Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2010
« Вернуться к журналу  

На чем делать деньги
Российские аэропорты еще не освоили непрофильный бизнес
Один из главных парадоксов авиатранспортной системы России – структура доходов аэропортов. Только в нашей стране (а также ряде государств СНГ)  основную прибыль воздушным гаваням приносят именно авиаперевозки. В остальном мире ситуация совершенно иная.

Прозябающий потенциал

«Привлечь в аэропорт нового перевозчика – это замечательно. Однако в распоряжении владельцев и управляющих компаний практически любого российского аэропорта имеется масса плохо используемых или неиспользуемых вообще источников дохода, не связанных непосредственно с авиаперевозками. Это магазины, кафе и рестораны, аэропортовые гостиницы, средства связи, практически неисчерпаемая по своим возможностям индустрия развлечений, рекламные площади, парковка и аренда автомобилей, наземные перевозки, хранение грузов, наконец, концессионные, арендные и иного рода механизмы более эффективного управления аэропортовой собственностью и  имуществом», - отмечает  Ханс-Дитрих Янеке, представитель компании Lufthanza Consulting.
Мировой опыт показывает, что финансовые поступления от непрофильной деятельности аэропортов в развитых странах составляют в среднем до 60%, а в отдельных случаях доходят и до 70%. Именно они в первую очередь определяют уровень рентабельности. В России усредненный показатель таких доходов едва дотягивает до отметки 15%.
«Просто поразительно, насколько слабо развита непрофильная сфера аэропортового бизнеса в вашей стране, - поражается Ханс-Дитрих Янике. - По расчетам специалистов, рентабельность по чистой прибыли аэропортового бизнеса в России в среднем составляет около 17%. Учтите при этом высокую стоимость и длительную окупаемость таких проектов. Между тем российский потенциал потребления непрофильных услуг гораздо выше, чем на Западе. Скажем, в мировой практике количество встречающих и провожающих рассчитывают по формуле «плюс 30% ко всему пассажиропотоку». Но для России это соотношение гораздо выше – около 50%».
Схема «7–24–365»
Российский аэропортовый сервис страдает той же самой тяжелой болезнью, что и отечественная торговля в целом: желанием заработать как можно быстрее и как можно больше. То есть обеспечивать прибыль не за счет высокого оборота товаров и денег, а за счет максимально высоких цен. Поэтому, кроме Duty free в крупнейших аэропортах, магазины здесь редки и убоги по ассортименту, парикмахерский салон непременно «прогорит», развлечений практически никаких. Исправно приносят доход, пожалуй, лишь парковки: автовладельцам без них все равно ведь деваться некуда.
«Засилье» рекламы в аэропорту – один из ярких показателей активной работы управленцев, - убежден Ханс-Дитрих Янеке. – Ведь аэропорт предоставляет  исключительно хорошие  возможности  для рекламного воздействия на целевую аудиторию из людей со средним и высоким уровнем доходов. Именно они составляют основную массу авиапассажиров. Для рекламодателей это просто Клондайк!»
Общеизвестно, что длительность рекламного контакта – очень значимая величина, которая определяет хорошую запоминаемость рекламной информации. В ожидании отправления или прибытия рейса посетители уделяют повышенное внимание информации, размещенной на территории аэропорта. К тому же плотность визуального информационно-рекламного потока в аэропорту заметно ниже, чем в традиционных условиях - на улице,в общественном транспорте. В результате эффективность его воздействия эксперты оценивают как минимум в восемь раз выше.
Специалисты говорят, что реклама в аэропортах «работает по схеме 24–7–365», то есть 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году  независимо от времени суток, сезона и погодных условий. Кроме того, реклама в аэропортах обладает «эффектом края»: она нередко определяет в подсознании пассажира самое первое и очень  значимое впечатление от нового города, а то и всей страны.
По данным Вritish Аirport Аssociation, только ведущие аэропорты мира зарабатывают на наружной рекламе более $10 млрд. В России же до сих пор этот сегмент развит слабо, он приносит аэропортам всего лишь $20–25 млн в год.

