Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Август 2010
« Вернуться к журналу  

СЛИШКОМ ДОРОГО
Несмотря на наличие уникальных природных условий, квалифицированного персонала и современной техники, многие наши санатории и пансионаты до сих пор едва сводят концы с концами. В то же время россияне, желающие отдохнуть и подлечиться по разумной цене, нередко предпочитают отправиться в Белоруссию, Украину или страны Балтии. Почему?
Потенциал есть
По оценке президента РСТ Сергея Шпилько, одних только санаториев в России в настоящее время насчитывается около 1,36 тысячи (почти на 359 тысяч мест). В 2008 году, по сведениям Росстата, услугами курортного комплекса страны воспользовались 6,4 млн человек. С 2002 года в отрасли создано около 75 тысяч новых койко-мест, из которых треть предназначена для долечивания пациентов после болезней и операций.
Наибольшее число санаториев и пансионатов расположено на Кавказе. Но и Северо-Запад России обладает широкими возможностями для развития лечебно-оздоровительного туризма. Общий номерной фонд санаторно-курортных учреждений региона достигает 16,5 тысячи мест и, главное, в них сохранились проверенные временем программы лечения и высококвалифицированный медицинский персонал. Такие санатории, как петербургские «Дюны», «Черная речка», карельские «Марциальные воды», новгородская «Старая Русса», псковское «Хилово» традиционно входят в число лучших в стране.
«Курорты, расположенные в непосредственной близости от Петербурга, на Карельском перешейке, всегда отличало наличие тесной связи между наукой и практикой санаторно-курортного дела, – считает Анатолий Меньшов, генеральный директор Ассоциации курортов Северо-Запада. – Да и в целом по России среди 700 крупных санаториев есть такие, которые абсолютно ни в чем не уступают зарубежным. В том числе и по уровню комфорта. Но главное – таких грязей, минеральных вод и климатических условий нет больше нигде в мире».

В том, что наши учреждения почти ни в чем не уступают зарубежным, а зачастую и превосходят их по уровню лечения, не сомневается никто. Да и по стоимости продукта они пока конкурентоспособны: в среднем сутки пребывания в хорошем санатории (включая размещение, питание и лечение) стоят от 1,5 тысячи рублей. Не напрасно в 2009 году в российских санаториях побывало до 100 тысяч иностранцев.
«Что касается конкуренции с зарубежными курортами, то говорить об этом неуместно. Ведь человек выбирает место, где он лучше может оздоровиться. Это очень индивидуально, - уверена Анна Крупенина, директор ООО «Курортное агентство плюс». - Поскольку речь идет о лечении, то общих рецептов здесь быть не может и без врача не обойтись. Если отдыхающему подошел «Петродворец», то ему не нужны Карлови-Вари. И выбирать он, скорее всего, будет не по мебели или наличию развлекательного центра, а по результату, который нужно получить».

Однако сейчас сложилась такая ситуация, что перед некоторыми из наших санаториев всерьез замаячила перспектива финансово-экономической несостоятельности.
Корни проблем
Одна из причин тому – изменение системы финансирования. Раньше после заболеваний и операций бесплатное долечивание россиян в санаториях происходило за счет средств федерального бюджета через Фонд социального страхования (ФСС). Теперь оно осуществляется субъектами федерации.
В первом квартале этого года в ряде санаториев Ленобласти снизилась загрузка: они остались без пациентов на долечивание только потому, что вовремя не были заключены договоры. «Сейчас проблема состоит не в том, чтобы увеличивать число мест, а в том, чтобы нормально загрузить имеющиеся мощности, – уверен Анатолий Меньшов. - Это следствие не только общих проблем самой системы, но и низкой покупательской способности россиян».
В свою очередь чиновники, которым перешли полномочия по долечиванию работающих граждан, не считают ситуацию критичной. Так, начальник санаторно-курортного отдела и восстановительной медицины Комитета по здравоохранению правительства Петербурга Леонид Башков сообщил, что в этом году на санаторно-курортное долечивание будет направлено (как и в прошлом году по линии ФСС) 10–12 тысяч человек. На первое полугодие из городского бюджета на эти цели выделено 100 млн рублей, на второе - еще 150 млн.

