туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Тепло, еще теплее Итоги полугодия показывают, что гостиничный бизнес возвращается к стабильности В первом полугодии 2010 года на российском гостиничном рынке началось некоторое оживление. Об этом говорят, в частности, возросшие показатели загрузки, доходности и глубины продаж. Улучшение наблюдается как в столичных, так и в региональных отелях. Загрузка и категории клиентов Загрузка объектов размещения зависит от сезона. Для московских гостиниц гораздо интереснее сравнивать показатели марта-апреля, поскольку в это время в связи с ростом деловой активности заметно увеличилась и заполняемость отелей. Но даже если взять полугодие в целом, то, несмотря на традиционно «слабые» для столичного гостиничного бизнеса январь, а также начало лета, гостей в отелях стало гораздо больше – как отдыхающих, так и приезжающих с деловыми целями. «Подводя итоги работы отеля за первое полугодие, мы отмечаем значительный рост загрузки. Исходя из текущих темпов бронирований, наша загрузка за шесть месяцев 2010 года на 10% выше прошлогодней», - комментирует директор гостиницы Crowne Plaza Moscow World Trade Centre Елена Белашова. Также на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла загрузка в гостинице «Вега», превысив 80%. «При этом в Москве первое полугодие традиционно считается менее удачным, чем второе», - подчеркивает начальник отдела продаж гостиницы «Вега» Анастасия Морозова. Высокий процент загрузки даже в традиционно «провальные» месяцы в отеле объясняют в том числе возможностью разместить одновременно большие группы. «Например, с 10 по 31 мая у нас жили спортсмены, участвующие в чемпионате по регби. Только эта группа занимала у нас 250 номеров», - уточняет Анастасия Морозова. И это не считая участников многих весенних выставок. Практически столь же высокие (в среднем - 70%) показатели загрузки в «Ирис Конгресс Отеле». В прошлом году за аналогичный период они составляли всего 40%. Тем самым, как отмечает менеджер по рекламе и PR Юлия Галактионова, гостиница практически достигла «докризисных» показателей. Отчасти это объясняется проведением на территории отеля выставок с размещением участников. К примеру, 9–10 июня «Ирис Конгресс Отель» стал площадкой для проведения ставшей уже традиционной международной выставки специализированного оборудования «Антикоррозийная защита». Похожие показатели в «Аструс – Центральный Дом Туриста». В частности, загрузка по конференц-залам составила в среднем за полугодие около 30%, а номерного фонда – около 50%. «В принципе для летнего периода это неплохо, к тому же больше, чем за аналогичный период прошлого года. В этом году загрузка конференц-залов и номерного фонда выросла за счет проведения мероприятий социальными организациями и корпоративными клиентами, в то время как раньше отель заполнялся во многом за счет проведения спортивных и плановых государственных мероприятий. Так что сейчас мы работаем больше на расширение клиентуры, в основном за счет корпоративного рынка», - рассказывает начальник отдела маркетинга и продаж Андрей Михайлец. Около 50% составила загрузка в отеле «Милан». «Это выше результатов прошлого года за аналогичный период примерно на 10%», - уточняет заместитель генерального директора по продажам и маркетингу Михаил Меньшов. Рост загрузки на 10–15% отметили гостиницы «Космос» и «Пекин», находящиеся под управлением «Интурист Отель Групп». Анастасия Морозова говорит и о другой важной тенденции: «До кризиса для московских отелей три недели в месяц были обычно очень хорошие, одна неделя - слабая. Причиной слабой недели становился, например, праздник, либо эта неделя была разделена между месяцами. Во время кризиса ситуация была противоположная: одна неделя в месяц хорошая, остальные слабые. В этом году, по моим наблюдениям, это соотношение составляет 50 на 50. Две недели продаются автоматически за счет увеличения числа бизнес-мероприятий. Чтобы загрузить остальные две недели, приходится поработать». В среднем загрузка московских гостиниц выросла на 10%, причем в отелях разных сегментов. В регионах ситуация во многом схожая. Так, по данным «Азимут Сеть Отелей», средняя загрузка по сети с января по май выросла на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В компании эти результаты оценивают как положительные. «Значительно улучшились после вхождения в сеть все показатели работы отеля в Ставрополе. За первые два месяца под нашим управлением ключевой показатель - загрузка «Азимут Отеля Ставрополь» - увеличилась на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В