Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2010
« Вернуться к журналу  

Стратегия быстрого выхода
Приватизация аэропортов в условиях финансового кризиса
Одним из радикальных антикризисных ходов для обеспечения дальнейшего развития аэропорта может стать его приватизация. В Западной Европе уже накоплен в этой области богатый опыт. При этом основной причиной интенсификации процессов приватизации аэропортов гражданской авиации служит снижение возможностей государства осуществлять достаточные бюджетные инвестирования в проекты развития и модернизации аэропортовой инфраструктуры. То есть как раз то, что сейчас  происходит в России.

Первым европейским государством, осуществившим в конце 1980-х - начале 1990-х годов масштабную и системную приватизацию аэропортов, стала Великобритания. В дальнейшем приватизация аэропортов превратилась в эффективный инструмент экономической политики Германии, Италии, Дании, Австрии. В последние годы приватизацию как способ привлечения частного капитала в проекты развития и модернизации аэропортов, а также повышения эффективности управления ими, активно начали использовать правительства Австралии, Канады, Новой Зеландии, Индии, Японии. Собирается заняться этим и Франция.

Товар лицом
«Приватизация аэропортов в мировом масштабе, если так можно выразиться, вновь входит в моду, - заявил на проходившей в Москве VI международной конференции «Инфраструктура гражданской авиации»  Йоханн Л. Франк, один из двух управляющих директоров компании Airport Consulting Vienna. – Этот процесс бурно шел в конце 1990-х годов, почти затих в середине завершающегося сейчас десятилетия, а в условиях финансового кризиса вновь начал набирать силу. Скажем, в Индии сейчас собираются приватизировать около 35 аэропортов, да еще построить «с нуля» около 40 новых под эгидой местных властей, но с привлечением частных иностранных инвестиций.
Другой яркий пример - Германия, где планируют приватизировать аэропорт Мюнхена, всю систему Берлинского авиаузла, а из числа региональных – аэропорты Лейпцига, Нюрнберга, Ростока, Любека, Меммингена и Пархима. Так что региональным аэропортам России следует стараться как можно громче заявить о себе на международном финансовом рынке, показать, что называется, «товар лицом».
По данным, основанным на чисто рыночной информации,  в России активно готовятся к грядущей приватизации аэропорты Иркутска, Самары, Воронежа, Уфы, Улан-Удэ и ряд других. Некоторые из этих активов вполне могут привлечь внимание иностранных инвесторов.
Кстати, совсем не обязательно искать инвестора на отраслевом рынке. Любители выгодных сделок как раз сейчас ищут «уцененные» аэропорты, которые лежат вне интересов их основного бизнеса, например, хедж-фонды и фонды частного акционерного капитала, которые предпочитают стратегии быстрого выхода из кризиса, банки, страховые компании, другие финансовые учреждения.
Понятно, что наибольший интерес представляют группы  с сильной финансовой историей.  На руку продавцам и явно определившаяся тенденция к формированию больших инвестиционных консорциумов: в трудные времена весьма разумным представляется максимально возможное распределение рисков между партнерами. А вот среди весьма вероятных для них осложнений – еще одна четко наметившаяся тенденция к повторному обсуждению инвесторами условий реализации проектов развития уже после заключения контракта.
Итак, что является необходимыми условиями для диалога с серьезными инвесторами? Во-первых, привлекательная и прозрачная нормативно-правовая база. Российскую пока таковой не назовешь. Однако в связи с  возможным принятием Госдумой РФ в ближайшее время нового закона «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности» ситуация способна значительно улучшиться.
Второй важный фактор – наличие исчерпывающей информации о финансово-экономическом состоянии аэропортового комплекса, причем особое внимание обычно обращают на достоверность отчета об активах. В-третьих, профессиональная виртуальная база данных. Четвертый необходимый элемент успешной приватизации - прозрачная процедура проведения тендера. Наконец, весьма позитивным шагом может также стать приглашение нейтральных финансовых советников, например, известной международной финансовой корпорации.

