Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №17, Декабрь 2009
« Вернуться к журналу  

Поезда - на запасном пути
Лучшие маршруты для тех, кто не торопится

Пионером индустрии туризма на железнодорожном транспорте можно считать знаменитый Orient Express – «Восточный экспресс», впервые отправившийся из Парижа в Стамбул в далеком 1883 году. С тех пор название этого поезда стало нарицательным, оно устойчиво ассоциируется с роскошными и комфортными путешествиями по железной дороге.
Золотой эпохой «Восточного экспресса» стали 1920–30 годы. О нем писали Агата Кристи, Грэм Грин, Эрнест Хемингуэй, Владимир Набоков. Среди пассажиров экспресса были известные политики, люди искусства, члены королевских фамилий. В разное время на поезде путешествовали австро-венгерский монарх Франц-Иосиф, британская королева Елизавета II, а также  Шарль де Голль, Жорж Помпиду, Никита Хрущев, Марлен Дитрих, Жан Маре, Мата Хари.
После окончания Второй мировой войны многое изменилось – появились пассажирские реактивные самолеты, открылся тоннель под Ла-Маншем. Наступила эра больших скоростей, неторопливые и романтичные путешествия по железной дороге  в одночасье обрели устойчивый эпитет «старомодные». Долго боровшийся за свою жизнь «Восточный экспресс» вынужден был сдаться, чтобы возродиться в начале 1980-х годов в новом качестве. Сегодня это не столько средство передвижения для состоятельных пассажиров, сколько туристская достопримечательность, поставленная на рельсы. Изменились и маршруты поезда. В турецкую столицу «Восточный экспресс» сегодня заходит раз в год. Путешествие на нем, например, из Лондона в Венецию занимает два дня и стоит свыше $3000 в один конец.
Круг поклонников подобного вида развлечений не очень широк, зато стабилен. Не удивительно, что у создателей «Восточного экспресса» появилось много последователей. В конце 1970-х годов в Бельгии начало работать так называемое «Международное общество спальных вагонов и скорых европейских поездов», усилиями которого по странам Старого Cвета стали курсировать «Восточный», «Северный», «Южный», «Средиземноморский» экспрессы, экспресс Остенде – Триест. Их маршруты стали классикой железнодорожного туризма. Сегодня интерес к этому виду отдыха во всем мире снова растет. Практически ежегодно анонсируются новинки, составляются рейтинги лучших поездов.
Так, недавно американское Международное общество железнодорожных путешественников (Society of International Railway Travelers) опубликовало список 25 лучших поездов мира. Помимо «Восточного экспресса», который теперь правильнее называть Venice Simplon Orient Express, в рейтинге упомянут Danube Express – «Дунайский экспресс», который начал работать в 2008 году. На нем можно совершить путешествия по Центральной и Восточной Европе, а также из Будапешта в Стамбул.
Компоновка тура может быть самой разной: от 2–3- дневной поездки из одной столицы в другую до восемнадцатидневного тура через всю Европу. Переезды осуществляется ночью, в течение светлого времени суток пассажиры отправляются на экскурсии. В составе поезда есть  вагоны первого класса, стандартные спальные вагоны, вагон-ресторан и вагон для обслуживающего персонала. Часть подвижного состава можно отнести к категории «ретро» - некоторые вагоны в 1950-х годах использовались для перевозки  коммунистического лидера Венгрии Яноша Кадара. Сегодня клиентам «Дунайского экспресса» предлагаются бесплатные алкогольные и безалкогольные напитки. Стоимость трехдневной поездки между Будапештом и Берлином составляет 1150 евро, в вагоне первого класса –  2750 евро. 18-дневная поездка обойдется от 6390 евро.
От  Старого Cвета в рейтинг Society of International Railway Travelers также вошли швейцарский Glacier Express, испанский El Transcantabrico, шотландский Royal Scotsman. Новичками нынешнего года стали Фломская и Бергенская железные дороги, швейцарский Bernina Express и английский British Pullman.
Есть в списке и представитель Африки – один из самых известных поездов класса «люкс» Blue Train. Несколько раз в месяц он курсирует между Преторией и Кейптауном. Дорога занимает 27 часов, за это время состав проезжает 994 мили, делая остановки в наиболее живописных местах. Пока Blue Train принадлежит южноафриканской компании Spoornet, однако ходят упорные слухи о его грядущей продаже одному из международных операторов, причем в числе потенциальных покупателей фигурирует и Orient Express Company.
Состав Blue Train имеет две компоновки (на 74 или 82 пассажирских мест). Купе подразделяются на два класса: luxury и deluxe. В зависимости от класса каждое купе оснащено ванной или душем, во всех «номерах» есть аудио- и видеооборудование. В вагоне-ресторане предлагаются блюда африканской и европейской кухни. Завтрак может быть подан и прямо в купе. Помимо ресторана, в составе есть два классических лаунджа, один из них – единственное место в поезде, где разрешено курить. Здесь подаются сигары. Путешествие в один конец на Blue Train обойдется туристу примерно в $7500.
Не все поезда, попавшие в рейтинг Society of International Railway Travelers, относятся к классу «люкс». Есть и более скромные с точки зрения комфорта составы, которые в первую очередь привлекают туристов интересными маршрутами. Среди них -  китайский «Шангри Ла экспресс». Это самый современный поезд в КНР, по всем параметрам далеко превосходящий составы, обеспечивающие регулярное железнодорожное сообщение.
Экспресс оснащен кондиционерами, спальными купе первого класса с двумя кроватями в каждом. Правда, на два купе предусмотрена только одна раковина, туалеты общие в вагоне, а душ можно принять в специальном отдельном вагоне. Обслуживание включает услуги «стюарда» - одного в вагоне, который убирает купе, а также по требованию круглосуточно сервирует чай и кофе.
Несмотря на скромный декор и сервис, «Шангри Ла экспресс» – прекрасный способ увидеть Китай. Сеть его маршрутов довольно широка: на поезде можно, например, совершить 16-дневное путешествие из Гонконга в Лхасу, которое обойдется примерно в $13000. Есть и более короткие маршруты, такие как однодневные туры из Лхасы в Голмуд.
Вошел в престижный список и российский  поезд «Золотой орел». Это проект, реализованный компанией «ТрансКлассСервис» совместно с британской GW Travel Limited. Весной 2007 года состав совершил первое путешествие по маршруту «Шелковый путь» (Москва - Волгоград - Ургенч - Ашхабад - Бухара - Самарканд - Ташкент – Алма-Ата - Урумчи - Дуньхуан - Чжигуан - Сиань – Пекин). Такая программа длится 21 день, стоимость тура – от $14 до $32 тысяч в зависимости от класса и типа размещения. Из 19 вагонов «Золотого орла» жилых только 12. Остальные – «технические», где работают рестораны, кухня, бар и т.д.
Состав компонуется из вагонов двух классов: Silver и Gold, которые отличаются площадью, размером душевой и некоторыми другими «приятными мелочами». Все вагоны оборудованы системой климат-контроля, душевой, DVD, пультами управления подогревом пола, кондиционером, ночным освещением. Ежедневно осуществляется уборка, в купе всегда есть свежие цветы и фрукты.
Помимо «Шелкового пути» поезд курсирует по маршрутам, включающим города Сибири, выполняет двухнедельный тур по Крыму, предусматривающий посещение России, Украины и Белоруссии, поездки по северным городам России.

