туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Газ и футбол как доминанты развития Особенности бюджетного финансирования аэропортовой сети в странах СНГ Приоритеты бюджетного финансирования тех или иных элементов аэродромного комплекса в странах СНГ определяют, прежде всего, факторы политические. Россия принимает вскоре саммит АТЭС и XXVII Всемирную летнюю универсиаду, Украина – чемпионат Европы по футболу, а Туркменистан благодаря доходам от «голубого золота» усиленно прорубает «окно» во внешний мир. Минарет для диспетчеров Новый международный аэропорт в Туркменбаши (бывший Красноводск), с помпой открытый в конце апреля, – проект в первую очередь политический, призванный показать стабильность и дееспособность власти. Но и экономическая нагрузка на него может тоже оказаться немалой. Ведь он призван стать воздушными воротами национальной туристической зоны «Аваза», которая, прежде всего, включает курорты Прикаспия. Постановление о создании зоны «Аваза» президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подписал в июле 2007 года. Общая площадь, выделенная для строительства туристической зоны, составляет 5 тысяч га, протяженность береговой курортной линии - 26 километров. В начале 2009 года там открыли сразу целый десяток отелей категории deluxe. «Новый международный аэропорт будет способствовать превращению города Туркменбаши в место встречи Европы, Кавказа и Азии», - заявил президент Туркмении во время официальной церемонии открытия. Себестоимость проекта мировая пресса оценивает противоречиво - от 125 млн евро до $ 600 млн. Общая площадь нового аэровокзального комплекса составляет почти 80 га. Длина взлетно-посадочной полосы – 3500 метров, она способна принимать воздушные суда со взлетным весом до 400 тонн. 61-метровая контрольная башня с виду напоминает минарет. Она разделена на семь ярусов. Первый, самый нижний, отдали метеорологам. Второй и третий ярусы заняли администрация аэропорта и служба безопасности полетов. На следующих трех этажах разместились технические специалисты и современное специальное оборудование, а верхний, застекленный ярус, под самым куполом, отвели для центра управления полетами. Светотехническую аппаратуру и электронные средства коммуникаций для диспетчерской службы поставила немецкая фирма «Сименс», а комплектацию радиолокационного оснащения выполнила французская компания «Талес». Операторы, работающие на самом современном западном оборудовании, прошли стажировку во Франции и Германии. Четырехэтажный пассажирский терминал выполнен в стиле хайтек с элементами национального декора. На первом этаже расположились залы ожидания и регистрации пассажиров, багажное отделение, магазины. В залах ожидания установлена сенсорная справочная система. Третий этаж отвели под магазины duty free, кафетерий и VIP-зал. У входа в терминал поставили оригинальный фонтан в виде водопада. Построен также отдельный VIP-корпус для приема высоких гостей, проведения всевозможного рода совещаний и конференций. Прилегающая к аэровокзальному комплексу территория хорошо благоустроена, озеленена и тоже украшена фонтанами. На выезде организована крытая парковка на 250 автомобилей. Пропускная способность аэропорта – 800 человек в час. Одновременно он может принимать до семи рейсов. Не все удалось выполнить в срок, до сих пор не сдана в эксплуатацию автомагистраль протяженностью 22 километра, которая должна связать новый аэропорт с курортной зоной. Ее собирались открыть раньше аэропорта, еще в октябре прошлого года. Однако объемы работ оказались значительно выше расчетных, большие технические трудности возникли и с возведением эстакады, которую требуется перекинуть через отрог гор Куба-Даг. Дорога прокладывается с учетом европейских стандартов. Это скоростная магистраль с трехрядным движением в обе стороны, с пятиметровой разделительной полосой. Она оборудуется многочисленными платформами для стоянок и электронной системой наблюдения за безопасностью движения. Неровности рельефа преодолеваются с помощью двухэтажных арочных эстакад. Высаживаемые вдоль трассы зеленые насаждения намереваются орошать капельным методом, с этой целью строят станцию очистных вод мощностью 