туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Блицкриг Честный способ воспользоваться кризисом Похоже, что героем 2010 года среди ведущих авиаперевозчиков планеты станет немецкая Air Berlin. Во-первых, ее пригласили стать участником глобального альянса Oneworld, куда она должна вступить в 2012 году. Впервые в истории гражданской авиации в глобальный альянс принимают бюджетную компанию. Едва ожесточенная полемика вокруг этой сенсационной новости несколько поутихла – еще один крутой поворот: компания Fraport, оператор крупнейшего аэропорта Германии во Франкфурте-на-Майне, направила Air Berlin официальное приглашение организовать в этом аэропорту свой хаб по системе hub-and-spoke. Air Berlin приглашение приняла. Удачная комбинация Ранее Fraport неоднократно отказывала Air Berlin в праве пользования аэропортом Франкфурта. Что же заставило ее в корне изменить позицию? «Неожиданное для многих решение Fraport, - заявил журналистам Гюнтер Зайбт, представитель Air Berlin в России и странах СНГ, - связано с грядущей сдачей в эксплуатацию берлинского аэропорта Шёненфельд. Альянс Oneworld собирается именно его сделать своей главной операционной базой. Соответственно, Fraport потеряет часть бизнеса, который переберется к новому конкуренту. Пока же аэропорт Шёненфельд в строй не вступил, «открытая дверь» для Air Berlin во Франкфурт означает для нее возможность в самые ближайшие сроки наладить более тесные связи со своими будущими партнерами». Не исключено, что расчет руководства Fraport включает не только тактическую, но стратегическую задачу: может быть, именно страстное стремление Air Berlin обосноваться во Франкфурте перевесит чашу весов и побудит Oneworld не покидать хорошо обжитую здесь базу? Ведь Air Berlin сейчас базируется в берлинском аэропорту Тегель, куда нет ни одного прямого рейса от авиакомпаний, входящих в альянс Oneworld. Удержать Oneworld во Франкфурте для Fraport означает на многие годы вперед гарантировать себе приличные заработки. Ведь в этом хабе базируется также еще и группа авиакомпаний, объединившихся под флагом Star Alliance, неформальным лидером которого выступает Lufthansa. Вот почему аэропорт спешит построить четвертую ВПП и третий пассажирский терминал: при таком сценарии развития два глобальных альянса вполне смогут ужиться под одной аэропортовой крышей. На реализацию проекта масштабной модернизации франкфуртского аэропорта Fraport намеревается потратить 4 млрд евро. В результате его пропускная способность возрастет на 52% - до 126 взлетно-посадочных операций в час. К теплым морям Air Berlin – авиакомпания сравнительно молодая, в прошлом году она отметила свой 30-летний юбилей. У колыбели ее стояла «холодная война»: в Западный Берлин разрешалось летать только гражданским авиакомпаниям союзников – США, Великобритании и Франции. Между тем к концу 1970-х назрела острая необходимость наладить наконец надежный «воздушный мост», обеспечивающий нормальную и недорогую отправку истосковавшихся по солнечным южным курортам западноберлинцев к теплым морям и желтым пляжам. Два ведущих туроператора, взявшихся за это дело, – ганноверская TUI (Touristik Union International) и франкфуртская NUR-Touristic нашли для этого предприятия столь остро необходимый «американский зонтик» в лице бывшего пилота авиакомпании Pan Am Кима Лундгрена. Именно он основал Air Berlin Charter Company в 1978 году в штате Орегон, ставшую на первых порах дочерним филиалом сельхозкомпании Lelco, владельцем которой выступал отец Кима – Леонард Лундгрен. Отправной точкой послужил чартерный рейс 28 апреля 1979 года из Берлина в Пальма-де-Мальорку, который выполнил взятый в лизинг Boeing 707. Кроме Испании, самолет вскоре стал также выполнять трансатлантические рейсы в США. В 1981 году его заменили два собственных Boeing 737. Всего два самолета, но безупречный немецкий сервис и приветливая улыбка уже и тогда, тридцать лет назад, легли в основу философии бортового сервиса Air Berlin. Первую прибыль Air Berlin сумела получить в 1986 году. С тех пор она методично и неуклонно превращалась в крепко организованное и все более прибыльное предприятие. Воссоединение двух Германий 3 октября 1990 года создало предпосылки для масштабной реструктуризации бизнеса. 