Вслед за «орлом»
Хотя «Золотой орел» ориентирован в большей степени на иностранцев (первыми его пассажирами стали граждане Австралии, Великобритании, Канады и США), сам факт появления такого состава очень важен. Фактически это первый поезд в современной России, рассматривающийся не как средство передвижения из пункта А в пункт Б, а специально созданный для туризма и деловых мероприятий.
Подобные поезда существовали и в советское время. Конечно, им было далеко до современных европейских составов по уровню комфорта, но факт остается фактом  - традиция железнодорожных экскурсионных маршрутов в нашей стране была заложена еще в 1960-е годы. Изначально были организованы пять туристско-экскурсионных поездов, которые обслуживали чуть более 2000 человек. К 1983 году выполнялись уже более 1600 туристских рейсов, услугами которых пользовались около 650 тысяч человек.
Самым популярным маршрутом считалось «Транссоюзное железнодорожное путешествие», начинавшееся во Владивостоке и проходившее через Сибирь, Москву, Ленинград, Ригу, Таллин, Вильнюс, Киев, Крым. Пользовались спросом и маршруты по древним русским, крупнейшим украинским, кавказским городам и городам Прибалтики, а также маршрут по Кругобайкальской железной дороге.
Сейчас железнодорожный туризм в полном смысле этого слова в России находится в зачаточном состоянии. Главное препятствие на пути его развития – почти полное отсутствие специализированного подвижного состава для путешествий по железным дорогам. То, что большая часть российских вагонов устарела и не соответствует современным стандартам, известно каждому, кто хоть раз добирался из одного города страны в другой.
Но предпринимаются отдельные попытки возродить этот вид экскурсионного отдыха. Как правило, речь идет о коротких поездках по наиболее известным небольшим городам страны. Например, владимирская компания «Владинвесттур» организует 3-дневный тур «Русские святыни на ретропоезде» по маршруту Муром - Дивеево - Козельск - Оптина Пустынь – Шамордино. Гостям предлагается размещение в стандартных 4-местных купе (есть также вариант с двухместным размещением). Правда, вагоны несколько комфортнее, чем обычные пассажирские, они оборудованы, в частности, кондиционерами и биотуалетами. Поезд приводит в движение настоящий паровоз. Питание – полный пансион (завтрак в поезде – «сухой паек», обед и ужин в ресторане, обед-пикник в последний день). Стоимость путешествия - от 8000 до 13000 рублей.
Компания «Нисса-тур» организует поездку по другому популярному маршруту. «Карельский экспресс» - это железнодорожный 5-дневный тур по Русскому Северу: Вологда (Кириллов, Ферапонтово) - Кижи - Соловки - Валаам. Туристический поезд отправляется из Москвы, чтобы посетить знаменитые святыни и достопримечательности: Ферапонтов монастырь и Кирилло-Белозерский музей-заповедник, остров Кижи, Валаамский монастырь на Ладожском озере, Соловецкий монастырь. Стоимость путешествия – около 25000 рублей.
Для организации более продолжительных маршрутов российские составы не приспособлены. Однако успех «Золотого орла», места на котором бронируются за много месяцев вперед, свидетельствует о том, что железнодорожные маршруты могли бы стать популярным способом путешествий по России – стране с большими расстояниями между городами и красивыми пейзажами, смотреть на которые лучше всего из окна проходящего поезда.

