Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2010
« Вернуться к журналу  

Удержаться на плаву
Круизный туризм в России возрождается, - таково мнение многих специалистов туриндустрии. Но острых проблем в этой отрасли хватает и тянуть с их решением не стоит.

На южном направлении
По словам Владимира Широких, начальника управления по курортному делу и туризму города Сочи, с 2000 года ОАО «Сочинский морской торговый порт» активно занимается привлечением круизных судов. Ежегодное участие в крупнейших круизных выставках - Seatrade в Майами, Seatrade Med в Генуе и Неаполе - позволило увеличить количество судозаходов круизных лайнеров в Сочи в шесть раз. Пассажиропоток за тот же период вырос в восемь раз.
При условии сохранения существующих тенденций в круизном судоходстве на Черном море и дальнейшей оптимизации портовых сборов порт Сочи в ближайшие 2–3 года имеет хорошие шансы стать узловым круизным центром. Это подтолкнет другие порты региона к активному развитию существующих мощностей и туристских объектов. В результате Черноморский бассейн может стать самостоятельным круизным регионом, не уступающим по привлекательности Средиземноморскому бассейну.
Подтверждением этому служит тот факт, что круизный туризм в Сочи за последние 4 года демонстрирует уверенную динамику роста. Если несколько лет назад в Сочинский морской торговый порт ежегодно заходили 9–10 круизных лайнеров, то в 2008 году здесь зарегистрировано 30 судозаходов, на борту кораблей в город прибыли свыше 19 тысяч туристов из США, Великобритании, Германии, Франции, Испании.
Увеличению объемов продаж круизов способствовало и то, что туроператоры сделали ставку на продукт, отвечающий потребностям российского клиента. На рынке появились круизы по европейским странам с посадкой в Санкт-Петербурге и Сочи, на европейских лайнерах начали работать русскоговорящие координаторы. В 2008 году в порт Сочи заходили «пятизвездные» теплоходы Seven Seas Navigator, The World, Deutschland, Nautica.
Владимир Широких считает перспективы развития круизного туризма в Сочи весьма обнадеживающими. В 2009 году рост по сравнению с прошлым годом составил 20%, уже подтверждены 25 судозаходов в 2010 году. Популярность городу добавляют 6 круизов из Сочи по Средиземному морю, вокруг Европы, в Санкт-Петербург и обратно в период с апреля по ноябрь. Повышение интереса туристов к городу, несомненно, стимулируется проведением Олимпиады-2014.
До 2013 года планируется реконструкция порта Сочи с береговой инфраструктурой с целью создания международного центра морских пассажирских и круизных перевозок. В круизной гавани будут 2 причала для круизных судов и 3 для паромов, а также акватория, на которой обеспечивается безопасное маневрирование. Гавань будет защищена от волнения моря и обеспечит безопасную стоянку пассажирских судов.

