туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
На чем делать деньги Российские аэропорты еще не освоили непрофильный бизнес Один из главных парадоксов авиатранспортной системы России – структура доходов аэропортов. Только в нашей стране (а также ряде государств СНГ) основную прибыль воздушным гаваням приносят именно авиаперевозки. В остальном мире ситуация совершенно иная. Прозябающий потенциал «Привлечь в аэропорт нового перевозчика – это замечательно. Однако в распоряжении владельцев и управляющих компаний практически любого российского аэропорта имеется масса плохо используемых или неиспользуемых вообще источников дохода, не связанных непосредственно с авиаперевозками. Это магазины, кафе и рестораны, аэропортовые гостиницы, средства связи, практически неисчерпаемая по своим возможностям индустрия развлечений, рекламные площади, парковка и аренда автомобилей, наземные перевозки, хранение грузов, наконец, концессионные, арендные и иного рода механизмы более эффективного управления аэропортовой собственностью и имуществом», - отмечает Ханс-Дитрих Янеке, представитель компании Lufthanza Consulting. Мировой опыт показывает, что финансовые поступления от непрофильной деятельности аэропортов в развитых странах составляют в среднем до 60%, а в отдельных случаях доходят и до 70%. Именно они в первую очередь определяют уровень рентабельности. В России усредненный показатель таких доходов едва дотягивает до отметки 15%. «Просто поразительно, насколько слабо развита непрофильная сфера аэропортового бизнеса в вашей стране, - поражается Ханс-Дитрих Янике. - По расчетам специалистов, рентабельность по чистой прибыли аэропортового бизнеса в России в среднем составляет около 17%. Учтите при этом высокую стоимость и длительную окупаемость таких проектов. Между тем российский потенциал потребления непрофильных услуг гораздо выше, чем на Западе. Скажем, в мировой практике количество встречающих и провожающих рассчитывают по формуле «плюс 30% ко всему пассажиропотоку». Но для России это соотношение гораздо выше – около 50%». Схема «7–24–365» Российский аэропортовый сервис страдает той же самой тяжелой болезнью, что и отечественная торговля в целом: желанием заработать как можно быстрее и как можно больше. То есть обеспечивать прибыль не за счет высокого оборота товаров и денег, а за счет максимально высоких цен. Поэтому, кроме Duty free в крупнейших аэропортах, магазины здесь редки и убоги по ассортименту, парикмахерский салон непременно «прогорит», развлечений практически никаких. Исправно приносят доход, пожалуй, лишь парковки: автовладельцам без них все равно ведь деваться некуда. «Засилье» рекламы в аэропорту – один из ярких показателей активной работы управленцев, - убежден Ханс-Дитрих Янеке. – Ведь аэропорт предоставляет исключительно хорошие возможности для рекламного воздействия на целевую аудиторию из людей со средним и высоким уровнем доходов. Именно они составляют основную массу авиапассажиров. Для рекламодателей это просто Клондайк!» Общеизвестно, что длительность рекламного контакта – очень значимая величина, которая определяет хорошую запоминаемость рекламной информации. В ожидании отправления или прибытия рейса посетители уделяют повышенное внимание информации, размещенной на территории аэропорта. К тому же плотность визуального информационно-рекламного потока в аэропорту заметно ниже, чем в традиционных условиях - на улице,в общественном транспорте. В результате эффективность его воздействия эксперты оценивают как минимум в восемь раз выше. Специалисты говорят, что реклама в аэропортах «работает по схеме 24–7–365», то есть 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году независимо от времени суток, сезона и погодных условий. Кроме того, реклама в аэропортах обладает «эффектом края»: она нередко определяет в подсознании пассажира самое первое и очень значимое впечатление от нового города, а то и всей страны. По данным Вritish Аirport Аssociation, только ведущие аэропорты мира зарабатывают на наружной рекламе более $10 млрд. В России же до сих пор этот сегмент развит слабо, он приносит аэропортам всего лишь $20–25 млн в год. Красота спасает хаб Спа-центры в российских авиапортах вообще пока отсутствуют. Между тем чуть ли не каждую неделю приходят сообщения об их открытии в зарубежных пассажирских авиатерминалах по всему миру. «Похоже, что в самое ближайшее время наличие спа- или велнес-центра станет обязательным элементом международного хаба, квалифицирующим его как