Железнодорожный роман
Оператор «Бизнес-центр Планета-тур» и система швейцарских железных дорог STS провели в Москве встречу с партнерами, посвященную 10-летию работы STS в России.
По свидетельству генерального директора «Планеты-тур» Елены Зряниной, ее компания стала первой российской турфирмой, начавшей в 1999 году работать с STS. «Наряду с финансовыми и техническими проблемами не менее сложно оказалось изменить менталитет российских туристов, имевших негативный опыт поездок на отечественном железнодорожном транспорте, - отметила она. - Благодаря усилиям партнеров всего за несколько лет проездные Swiss Pass приобрели огромную популярность на нашем рынке. Эти проездные позволяют передвигаться по Швейцарии на всех видах транспорта, кроме такси, пользуясь при этом разнообразными скидками. Важным этапом совместной работы стал 2001 год, когда в России стали продавать путешествия на знаменитых альпийских панорамных поездах. А год спустя в офисе «Планеты-тур» была установлена компьютерная платформа для онлайн-выписки билетов STS. Сегодня этот процесс занимает не более 15 минут».
Менеджер STS по работе с партнерами в РФ Штефан Вайнгарт сообщил, что сегодня ежегодный оборот его компании в России достигает миллиона швейцарских франков. Оператор регулярно радует своих клиентов новинками. Например, недавно их вниманию был предложен билет Fly Rail Baggage, позволяющий сдать багаж в московском Домодедове, а получить его уже непосредственно на швейцарском альпийском курорте. Пока эта услуга доступна лишь на крупных курортах Швейцарии. Представителей турбизнеса, несомненно, заинтересует тариф AD-75. Он позволяет сотрудникам турагентств, в том числе российских, воспользоваться билетом Swiss Pass первого класса со скидкой в 75%. Скидка распространяется и на сопровождающих лиц. С недавнего времени тариф  AD-75 стал доступен и для российских журналистов.

