Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2010
« Вернуться к журналу  

Союз земли и неба
Процветание аэропортов невозможно без заботы о перевозчиках

Коммерческое благополучие любой воздушной гавани в первую очередь зависит от перевозчиков. Поэтому вопрос, насколько эффективно администрация аэропортов сотрудничает с авиакомпаниями, какие предлагает им новые возможности и какую посильную помощь оказывает, чтобы минимизировать отрицательные рыночные факторы, является одним из главных стимулов развития региональных аэропортов России. 

Идеология поддержки
«Мы очень серьезно взялись за топливную проблему, - рассказывает корреспонденту «ТБ» генеральный директор ООО «Новапорт» Михаил Смирнов. – Так, в аэропорту Томска «Новапорт» совместно с «Газпромнефть-Аэро» построил совершенно новый топливно-заправочный комплекс (ТЗК). Благодаря современным технологиям и оборудованию эксплуатационные расходы в этом ТЗК оказались значительно ниже, что позволило установить для авиакомпаний цены меньше рыночных. Аналогичный проект реализовали также в аэропорту Читы, который одно время страдал от самых высоких в стране цен на авиакеросин. Сейчас «Новапорт» ведет переговоры с компанией Shell о строительстве современного ТЗК в аэропорту Челябинска. Реализуем и другие проекты по модернизации существующих ТЗК. В результате сейчас средняя стоимость поставки авиатоплива в крыло с учетом заправки по сети «Новапорт» - 24350 рублей за тонну, в то время как в среднем по рынку она составляет 25152 рубля. Кроме того, как только какая-либо авиакомпания принимает решение о транзитных полетах через аэропорт сети «Новапорт», наши специалисты помогают ей в получении всех необходимых разрешений, значительно сокращая время от начала переговоров до выполнения первого рейса».
Идеология максимальной поддержки «своих» авиакомпаний легла в основу и стратегической линии администрации аэропорта Кольцово в Екатеринбурге, которая, по словам генерального директора ОАО «Аэропорт Кольцово» Евгения Чудновского, стремится выйти за рамки обычного регионального аэропорта с маршрутной сетью point to point, превратиться в крупный хаб и создать конкуренцию аэропортам московского авиаузла. Для этого у Кольцова есть выгодное географическое положение, высокая бизнес-активность Урало-Сибирского региона, а также развитая аэропортовая инфраструктура с большим резервом пропускной способности и достаточно широкая существующая сетка полетов.
На 2010 год приоритетной деятельностью аэропорта Кольцово объявлено формирование эффективной трансферной схемы, которая обеспечит удобные стыковки с магистральными рейсами и будет содействовать развитию региональной авиации. Аэропорт хочет привлечь новых иностранных перевозчиков, активизировать грузоперевозки. В качестве первых шагов в этом направлении разработана специальная программа для авиакомпаний, предусматривающая значительные скидки за наземное обслуживание и авиатопливо как на новых, так и на трансферных рейсах. С помощью этой системы Кольцово не только делит риски с авиакомпаниями, но и надеется на то, что сможет стимулировать их для развития нужных Екатеринбургу направлений.
Отдельно ставится вопрос о создании региональной авиакомпании. «Разработанная аэропортом программа развития авиаперевозок ставит  целью частичную переориентацию на Екатеринбург средне- и дальнемагистральных потоков, сконцентрированных сегодня в Москве, - отмечает Евгений Чудновский. – Привлечь их в Екатеринбург и свести в единую трансферную схему в Кольцове – вот какая ставится сверхзадача. Но для решения насущно необходимо задействовать надежную авиакомпанию с парком самолетов вместимостью до 50 кресел. Такая компания сможет осуществлять подвоз в Екатеринбург пассажиров из городов Урало-Сибирского региона для дальнейшего «разлета» по России, странам Европы, Средней Азии и Ближнего Востока. Сегодняшний базовый региональный перевозчик – авиакомпания «Уральские авиалинии» - не располагает такими самолетами. Да и стратегия ее дальнейшего развития подобного рода планы не предусматривает. Поэтому нужно создавать авиакомпанию, которая начнет выполнять региональные рейсы, позволяющие аэропорту увязать их с широкой сетью полетов и представить пассажирам максимально удобные стыковочные маршруты».
Крепнущий альянс Кольцово с авиакомпаниями уже  приносит результаты. Настоящим откровением стал февраль – месяц, традиционно считающийся самым «низким» для авиаперевозок. Кольцово обслужил в феврале этого года почти 155 тысяч пассажиров, что на 29,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество пассажиров международных рейсов при этом составило 48 477 человек - на 94,9% больше, чем в феврале 2009 года. Прирост по грузообороту и почте достиг 33,4%, в том числе на международных маршрутах - 44,1%.
«Рост пассажиропотока во многом обусловлен повышением спроса на чартерные направления, – объясняет Евгений Чудновский. – К примеру, количество пассажиров, отправляющихся на египетские курорты, выросло более чем в три раза и превысило 15% от суммарного пассажиропотока Кольцова. Уверен, что хорошие показатели достигнуты, прежде всего, в результате четко скорректированных авиакомпаниями с учетом существующего спроса летных программ и оптимизации схем использования имеющегося парка воздушных судов. К примеру, несколько перевозчиков поставили на египетское направление самолеты большей вместимости. Задача же администрации аэропорта – максимально помогать авиакомпаниям в этой работе».
Весенне-летнее расписание, действующее в международном аэропорту Екатеринбурга с 28 марта, выстроено в соответствии с концепцией развития Кольцова как хаба. Шесть новых направлений – российских и в страны СНГ – обеспечивают пассажирам дополнительную возможность для удобных пересадок и разлета из крупнейшего регионального аэропорта России. Всего в расписании -  70 регулярных и туристических направлений (32 российских, 24 международных и 14 – в страны СНГ). Среди новых регулярных рейсов – Астана, Минск, Кустанай, Ош, Ижевск, Новый Уренгой (все рейсы – по два раза в неделю). По пяти направлениям возросла частота полетов: Москва, Краснодар, Бишкек, Наманган, Анталья. Кроме того, согласованы слоты для регулярных авиарейсов перевозчиков, которые не осуществляли полеты летом прошлого года. Это три компании СНГ (белорусская «Белавиа», казахская «Скат», киргизская «Авиа Траффик Компани») и российские «Авианова», «Кавминводыавиа», «Ижавиа», «Красавиа», «Атлант-Союз», «Ай Флай» и «Когалым Авиа». 