Второй «корень зла» - постоянный рост издержек, вызванный неправильным подходом к статусу санаториев и пансионатов. Каждый год примерно на 20% растут коммунальные платежи, а стоимость аренды земли, от которой они не могут отказаться по объективным причинам, просто разорительна. В последние годы она выросла в 3–4 раза. Санатории вынуждены жить по рыночным законам, самостоятельно покрывая расходы на содержание территории, зданий, транспорта и т. д. Как яхт-клуб или горнолыжный курорт.
Реальная цена койко-дня в санатории под Петербургом - 1550 рублей, а государство выделяет только 700 рублей. За счет чего покрывать разницу? «Даже тогда, когда санаторий работает с высокой загрузкой (у нас в среднем она достигает 93%), предприятие постоянно балансирует на грани доходности, – говорит генеральный директор и главный врач курорта «Старая Русса» Виктор Петухов. – Львиную долю заработанных средств съедают платежи за землю и коммунальные услуги».

По его словам, стоимость койко-дня льготника в 3 раза ниже его реальной стоимости, и только однажды рентабельность уникальной здравницы составила 10%, в то время как обычно показатель не превышает 2–3%. С коллегой вполне согласен и генеральный директор пансионата «Ленинградец» Юрий Сердаров: «Если здравница специализируется на обслуживании, к примеру, детей, то без финансовой помощи со стороны государства ей вообще не выжить».
 
Еще одна проблема – не очень активное взаимодействие между санаторно-курортной системой и турфирмами. Теоретически, именно последние могли бы существенно увеличить приток в санатории отдыхающих, которые готовы сами за себя платить. «Потенциальный спрос, причем оплачиваемый полностью, на этот продукт есть. В его продаже заинтересованы как сами санатории, так и турфирмы, для которых реализация путевок может стать дополнительным источником доходов, - констатирует вице-президент РСТ Сергей Корнеев. – Остается превратить поездку на лечение в турпродукт и реализовывать его по рыночным законам. Вот здесь как раз и начинаются проблемы».

Разделение труда
Как нужно выглядеть санаторному турпродукту, чтобы его продажа стала выгодной? Как считают в РСТ, это должны быть курсы оздоровления и лечения массовых заболеваний, обладающие привлекательным сочетанием содержания, сроков и цен. В том числе и программы общего клинического обследования, релаксационные туры с массажем, целебными ваннами, чисткой желудочно-кишечного тракта, косметические, стоматологические и другие пакеты. Предложения, которые могут дать оздоровительный эффект за 10–14 дней. Кроме того, продукт должен оформляться в виде полноценного турпакета, включающего  скидки на проезд к месту отдыха и лечения. А агентам нужно получать путевки по более низкой цене.
«Такая организация дела может приносить выгоду всем сторонам, - резюмирует Сергей Корнеев. - Расширение взаимодействия между турфирмами и санаторно-курортным комплексом возможно лишь при разделении труда. Одни должны создавать продукт, другие – продвигать и реализовывать его. Однако это требует тщательного анализа спроса и готовности к экономически эффективному сотрудничеству».
«Наше агентство как раз и было создано здравницами для того, чтобы способствовать их заполнению, – констатирует Анна Крупенина. - Однако ни одно агентство в одиночку не способно загрузить санатории. И чем больше их будет – тем санаториям лучше. Но нюанс как раз и состоит в том, что санаторный продукт очень специфичен, и иногда турфирмы не знают, что продают. В результате клиент оказывается вовсе не там, куда хотел попасть».
Анатолий Меньшов также считает, что сокращать программу лечения до бесконечности нельзя: «Три дня, если речь идет о лечении, это смешно. Минимальный срок, в который могут наступить улучшения – 3 недели. Чудес не бывает. И если мы говорим о полноценном лечении, а не просто об отдыхе на природе, то срок пребывания клиента никак не может быть меньше двух недель».
Еще в 2004 году РСТ начал реализацию проекта «СанКурТур», цель которого заключалась в создании качественно нового санаторно-курортного продукта. Более рентабельного и обладающего улучшенными потребительскими свойствами, с учетом интересов туроператоров внутреннего рынка и крупнейших здравниц. Реализация проекта идет со скрипом. На сайте www.sankurtur.ru из всех санаториев Северо-Запада, к примеру, можно приобрести тур только в два.
Как считает Сергей Корнеев, властям нужно создать систему, при которой будет выгодно инвестировать в развитие курортов, на льготных условиях приобретать новую медицинскую технику, получать кредиты на строительство новых и реконструкцию имеющихся корпусов. Сейчас же руководство санаториев нередко оказывается в положении водителя дорогого лимузина. Он настоящий профессионал, но ему не на что содержать роскошную машину. «Если курортам не помочь, мы можем потерять гораздо больше, чем приобретем», - полагает он.
Геннадий Котов, исполнительный директор компании «Астравел», убежден в том, что все заинтересованные стороны должны не выжидать, а двигаться навстречу друг другу и проводить более гибкую политику. В том числе – и в ценообразовании. «Негибкая ценовая политика - беда российских санаториев, - говорит он. – И если зарубежные курорты быстро реагируют на спрос, то в России все происходит с опозданием и зачастую уже поздно».