период белых ночей на 100% заполнен «Азимут Отель Санкт-Петербург», - уточняет генеральный директор Azimut Hotels Company Александр Гендельсман. Рост загрузки по сравнению с прошлым полугодием на 5% отмечают в клуб-отеле «Велес» Владимирской области. Правда, в регионах ситуация стабилизируется медленнее, чем в столице. «В региональных гостиницах загрузка осталась на уровне 2009 года, в некоторых гостиницах она даже стала на 5% ниже. Дело в том, что экономический кризис затронул регионы позже, чем Москву, а его последствия еще достаточно ощутимо отражаются на экономике и бизнес-активности в городах России», - комментирует ситуацию начальник корпоративного управления продаж, маркетинга и рекламы «Интурист Отель Групп» Дмитрий Савченко. Интересно, как обстоят дела у отелей, начавших работать недавно. В открывшемся в прошлом ноябре подмосковном отеле «Свежий ветер» довольны результатами первого полугодия 2010 года. Как отмечает коммерческий директор Надежда Куликова, летом в выходные загрузка составляет 100%, в будни - около 80%. Зимой и весной в выходные отель был заполнен на 80–90%, а в январе в выходные – на 100%. В будни загрузка составляла около 70%. Таким образом, как подчеркивают в гостинице, с начала года слабых месяцев не было. Секрет такого успеха – ставки на разные сегменты клиентуры: индивидуальных и групповых клиентов, бизнес-туристов и отдыхающих. «Так, помимо конференц-пакета, мы предлагаем различные возможности для отдыха, в том числе корпоративного. На территории отеля работает «Парк приключений», включающий скалодром, веревочный городок, лесной тир, водные этапы (каяки, плоты) и многое другое для проведения приключенческих командообразующих мероприятий, корпоративных турниров и чемпионатов», - уточняет Надежда Куликова. В будни «Свежий ветер» делает ставку на длительные корпоративные деловые мероприятия, в выходные – на развлекательные. Другой «изюминкой» стал единственный на сегодняшнее время в Подмосковье открытый подогреваемый бассейн. Ценовая политика и доходность В целом цены на гостиничное обслуживание остались на уровне прошлого года, однако за счет увеличения загрузки доходность отелей пусть немного, но выросла. Хотя о достижении докризисных показателей доходности (в отличие от показателей загрузки) речи пока нет, но отельеры довольны и тем, что имеют. Такая ситуация сложилась, например, в Crowne Plaza Moscow World Trade Centre. «Наши базовые цены на номера остались на уровне прошлого года, и мы проводим гибкую ценовую политику, чтобы получить максимальное количество клиентов, - рассказывает Елена Белашова. - Весной отель запустил несколько спецпредложений, рассчитанных на привлечение бизнес-групп и индивидуальных путешественников. К примеру, для гостей, путешествующих с детьми, мы разработали специальный «Семейный пакет», который включает комплиментарное питание для детей до 13 лет. Рост RevPar – ключевого показателя эффективности деятельности отеля – служит наглядным подтверждением правильности выбранной стратегии». Аналогичным образом дела обстоят в отеле «Милан», при этом цены на проживание немного снизились (на 300–500 рублей). «Стало значительно больше спецпредложений: на лето, на выходные дни, свадебные предложения, пакеты длительного проживания и так далее», - уточняет Михаил Меньшов. В «Ирис Конгресс Отеле» тарифы нынешним летом также остались на уровне аналогичного периода прошлого года, равно как и в «Аструс – Центральный Дом Туриста». «Последний раз мы повышали цены в 2008 году. Кроме того, для частных лиц ввели специальную летнюю welcome-скидку: 10% от стоимости номера. Для агентств скидка в зависимости от объема продаж составляет от 10% до 20%. Действуют специальные тарифы выходного дня», - рассказывает Андрей Михайлец. В гостинице «Вега» в прошлом году тарифы были снижены на 10% и с тех пор не повышались. Отель не делает различия между проживанием одного или двух человек: в любом случае цена за номер будет одинаковой. В целом тарифная политика такова: иногда выгоднее «простоять», чем продать гостиничные услуги слишком дешево, особенно в отношении индивидуальных клиентов. Иное дело - туристские группы. За счет больших объемов скидки в данном случае достаточно выгодны. При этом, как подчеркивают в отеле, цены все равно не падают. «Конечно, иногда мы можем потерять клиента, если отель 4* ему предложит размещение по аналогичной цене, как в нашей гостинице. Но это больше касается индивидуальных, а не групповых туристов, - рассказывает Анастасия Морозова. - Разумеется, у нас всегда есть сезонные спецпредложения. Например, с 