Сумеет Курумоч проблемы превозмочь?
Активным поборником создания региональной авиакомпании выступает и Леонид Шварц, генеральный директор международного аэропорта Курумоч близ Самары. Тем более что она должна прийти на смену обанкротившейся  «Самаре».
«Вопрос о создании новой авиакомпании под рабочим названием «Полет-Самара» инициирован нами в связи с реализацией проекта региональных авиаперевозок, - объясняет Леонид Шварц. – Двадцать лет назад из Самары можно было вылететь практически в любой город России, в том числе находящийся на небольшом расстоянии, например, Саратов, Волгоград, Челябинск, Оренбург. География полетов по региональным направлениям из аэропорта Курумоч в начале 1990-х годов охватывала 23 регулярных маршрута. Но затем  развитую сеть региональных авиаперевозок практически разрушили.
Сегодня основная часть региональных рейсов сосредоточена в аэропортах московского авиаузла, и пассажирам, выбирающим путешествие авиационным транспортом, приходится следовать в интересующий их пункт назначения с пересадкой в Москве, что не всегда удобно и экономично с точки зрения времени и денег. Такая ситуация сложилась не только в Поволжье, но и по всей стране.
Самарская область стала одним из первых регионов Приволжского федерального округа, который предпринимает активные шаги по развитию региональных и местных авиаперевозок. Инициатива международного аэропорта Курумоч по возрождению этого сегмента авиационной отрасли одобрена правительством Самарской области, которое, в частности,  выделило средства на разработку технико-экономического обоснования проекта развития региональных и местных авиаперевозок на базе аэропорта Курумоч. Это ТЭО разработала одна из самых известных и авторитетных в мире консалтинговых компаний – Lufthansa Consulting GmbH.
Специалисты Lufthansa Consulting GmbH дают очень высокую оценку экономическому потенциалу Самарской области и международного аэропорта Курумоч. По мнению экспертов компании, именно самарский аэропорт имеет сегодня наибольший потенциал для развития региональных и местных авиаперевозок, создания хаба. Немецкие эксперты отмечают, что возможный стыковочный потенциал самарского аэропорта превышает потенциал Москвы на 55%!
Чтобы новая авиакомпания «встала на ноги», в первую очередь следует выполнять полеты по наиболее выгодным с экономической точки зрения, «беспроигрышным» направлениям, таким как Екатеринбург, Уфа, Нижний Новгород, Пермь, Челябинск.
Самарский регион – один из самых динамично развивающихся и успешных регионов России, в котором расположены два крупных мегаполиса – Самара и Тольятти, промышленные и нефтехимические производства, активно развивающийся бизнес, включая зарубежных инвесторов, интерес которых к нашему региону растет значительными темпами. Наши амбиции обоснованны, ибо Курумоч - это крупнейший аэропорт Поволжья, имеющий  статус федерального значения и входящий в десятку лидирующих аэропортов России».
Стратегический проект международного аэропорта Курумоч предусматривает также основательную реконструкцию аэродрома: удлинение второй ВПП на 500 м – до 2,5 км, усиление покрытий взлетно-посадочных полос, организацию дополнительных путей руления, расширение перрона и мест стоянок воздушных судов. Предлагается также отстроить новый аэровокзальный комплекс, поскольку ныне существующий давно уже не отвечает современным требованиям, а сектор международных авиалиний не дает возможности обслуживать пассажиров даже на минимально приемлемом стандартном уровне «Е», определяемом IATA.

