Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2010
« Вернуться к журналу  

Под лозунгом оптимизации
Авиаперевозки – один из сегментов мировой экономики, наиболее сильно пострадавших в результате кризиса. В этой отрасли участникам рынка потребовались особенно большие усилия по реструктуризации бизнеса, повышению его финансовой эффективности. Одним из самых очевидных инструментов такой работы является оптимизация маршрутных сетей. Именно оптимизация, а не механическое их сворачивание и сокращение.
Более того, как только освобождаются те или иные ниши, в них тут же устремляются конкуренты: кризис не продлится вечно, он порой предоставляет воистину уникальные возможности роста там, где раньше было не протолкнуться. Идет очень активный, бурный передел рынка авиаперевозок.

Наследие банкротов
Наиболее очевидные возможности для мощной экспансии предоставляет крах авиаперевозчика, традиционно занимавшего весомые позиции на том  или ином рынке. Так, банкротство авиакомпании JAL (Japan Airlines)  вызвало повышенный интерес международных перевозчиков к направлениям на Японию и внутри этой страны.
Типичный пример «броска на Японию» демонстрирует сейчас, в частности,  Etihad Airways, национальный авиаперевозчик ОАЭ,  который начиная со 2 февраля  стал выполнять регулярные перелеты (четыре раза в неделю) через Пекин в японский город Нагоя. С  29 марта в Нагою уже будет следовать пять рейсов. Маршрут обслуживают самолеты А-330.  Двумя днями ранее, с 27 марта, Etihad Airways открывает также рейсы в Токио.
С 1 марта вступило в силу код-шеринговое соглашение между Etihad Airways и японской авиакомпанией ANA. Благодаря ему пассажиры Etihad Airways смогут осуществлять внутренние перелеты в Японии по таким направлениям, как Нагоя – Титосэ и Фукуока – Осака с пересадкой в токийском аэропорту Нарита. В свою очередь,  клиенты ANA будут совершать полеты по направлениям международной маршрутной сети Etihad Airways через Абу-Даби.
Другой пример – авиакомпания Iberia, которая осуществляет бурную латиноамериканскую экспансию, стараясь раньше других заполнить нишу,  освободившуюся после банкротства авиакомпании Air Comet в декабре прошлого года. Уже с января она  увеличила на 20 тысяч число пассажирских мест на таких направлениях, как Лима, Буэнос-Айрес, Богота, Кито и Гавана.
В Лиму, столицу Перу,  Iberia теперь выполняет 11 рейсов в неделю, что означает рост  числа предложенных кресел на 40%. В Буэнос-Айрес  отправляются 17 рейсов в неделю вместо 14: это прирост на 16%. На маршруте в Боготу в первой половине года рост пассажиропотока в основном обеспечат за счет использования более вместительных самолетов. С июня  добавят три новых рейса в неделю,  с октября – доведут их как минимум до пяти. Гавана – более конкурентоспособное направление,  на нем Iberia пока осторожничает, выполняя всего  два-три рейса в неделю. Но она выпустила на этот маршрут свое самое большое воздушное судно - Airbus A340-600 вместимостью более чем  350 пассажиров.
С января Iberia ввела также  пятый еженедельный рейс Мадрид – Гватемала – Панама. Iberia имеет особенно сильные  позиции в небе Центральной Америки.  Одним из признаний этой стратегической роли стало вручение в прошлом году испанскому перевозчику специальной правительственной награды Коста-Рики за «неоценимый вклад в развитие национального рынка авиаперевозок». Причем награду представителю Iberia вручал лично президент этой страны.
Iberia  выполняет полеты в Коста-Рику с июня 1973 года. Сейчас в ее расписании семь еженедельных рейсов из Мадрида в Сан-Хосе. По этому маршруту в 2008 году проследовали 190 тысяч путешественников, в прошлом году – более  215 тысяч. Примечательно, что по динамике роста на этом маршруте лидируют туристы из Турции – 300%, а на втором месте идут россияне – 155%.
Акцентируя значимость Латинской Америки, Iberia в то же время удерживает  прочные позиции и в Старом Свете, где она сейчас совершает полеты по 42 направлениям.