70 тысяч кубометров в сутки. Старый аэропорт Туркменбаши, построенный еще в 1959 году, будет теперь принимать только внутренние рейсы. На очереди – строительство нового международного аэропорта Огуз-хан в Ашхабаде. По сообщению Государственного информационного агентства Туркменистана, о готовности принять участие в разработке и реализации этого проекта уже заявили ряд компаний Германии, Франции и других стран. Для привлечения иностранных туристов туркменские власти обещают ввести упрощенный визовый режим. Глава государства поручил также вице-премьеру Тувакмаммеду Джапарову совместно с руководителями национальной авиакомпании «Туркменховаеллары» изучить вопрос о снижении расценок на отпускаемое авиатопливо для заправки самолетов, осуществляющих транзитные рейсы через Туркменистан. «Этому дала…» Внутриполитическая конъюнктура, усугубляемая острым финансово-экономическим кризисом, до недавнего времени в решающей степени определяла и работы по реконструкции международных аэропортов для городов Украины, принимающих в 2012 году чемпионат Европы по футболу. Столичный аэропорт Борисполь в целом со своей задачей справляется успешно. Власть, покинувшая политическую авансцену, особых препятствий ему не чинила. Как отмечает министр транспорта и связи Украины Константин Ефименко, основные работы по новому терминалу F уже завершены, он будет сдан в эксплуатацию в конце июня - в июле нынешнего года. Что касается терминала D, то Константин Ефименко прокомментировал ситуацию более сдержанно, мол, в целом работа идет слаженно. Новая власть не оставила своим вниманием воздушные ворота Киева. «Хочу подчеркнуть, что аэропорт Борисполь является одним из самых крупных в Украине заемщиков», - подчеркнул Константин Ефименко после того, как подписал в апреле кредитное соглашение с японским Банком реконструкции и развития на $210 млн по ставке в 2% годовых. Кредит является целевым и взят для завершения строительства терминала D. Причем из этой суммы федеральный бюджет уже проавансировал $50 млн, и на $20 млн работы уже выполнены. В то же время министр отметил, что в Борисполе сегодня имеются более глобальные проблемы, чем строительство новых терминалов. Они заключаются в том, что в аэропорту нет целостного имущественного комплекса в виде земельных участков. Очень много частных компаний, порядка пятнадцати, различными путями завладели земельными участками в разных местах аэропорта. Даже стратегические земли, которые могут войти в перспективные планы по развитию Борисполя, сегодня распаеваны и находятся в собственности физических лиц. Правительство разрабатывает ряд решений для того, чтобы это был единый комплекс, путем заключения мирового соглашения с владельцами этих земельных участков. «В целом это рентабельный проект, срок окупаемости которого рассчитан на три года, - отметил министр транспорта и связи Украины. - Поэтому проблем с финансированием по аэропорту Борисполь практически нет». Президент Виктор Янукович взял «футбольные» аэропорты под личный контроль. Приехав в Харьков, внимательно осмотрел местный аэропорт, в частности, новый пассажирский терминал, за реконструкцию и строительство которого отвечает в качестве генерального инвестора финансово-промышленная группа DCH. Президент Украины остался доволен динамикой реконструкции, которая идет даже с опережением графиков. Новый терминал собираются ввести в эксплуатацию 23 августа, ко Дню города Харькова. Реконструкция ВПП продлится чуть дольше, работы по ней запланировано завершить до ноября текущего года. Александр Ярославский, президент группы DCH, подчеркнул, что строительство терминала ведется исключительно на средства «обычного парня из Харькова», а взлетно-посадочной полосы - за счет государственного бюджета и средств основного инвестора - компании «Нью системс АМ» и холдинга DCH. Кстати, только на ВПП в нынешнем году ассигновано 562 млн гривен. «…А этому не дала» В отличие от Борисполя, в Донецке строительство новой ВПП и нового терминала оказалось к концу президентства Виктора Ющенко практически заморожено. Новая власть принимает срочные меры по исправлению ситуации. В начале мая в рамках рабочей поездки в Донецкую область Виктор Янукович детально ознакомился с ходом строительства всего комплекса объектов аэропорта Донецка. Отчет перед ним держал вице-премьер по вопросам Евро-2012 Борис Колесников. «Взлетно-посадочная полоса в донецком аэропорту будет одной из лучших в мире, - взял обязательство Борис Колесников.