туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Монастырский минимум
Епархиальные и монастырские гостиницы Северо-Запада России своеобразны и малочисленны. Их главный козырь – расположение в непосредственной близости от святынь, которым поклонялись многие поколения православных россиян. Хотя на Северо-Западе страны - в него входят 11 регионов, включая Калининградскую область - действуют несколько десятков крупных монастырей и храмов, количество объектов размещения паломников при них не превышает двух десятков. А относительно емких, способных одновременно принять свыше 30 человек, и того меньше. Привилегия крупных Основные паломнические гостиницы региона работают при крупных и наиболее посещаемых монастырях. В Петербурге это Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Воскресенский Новодевичий монастырь, петербургское подворье Свято-Введенской Козельской Оптиной пустыни и Иоанновский монастырь. В Ленинградской области – Тихвинский Богородичный Успенский и Коневский Рождество-Богородичный монастыри. В Карелии – Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, в Архангельской области – Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. В Псковской – Успенский Псково-Печерский монастырь. В Новгородской области – Варлаамо-Хутынский. Большая часть этих объектов имеет собственные паломнические службы, интернет-сайты. Вместе с тем в таких регионах, как Ненецкий АО, Республика Коми и Калининградская область официально гостиниц или странноприимных домов для паломников найти не удалось. Достаточно крупные объекты размещения действуют не только при хорошо известных и популярных у паломников культовых сооружениях. В пригороде Петербурга, к примеру, довольно крупная гостиница (на 58 мест) работает при храме преподобномученика Андрея Критского в поселке Володарский. Поскольку далеко не все храмы и монастыри располагают собственными гостиничными мощностями, многие паломнические службы, действующие при них, предлагают размещение в сторонних объектах. Как пояснила Мелитина Ладинская, руководитель петербургской паломнической службы «Паломник» при храме в честь Спаса Нерукотворного Образа, обычно это недорогие общежития, квартиры или оздоровительные лагеря. Паломническая служба «Кронштадт православный» при Соборе Владимирской иконы Божией Матери готова разместить паломников на территории спортивного лагеря (комнаты на 5–6 человек). Приезжающие на несколько дней в Кирилло-Белозерский мужской монастырь (Вологодская область), кроме странноприимного дома на 4–5 человек, могут воспользоваться услугами городской гостиницы «Уют». В Псковской епархии, как сообщил представитель Епархиального паломнического центра «Вертоград» Андрей Дерягин, гостиница есть только в Псково-Печерском монастыре. Но группу туристов до 18 человек могут разместить в гостевом доме Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск» (6 комфортабельных номеров) и в городской гостинице «Планета». Правда, цены на размещение уже другие. Данные о наличии паломнических гостиниц отрывочны и неполны. Это подтверждает хотя бы тот факт, что, по сведениям Паломнической службы Вологодской епархии, подобный объект размещения в этом регионе имеется только при храме Праведного Прокопия Великоустюжского (Великий Устюг). Вместе с тем на сайте Паломнического центра Московского Патриархата (www.palomnik.ru) есть данные о странноприимных домах при Спасо-Прилуцком Дмитриевом (Вологда) и Кирилло-Белозерском (Кириллов) мужских монастырях. Аналогичные примеры можно привести и по другим регионам Северо-Запада. Более того, на том же сайте все еще значится и гостиница «Сийский паломник» при Троицком монастыре (Холмогорский район Архангельской области), которая давно сгорела. У ряда монастырей и больших храмов есть небольшие ведомственные гостиницы, места в которых предназначены только для приема крупных благотворителей и почетных гостей. Они, как правило, соответствуют европейским стандартам размещения, однако информация о них не является общедоступной. Малое количество комфортабельных объектов размещения объясняется тем, что значительная часть монастырей была передана церкви относительно недавно, и не все они способны их содержать. После ухода военных, например, на острове Коневец осталась замечательная гостиница с центральным отоплением. Но беда в том, что перестала работать автономная дизельная электростанция, которая обеспечивала питание насосов, прокачивающих горячую воду по системе отопления. Военных топливом обеспечивало государство, а монастырю это экономически оказалось не по силам. В результате на острове, где находится один из красивейших храмов Северо-Запада, нет даже постоянного