Очарование активов
Lufthansa, занявшая недавно лидерскую позицию крупнейшего авиаперевозчика Европы, ведет сейчас экспансию в основном методом поглощения приглянувшихся ей активов. Отражается этот процесс и на  российских делах.
Ликвидация регулярного рейса Екатеринбург - Вена и самого уральского офиса  Austrian Airlines, которая его выполняла, вроде бы абсолютно логичны с точки зрения администрации  авиакомпании Lufthansa, которая недавно приобрела этот австрийский актив. Lufthansa летает из Екатеринбурга во Франкфурт, офис у нее в Екатеринбурге есть,  зачем дублировать функции? «В силу того, что некоторые маршруты Lufthansa «пересекаются» c маршрутами Austrian Airlines, мы думаем, что часть  пассажиров  перейдет на наши рейсы», - заявил журналистам Ааге Дунхаупт,  директор по корпоративным коммуникациям Lufthansa в Европе.
Но местные туроператоры думают несколько иначе. Вена, конечно же, для туристов интереснее, чем Франкфурт, - считают они. А уж для горнолыжников потерять такой удобный «аэропорт подскока» к зимним трассам Инсбрука и Зальцбурга – почти трагедия. Кроме того, как отмечает заместитель директора компании Ascent Travel Дмитрий Петров, Lufthansa в отличие от Austrian Airlines прочными связями с туроператорами не отличается и больше ориентируется на индивидуальных и дорогих клиентов. Так что свободная ниша, скорее всего, останется.
Туроператоры надеются, что на нее обратят внимание российские перевозчики и, прежде всего, «Уральские авиалинии», которые, несмотря на убыточный для них прошлый год, собираются открыть регулярный рейс в Рим,  наращивают частоту рейсов в Болгарию и Словению, планируют начать полеты в Германию (сейчас решают – в Мюнхен или Дюссельдорф).  Эта авиакомпания также намерена в самом ближайшем будущем закупить несколько Airbus-330 и Boeing-767 для рейсов в Японию и Таиланд, внедрить на самолетах мобильную связь.
Между тем Lufthansa осваивает и совершенно новые дальнемагистральные направления. Довольно неожиданным сюрпризом стало открытие с 28 марта маршрута Мюнхен - Ташкент. «Германия является одним из важнейших торговых партнеров Узбекистана, который в настоящее время процветает за счет добычи полезных ископаемых и сельского хозяйства. Это обстоятельство также уже привлекло в страну многочисленные международные концерны, которые открыли там свои филиалы. Кроме того, к Ташкенту все больший интерес проявляют туристы: именно здесь начинается знаменитый Шелковый путь», -  поясняет свое решение перевозчика. 
В Ташкент самолеты Boeing 737-800 летают три раза в неделю - по вторникам, четвергам и воскресеньям. Стоимость билета - 799 евро.  В салоне авиалайнера - 24 места в бизнес-классе и 84 в экономическом классе.
Рейс Мюнхен - Тегеран от Lufthansa тоже выглядит довольно революционным новшеством. А вот новый ее маршрут Мюнхен - Майами совершенно закономерен: круизное карибское направление в мировом туризме растет уверенными темпами.

Время дискаунтеров
Бюджетным компаниям с хорошим уровнем сервиса экономический кризис даже подыграл. Корпоративные клиенты, вводя режим экономии по организации деловых поездок своих сотрудников, делают теперь ставку именно на дискаунтеров. Поэтому лоукост-авиаперевозчики занимаются не оптимизацией маршрутных сетей, а их активным расширением.
Например, Germanwings, на рейсах которой, по словам ее представителя Томаса Винкельманна,   бизнесмены составляют уже 41,6% от общего числа пассажиров, в ближайшие месяцы добавляет в свою маршрутную сеть регулярные рейсы еще в 15 европейских городов:  по два рейса в день в Лондон - Станстед, Вену и Штутгарт, шесть рейсов в неделю в Милан, по четыре раза в неделю в  Москву, Будапешт, Рим, Барселону  и Пальма-де-Мальорка, по три раза в неделю в  Сплит и  Загреб, по одному в неделю -  в Бастию (Сардиния),  Дубровник,  Ираклион и  Задар.
В российскую столицу, во Внуково,  Germanwings начинает полеты 29 апреля из Ганновера. Рейсы будут выполнять по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям, на них уже можно бронировать билеты на сайте авиакомпании.  Стоимость перелета в одну сторону  - от $109, включая налоги и сборы. Эти полеты добавятся к тем, что Germanwings выполняет сейчас в рамках зимнего расписания: из Москвы в Кельн/Бонн, Берлин и Штутгарт, а из Санкт-Петербурга - в Кельн/Бонн.
Именно новое московское направление побудило Germanwings перевести три самолета на постоянное базирование в ганноверский аэропорт Лангенхаген. Таким образом, Ганновер стал  шестым базовым аэропортом этой авиакомпании после Кельна/Бонна, Штутгарта, Берлина, Гамбурга и Дортмунда. Уже в этом году  Germanwings собирается  перевезти в Ганновер  и из него  более 500 тысяч пассажиров, в следующем году пассажиропоток должен вырасти до  750 тысяч человек. Подумывает руководство компании и о пополнении своего воздушного флота, который на сегодняшний день состоит из 26 авиалайнеров Airbus A319.
Ryanair, наиболее преуспевающую сейчас европейскую бюджетную авиакомпанию, в Россию пока не пускают. Но и она успешно использует  высокий спрос наших соотечественников на свои услуги, особенно – транзитных пассажиров из Санкт-Петербурга, давно  уже присмотревших финские аэропорты для дешевых перелетов по всей  Европе. В этом году Ryanair решила еще более облегчить им жизнь, максимально приближая «аэропорты подскока» к российской границе. В начале марта она начала выполнять полеты (дважды в неделю) из Дюссельдорфа  в финскую Лаппенранту, которая находится всего в двух километрах от Тампере и в 25 км от границы с РФ.  Ryanair, как сообщает информационное  агентство Bloomberg, активно ведет переговоры об открытии рейсов и с другими приграничными с Россией финскими аэропортами.
С  мая Ryanair начинает также базировать два самолета в аэропорту Каунаса, чтобы удвоить число обслуживаемых оттуда маршрутов, доведя их почти до двух десятков. Этот шаг тоже в основном рассчитан на российских «транзитников», которые  добираются до Литвы  автобусами, ночными поездами из Москвы и Санкт-Петербурга, а также самолетами (рейсы Москва - Вильнюс выполняют, в частности,  UTair и «Ямал»).
Сейчас из Каунаса Ryanair летает в Лондон, Бирмингем, Ливерпуль, Дублин, Брюссель, Франкфурт и Бремен. С мая к этим направлениям добавятся Париж, Бристоль, Эдинбург, Жерона, Бергамо, Осло, Тампере, Берлин и Дюссельдорф.

