туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Дело надо делать, господа! «Частнопредпринимательская деятельность наказывается лишением свободы до пяти лет с конфискацией имущества или ссылкой до пяти лет» - так формулировалась 153-я статья Уголовного кодекса РСФСР. Времена переменились. И теперь в России, пожалуй, не найти города, турфирмы которого не предлагали бы экскурсии, полностью или в значительной мере посвященные знаменитым местным предпринимателям: купцам, «владельцам заводов, газет, пароходов», оставившим о себе немалую память. Чем государство богатело Практически нет историко-краеведческих музеев, не отводящих этой теме весьма почетного места, особенно выделяется «предпринимательский» зал в Музее политической истории в России в Санкт-Петербурге (бывший особняк Кшесинской). При том, что даже во времена наибольшего благоприятствования со стороны закона отношение к предпринимателям в народном сознании было далеко не лучшим - например, из всего сонма русских святых только два являются по происхождению купцами – Серафим Саровский и Серафим Вырицкий. Тем не менее русское предпринимательство — весьма заметная часть не только экономического, но и историко-культурного наследия страны. А значит оно может служить основой формирования туристического продукта. Созданные крупнейшие русскими предпринимателями музеи: Третьяковская галерея, Театральный музей им. Бахрушина, Музей изящных искусств на Волхонке (он имеет полное право носить имя финансировавшего его предпринимателя Нечаева-Мальцова), Музей народного искусства Сергея Морозова, и многие родственные им «по корням» музеи в регионах в особом представлении не нуждаются. А есть еще учебные заведения и разного рода предприятия, такие как Северная железная дорога, построенная Саввой Мамонтовым, Горнозаводская железная дорога, где каждый вокзал возводился заводчиком, стремившимся перещеголять конкурента, или технические сооружения, например, пароход «Святой Николай» в Красноярске, построенный по заказу богатейшего промышленника Александра Сибирякова. Объектами показа могут стать целые города. Так, стремительно набирающая вес на туристическом рынке старинная тульская Крапивна — сама по себе музей провинциального купеческого зодчества. Другие подобные примеры – владимирский Гороховец, подмосковные Егорьевск и Серпухов. Наконец, есть музеи, рассказывающие о том или ином выдающемся представителе русского предпринимательства или «русском деле» в целом. Но, несмотря на смену общественно-экономической формации, до сих пор нет музея, посвященного семье Третьяковых, оставившей весьма заметный след в русской культуре. Равно как и другим — Строгановым, Демидовым, Морозовым, Баташевым. А существуй они, у наследников — в России и за ее пределами — нашлось бы немало достойных внимания музейных реликвий. Могут возразить: а разве то же Абрамцево — не музей семьи Мамонтовых? Отчасти верно, но в большей степени — их знаменитых гостей. Время собирать камни Что же есть? Есть основанный еще в 1813 году и расположенный в специально построенном по повелению Николая II здании питерский Музей истории железнодорожного транспорта — одной из самых успешных отраслей русского предпринимательства. Есть московский Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей, но назвать его популярным туристским объектом трудно: всего 8 тысяч посетителей в год, кроме того, по выходным дням он не работает. Есть открытый в 1991 году Музей истории отечественного предпринимательства при Российской экономической академии им. Плеханова, но и он не работает по выходным, а в рабочие дни — строго по предварительной записи. При многих «дореволюционных» предприятиях — как в Москве так и в провинции - организуются более или менее крупные экспозиции, посвященные их основателям, но информации о них в путеводителях не найти и функционируют они обычно в «закрытом» режиме, не для туристских групп. Это относится — за редким исключением — и к многочисленным музеям железных дорог. В изданном недавно трехтомном справочнике «Музеи России» специализированных музеев предпринимательства, за исключением московского, не значится. С другой стороны, есть и достойные подражания примеры. В декабре 2008 года в селе Вятское, расположенном в 20 км от Ярославля, открылся Музей русской предприимчивости, посвященный жителям села, которое прославилось удачным отходничеством в крупные города и производством фирменных соленых огурцов. Хотя по смыслу слово «предприимчивость» несколько шире «предпринимательства». Есть музей при электротехникуме в Костроме, посвященный не только его, но и всего профтехобразования в России, создателю Федору Чижову. В хорошо известном путешественникам верхневолжском городке Мышкине уже больше десяти лет существует музей водочных королей Смирновых — уроженцев деревни Мышкинского уезда. При знаменитом фарфоровом заводе в Конаково, куда часто привозили туристов даже в советские времена, есть зал, посвященный его бывшему владельцу М. Кузнецову. При пермской гимназии №92 работает музей знаменитых пермских предпринимателей братьев Каменских. В 2002 году в Ярославле появился музей-вагон истории Северной железной дороги, памятники Савве Мамонтову открыты в Сергиевом Посаде и том же Ярославле. Музей невелик — 29 квадратных метров, около 1500 экспонатов, но его дополняют другие музеи истории создания СЖД — в Буе и Сольвычегодске. Особенно важно, что вагон-музей на ходу и часто открывает свои двери посетителям в таких отдаленных местах, где ни об истории дороги, ни о туризме и не слыхивали. В чем проблема? В необычной широте понятия «русское предпринимательство», иначе говоря, кто «более матери-истории ценен» - музей, завод, институт, приют, созданный богатым промышленником, или посвященная ему и его семье мемориальная экспозиция? В практически полном отсутствии информационной базы — сколько существует в России музеев, в большей или меньшей степени воздающих должное тем, кого народ издевательски величал «Кит Китычами». Тем не менее спрос «на тему» налицо — порукой тому многочисленные туристические группы, летом едущие, к примеру, на мамонтовские фестивали - на родину «Саввы Великолепного» в Ялуторовск. Но тема русского предпринимательства по большей части остается в отечественном туризме непаханой целиной. «Дело надо делать, господа!» - как говорил герой чеховской пьесы. Георгий ОСИПОВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|