Восточный форпост

Камчатка  - один из наиболее красивых регионов нашей планеты, несомненно, является потенциальным мировым центром круизного туризма. В силу своего географического положения она имеет специфический рынок и особые проблемы. О круизном туризме на Дальнем Востоке корреспонденту «ТБ» рассказал Филипп Пилипенко, временно исполняющий обязанности руководителя агентства по туризму Камчатского края.
Развитие круизного туризма является одним из приоритетов местной индустрии гостеприимства, что определено Концепцией развития отрасли до 2025 года и долгосрочной краевой целевой программой «Развитие туризма на Камчатке в 2010–2012 годах».
Перспективность данного вида отдыха для этого региона объясняется тем, что круизный теплоход может на борту привезти от 150 до 2000 туристов, обеспеченных собственной гостиницей, рестораном и другими видами высококачественного сервиса. Тогда как для создания развитой инфраструктуры на территориях небольших дальневосточных городов требуются немалые капиталовложения.
Следует отметить, что морские круизы вносят существенный вклад в экономику Камчатского края. Оплата услуг компаниям, предприятиям и организациям, обеспечивающим заходы и обслуживание круизных судов в порту Петропавловск-Камчатский (портовые сборы, буксиры, швартовка, пресная вода, медицинские услуги, агентские услуги) ежегодно составляет около 20 млн рублей. Бункеровка топливом осуществляется на сумму более 35 млн рублей в год. Оплата обслуживания круизных пассажиров и членов экипажей, включая экскурсионную программу, питание в ресторанах, покупку сувениров, составляет до 3 млн рублей ежегодно. Таким образом, суммарный объем услуг, оказываемый морским круизным судам, круизным пассажирам и членам экипажей в Камчатской области, - около 58 млн рублей в год.
По данным краевого агентства по туризму, около 50% общего числа зарубежных туристов, посещающих территорию Камчатки, – это участники иностранных круизов. Условно круизные программы по пребыванию на территории РФ можно разделить на однодневные и многодневные. Их география охватывает акватории всех регионов Дальнего Востока - от южных Курил до Берингова пролива, включая побережье Чукотки, Охотского моря, Сахалин, Магадан, Курильские и Шантарские острова.
Перспективы развития морских круизов на Дальнем Востоке связаны со своеобразной спецификой каждого из портов. Владивосток пользуется популярностью как город-порт с давними культурными традициями и развитой инфраструктурой. Петропавловск-Камчатский - как место, богатое этническими традициями местного населения, уникальными природными достопримечательностями, вулканами, горячими источниками, гейзерами. Сахалин привлекает туристов, особенно японских, как территория со смешением японских и русских культурных традиций.
Круизные туристы прибывают в регион главным образом из США, Японии, Германии и Великобритании. Среди гостей из США преобладают представители с достатком выше среднего и пенсионеры, а большинство путешественников из Японии, желающих посетить на борту круизных судов российскую часть Дальнего Востока, составляют служащие среднего класса. Работающие представители данной группы имеют возможность отдыхать не более двух недель. Для туристов из Германии и Великобритании характерен достаток от среднего до высокого и целевое планирование путешествия.
Общая продолжительность круизной программы с учетом посещения территорий Дальнего Востока РФ составляет, как правило, от 7 до 12 дней. Круизный сезон в регионе длится с апреля до конца сентября. Туроператоры пробовали продлить его до конца октября, но, к сожалению, погодные условия в середине осени не всегда позволяют успешно работать с судами на якоре.
Очень часто заходы в Петропавловск-Камчатский и Владивосток являются частью так называемой кругосветной программы, которая может длиться от 80 до 120 дней, с регулярной сменой пассажиров в одном из портов. При грамотной организации и включении в общую программу круиза авиационной составляющей появится возможность организовать путешествия по маршруту Петропавловск-Камчатский - Командорские острова – Оссора (Карагинский залив) с заходом в одно из красивейших мест Камчатского полуострова - устье реки Жупанова и организацией оттуда вертолетной экскурсии в Долину гейзеров. Для смены пассажиров больших круизных судов необходимо привлекать авиаперевозчиков, имеющих самолеты большой вместимости.
Есть еще одна неосвоенная ниша, которая может многократно увеличить туристский поток в Дальневосточный регион России. Это регион Охотского моря, в который входят города Корсаков, Южно-Сахалинск, Магадан и Петропавловск-Камчатский, он также отличается этнографическим и природным своеобразием.
Проблема, мешающая развиваться данному сегменту туррынка, заключается в том, что большие территории являются пограничными зонами, закрытыми для посещения иностранными гражданами. Одно из препятствий в развитии круизного туризма на территории Командорских островов - отсутствие в селе Никольском морского сезонного пассажирского пункта пропуска. Между тем географическое положение Командорских островов очень выгодно - они оказываются на пути следования многих маршрутов круизных судов. При решении указанной проблемы можно прогнозировать до 7–8 судозаходов на острова ежегодно.
Необходимо также строительство морского вокзала с современным морским пассажирским пунктом пропуска в порту Петропавловск-Камчатский и осуществлением пограничного контроля, как в нем, так и на рейде, в акватории Авачинской бухты. Развитию круизного туризма будет способствовать снижение портовых сборов – сейчас они в 5 раз выше, чем в портах Японии или Южной Кореи. Заход судна с 1000 пассажиров на борту обходится компании-судовладельцу в $40 тысяч.