Стыковку оправдает сервис
Единственная на данный момент в мире дальнемагистральная бюджетная авиакомпания AirAsia X тоже пока в Россию не летает. Не так давно она запустила регулярный рейс Куала-Лумпур - Абу-Даби, но в скором времени его пришлось свернуть: впервые в своей, по правде сказать, еще довольно короткой истории этот исключительно преуспевающий  перевозчик не смог сделать маршрут прибыльным. Зато Emirates увеличила частоту рейсов на этом же направлении до трех в день. Спрашивается, что же за козырь спрятан в рукаве авиакомпании из ОАЭ, которая ухитряется при 21 рейсе в неделю зарабатывать деньги на направлении, с которым не справился хороший бюджетный перевозчик?
Этот козырь – российские и европейские туристы,  которые во все более возрастающем количестве используют эмират Дубай как стыковочный хаб для полетов на дальний юг и юго-восток, – отмечает  Ричард Джусбери, старший вице-президент Emirates  по коммерческим операциям в Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралии и Новой Зеландии.
С открытием третьего ежедневного рейса российским пассажирам стал доступен еще более широкий выбор удобных стыковок в Дубае с двумя ежедневными рейсами авиакомпании, прибывающими из Москвы. И тариф очень выигрышный: 25,6 тысячи рублей,  включая все аэропортовые  сборы.
Есть подозрения, что Emirates  в ближайшее время потеснит на этих дальнемагистральных направлениях и «Трансаэро». Уровень сервиса последней и компетентность ее сотрудников, мягко говоря, оставляют желать лучшего, в чем корреспондент «ТБ» убедился на собственном опыте. Пассажиры Emirates с такими проблемами не сталкиваются, сервис на борту – отличный, да и билеты дешевле. Рейс не прямой, но время стыковки в терминале №3 международного аэропорта Дубая пролетает стремительно, там к услугам путешественников – огромная зона duty free, комфортабельные залы отдыха, спа-салоны, многочисленные кафе, рестораны, бизнес-центры, оснащенные по последнему слову техники. 
На сегодняшний день рейсы Emirates связывают Москву с такими направлениями, как Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Шри-Ланка, Йоханнесбург, Кейптаун, Найроби, Дар-эс-Салам, Куала-Лумпур, Манила, Сингапур, Бангкок, Гонконг, Сеул, Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Осака, Сидней, Мельбурн, Брисбен, Перт, Окленд, Крайстчерч. География постоянно расширяется: в октябре прошлого года Emirates открыла ежедневные беспосадочные рейсы в Дурбан (ЮАР), а также начала осуществлять три еженедельных беспосадочных рейса в Луанду (Ангола), предлагая путешественникам из Москвы выгодные тарифы и удобные стыковки в Дубае.
В декабре состоялись   открытия четвертого ежедневного рейса в Бангкок,  третьего ежедневного рейса в Сидней,  двух дополнительных рейсов в Манилу (теперь Emirates выполняет туда 14 полетов в неделю) и одного - в Джакарту (стало 11 рейсов в неделю).
В феврале Emirates поставила два дополнительных рейса на Сейшельские острова (теперь - шесть рейсов еженедельно), третий ежедневный рейс в Куала-Лумпур, три дополнительных рейса на Мальдивы (до 13 рейсов в неделю), еще два – на Рим (теперь выполняет два рейса в столицу Италии ежедневно).
На март запланированы еще три дополнительных рейса в Джакарту, а также открытие рейса в Токио (всего -  пять раз в неделю). На май -  инаугурация ежедневного рейса в Амстердам. В июле то же  ожидает Прагу, в августе – Мадрид.