электроснабжения. В 9 вечера он погружается в темноту и тишину, нарушаемые только светом далеких звезд, пламенем свечей и молитвами. Смирение плоти В монастырских отелях, в отличие от мирских, действуют несколько жестких правил, определяющих всю их организацию. Здесь запрещается употребление спиртного и курение. Телевизоров и радио, как правило, нет. В каждой комнате обязательно имеется икона, в ряде гостиниц в номерах лежат Евангелие и молитвослов. Питание организовано централизованно либо в трапезной, либо в близлежащем кафе. В некоторых отелях паломникам предоставляется, как и в былые времена, возможность «попить чайку». Практически всегда есть возможность встретиться со священником, поговорить о наболевшем. Распорядок дня постояльцев тесно увязан с принятым в культовом объекте. А быт полностью подчинен главенству духовного над телесным. Как следствие, в гостиницах такого типа «удобства» сводятся к минимуму. Но есть и существенный плюс: стоимость суточного размещения тоже минимальна, и на Северо-Западе России начинается от 150 рублей. Верхняя граница – 450 в сутки за номер при стандартном размещении. Что получает паломник за эти деньги? Как правило, ему предлагается раздельное (по полам) проживание в номерах вместимостью от 5–6 человек и больше. «Удобства» - умывальник, в основном с холодной водой, и туалет - расположены на этаже. В редких случаях имеется душ. В номерах установлены одно- или двухярусные койки, минимум стульев и другой мебели. В некоторых гостиницах даже постельное белье паломникам предлагается брать с собой. Иногда есть и двухместные номера, в которых имеются собственный санузел и холодильник, однако они, как правило, стоят дороже и предназначены для руководителей групп или возглавляющих паломничество священников. Постояльцам монастырских гостиниц предлагают меню, составленное в соответствии с православными канонами. Стоимость обеда практически никогда не превышает 150 рублей (в основном - около 100–120 рублей), а в некоторых случаях она включена в цену за проживание. Как пояснила руководитель епархиальной паломнической службы Новгородской и Старорусской епархий Надежда Бойцова, в этом регионе действует лишь одна гостиница для паломников при Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском женском (ранее - мужском) монастыре, который находится на правом берегу Волхова в 10 км от Великого Новгорода. «В ней могут принять максимум 55 человек, это целый автобус, – констатирует она. – Проживание предусматривает отдых на одно- и двухярусных кроватях, в стоимость входит питание». В некоторых монастырях даже тот минимум комфорта, о котором шла речь, доступен не всегда. Гостиница Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря (Ленинградская область) готова принимать до 60 паломников в сутки только в теплый сезон. «Она размещается в здании, в котором нет отопления и имеется только холодная вода, - констатирует руководитель монастырской паломнической службы Марина Дворникова. - Поэтому принимать постояльцев зимой гостиница не может по объективным причинам». В зависимости от спроса Спрос рождает предложение – это правило справедливо и для гостиниц, обслуживающих паломников. Например, на острове Валаам, гдн находится Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. По словам руководителя его паломнической службы Игоря Степанова, в настоящее время здесь действуют три гостиницы, которые способны принять около 200 постояльцев, обеспечив им приемлемые условия проживания. «Одна из них представляет собой общежитие для паломников (на два автобуса одновременно), а две других (на автобус каждая) достаточно комфортны, – говорит он. - Хотя «удобства» (горячая и холодная вода, душ, туалет) находятся на этаже. В связи с большим спросом на паломнические гостиницы, в особенности в летнее время, мы вынуждены ограничивать срок проживания в высокий сезон одной, максимум - двумя ночевками. За время навигации принимаем до 10 тысяч паломников с размещением в гостиницах, что составляет немногим более 5% от общего числа посетителей Валаамского монастыря. Сейчас завершается реконструкция еще одной гостиницы, в которой все номера будут с удобствами. В последние годы в связи с ростом числа желающих отправиться в путешествие по святым местам, количество объектов размещения для паломников в России растет. Однако нередко они являются объектами частного бизнеса. А его представители в ряде случаев не слишком обременены пониманием того, что гостиница рядом с монастырем должна жить по строго определенным правилам. Если на первый план выходит выгода, то духовное отступает, связь с культовым объектом обрывается. На Валааме, к счастью, подобного