На западных рубежах

«Калининградская область занимает центральное положение в одном из самых богатых природными достопримечательностями районе Юго-Восточной Балтики. Она могла бы естественно вписаться в бурно развивающуюся региональную туристическую и курортную систему. Однако пока в этой системе область представляет скорее не звено, а прореху», - считает Марина Друтман, заместитель министра промышленности Калининградской области.
Сеть судоходных рек и каналов позволяет совершать плавание из Балтийского моря по Вислинской лагуне, рекам Преголе и Дейме в Куршскую лагуну или, минуя ее, по каналам, из Деймы в Неман. Наличие сквозного прохода из Вислинского в Куршский залив позволяет путешествовать на яхтах от Германии до Черного моря. Фактически это путь «Из варяг в греки», обозначенный в маршрутах европейских круизных компаний как Е-70. Официальный международный статус имеет также маршрут Клайпеда - Куршский залив - река Неман - Каунас, известный как Е -41.
Водный транспорт считается одним из наиболее экономичных и дешевых. Но богатейшие водные ресурсы области в рекреационных целях до настоящего времени практически не используются. Исключением являются локальные байдарочные переходы с количеством участников до нескольких десятков человек.
Закрытый характер региона объясняет тот факт, что долгие годы морской и речной флот специализировались на грузоперевозках. Пассажиров суда не возили, поэтому инфраструктура водного туризма практически не развивалась. Естественно, все это отразилось на контрольно-пропускном режиме для водно–туристических судов и на проблеме содержания водных путей в надлежащем состоянии.
Из-за многолетнего отсутствия бюджетного финансирования на капитальный ремонт и строительство внутренних водных путей области произошло постепенное снижение проходных габаритов. Как следствие, судоходство на внутренних водных путях области является малоинтенсивным.
Эксплуатация внутренних водных путей осложняется не только отсутствием водных пограничных переходов и системы причалов, но и не отвечающим требованиям времени законодательством.
Интенсивность развития пассажирских перевозок по внутренним водным путям Калининградской области во многом зависит от возможности использования отдельных маршрутов для организации судоходства не только под российским, но и под иностранным флагом. Свои запросы на проведение речных круизов в регионе направляли компания «Австрийские речные круизы», швейцарская фирма Thurgau Travel. Только в сезоне 2006 года планировалось на двух судах-гостиницах «Полонез» и «Брамс» доставить в область около 3000 туристов из Швейцарии, Австрии, Германии, Великобритании. К сожалению, навигация не состоялась, и только около тысячи человек, прибывших в Польшу на судне «Полонез», на автобусах доставляли в Калиниградскую область. Программа была сорвана и в сезоне 2007 года.
В настоящее время в Польше зарегистрированы около 40 тысяч парусно-моторных судов, существенная часть которых находится на территории Варминско-Мазурского воеводства, граничащего с Калининградской областью. Они вполне могли бы осуществлять путешествия по региону. В Калининградской области также зарегистрированы около 15 тысяч малых судов.
Куршская коса является одним из основных объектов посещения в регионе. По данным администрации национального парка, в пик сезона ее посещают до 40 тысяч человек в день. Строительство перехода само по себе создаст новый турпродукт. Только в порту Ниды находится около 60 яхт и маломерных судов, которые получат дополнительный маршрут с посещением российской части косы в случае обустройства пункта пропуска «Рыбачий».
Но это лишь незначительная часть общей перспективы. Настоящий туристский бум возможен при решении вопроса о возможности хождения судов через Калининградскую область между Польшей и Литвой по рекам Преголя и Дейма.
По словам Марины Друтман, для решения проблем в первую очередь необходимо урегулировать вопросы судоходства в Калининградском (Вислинском) заливе. Требуется максимально ускорить работу по заключению межправительственного соглашения о судоходстве и порядке пересечения российско-польской границы в заливе. В настоящее время при наличии действующего соглашения невозможно пересечь границу из-за отсутствия обустроенного пункта пропуска. Вместе с тем, даже в случае ввода в эксплуатацию пункта пропуска «Рыбачий», соглашение ограничивает перемещение судов в акватории залива и не представляет возможности заходов судов под иностранным флагом в российские порты Полесск и Зеленоградск.
Положение о получении разрешения на право плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям России (в редакции постановления правительства от 10.03.2009 №219) предполагает практически неосуществимый порядок получения такого разрешения.
Кроме того, необходимо внести изменения в постановление правительства РФ от 07.05.2009 №397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в РФ в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки». В перечне портов обозначен только порт города Калининграда, куда не прибывают в настоящее время паромы. В него не включен Балтийск, который уже принимает грузовые и пассажирские паромы. Сюда нужно также внести порты Советска, Светлого, городов Пионерский и Рыбачий.