Самый знаменитый экспресс
Количество российских гостей, путешествующих на поездах Orient-Express, пока еще не превышает тысячи человек в год, но клиентский поток стремительно увеличивается. Об этом корреспонденту «ТБ» рассказала глава московского представительства компании Orient-Express Hotels Trains and Cruises Ольга Плешакова.
В 1976 году владельцы Orient-Express на аукционе Sotheby`s купили старинные вагоны знаменитого «Восточного экспресса», который к тому времени уже давно стоял на запасных путях. Составу решили вернуть былую красоту и роскошь, инвестировав в проект 11 млн долларов. В 1982 году открылся первый европейский маршрут возрожденного «Восточного экспресса» – Venice Simplon Orient-Express. В вагонах сохраняется атмосфера начала XX века - гости живут в отдельных 2-местных купе, выходят в вагон-бар или в вагон-ресторан в вечерних нарядах, блюда подаются в фарфоровой посуде. Многие туристы в таких романтических путешествиях отмечают начало супружества, юбилеи и другие важные события в жизни.
Venice Simplon Orient-Express – не единственный поезд компании. Например, по Шотландии курсирует состав Royal Scotsman - «Королевский шотландец», маршруты которого стартуют и заканчиваются в Эдинбурге. Они рассчитаны на 3–5 дней, в течение которых пассажиры совершают интересные экскурсии, посещают замки, дегустируют виски, пробуют свои силы в соколиной охоте или в стрельбе по летящим тарелкам. Поездки на Royal Scotsman востребованы у россиян, поскольку для этого им нужно оформлять только одну визу.
Другой поезд - Eastern and Oriental-Express – курсирует по Юго-Восточной Азии. Четырехдневный маршрут начинается в Сингапуре, проходит по территории Малайзии, Таиланда и заканчивается в Бангкоке. Визы для такого путешествия нашим соотечественникам не нужны.
В общем объеме пассажиропотоков Royal Scotsman и Eastern and Oriental-Express россияне занимают сегодня седьмое место вместе с итальянцами и испанцами. Впереди - англичане, американцы, немцы, французы, японцы, сингапурцы и австралийцы.

Олимпийский курс «Сапсана»
Высокоскоростные поезда Velaro RUS «Сапсан» начнут курсировать между Москвой и Санкт-Петербургом 11 декабря. Об этом заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в ходе визита в Северную столицу. По его словам, стоимость проезда в «Сапсане» составит от 2,4  до 6,7 тысячи рублей, в зависимости от класса. Но это не окончательные цены. Владимир Якунин подчеркнул, что специально для этих поездов разработана система скидок и целый спектр новых дополнительных услуг.
Руководитель РЖД также подтвердил, что компания продолжает планомерно реализовывать программу высокоскоростного движения, в рамках которой через год планируется запустить скоростной поезд Allegro между Петербургом и Хельсинки. Для этого в будущем году проведут реконструкцию Финляндского вокзала в Петербурге и вокзала Выборга.
Между тем создатель «Сапсана» Siemens уже начал разработку ночного спального скоростного поезда на базе «сидячего» аналога. И если опыт эксплуатации первых в России скоростных поездов окажется удачным (в первую очередь – с точки зрения экономики), то к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи может быть реализован этот проект, благодаря чему время поездки до Адлера сократится примерно на четверть.

Подготовили Анна ЮРЬЕВА, Борис СИРОТИН, Михаил ШУГАЕВ, Владимир СЕРГАЧЕВ
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72