не происходит». Частично решить вопрос размещения туристов и паломников на маршруте к Валааму позволит новая полноценная стоянка для больших речных лайнеров. Как заявил руководитель офиса по туризму Республики Карелии Вадим Лесонен, впервые за много лет на этих маршрутах появилась новая круизная стоянка, которая при боковой швартовке сможет принять сразу два 3–4-палубных теплохода. Она располагается на острове Пеллотсари, в северной части Ладожского озера, где восстановлен глубоководный причал. Объект сможет снять нагрузку с причала на Валааме, отпадет необходимость оставаться на рейде из-за нехватки мест. «От Пеллотсари до Валаама всего час хода, да и на самом острове туристы скучать не будут», - констатировал Вадим Лесонен. По его словам, на лето 2010 года уже достигнута договоренность о нескольких десятках судозаходов и подписаны договоры с несколькими известными круизными компаниями. В ТЕМУ Дела духовные О развитии паломнического туризма и монастырских гостиниц рассказывает руководитель паломнической службы Санкт-Петербургской епархии иеродиакон Иов (Вадим Гибнер). Сейчас нередко можно услышать такие словосочетания, как «паломнический туризм», «паломнический тур», «паломническая экскурсия» и т. д. Чем, на ваш взгляд, они отличаются от паломничества в первоначальном смысле этого слова? Эти выражения происходят от непонимания сути паломничества, от его искусственного сближения с туризмом на основе внешнего сходства. Ведь паломничество и туризм связаны с путешествиями. К тому же, несмотря на то, что первое, по сути, представляет собой религиозную деятельность, в России оно до сих пор регулируется туристским законодательством. Однако туризм и паломничество имеют разную природу. Посещая одни и те же святые места, паломники и туристы ведут себя по-разному. Суть отличий состоит в том, что туризм – это путешествие с познавательными целями. В том числе и религиозный, напрямую связанный со знакомством с историей святых мест, жизнью святых, церковными архитектурой и искусством. Экскурсия, которая для туриста нередко является главным элементом поездки, для паломника вовсе не обязательна. Для него важнее всего молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Вместе с тем, призывая верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь с уважением относится к туристам, посещающим христианские святыни, так как считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения соотечественников. Растет ли число желающих посетить святые места? Безусловно. Поток туристов, которые готовы отправиться в религиозные туры по нашей стране, в том числе в пределах Северо-Запада, постоянно растет. А вот количество желающих поехать в зарубежные туры в последнее время сократилось. Причина понятна: многие из-за кризиса не могут позволить себе такие поездки из-за нехватки средств. На территории Санкт-Петербургской епархии действует несколько довольно больших гостиниц, принимающих паломников. Но условия размещения в них скромные. Действительно, в нашей епархии есть гостиницы в петербургских Александро-Невской Лавре, Новодевичьем монастыре, в некоторых других. С точки зрения туризма они мало привлекательны, поскольку условия размещения в них спартанские: многоместные номера, «удобства» на этаже. Но если люди приезжают не на отдых, а для того, чтобы поклониться святым, помолиться, достаточно и того, что такие гостиницы расположены прямо на территории храмов и монастырей. А туристов в пиковый сезон мы размещаем в школах и общежитиях, где проживание обходится дешево. Однако в некоторых часто посещаемых монастырях, например, Тихвинском, своих объектов для размещения паломников и вовсе нет. Постоянной гостиницы в этом монастыре действительно нет. Для проживания людей используют возможности городского отеля, а в сезон его организуют в 3–4 пассажирских железнодорожных вагонах. Во всяком случае, потребность в размещении паломников и туристов как в этом монастыре, так и в других, удовлетворяется. Поэтому пока каких-либо планов по расширению своих гостиничных мощностей в нашей епархии нет. К тому же этот вопрос для нас вовсе не главный. Паломнические поездки организуют не только специализированные службы, но и обычные турфирмы. Не считаете ли вы их своими конкурентами? Для нас они скорее добрые партнеры, поскольку мы заинтересованы в том, чтобы желающих приобщиться к православной культуре было больше. И хотя каких-то постоянных договоров о сотрудничестве с турфирмами у нас нет, работа с ними идет в постоянном контакте как при организации поездок внутри России, так и за ее рубежи. Материалы подготовил Владимир СЕРГАЧЕВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|