Круизная «глубинка»
В географии водных путешествий Вологодской области ведущую роль играют Волго-Балтийская и Северо-Двинская водные системы. Водные круизы осуществляются на небольших однопалубных и на комфортабельных многопалубных теплоходах.
Волго-Балтийский водный путь - одна из важнейших водных магистралей Северо-Запада России. Ее протяженность – 862 километра, из них около 400 км проходят по территории Вологодской области. По интенсивности судоходства это водный путь первого класса. Из 11 судоходных шлюзов – 8 находятся в области.
По словам Юрия Плеханова, председателя областного комитета по туризму, всего на Волго-Балтийском пути в Вологодской области существует около 20 теплоходных стоянок, в настоящее время используется четыре причала для стоянки теплоходов, следующих маршрутом Москва – Санкт-Петербург. В 2009 году произвели остановку и получили экскурсионное обслуживание более 900 туристских теплоходов. Остальные причалы сдаются в аренду и могут быть использованы при условии их ввода в эксплуатацию как для приема теплоходов, так и для оборудования яхт-клубов.
Из четырех туристских «зеленых» стоянок для приема круизных судов самая благоприятная обстановка в селе Горицы Кирилловского района. В 2005 году проведены работы по обустройству нового судового хода для прохода транзитных судов на сумму около 50 млн рублей из средств федерального и областного бюджетов, что обеспечило безопасный заход туристских судов к причалам.
Теплоходы стоят в Горицах от трех до восьми часов. Туристы посещают Кириллов, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Разработаны новый маршрут с посещением Горицкого женского монастыря, тематическая программа «В гости к травнице».
В навигацию 2009 года в Кирилловском муниципальном районе начала функционировать еще одна новая стоянка в деревне Кузино. На причале в селе строится два новых музея – льна и бересты.
В настоящее время началась реализация нового туристского межмуниципального проекта «Дестинация «Белоозеро», который охватывает Кирилловский, Белозерский и Вашкинский районы. На их территории развиваются проекты, являющиеся символами  местности, - «Белозерск - былинный город», «Кириллов - святая земля», «Липин Бор – царство Золотой рыбки». Сейчас Кирилловский муниципальный район приступает к реализации нового проекта «Кириллов – обручальное кольцо России».
Проблемой является то, что туристы останавливаются только в Кирилловском районе и не могут сделать остановку в Белозерске и поселке Липин Бор. Для дальнейшего развития территории необходимо построить новый современный причал в Белозерске, так как существующий не может принимать суда высокого класса.
В городе Вытегра теплоходы всегда производили только техническую остановку. Сейчас, благодаря появлению новых туристских объектов и фирмы, которая осуществляет прием теплоходов, путешественники получают экскурсионное обслуживание. Самым популярным объектом считается музей «Подводная лодка Б-440», который был создан в 2005 году.
В целом главными проблемами использования Волго-Балтийского водного тракта в туристских целях является его низкая пропускная способность, большое количество участков с односторонним движением, необходимость технического переоборудования шлюзов и причальных стенок. Для решения существующих проблем необходимы дноуглубительные работы, берегоукрепление, капитальный ремонт шлюзов и причальных стенок. Основная часть работ будет выполнена до 2015 года. В 2010 году на эти цели  планируется выделить 1,2 млрд рублей. Данные меры позволят решить существующие технические проблемы и увеличить количество пассажирских судов.
Северо-Двинская шлюзованная система соединяет северные бассейны рек с единой глубоководной системой европейской части России. Построена система в 1828 году. Общая протяженность - 127 километров. Уникальность ее заключается в том, что естественные водоемы соединяются рукотворными искусственными каналами.
Большой популярностью пользуются речные круизы в восточные районы области: Вологда – Тотьма – Великий Устюг, организуемые на теплоходе «Николай Яковлев». Маршрут проложен по реке Сухона до ее впадения в Северную Двину. Настоящим туристским хитом является Великий Устюг - ровесник Вологды и Москвы. К сожалению, организация водного маршрута сюда возможна только в период высокой воды.
Водный маршрут «Вологда – Кириллов – Белозерск - Вологда» проходит по заповедным местам северо-запада Вологодчины. В Белозерске - самом древнем городе области - наиболее востребованным у туристов, путешествующих на теплоходе, является маршрут «В Русь изначальную». Гостям предлагают костюмированные программы, посвященные быту и традициям жителей Белозерья в эпоху Древней Руси в интерактивных музеях «Княжеская гридница» и «Длинный дом викингов».
К сожалению, Северо-Двинская водная система тоже имеет немало «тормозов» для развития круизного туризма. К таковым относится необходимость капитального ремонта, ограниченность прохождения судов различного уровня, а также низкий уровень воды и невозможность судоходства на некоторых участках. На ремонт плотин до 2014 года планируется выделить 1,6 млрд рублей. Проведены изыскательские работы, в настоящее время создается рабочий проект. Но будет проведен лишь капремонт, поэтому и после него по системе смогут проходить только суда с небольшой осадкой и шириной не более 12,4 метра.

