Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №17, Декабрь 2009
« Вернуться к журналу  

Первый нильский круиз
Рисунки шотландского художника и путешественника Дэвида Робертса, к сожалению, пока мало известны в России. Дэвид Робертс родился в 1796 году в пригороде Эдинбурга. Родители не могли платить за образование сына, поэтому ему пришлось стать художником-самоучкой. После нескольких лет работы подмастерьем у маляра и декоратора Гэвина Беуго, с 1815 года Робертс начал трудиться самостоятельно. Он красил стены, имитируя мрамор и дерево. Будучи человеком предприимчивым, Дэвид не пренебрег предложением поработать оформителем в цирке-шапито, где по мере надобности еще и выходил на арену.
Свою карьеру Робертс продолжил в 1819 году сценографом Королевского театра в Глазго, в Эдинбургском театре, а с 1826 года, переехав в Лондон, – в театре Ковент Гарден. В это время молодой художник начал писать картины. В 1824 году состоялась его первая выставка, а в 1831 году он возглавил Общество британских художников. В 1832–1833 годах Робертс провел одиннадцать месяцев в Испании, после чего пересек Гибралтар и посетил Марокко, где впервые столкнулся с Востоком и оценил мавританскую архитектуру. Спрос на изображения архитектурных памятников в то время был очень велик. Фотографию еще не изобрели, рисунки были единственным способом показать читателю, как выглядят далекие страны. Множество картин и рисунков, выполненных во время этого путешествия, прославили Робертса как иллюстратора и принесли ему средства на осуществление давней мечты художника – поездку в Египет и Палестину.
Модный в начале XIX века романтизм в Европе возбудил всеобщий интерес к экзотическим местам, в частности, к Востоку. Раскрытие тайны египетских иероглифов Шампольоном привлекло внимание общественности к цивилизации Древнего Египта, а Святая Земля и ее памятники были притягательны всегда. Некоторые места, как, например, Петра, обнаруженная швейцарскими археологами, были окружены атмосферой таинственности. Путешествию способствовала и благоприятная политическая ситуация. Египетский паша Мехмет Али проводил политику терпимости к проживающим здесь немусульманским народам, в том числе к христианам.
24 сентября 1838 года Робертс прибыл в Александрию. Вместе с несколькими англичанами он совершил первый в истории круиз по Нилу. На корабле, аренда которого вместе с командой из восьми матросов обошлась в пятнадцать фунтов стерлингов в месяц, художник поднялся вверх по реке далеко в Нубию, к храму Абу-Симбел. Затем Робертс долгое время жил в Каире, где, кстати, оказался первым христианином, получившим разрешение войти в мечеть и даже рисовать там. В столице Египта он встретил двух англичан, Пелла и Киннера, вместе с которыми было решено посетить Святую Землю. Путешествие это, сопровождавшееся всевозможными трудностями и лишениями, продолжалось с февраля по май 1839 года, когда Робертс сел на корабль, возвращающийся в Александрию.
В Англию художник привез 272 рисунка, картину, изображающую панораму Каира, три тетради эскизов и свои путевые записки, отредактированные позже его дочерью Кристиной. Сегодня этот дневник хранится в Национальной библиотеке Шотландии. В 1841 году Дэвид Робертс был избран членом Королевской Академии. Выставка его «путевых» акварелей и рисунков была воспринята с восторгом. «Таймс», к примеру, называла Робертса «гением необычайного таланта», «самым лучшим архитектурным художником в стране». Начавшаяся продажа его работ, правда, принесла больше выгоды издателям, чем художнику. Три тысячи фунтов стерлингов за права публикации рисунков и литографий с них окупили лишь часть расходов на нелегкое и опасное путешествие. Однако публикация принесла Робертсу европейскую известность. Альбом «Egypt, Syria and Holy Land» публиковался ежемесячными выпусками с 1842 по 1849 годы и сделал Робертса самым знаменитым художником викторианской эры. Он был принят при дворе, получил похвальные отзывы многих знаменитостей от Тернера до Диккенса и Теккерея, имел многочисленные заказы, в том числе и от коронованных особ.
Робертс продолжал свои путешествия, хотя теперь они не выходили за пределы Европы. В 1843 году он побывал во Франции, Бельгии и Голландии, в 1851 году – в северной Италии, через два года – в Риме и Неаполе, а позже – снова в Бельгии и Париже.
С концом викторианской эпохи, казалось, имя Дэвида Робертса, как многих художников того времени, будет забыто. Но и сегодня его рисунки и картины производят яркое впечатление. Совершенные по технике и фотографически точные, они передают прелесть того времени, когда путешествие на Восток было трудным и опасным приключением.

Алексей ПЕЛЕВИН

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72