Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Сентябрь 2010
« Вернуться к журналу  

Контрнаступление
Чему научил туриндустрию исландский вулкан
Теперь, когда страсти вокруг извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль несколько улеглись, настала пора аналитиков.  Их выводы могут помочь туристической индустрии, транспортным и страховым компаниям,  другим  отраслям  сделать правильные выводы из  случившегося,  усовершенствовать юридические, организационные и иного рода механизмы с тем, чтобы  в случае  новой природной или техногенной катастрофы подобного масштаба понести  наименьшие потери.

Тревога на биржах
По официальным данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), извержение исландского вулкана вынудило авиакомпании в период «закрытого неба» над Старым Светом отменить 30% своих регулярных рейсов, затрагивая интересы 1,2 млн пассажиров в сутки. Прямые финансовые потери перевозчиков она оценивает в  $1,7 млрд.
Однако прямые потери – только вершина айсберга. В докладе японского инвестиционного банка Nomura отмечается, что фондовый рынок отреагировал на природный катаклизм «с перебором».  Например, реальные потери Air France составили $300 млн,  но вот падение биржевых котировок  нанесло ей более высокий ущерб - $360 млн. British Airways потеряла по вине вулкана  $195 млн, а вот на бирже ее рыночная капитализация сократилась на $300 млн. У Lufthansa «ножницы» оказались еще шире: $268 млн и $707  млн соответственно.
Вместе с тем эксперты отмечают, что в целом фондовый рынок отреагировал на это стихийное бедствие гораздо спокойнее, чем на террористическую акцию  11 сентября 2001 года. 
Тогда,  девять лет назад, только за первые три дня после авиационного тарана Международного торгового  центра в Нью-Йорке  фондовые  инвесторы «наказали» европейские авиакомпании в четыре раза более  сурово, чем  сейчас, после исландского извержения.  Наиболее сильно пострадала KLM Royal Dutch Airlines, которая потеряла  36,88%  своей рыночной стоимости. Этот удар оказался столь тяжел, что ей пришлось пойти на вынужденное слияние с Air France, дабы избежать банкротства.
В свою очередь  французский национальный авиаперевозчик потерял после 11 сентября 2001 года внушительные 23,48%  рыночной капитализации, в то время как  «исландский фактор» стоил ему 6,21%. С испанской  Iberia,  которая сейчас объединяется с British Airways, произошла  похожая история: она «упала» на фондовом рынке в 2001 году на 22,52%  и только на  5,2%  в апреле-мае 2010 года.
В среднем авиалинии потеряли  26,25%  рыночной капитализации в 2001 году и только  4,94%  в первые три дня после «закрытия» неба над Европой, в целом же - 7%   за девять дней после  вынужденного прекращения полетов. 
Впрочем, это только так называемые немедленные потери. Алехандро Лаго, профессор бизнес-школы IESE при Наваррском университете, вполне справедливо указывает,  что статус «закрытого неба» над Европой  статистически «украл» у авиакомпаний 2–3% годового эксплуатационного  времени. Соответственно, их выручка снизится по итогам финансового года примерно в той же пропорции. Учитывая, что чистые доходы даже самых успешных авиакомпаний едва достигают 4% от оборота, немногие из них сумеют в марте 2011 года показать в финансовых отчетах радующие акционеров результаты.
Как бы там ни было, очевидно, что финансовые потери от извержения исландского вулкана для европейских авиакомпаний оказались все-таки значительно меньше, чем в 2001 году. Какие же факторы сработали в качестве «амортизаторов»?

Важно быть онлайн
Одним из них, несомненно, стало умелое использование целым рядом европейских авиакомпаний социальных интернет-сетей в качестве инструмента воздействия на, казалось бы, плохо управляемую и очень проблемную массу  пассажиров, пострадавших от отмен и задержек авиарейсов. Так United Airlines, British Airways и несколько других авиакомпаний постоянно давали инструкции по сети Twitter, куда обращаться, чтобы поменять билеты на другую дату или пересесть в самолеты иного перевозчика,  получить питание, размещение в отелях. Lufthansa в основном давала информацию о статусе задержанных рейсов и возможных изменениях в графике полетов в ближайшие 24 часа.
Самыми расторопными оказались базовые авиакомпании сингапурского аэропорта Чанги, которые через сети  Facebook и Twitter сумели мобилизовать сотни своих лояльных клиентов из числа местных жителей с тем, чтобы они предоставили  стол и кров застрявшим  в терминале пассажирам.
«В  подобного рода кризисной ситуации социальная сеть становится ценнейшим коммуникационным каналом, - считает Роберт Бейли, президент и исполнительный директор сервисной туркомпании Abacus International. – Люди делятся сведениями между собой, решают многие проблемы сообща, а при поддержке авиакомпаний и администрации аэропортов, как это случилось в Чанги, получают  целый ряд дополнительных возможностей».
Согласно последнему отчету компании  comScore по социальным интернет-сетям Азиатско-Тихоокеанского региона (без Китая), на момент извержения исландского вулкана 50,8%  пользователей интернета заходили на ту или иную социальную сеть, а это – 240,3 млн человек. Ведущей в Азии социальной сетью является Facebook.com, которая в марте этого года перевалила отметку в 400 млн регулярных пользователей, среди которых на первом месте идет Индонезия – 20,7 млн человек, на втором Филиппины -  11,5 млн пользователей. На второй позиции – Twitter с 105,7  млн азиатских пользователей.
Исследования показали, что в целом по миру  47% путешествующих подвержены влиянию распространяемой в социальных сетях рекламы турпродуктов,  58% прислушиваются к мнению других пользователей, 99% готовы затратить дополнительные средства, прочитав позитивный отзыв другого пользователя сети. Причем в Азии влияние социальных сетей еще выше, поскольку местное население в меньшей степени, чем Европа и Америка,  доверяет традиционным СМИ. 
Появилась даже группа фирм, сделавшая своим бизнесом активную работу в социальных сетях. К примеру, австралийская  uSocial вербует среди пользователей Twitter «лояльную  клиентуру»  для продвижения того или иного туристического продукта, продавая  информационную базу с координатами таких  «наемников» блоками по одной тысячи человек за $82 каждый.

