Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Август 2010
« Вернуться к журналу  

«Хотели, как лучше…»
Почему страховщики не приветствуют спасательные рейды  МЧС

25 мая 2010 года вошло в календарь российского туризма еще одной «черной датой»: в этот день в результате аварии автобуса в Турции, который с 15-метровой высоты рухнул с моста в реку Аксу по дороге на знаменитый экскурсионный объект –  «соляной город»  Памуккале, – погибли 13  российских туристов и 26  получили ранения разной степени тяжести. Один пострадавший позднее скончался. 

С риском для жизни

Турция и Египет, к сожалению, относятся к странам с самым высоким страховым риском угодить в ДТП. По данным Российского союза туриндустрии, только за последние три с половиной года, не считая вышеуказанной трагедии,  в Турции произошли 17 аварий, в результате которых пострадали российские туристы: 7 из них погибли и 89 получили травмы. Данные по  Египту соответственно  такие: 15 аварий,  5 погибших россиян и 98 пострадавших. Даже эти цифры впечатляют, хотя с ними «ТБ» не вполне согласен: только в одном ДТП в декабре 2008 года в Египте погибли шестеро россиян.
Трагедия 25 мая вызвала большой общественный резонанс. МЧС по распоряжению президента России отправило в Турцию специальным рейсом самолет, который эвакуировал большинство пострадавших на родину. Казалось бы, российские страховщики должны быть признательны, что им оказали подобную помощь.
Они не признательны. Более того – возмущены, с какой поспешностью, пренебрежением к здоровью и финансовым интересам своих сограждан, неуважением к местным законам действовали спасатели МЧС. 
Одно дело – землетрясения, другие разрушительные стихийные бедствия, крупные техногенные катастрофы, когда проявляется международная солидарность и оказывается всяческого рода оперативная помощь на основе межгосударственных  соглашений, - высказывают мнение Александр Шваб, заместитель директора департамента страхования путешественников компании «РОСНО». Совсем другое – трагические случаи, подобные тому, что происходят на автодорогах разных стран. Не нужно здесь МЧС, совсем не нужно. И «спасенным» в итоге приходится потом бедствовать, и страховщикам – огромная головная боль.
«Действительно, зачем в экстренном порядке забирать людей из более чем адекватных турецких клиник и с колоссальным риском для их жизни спешно эвакуировать в Москву? - продолжает о наболевшем представитель одной из ведущих российских страховых компаний. – Особенно, когда  сотрудники МЧС забирали пострадавших  из реанимации всего лишь два часа спустя после сложнейших операций. Причем привезут в Москву, сбросят там по больницам, отрапортуют о выполнении правительственного задания, а дальше - хоть трава не расти. Никто даже не думает, что если все обойдется и человек встанет на ноги, ему ведь еще надо добираться до родного города. МЧС эта проблема не волнует».
Вот и возникает масса неувязок, связанных с возмещением медицинских расходов, транспортировкой до конечного пункта назначения, затрат на реабилитацию. Ведь сотрудники МЧС действуют в  режиме чрезвычайного положения, игнорируя «формальности», они поспешно, а порой и вообще не оформляют  документацию, необходимую для того, чтобы страховые компании могли сделать свою работу быстро и качественно. Получается совсем-таки по знаменитой формуле Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».
Стандартная, кстати,  ситуация: идет очередная, санкционированная с «самого верха» спасательная операция, начинает звонить оперативный дежурный МЧС и категорически требовать, чтобы мы немедленно помогли им выписать пострадавших российских граждан из местного государственного госпиталя. Я ему резонно возражаю, что по воскресеньям ни в России, ни за рубежом больных не выписывают.  Дежурный просто рвет и мечет… Страховщики – крайние. Собственно, мы никогда и не готовим пострадавших к эвакуации, если не имеем письменного разрешения от их лечащего врача».

Нужна координация

«Возьмем другой пример, хорошо уже подзабытый практически всеми, кроме страхового сообщества России, - продолжает собеседник «ТБ». - 8 октября 2004 года, египетский курорт Таба. Террористы произвели мощный взрыв в отеле Hilton, погибли и получили ранения десятки туристов, в том числе – немало российских граждан. Спецборта МЧС тогда не прилетали и не помогали. Каков же результат? Все необходимые документы мы, страховщики,  оформили, всех  пострадавших домой вывезли. И, уверяю вас, не только порядка  было больше, но и целесообразности.
Никто не собирается ни оспаривать компетенцию МЧС, ни тем более те или иные решения правительства Российской Федерации. Вопрос стоит о взаимодействии участвующих  в подобных  чрезвычайных  ситуациях российских ведомств и учреждений, координации их усилий, достижения максимально положительного для пострадавших граждан результата. Вот этого-то взаимодействия и не хватает.
Много лет идут разговоры о создании некоего межведомственного координационного механизма (центра, комитета - называйте, как хотите), который бы эту задачу выполнял. К сожалению,  дальше благих пожеланий дело не двигается».

Сергей СВИСТУНОВ

Когда сапожник без сапог

В декабре 2008 года случилось сразу два тяжелых ДТП с российскими туристами за рубежом. Недалеко от израильского порта Эйлат разбился автобус, на котором ехали в основном представители турфирм из Санкт-Петербурга. 30 россиян погибли, 21 получили ранения. Примечательно, что многие из пострадавших вообще не оформили для поездки никаких страховых документов. 
То есть сами профессионалы туристического бизнеса,  которые, в идеале, должны убеждать своих клиентов как можно надежнее страховать свою жизнь и здоровье от рисков, связанных с дальними путешествиями, оказались непредусмотрительными и несостоятельными в страховании таких рисков.
Общая тенденция последних лет: снижение количества страхователей и застой по  размерам страховых премий. Увеличение не только не происходило, напротив, наблюдался даже демпинг со стороны целого ряда крупных страховщиков, которые всячески потакали желаниям туроператоров и упорно снижали страховую часть турпакетов, ссылаясь на кризисные времена.
В конце декабря 2008 года  самолет МЧС России эвакуировал  девять россиян, пострадавших в результате ДТП,  из египетского курортного городка Шарм-эль-Шейх. Двое раненых лететь категорически отказались.  В этой автокатастрофе погибли шестеро граждан России.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72