В тему
Воля к победе

Авиакомпания Emirates – яркий пример успешного противодействия кризисным временам за счет умелого администрирования и высокого уровня услуг. Чистая прибыль перевозчика за первые шесть месяцев 2009–2010 финансового года (т.е. с 1 апреля по 30 сентября 2009 года) составила $205 млн. В авиапарк компании недавно поступил восьмой Airbus A380 (кстати, юбилейный, ставший шеститысячным самолетом, который произвел европейский авиастроительный концерн). На сегодняшний день двухпалубные авиалайнеры Airbus A380 под флагом Emirates летают в Бангкок, Сеул, Сидней, Окленд, Джидду, Торонто, Лондон и Париж. В середине февраля перевозчик подписал соглашение о титульном спонсорстве с итальянским футбольным клубом «Милан» на 60 млн евро.

Через океан
На международных рейсах в Россию и из нее бурных потрясений нет, но рынок этот заметно сократился и потребовал довольно значительных корректив. В частности, от американских авиаперевозчиков. Осенью прошлого года American Airlines прекратила выполнять ежедневные полеты по маршруту Москва - Чикаго, Delta сделала то же самое в отношении маршрута Москва - Атланта, оставив, впрочем,  открытым вопрос, станет ли она возобновлять полеты в Москву весной нынешнего года. В любом случае, прекращение зимней навигации авиакомпаний США из этих городов в Москву – примета нелегкого времени.  Да и United Airlines, выполняющая полеты по маршруту Вашингтон - Москва, сократила этой зимой их частоту с семи до четырех рейсов в неделю.

В рамках альянса
 «Аэрофлот» и французская авиакомпания Air France  в рамках альянса Sky Team подписали новое соглашение о сотрудничестве. Оно существенно расширяет ранее достигнутую договоренность о код-шеринговом партнерстве, которое до сих пор выполнялось только в отношении рейса Москва  - Париж. Теперь код-шеринг будет также распространен на полеты из Москвы в Хабаровск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Екатеринбург и Нижневартовск. Во Франции соглашение затрагивает четыре маршрута из Парижа: в Страсбург, Лион, Марсель и  Лиссабон.

Дальше и лучше
Qatar Airways  ведет масштабную экспансию на дальнемагистральных маршрутах. В конце февраля она открыла регулярные рейсы в Бенгалуру (Бангалор) на юге Индии. С 30 марта стала выполнять полеты в Копенгаген, с 5 апреля – в Анкару. С 26 апреля начнет отправлять из Дохи рейсы в Токио (с посадкой в Осаке), с июня – в Барселону. Затем наступит черед бразильского мегаполиса Сан-Паулу и аргентинской столицы Буэнос-Айреса.
Кроме того, Qatar Airways постоянно наращивает  объемы перевозок за счет дополнительных рейсов по уже существующим маршрутам, а также вывода на эти линии более вместительных лайнеров. Такая политика коснется направлений на Женеву, Стокгольм, Коломбо, Гоа, Ченнай, Амритсар, Катманду, Мальдивы, Сейшелы, Луксор, Шанхай, Гуанчжоу, Йоханнесбург и Кейптаун.
Для полетов в Сан-Паулу и Буэнос-Айрес планируется использовать новейшие воздушные суда Boeing-777, которые предлагают пассажирам бизнес-класса кресла повышенной комфортности. Они раскладываются на 180 градусов и превращаются в горизонтальные спальные места. Всего в авиапарке Qatar Airways 81 самолет, в том числе 16 лайнеров Boeing-777.

Москва - Шанхай
С 28 марта авиакомпания China Eastern открыла регулярные рейсы  по маршруту Москва - Шанхай. Рейсы выполняются три раза в неделю по средам, пятницам и воскресеньям из шанхайского аэропорта Пудун, в Москве - из аэропорта Шереметьево.  Перевозки в основном будут выполнять самолеты  Airbus 330-300, компоновка салонов которых предусматривает 38 мест в бизнес-классе и 262 места в экономическом классе. Но маршруте будут летать лайнеры Airbus 340-300, у которых 12 мест в первом классе, 28 - в бизнес-классе и 247 - в эконом-классе.
«Использование Шереметьево в качестве нового аэропорта базирования позволяет китайским пассажирам рассчитывать на более удобный транзит в города и регионы России и страны  СНГ. С другой стороны это позволит перевозить пассажиров из России и европейских государств, которые направляются в города континентального Китая, в Гонконг,  Макао, на Тайвань, в страны Юго-Восточной Азии, Японию, Корею и Австралию», - заявил генеральный директор представительства China Eastern в Москве Ли Цзюнь.

Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72