По новым правилам?
Еще одним эффективным «успокоительным» для котировок авиакомпаний на фондовых биржах во время «вулканического кризиса» стала своевременная поддержка, полученная рядом национальных перевозчиков со стороны государственной власти.  Так, правительство США практически сразу же заявило, что американские авиакомпании для покрытия значительной части  понесенного ущерба вправе прибегнуть к тому же самому механизму финансовой поддержки, уже отработанному ранее - в дни после террористической атаки 11 сентября 2001 года. В той или иной степени не отказались «подставить плечо» и многие европейские государства, включая, кстати, и Россию. 
Наотрез отказался  даже обсуждать этот вопрос официальный Лондон:  мол, есть правила, разработанные Международной ассоциацией гражданской авиации (ICAO),  вы с ним соглашались, вот теперь сами и расхлебывайте. А компенсация возможна только в коллективном порядке по решению руководящих органов ЕС. Не случайно именно британские авиакомпании наименее эффективно решали проблемы, связанные с перевозкой застрявших по всему миру подданных Соединенного Королевства.
Теперь они выступают в авангарде тех, кто требует пересмотреть ряд основополагающих международных соглашений о воздушных перевозках. По  сравнению  с ценами на авиабилеты, плата за размещение  в гостиницах и питание такой большой массы людей на столь значительный срок  - настоящее разорение, жалуются они. Существующие положения должны распространяться только на локальные и непродолжительные по времени природные катаклизмы, но ни в коем случае не на глобальные феномены, подобные извержению исландского вулкана, считают британские перевозчики.
Примечательно, что несколько крупнейших российских авиакомпаний, предоставив Росавиации затребованные у них данные о понесенном по вине Эйяфьятлайокудля финансовом ущербе, в итоге так и не обратились в соответствующие государственные инстанции по вопросу о возмещении потерь. Очевидно, документация, подтверждающая некоторые расходы, оказалась не столь безупречной.

Сергей СВИСТУНОВ

Плохая примета
Не каждый историк помнит, что прологом к Французской революции 1789 года и  взятию Бастилии послужило извержение исландского вулкана Лаки в середине 1783 года. Лаки разбушевался куда серьезнее, чем Эйяфьятлайокудль: токсичный пепел он извергал целых восемь месяцев, убил почти 10 тысяч островитян и пятую часть популяции местных овец. Извержение оказало сильное и продолжительное влияние на климат всей Европы и даже Северной Африки, непосредственно убило около 160 тысяч человек. Еще страшнее оказались последовавшие за стихийным бедствием неурожайные годы и голод, которые привели к такому обнищанию народных масс во Франции, что они взялись за оружие.

В цифрах В среднем авиалинии потеряли  26,25%  рыночной капитализации в 2001 году. В 2010 году - 4,94%  в первые три дня после «закрытия» неба над Европой, в целом же - 7%   за девять дней после  вынужденного прекращения полетов. 


НА СВЕЖУЮ ГОЛОВУ
Тарас КОБИЩАНОВ

Когда имидж - все
О бедном туроператоре замолвите слово


Пострадавшие от извержения вулкана авиаперевозчики просят поддержки у властей, взывают через социальные сети к прямым потребителям. Словом, всеми способами отыгрывают материальные и репутационные потери, в полной мере рассчитывая на симпатию и сочувствие государственных органов и широкой общественности.
А что же туроператоры? Ни за рубежом, ни тем более у нас государство не спешит на помощь туристическим компаниям, пострадавшим от извержения вулкана не меньше своих коллег из авиаотрасли. Западные правительства выделяют бюджетные средства, планируют налоговые льготы, чтобы помочь авиакомпаниям, но не турфирмам. Может быть, проблемам последних сочувствуют простые граждане? Ничуть. Чтобы понять это, достаточно полчаса побродить по тем же социальным сетям. Спасение туроператоров остается делом рук самих туроператоров - и в этом для отрасли один из главных уроков, преподнесенных Эйяфьятлайокудлем.
Пепел, выпавший на территории Великобритании, уже похоронил несколько крупных туроператорских компаний Соединенного Королевства, и так уже сильно ослабленных мировым экономическим кризисом. От их банкротств пострадали десятки тысяч клиентов, а, значит, многие из них не только потеряли деньги и измотали нервы, но и не смогли поправить свое здоровье на курортах, провести долгожданный отпуск со своими детьми и любимыми, посетить деловые мероприятия.
Туроператоры и турагентства нуждаются в улучшении своего имиджа. Общество должно понять, что они являются не паразитирующими посредниками, а несут важную социальную функцию, обеспечивая доступность и качество отдыха, право на который - один из столпов современной цивилизации. Если этого не произойдет, то при любом следующем катаклизме могут рухнуть операторы уже не второго, а первого эшелона, похоронив вместе с собой и доверие ко всей индустрии организованного туризма.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72