. В советское время отношение к его работам было весьма критическим, но сегодня оно резко изменилось: только что открывшаяся новая экспозиция, расположенная на всех этажах здания (подвал, два каменных и один деревянный этаж), представляет собой своеобразный «музей в музее» - то, что было сделано в середине позапрошлого века Рихтером, восстановлено с максимальным приближением к «духу эпохи», концу XVII века. «Палаты бояр Романовых» (музей много раз менял имя) никогда не жаловались на отсутствие экскурсантов, но размеры дома и его возраст объективно ограничивают их поток. Если экспозиция палат на Варварке посвящена первым Романовым, то название открывшейся в Историческом музее фотовыставки «Последние дни Романовых» говорит само за себя. Выставка создана при содействии лозаннского музея д`Элизе, муниципалитета Лозанны, администрации кантона Во, посольства Швейцарии в РФ и включает материалы поистине уникальные — фотоснимки из частного собрания воспитателя царских детей Пьера Жильяра (1879 — 1962), прожившего в России тринадцать лет и чудом спасшегося летом 1918 года. В фотографиях нет ни парадного блеска, ни привычного официоза — царская семья снималась в неформальной, как сказали бы сейчас, обстановке. Многие снимки показываются в России впервые. Вполне возможно, что выставка из Лозанны окажется «первой ласточкой» в будущем ряду подобных ей — все члены царской семьи были страстными фотолюбителями — особенно императрица, и нетрудно предсказать, что сохранившееся фотографическое наследие царской семьи еще не раз появится на туристских маршрутах, посвященных четырехвековому юбилею Романовых. Крапивна как символ будущего Расположенная в 50 км к югу от Тулы, 2,5-тысячная Крапивна пока что мало кому известна. Впервые упомянутая в исторических источниках в 1341 году, в 1777 году она получила собственный герб — шесть крапивных листьев, и стала уездным городом Тульского наместничества. Поскольку усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна» находилась именно в Крапивенском уезде, семья писателя была тесно связана с Крапивной — сам он был здесь мировым судьей, а его брат Сергей — уездным предводителем дворянства. В советские времена некогда славившаяся шумными ярмарками Крапивна захирела и была в 1929 году разжалована в село. Позднее, когда дело шло к ликвидации местного историко-краеведческого музея, три его сотрудника обратились за помощью к директору «Ясной Поляны» Владимиру Толстому, который взял исторический городок под свое крыло. Ныне, по собственному признанию праправнука Льва Толстого, Крапивна — его любимое детище. Три здания, находящиеся непосредственно на балансе «Ясной Поляны», считаются филиалом музея. «Уездный город — это очень заметный персонаж произведений многих русских писателей, - говорит Владимир Толстой, - в том числе и моего предка». Городок — площадь его около 100 га - сохранил практически неповрежденной историческую застройку (более 60 зданий), историческую панораму, три городских храма — главный, никогда не закрывавшийся Никольский собор, построен в XVIII веке знаменитым зодчим князем Ухтомским. Начало возрождению Крапивны положено — реставрирован один их храмов, восстанавливаются фасады старинных домов (например, красивейшего здания уездного казначейства), в одном из них открыт центр общения «Английский клуб». «Не будем обольщаться и почивать на лаврах, - продолжает Владимир Толстой. - Крапивна выглядит пока неважно, и проблем — множество. Прежде всего, необходимо срочно принять регламент городской застройки, ни в коем случае не допускать нового строительства и переделки старых зданий. Опасность такая есть». Программа возрождения Крапивны рассчитана на период до 2015 года, когда, по расчетам специалистов, исторический городок может начать переход на самоокупаемость, и туризм, безусловно, должен стать главной движущей силой этого перехода. Георгий ОСИПОВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|