таковой», - говорит Йоханнес Эманнс, управляющий директор компании Aviation Сonsultants Ehmanns. В частности, в декабре прошлого года открылся роскошный Via Spa в новом терминале аэропорта Хельсинки-Вантаа. По размерам (600 квадратных метров, вместимость – 100 человек) и объему предлагаемых услуг Via Spa - воистину уникальный аэропортовый комплекс в Европе. Его инновационная концепция основана на 40-летнем опыте пионера спа-технологий Пола Хаслауэра. В процедурах используют только натуральные органические продукты. Наряду с полным меню транзитным пассажирам предлагают и укороченные программы, проводимые в специально спроектированных кабинетах. Особая гордость Via Spa – уникальный бассейн с минеральной водой. Владельцы платиновых карт авиакомпании Finnair имеют право бесплатного пользования спа-центром. Впрочем, по аэропортовым спа-центрам сейчас, безусловно, лидирует Азия. В сингапурском аэропорту Чанги уже название спа-центра - Ultimate Wellness Haven («Непревзойденный велнес-рай») говорит само за себя. К услугам клиентов любые оздоровительные и наводящие красоту процедуры: от «жемчужных ванн» до «тайского педикюра». А как сладко вздремнуть часок-другой среди мягких плюшевых ковров «спальной зоны» спа. Даже в залах ожидания стоят массажные кресла. Французская сеть велнес-центров Be Relax Spa очень популярна в аэропортах Европы, а именно - Парижа, Лондона, Манчестера, Франкфурта, Мюнхена, Рима, Милана, Цюриха, Брюсселя. Египетский «десант» этой цепочки освоил также воздушные гавани Каира и Хургады. О ценах: получасовая процедура для устранения темных кругов под глазами Emergency Exit («Аварийный выход») обойдется в 50 евро. Любопытно, что экспресс-маникюр будет стоить женщине 18 евро, а мужчине – 26 евро. В аэропортах США - Нью-Йорке, Бостоне, Далласе, Хьюстоне, Лас-Вегасе, Филадельфии, Питтсбурге и Сан-Франциско – не менее прочные позиции занимает цепочка спа-салонов Xpress Spa – скоростного и дешевого, по аналогии с фаст-фудом, обслуживания транзитников: экспресс-педикюр за 35 долларов, 10-минутный массаж ног за $25, регенерирующая маска с экстрактом папайи за 30 долларов. Сеть начала международную экспансию и уже учредила филиалы в аэропортах Мехико и Амстердама. Сергей СВИСТУНОВ Счастливая семерка Огромной популярностью у пассажиров пользуются семь просторных залов Timeless Spa в терминале №3 аэропорта Дубая. Они расположены в залах ожидания для пассажиров первого и бизнес-класса, а также на третьем уровне терминала. В салонах работают терапевты и массажисты, органично совмещающие многовековой опыт древних культур с самыми современными методиками спа-процедур. Пассажирам первого класса авиакомпании Emirates спа-центр дарит бесплатный 15-минутный курс процедур, а пассажиры бизнес-класса могут пройти 25-минутный курс за довольно символическую плату. Восточные фантазии Сеульский международный аэропорт Инчхон в рейтингах Международного совета аэропортов последние годы почти неизменно занимает самую верхнюю строчку в высшей категории «Лучший аэропорт во всем мире». Рейтинг оценивает качество обслуживания пассажиров, санитарные стандарты, работу миграционного и паспортного контроля, таможни, транспортную инфраструктуру и многие другие факторы. «За индустрию развлечений, которую там предоставляют пассажирам, этот аэропорт вообще заслуживает Нобелевской премии, - с восхищением пишет журнал Asia Today. - Среди совершенно оригинальных идей - Культурный центр, в котором гостям предлагают заняться традиционными корейскими ремеслами, своими руками сделать подарок кому-нибудь из близких». Умению зарабатывать непрофильные доходы приезжают учиться в Инчхон сотрудники других аэропортов из нескольких десятков стран. Среди последних делегаций – посланцы международного аэропорта Сан-Франциско и японского международного аэропорта Кансай. Ночное удовольствие В аэропорту Мюнхена вот уже два года работают кабины отдыха для транзитных пассажиров. Кабина занимает площадь всего 3,5 квадратных метра, но внутри умещаются кровать, телевизор, столик для ноутбука, есть розетки и доступ в интернет. Можно выбрать различные фильмы или музыкальные клипы для просмотра. Пользование кабиной стоит 15 евро за первые четверть часа и 4 евро за каждые последующие. Таким образом, первый час обойдется в 27 евро, следующие – в 16 евро. Кабину также можно снять на всю ночь (с 22.00 до 7.00) за 60 евро. Примеру Мюнхена собираются последовать и другие аэропорты Германии. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|