В центре европейской России
Ярославская область имеет значительный потенциал для развития различных видов водного туризма - Волга, крупнейшее в Европе Рыбинское водохранилище, озера Плещеево и Неро, множество средних рек. Ежегодно регион принимает свыше 1,2 млн гостей, почти третья часть из них – это пассажиры круизных лайнеров.
Крупнейшими на Волге круизными центрами являются Углич (180 тысяч круизных туристов в год) и Ярославль (135 тысяч). Их «догоняют» Мышкин (43 тысячи гостей) и Рыбинск (17 тысяч). Несколько лет принимает небольшие теплоходы Тутаев. Недавно к центрам круизного туризма присоединилось старинное село Брейтово на берегу Рыбинского водохранилища – туда уже выполнено несколько заходов трехпалубных теплоходов.
По словам Галины Крохмаль, председателя Комитета по туризму департамента промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области, примерно четвертую часть всех иностранных туристов, прибывающих по воде, дают Германия, Франция, США. Особенно велико значение зарубежного круизного туризма для Углича и Мышкина – более 90% иностранцев посещают их именно в рамках путешествий по Волге.
2008 год стал наиболее удачным для круизного туризма в области – на причалах было принято 390 тысяч туристов. В прошлом году, по предварительным оценкам экспертов, круизный турпоток сократился на 15–20%.
Причины тому – не только финансово-экономический кризис, но и изношенность инфраструктуры. Значительная часть причалов требует ремонта, большие участки рек долгие годы остаются необследованными, на отдельных участках утрачены знаки судовой обстановки. На ремонтные работы потребуются немалые финансовые затраты, в противном случае судоходство может вообще остановиться. Кроме того, Волга – это национальный туристский бренд, и ее поддержание в благоустроенном состоянии – дело государственной важности.
Другая проблема – нехватка современных судов для круизного туризма. Было бы полезно ввести механизм государственного лизинга либо возмещение более 50% затрат на уплату процентов по кредитам на приобретение маломерных речных судов для перевозки отдыхающих. Существенное беспокойство вызывает то, что часть ныне действующих судовых ходов являются коммерческими.
Так, коммерческий участок от основного судового хода до Пошехонья (Судовой ход № 62) можно использовать в дневное время суток за плату, а он не входит в программу гарантированных габаритов судовых ходов. Естественно, круизные компании вряд ли будут платить за заходы своих судов. Было бы правильным обратиться в соответствующие инстанции, чтобы исключить коммерческие судовые ходы там, где имеются туристские перевозки или они перспективны в ближайшем будущем.
Ярославская область предлагает свою модель волжского речного туризма, ориентированную на краткосрочные путешествия по воде: от 2–3 до 5–6 дней, возможно, комбинированные с учетом доставки к пункту начала или окончания круиза на другом транспорте (автобусе или поезде). При этом оптимальная вместимость судов составляет от 80 до 120 мест, а осадка у них значительно меньше, чем у круизных лайнеров.
Предлагаются два маршрута - «Волжская дуга» и «Море в центре России». Первый ориентирован как на иностранных, так и на российских туристов, он включает заходы в Углич, Мышкин, Рыбинск, Тутаев и Ярославль. Возможно расширение маршрута и придание ему статуса межрегионального с включением Твери, Калязина, Костромы, Плеса. Второй тур проходит по маршруту Мышкин – Брейтово - Рыбинск - Пошехонье с посещением затопленного града Китежа – Мологи и элементами активного туризма и рыбалки. Он ориентирован на россиян. Возможно включение в него объектов и на территории Вологодской области.

Подготовил Евгений ГОЛОМОЛЗИН

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72