Красота спасает хаб
Спа-центры в российских авиапортах вообще пока отсутствуют. Между тем чуть ли не каждую неделю приходят сообщения об их открытии в зарубежных пассажирских авиатерминалах по всему миру. «Похоже, что в самое ближайшее время наличие спа- или велнес-центра станет обязательным элементом международного хаба, квалифицирующим его как таковой», - говорит Йоханнес Эманнс, управляющий директор компании Aviation Сonsultants Ehmanns.
В частности, в декабре прошлого года открылся роскошный Via Spa в новом терминале аэропорта Хельсинки-Вантаа. По размерам (600 квадратных метров, вместимость – 100 человек) и объему предлагаемых услуг Via Spa  - воистину уникальный аэропортовый комплекс в Европе. Его инновационная концепция основана на 40-летнем опыте пионера спа-технологий Пола Хаслауэра. В процедурах используют только натуральные органические продукты. Наряду с полным  меню  транзитным пассажирам предлагают и укороченные программы, проводимые в специально спроектированных кабинетах. Особая гордость Via Spa – уникальный  бассейн с минеральной водой. Владельцы платиновых карт авиакомпании Finnair  имеют право бесплатного пользования спа-центром.
Впрочем, по аэропортовым спа-центрам сейчас, безусловно, лидирует Азия. В сингапурском аэропорту Чанги уже название спа-центра - Ultimate Wellness Haven («Непревзойденный велнес-рай») говорит само за себя. К услугам клиентов любые оздоровительные и наводящие красоту процедуры: от «жемчужных ванн» до «тайского педикюра». А как сладко вздремнуть часок-другой среди мягких плюшевых ковров «спальной зоны» спа. Даже в залах ожидания стоят массажные кресла.
Французская сеть велнес-центров Be Relax Spa очень популярна  в аэропортах Европы,  а именно - Парижа, Лондона, Манчестера, Франкфурта, Мюнхена, Рима, Милана, Цюриха, Брюсселя. Египетский «десант» этой цепочки освоил также воздушные гавани Каира  и Хургады. О ценах: получасовая процедура для устранения темных кругов под глазами Emergency Exit («Аварийный выход») обойдется в 50 евро. Любопытно, что экспресс-маникюр будет стоить женщине  18 евро, а мужчине – 26 евро.
В аэропортах США - Нью-Йорке, Бостоне, Далласе, Хьюстоне, Лас-Вегасе, Филадельфии, Питтсбурге и Сан-Франциско – не менее прочные позиции занимает цепочка спа-салонов Xpress Spa – скоростного и дешевого, по аналогии с фаст-фудом, обслуживания транзитников: экспресс-педикюр за 35 долларов, 10-минутный массаж ног за $25, регенерирующая маска с экстрактом папайи за 30 долларов. Сеть начала международную экспансию и уже учредила филиалы в аэропортах Мехико и Амстердама.

Сергей СВИСТУНОВ

Счастливая семерка
Огромной популярностью у пассажиров пользуются семь просторных залов Timeless Spa в терминале №3 аэропорта Дубая.  Они расположены в залах ожидания для пассажиров первого и бизнес-класса, а также на третьем уровне терминала. В салонах работают терапевты и массажисты, органично совмещающие  многовековой опыт древних культур с самыми современными методиками спа-процедур. Пассажирам первого класса авиакомпании Emirates  спа-центр дарит бесплатный 15-минутный курс процедур, а пассажиры бизнес-класса могут пройти 25-минутный курс за довольно символическую плату.

Восточные фантазии
Сеульский международный аэропорт  Инчхон в рейтингах Международного совета аэропортов  последние годы почти неизменно занимает самую верхнюю строчку в высшей категории «Лучший аэропорт во всем мире». Рейтинг оценивает качество обслуживания пассажиров, санитарные стандарты, работу миграционного и паспортного контроля, таможни, транспортную инфраструктуру и многие другие факторы. «За индустрию развлечений, которую там предоставляют пассажирам, этот аэропорт вообще заслуживает Нобелевской премии, - с восхищением пишет журнал Asia Today. - Среди совершенно оригинальных идей - Культурный центр, в котором гостям  предлагают заняться традиционными корейскими ремеслами, своими руками сделать подарок кому-нибудь из близких».
Умению зарабатывать непрофильные доходы приезжают учиться в Инчхон сотрудники других аэропортов из нескольких десятков стран. Среди последних делегаций – посланцы  международного аэропорта Сан-Франциско и японского международного аэропорта Кансай.

Ночное удовольствие
В аэропорту Мюнхена вот уже два года работают кабины отдыха для транзитных  пассажиров. Кабина занимает площадь всего 3,5 квадратных метра, но внутри умещаются кровать, телевизор, столик для ноутбука, есть розетки и доступ в интернет. Можно выбрать различные  фильмы или музыкальные клипы для просмотра. Пользование кабиной стоит 15 евро за первые четверть часа и 4 евро за каждые последующие. Таким образом, первый час обойдется в 27 евро, следующие – в 16 евро. Кабину также можно снять на всю ночь (с 22.00 до 7.00) за 60 евро. Примеру Мюнхена собираются последовать и другие аэропорты Германии.
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72