28 июня по 30 августа все расценки - от цен от стойки до контрактных цен - мы снижаем еще на 10%. В отеле периодически проходят специальные акции. Для лояльных клиентов мы внедряем Серебряную и Золотую карты. По ним будут предоставляться не только скидки на проживание, но и другие бонусы». В «Азимут Сеть Отелей» финансовый оборот с января по май увеличился на 14%. При этом, как отмечают в компании, наиболее высокий рост доходности демонстрирует «Азимут Отель Владивосток» - его оборот вырос на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 53% по сравнению с 2008 годом. По прогнозам департамента маркетинга, Azimut Hotels Company сможет достигнуть показателей 2008 года уже к началу 2011 года. Данные «Интурист Отель Групп» не такие оптимистичные. В частности, как замечает начальник отдела маркетинга и управления доходностью Светлана Хохлова, в этом году конкуренция между гостиницами и борьба за клиента еще больше обострились. Падение цен в первом квартале 2010 года в среднем составило 10–20% по сравнению с первым кварталом 2009 года. Глубина продаж и прогнозы В отношении глубины продаж мнения отельеров едины: этот показатель по сравнению с прошлым годом вырос. В гостинице «Вега» в конце июня уже были проданы практически все номера на сентябрь и октябрь. При этом на ближайшие месяцы еще осталось довольно много свободных номеров. «В прошлом году глубина продаж была значительно меньше. К примеру, запрашивать сентябрь начали только в конце июля, - уточняет Анастасия Морозова. - Хорошие показатели этого года были достигнуты во многом благодаря расширению сети контрагентов в регионах. В этом плане большую активность проявляет Сибирь, особенно «нефтяные» регионы. Опять же, многие центральные офисы в Москве стали больше устраивать выездных встреч в Москве для региональных коллег. В результате отель столкнулся даже с такой проблемой, как превышение количества заявок над возможностями номерного фонда гостиницы». Интересные показатели у московских гостиниц «Космос» и «Пекин». В частности, как отмечает Дмитрий Савченко, глубина продаж в этих гостиницах осталась на том же уровне для индивидуальных клиентов - в среднем это две недели, и увеличилась для групп и участников различных мероприятий (выставок, конгрессов, конференций). Заявки на размещение групп поступают на период до конца 2010 года. Глубина продаж в гостинице «Аструс – Центральный Дом Туриста» сейчас составляет около двух недель со стороны агентств, в то время как в прошлом году она часто не превышала 1–2 дня даже для групповых заездов. Уже в июне есть предварительные заявки на следующий год. «Можно сказать, что в отношении глубины продаж мы возвращаемся к докризисному периоду», - полагает Андрей Михайлец. В подмосковном отеле «Свежий ветер» уже в июле были групповые заявки на июль и август, частично на сентябрь. «Индивидуальные туристы подают заявку, как правило, меньше чем за неделю, бывает, что и за день», - говорит Надежда Куликова. В регионах, по данным «Интурист Отель Групп», глубина бронирования осталась практически неизменной. Хотя многое зависит от специфики гостиницы. Например, в гостиницах «Октябрьская» (Нижний Новгород) и «Елец» глубина бронирования составляет 2–3 недели, в гостиницах «Золотого кольца» - 2–3 месяца, в гостинице «Северная» (Петрозаводск) – 2–3 месяца в высокий сезон, в низкий – 3 недели. Конечно, пик загрузки на конкретную дату вряд ли можно считать доказательством улучшения ситуации на гостиничном рынке в долгосрочной перспективе. Более точную картину дадут постоянно повторяющиеся показатели. По мнению отельеров, ценовая политика отелей в настоящее время стабилизировалась и ожидать скачка цен не следует. «Рынок по-прежнему принадлежит покупателю, но покупатель перестал ожидать скидок, предоставление которых отелю просто невыгодно», - считает Андрей Михайлец. «Мы подписали контракты с туристическими компаниями до марта 2011 года, так что за это время цены менять не будем в любом случае», - добавляет Анастасия Морозова. По мнению Светланы Хохловой, с большой долей уверенности можно говорить о том, что цены на размещение в гостиницах Москвы и регионов вернутся на уровень, более доступный для туристов и реально отражающий соотношение цены и качества. В ближайшие годы не прогнозируется возвращения неоправданно завышенных тарифов уровня 2008 года. «Существенного скачка цен ожидать до конца года не следует, скорее на сегодняшний день ситуацию с ценами можно назвать стабильной», - подытоживает Михаил Меньшов. Мария ПЕТРОВА |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|