Местный акцент
На Северо-Западе России есть два ярко выраженных курортных района: Карельский перешеек под Петербургом и Калининградская область. Две трети учреждений, предлагающих санаторно-курортное обслуживание, расположены именно здесь. Ситуация общая  и мало меняется по вполне объективным причинам.
«Для эффективного лечения нужны не только современное оборудование и квалифицированные кадры: одним из важных факторов является природа, – убежден Анатолий Меньшов. – То есть особые климатические,  биологические и прочие характеристики, которые и делают определенное место уникальным. Таких мест не может быть много, но они на Северо-Западе есть».
А поскольку климат и прочие условия почти не меняются, курортов больше не становится. Однако те здравницы, которые действуют уже длительное время, постепенно приспосабливаются к новым условиям, стараясь по максимуму соответствовать запросам клиента. И если раньше практически все номера были стандартными, то сейчас многие популярные санатории предлагают до 5–6 вариантов размещения. Во многом адаптированы под требования гостей и программы лечения, которые предполагают учет индивидуальных запросов.
Как считает Анна Крупенина, директор ООО «Курортное агентство плюс», сейчас, если соответствовать требованиям рынка, невозможно не изменяться. Многие здравницы, к примеру, поменяли собственника, поскольку часть перешла из ведения профсоюзов в другие руки. Но основные перемены затронули внутреннюю структуру санаториев и пансионатов с лечением. Такие, например, как «Заря» и «Белое солнце» в последнее время активно наращивали свой лечебный потенциал, а другие большее внимание уделили развитию объектов размещения.
«Санаториям «Петродворец» и «Репино» я бы по всем показателям поставила твердую четверку, а «Северной Ривьере» - даже с плюсом, - говорит Анна Крупенина. – Причем «Ривьеру» хотелось бы выделить особо. Ведь в прошлом она была санаторием высшей категории, и поэтому ее деятельность во многом дотировалась. Что несколько и затормозило старт в новое время. Однако сейчас там многое сделано, клиентам предлагают и комфортабельное размещение, и эффективную лечебную программу. Примерно то же самое можно сказать и о «Черной речке»: раньше этот санаторий не отличался комфортом, а сейчас по многим параметрам он в передовиках».
Однако Анатолий Меньшов считает, что стремление курортов создавать современные условия проживания имеет и оборотную сторону. «К сожалению, многие учреждения, стараясь привлечь клиента, гонятся за комфортабельным размещением, – говорит он. - В результате цена на услуги растет и становится недоступной для массы потенциальных потребителей. Все хорошо в меру».
Действительно, при почти неизменной стоимости медицинской части услуг цена пакета растет. При комфортабельном размещении в санаториях Северо-Запада в высокий сезон она легко достигает 2,5 тысячи рублей в сутки. И если учесть, что конкуренты в Белоруссии и странах Балтии не дремлют и предлагают сопоставимые (а нередко и более низкие) цены, борьба за клиента идет все более ожесточенная. А если добавить и ложку дегтя под названием «советский сервис», то не слишком далекая от Петербурга Эстония в этой борьбе выигрывает.
Дорогим санаториям-лимузинам нужны хорошие «водители» в лице государства и рачительных хозяев: иначе они могут выродиться в банальные дома отдыха, предлагающие снять номер на сутки.
Владимир СЕРГАЧЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72