Проблема безопасности
Законопроект «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности», внесенный правительством на рассмотрение Госдумы в апреле этого года, четко определяет, что аэропорты федерального значения могут находиться только в федеральной собственности. Так что о приватизации ведущих аэропортов страны речь пока вроде бы не идет. Что касается остальных, то для региональных и местных аэропортов возможность приватизации выглядит довольно привлекательно. Собственно, такой подход отвечает общемировым тенденциям:  в большинстве экономически развитых стран заметно расширяется степень участия финансовых, технических, кадровых и интеллектуальных ресурсов частного сектора экономики в непосредственном управлении и развитии аэропортов гражданской авиации.
При этом за соответствующими органами власти сохраняют законодательно регулируемые функции административно-контрольного и надзорного характера за деятельностью аэропортов. Это в первую очередь обеспечение соответствия приватизированных объектов требованиям всех видов безопасности, а также поддержание между ними равных конкурентных условий, регулирование естественных аэропортовых монополий и т.д. 
Тут, конечно же, возникает вопрос, сработает ли в России такой подход к приватизации региональных и местных аэропортов? Особенно в плане обеспечения безопасности полетов. Например, в конце 2008 года из-за отсутствия сертификата соответствия по авиационной безопасности и даже лицензии на этот вид деятельности пришлось остановить работу аэропорта Бесовец, который обслуживает Петрозаводск. Проверка вскрыла и другие многочисленные нарушения требований к авиационной безопасности: отсутствовало  ограждение, не контролировали качество авиационных горюче-смазочных материалов, отсутствовало инженерно-авиационное обеспечение и т.д.  В 2009 году правительство Карелии выкупило аэропорт в госсобственность за 47 млн рублей, начало реконструкцию. Из федерального бюджета помогли суммой в  180 млн рублей.
В середине мая нынешнего года  Шушенский районный суд по иску Абаканской транспортной прокуратуры приостановил деятельность аэропорта Шушенское на юге Красноярского края. Проверка показала, что аэропорт  не имеет сертификата соответствия на поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов. Эксплуатантом аэродрома является ГУП «Норильское АП».

Казус Шереметьева
Вопрос о приватизации  международного аэропорта Шереметьево, как ни странно, правительство РФ,  вопреки духу и букве им же внесенного на рассмотрение Госдумы законопроекта «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности», с повестки дня не снимает. «Шереметьево в 2010–2011 годах не появится в плане приватизации, нужно сначала повысить его капитализацию, у него есть потенциал для роста. Его можно продать дороже», - заявил недавно начальник управления приватизации Росимущества Иван Аксёнов.
Ранее представители различных уровней федеральной власти неоднократно заявляли, что Шереметьево не будут продавать в 2010 году, а вместо этого передадут его управляющей компании. Промежуточным  этапом этого процесса стал выбор инвестиционного консультанта для совета директоров Шереметьева, в задачи которого входит не только оказание всесторонней помощи  в  выборе управляющей компании, но и обоснование уже в течение текущего года оптимального способа консолидации объектов его имущественного комплекса, а также выработка  предложений по налаживанию  эффективных механизмов управления аэропортом на основе международного опыта.
В конце апреля конкурсная комиссия ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», в состав которой вошли представители заинтересованных сторон - ОАО «Аэрофлот», ОАО «Терминал», Внешэкономбанк, Росавиация  и Росимущество, -  признала победителем и назначила на должность инвестконсультанта консорциум в составе инвестиционных банков Credit Suisse и  «Тройка Диалог». Юридическое сопровождение проекта поручено  международной компании Gide Loyrette Nouel.

Сергей СВИСТУНОВ

Пока не продается
Воздушные ворота Праги, аэропорт Рузыне, похоже, так и не будет приватизирован. Вопрос этот обсуждался давно, но тормозился главным образом из-за цены: минфин Чехии настаивал, чтобы она не опускалась ниже 100 млрд крон ($5 млрд). В январе 2009 года – новый поворот: приватизацию аэропорта решили увязать с продажей в частные руки национальной авиакомпании, которая выполняет 40%  всех воздушных перевозок в пражском аэропорту. «Мы пришли к заключению, что сначала необходимо продать компанию «Чешские авиалинии», чтобы новый хозяин аэропорта знал, кому будет принадлежать крупнейший чешский перевозчик», - заявил первый заместитель министра финансов Иван Фукса.
Намерение купить авиакомпанию CSA высказывали  российский «Аэрофлот», корпорации Unimex, Travel Service и ряд других. В конечном итоге осенью прошлого года правительство Чешской Республики, учитывая мнения основных политических партий страны, решило CSA не приватизировать, сохранить за государством принадлежащие ему почти 92% акций и оказать авиаперевозчику финансовую поддержку за счет бюджетных средств.  Принято также решение о воссоединении «Чешских авиалиний» с государственным же предприятием «Аэропорт Прага».

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72