туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
По страсбургскому счету Зачем нужен офис по туризму? Ответ на этот и многие другие вопросы искали участники первого международного практического семинара «Организация туристской деятельности города. Успешная практика туристско-информационных центров (ТИЦ) в России и за рубежом» в Великом Новгороде. Мероприятие собрало несколько десятков представителей туристических администраций, специалистов туристских информационных центров России и зарубежья из более чем двух десятков городов. Основными темами для обсуждения и обмена опытом стали стратегическое развитие рекреационных направлений, государственно-частное партнерство в туризме, повышение информационного комфорта туристов и создание уникальных туристских событий. Как строить отношения с властью и бизнесом? Стоит ли принимать в партнерство всех или надо делать это избирательно? На чем может зарабатывать ТИЦ, а какие услуги для туристов должны быть бесплатными? В какой организационной форме может работать ТИЦ? Вопросов было множество, обсуждение проходило как в залах заседаний, так и в кулуарах. Место проведения семинара было выбрано не случайно. Именно в Великом Новгороде в 2001 году в рамках программы «TACIS — породненные города» создали первый в России туристский офис на базе партнерства бизнеса и власти. При реализации проекта использовали опыт туристского офиса Страсбурга. Города до сих пор успешно сотрудничают, так что не удивительно, что к участию в мероприятии пригласили и французских коллег. Советник мэра Страсбурга по вопросам развития туризма Жан-Жак Гзель, выступая перед собравшимися, подчеркнул, что, несмотря на большую разницу в возрасте и «весе» - страсбургскому офису 108 лет, в нем работает до 90 человек, а параметры его «коллеги» в Великом Новгороде — 9 лет и 9 человек, - им есть чему поучиться друг у друга. «Даже нам, с нашими гораздо более крупным бюджетом и более широкими возможностями, все равно приходится делать выбор и сосредотачиваться только на некоторых наиболее перспективных направлениях, - заявил он. - И то, чего достигли в Великом Новгороде - за время работы офиса турпоток в город вырос вдвое - за столь короткий период и в таких сложных условиях, - внушает уважение». Хорошо знакомый новгородским коллегам французский гость подчеркнул, что достижения Страсбурга – плод активной и целенаправленной работы в течение десятилетий. «Благодаря собственным доходам наш офис чувствует себя вполне уверенно и сам определяет, на каком проекте стоит делать акцент, - констатировал Жан-Жак Гзель. – Мы можем себе позволить участие в крупнейших мировых выставках. Принимать в свое сообщество только достойных и исключать тех, кто не оправдал ожиданий». Председатель Комитета по туризму и зарубежным связям администрации Великого Новгорода, вице-президент некоммерческого партнерства «Офис Туризма Великого Новгорода» Исак Фрейдман отметил, что главными инструментами для успешного построения эффективного ТИЦ должны быть системное партнерство между властью и бизнесом, а также прозрачное финансирование и понятные правила игры. «В этом сложном деле нужно правильно сочетать метод убеждения и использование административного ресурса, - заявил он. - Считаю, что ТИЦ должен быть максимально близок к экономическому блоку в управлении городом, но при этом очень тесно сотрудничать и с блоком культуры. Нужно занять достойное место на рынке, найти нужный формат, правильно определить его географическое расположение. Офис должен находиться там, куда приходит каждый турист, – иначе нет смысла его организовывать. Главная задача ТИЦ – продвигать город, правильно привлекая в него туристов. А еще важно организовать комфортную среду для приема гостей, превратить офис в площадку, на которой участники партнерства могут обсуждать волнующие их проблемы. Когда мы создавали наше партнерство, я был уверен, что забежали на 3–4 года вперед, и постепенно российское законодательство изменится для нас в лучшую сторону. К сожалению, не изменилось, и проблем меньше не стало». Каждый из спикеров семинара представил свой раздел. Директор офиса туризма Страсбурга Патрис Жени, например, подробно рассказал об его организационной структуре, бюджете и работе с таким инструментом, как CityPass. Директор по стратегическому развитию консалтинговой группы «Город Мастеров» (Петербург) Тамила Железняк — об организации партнерских отношений в сфере туризма. Сотрудник НП «Офис туризма Великого Новгорода» Оксана Чернега поделилась опытом организации и становления своего ТИЦ с российскими коллегами. Ровесник туризма Страсбургскому туристскому офису 108 лет, в нем работает до 90 человек. Сейчас город ежегодно принимает 11 млн туристов и занимает в стране третье место по популярности после Парижа и Лазурного берега. Туристский офис только на продаже карт зарабатывает в год до 100 тысяч евро, а главный его проект - масштабная ярмарка «Страсбург – столица Рождества» - при затратах в 2 млн евро приносит доходов в 80 раз больше. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Антон АФАНАСЬЕВ, директор Автономного учреждения Калужской области по туризму «Калужский край» В нашем регионе создано специализированное учреждение, которое занимается привлечением туристов и продвижением дестинации. В то же время в областном Министерстве спорта, туризма и молодежной политики есть отдел развития туризма. Мы стараемся максимально координировать свои действия, поскольку задача у нас одна. В отличие от Великого Новгорода, мы начали развивать туризм не так давно, поэтому нам есть чему поучиться у коллег. Для себя мы уже определили два основных направления, в которых намерены работать наиболее активно – паломнический и сельский туризм. Для последнего, к примеру, разработана региональная программа, выделены необходимые бюджетные средства, с помощью которых осуществляется продвижение туристских объектов и субсидирование некоторых из них, а также обучение специалистов. Нина ШУЛЬГИНА, руководитель Туристско-информационного центра Тюменской области Учредителями нашего ТИЦ выступают как власти - правительство региона и администрации ряда городов, так и бизнес - турфирмы, гостиницы и т. д. Тот путь, который «Красная Изба» прошла за 9 лет, мы прошли за пять. Многие проблемы, о которых шла речь в дискуссиях на семинаре, нам хорошо понятны. Такие собрания очень полезны, поскольку позволяют обменяться опытом. Ведь у каждого своя «изюминка», свой подход к установлению отношений между участниками партнерства. Мы, например, сделали ставку на деловой туризм и не без помощи администрации области «подмяли» под себя проведение всех деловых мероприятий. Сейчас гостиницы и транспортные компании бьются за то, чтобы стать нашими партнерами. Получая агентскую комиссию, наш ТИЦ может активно работать. Более того, мы открыли представительство в Германии. У нас есть 500 неопубликованных фото семьи Романовых, и теперь мы готовы организовать их показ в Европе. Оксана ЧЕРНЕГА, исполнительный директор НП «Офис туризма Великого Новгорода» За время работы нашего офиса мы прошли большой путь. И сейчас мы совершенно отчетливо понимаем: главная задача ТИЦ - установление тесных взаимовыгодных партнерских отношений со всеми, кто заинтересован в продвижении города и привлечении в него туристов. Не все решают деньги – надо искать союзников, с помощью которых многие вопросы решаются значительно легче и проще. Увы, но пока в России ТИЦы не столь влиятельны, как в Страсбурге. В Нижнем Новгороде подобное учреждение закрыто, а в Пскове не имеет необходимого влияния. Поэтому одной из целей семинара стало желание поделиться своими наработками, сделать так, чтобы другие российские ТИЦ не наступали на грабли. Владимир СЕРГАЧЕВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|