- Ее длина составит около 4 км, и она сможет принимать самолеты любого класса и при любой погоде». На строительство новой диспетчерской башни ранее вообще не оказалось денег. Новое правительство Украины решением от 28 апреля выделило необходимые средства - 23,3 млн гривен. На возведение башни уйдет теперь примерно год. Проект разработан в Южном государственном проектно-конструкторском институте авиационной промышленности Харькова. Что касается нового международного терминала, то уже до конца года планируют завершить строительство всего здания и подвести к нему все коммуникации. Пропускная способность терминала составит 1100 человек в час. Полностью аэродромный комплекс собираются сдать в ноябре 2011 года. А в нынешнем году на строительство воздушных ворот выделено из госбюджета 188,8 млн гривен. Львов взял, но не создал Казалось бы, Львову, неофициальной столице Западной Украины, денег на модернизацию инфраструктурных объектов грядущего чемпионата Европы по футболу должны были в «эпоху Ющенко» выделять достаточно. Так оно и было. Но одно дело – получить средства, и совсем другое – потратить на благое дело. «В ходе ревизии выяснилось, что аэропорт не модернизируется, стадион строится вяло, деньги из бюджета выделяются, но «энные суммы» либо закапываются в землю, либо растворяются в воздухе, а проведение заключительных матчей футбольного чемпионата во Львове оказалось под большим вопросом», - пишет интернет-газета «Столетие». – Собственно, широкой украинской общественности стало в конце концов известно то, что для любого местного обывателя не являлось секретом уже года два». После недавнего визита президента УЕФА Мишеля Платини Львов фактически получил от этой спортивной федерации ультиматум: либо там срочно наверстывают отставание, либо право проведения отведенных для Львова матчей отдадут другому городу. Новое правительство Украины не бросает Львов на произвол судьбы. Оно выделяет необходимые средства, правда, в отличие от «оранжевых», старается проконтролировать, чтобы они больше не растворялись в воздухе. Постановлением от 1 марта 2010 года кабинет министров Украины выделил из стабилизационного фонда на развитие аэропорта Львов 121 млн гривен. Компания «Альтком», которая является главным подрядчиком проекта модернизации аэропорта Львов (как, кстати, и местного стадиона, принимающего игры чемпионата), с 10 мая перешла на режим круглосуточной работы. «Мы нагоним сроки, намеченные в графике», - клятвенно заверяет журналистов Александр Шелак, руководитель строительного управления №8, также участвующего в проекте реконструкции воздушных ворот Львова. В то же время он просит увеличить зарплату строителям у Владимира Яцубы, министра регионального развития и строительства, которому поручено постоянно инспектировать объекты, сдаваемые к футбольному первенству Европы. Во Львове, как и в Борисполе, также существует острая проблема объектов аэропортового комплекса, неведомыми путями оказавшимися в частной собственности физических лиц. Кабинет министров Украины уже выделил свыше 10 млн гривен на их выкуп, обязав Львовскую областную администрацию завершить этот процесс к 1 июля. Особняком стоит вопрос о сооружении нового международного терминала пропускной способностью в тысячу пассажиров в час. Проект, разработанный предприятием с иностранными инвестициями «Тебодин Украина», утвердил старый кабинет министров Украины 23 сентября 2009 года. Согласно этому решению, общая сметная стоимость строительства составила более 921 млн гривен. Победителем аукциона по строительству нового терминала в аэропорту Львов стала американская компания IMTC-MEIL.L.C, с которой теперь должны подписать инвестиционный договор. Однако признает ли новое правительство законный характер этого тендера, вызывающего немало нареканий – большой вопрос. Сергей СВИСТУНОВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|