Рейсы из Парижа
Понравиться отечественному авиаперевозчику – задача для аэропорта непростая, а уж иностранному – как выиграть конкурс красоты «Мисс Вселенная». Тем более что речь идет о самой ответственном сегменте: техническом обеспечении и наземном обслуживании правительственных рейсов.
Тем не менее именно такой шанс может выпасть Хабаровску, Южно-Сахалинску или Владивостоку, куда в середине апреля приехала делегация посольства Франции в России, в которую вошли также высокопоставленные представители авиакомпании Air France. Возглавлял ее военно-воздушный атташе посольства Франции в Москве Эрик Галлиард. Французы ищут на Дальнем Востоке аэропорт для  промежуточных посадок во время трансконтинентальных  перелетов правительственных самолетов из Парижа в страны АТР и  Французскую Полинезию. По итогам этой поездки французы и сделают окончательный выбор: один аэропорт станет основным для промежуточных посадок правительственных рейсов, еще один – запасным.
Ранее правительственные рейсы из Франции в Азию выполнялись с двумя посадками: в аэропорту Новосибирска и на территории КНР. Перелет через российский Дальний Восток  позволит сократить время полетов более чем на три часа.
Наиболее высокие шансы стать «французским аэропортом подскока» у международного аэропорта Владивостока, который  в рамках подготовки к проведению в столице Приморья саммита АТЭС в 2012 года проводит большую модернизацию, получив на эти цели значительные бюджетные средства.
За три года будет реконструирован весь аэродромный комплекс, что позволит принимать широкофюзеляжные самолеты любого типа. Построят также новый современный международный пассажирский терминал с пропускной способностью в пик максимальной нагрузки до 1360 пассажиров в час. Его планируют сдать к 31 октября 2011 года (генподрядчик - компания Hochtief). Уже в ноябре этого года войдет в эксплуатацию заново забетонированная ВПП, которая будет полностью соответствовать нормативам Международной организации гражданской авиации. Полным ходом идет строительство нового командно-диспетчерского пункта.
«Аэропорт Владивостока полностью соответствует заявленным требованиям со стороны Air France, в том числе и по особым требованиям обслуживания рейсов из числа правительственных, - заявил  генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Владивосток» Максим Четвериков. - К слову, правительство Франции летает на новом самолете Falcon-7X, который позволяет совершать максимально короткий перелет в регион АТР через Дальний Восток РФ всего с одной посадкой. Аэропорт Владивосток раньше не принимал самолеты такого типа, поскольку это современный вид воздушного судна, который только начинают эксплуатировать. Но наш аэропорт принимает самолеты типа Falcon-900, и по необходимости перечень модификаций этих типов судов на допуск в аэропорт Владивосток будет расширен.
Кроме главной цели поездки - промежуточной посадки правительственных рейсов Франции - мы также обсудили возможность обслуживания в международном аэропорту Владивостока  регулярных рейсов Air France, следующих по маршруту Париж - Токио и совершающих вынужденную посадку. Полагаю, мы сможем и достойно  организовать отдых пассажиров класса VIP с выходом из самолета в процессе технической посадки, что, конечно же, в данном случае подлежит дополнительному урегулированию с представителями государственных органов, таможенных и пограничных служб».

Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72