16 апреля 1991 года Ким Лундгрен зарегистрировал уже германскую авиакомпанию Air Berlin GmbH&Co. Luftverkehrs KG. Сделал он это на паях с Йохимом Хунольдом, бывшим руководителем маркетинговой службы дюссельдорфской авиакомпании LTU и рядом других инвесторов. Уставной капитал вырос до 7,5 млн немецких марок, исполнительным директором авиакомпании стал Хунольд. Чтобы выдержать конкуренцию с Lufthansa и другими регулярными перевозчиками, Air Berlin делает ставку на работу с не очень крупными региональными аэропортами. Во второй главный аэропорт базирования превратился провинциальный Мюнстер/Оснабрюк, самолеты Air Berlin уверенно обжили также Падерборн/Липпштадт, Нюрнберг, Дортмунд плюс Дрезден, Эрфурт, Лейпциг/Галле и ростокский Лааге в Восточной Германии. В крупный хаб авиакомпании постепенно превратился Нюрнберг. В 1994 году был перейден рубеж в миллион пассажиров в год. В 1995 году флот компании насчитывал уже 8 авиалайнеров, были заказаны 16 новых Boeing 737. Авиакомпания значительно расширила клиентскую базу, с ней начали работать еще несколько крупных немецких туроператорских компаний, включая кёльнскую ITS. Именно туроператоры убедили руководство Air Berlin перейти на рельсы бюджетного перевозчика. Полигоном эксперимента вновь стал «курортный хаб» на Канарах, куда свозят туристов со всей Германии и откуда они веером потом разлетаются по всем городам и весям Испании. На сегодняшний день Air Berlin выполняет в Пальма-де-Мальорку свыше 200 рейсов в неделю. Верное решение Депрессия на авиарынке в 2000–2001 годах не затронула Air Berlin, которая в это время вышла на пассажиропоток в 5,5 млн человек в год и выручку в 562 млн марок. После террористической атаки в США 11 сентября 2001 года основная масса немецких туристов, традиционно отдыхавшая в Египте, переориентировалась на Испанию. Именно это направление стало давать до 70% выручки, причем половину ее обеспечивали туроператоры, а вторую половину – прямые продажи, в которых все более весомыми становились заказы билетов через интернет. В октябре 2002 года введена программа бюджетных бизнес-перевозок City Shuttle, которая охватывала полеты из Германии в Лондон, Вену, Милан и Барселону, с минимальным тарифом от 39 марок в одну сторону. В условиях растущей конкуренции со стороны все новых и новых бюджетных авиаперевозчиков, главным козырем Air Berlin в этой борьбе была ставка не на систему hub-and-spoke, а на разветвленную сеть региональных аэропортов Германии. Авиапарк продолжал расти, вслед за 16 ранее заказанными машинами Boeing 737 всего за полгода к ним прибавилось еще 15 таких же лайнеров. Были взяты в лизинг три BAе 146 и три Fokker 100. В 2003 году, нарастив пассажиропоток до 9,6 млн человек, а выручку – до 894 млн марок, Air Berlin вышла на второе место среди немецких авиакомпаний после Lufthansa. Эту позицию она не уступает до сегодняшнего дня никому. 2004 год – 12 млн пассажиров, флот лайнеров Boeing 737 - почти 50 единиц. В июле того же года подписано код-шеринговое соглашение с Hapag Lloyd Flug AG – одной из двух авиакомпаний, принадлежащих крупнейшему немецкому туроператору TUI AG. В Германии на тот момент действовало уже 14 бюджетных перевозчиков, однако, в отличие от Air Berlin, далеко не все они приносили прибыль. Размещение заказа на 70 авиалайнеров Airbus A-320 (контракт на $4,2 млрд) c опционом еще на 40 таких машин превратило Air Berlin в третьего крупнейшего бюджетного перевозчика Старого Света. Чартерные рейсы загружали теперь работой только 10% авиапарка, остальные лайнеры обслуживали регулярные линии. Цена и качество На сегодняшний день Air Berlin эксплуатирует один из самых «молодых» парков воздушных судов в Европе, средний возраст ее 128 реактивных самолетов составляет 5,5 лет. Маршрутная сеть включает 153 направления в Германии и 39 странах мира. 23 аэропорта вылета и прилета находятся в ФРГ. Хабы авиакомпании работают в Берлине, Дюссельдорфе, Нюрнберге и Пальма-де-Мальорке. Пассажирооборот достиг в прошлом году 27,9 млн человек. В авиакомпании работают более 8 тысяч сотрудников. С зимы 2008/2009 годов Air Berlin сотрудничает с S7 Airlines и Hainan Airlines на маршрутах в Москву и Пекин, с зимы 2009/2010 годов - с Bangkok Airlines на маршрутах в Таиланд. В качестве новых рынков Air Berlin активно сейчас осваивает воздушное пространство Восточной Европы, Скандинавии и Израиля. Немецкий лоукостер предоставляет бортовой сервис, до которого еще расти и расти многим российским авиакомпаниям, выполняющим регулярные рейсы. На борту самолета каждый пассажир Air Berlin, независимо от класса приобретенных билетов, обязательно получает закуску, безалкогольные горячие и холодные напитки, газеты. На всех рейсах продолжительностью более полутора часов за дополнительную плату можно заказать разнообразные деликатесные блюда от ресторана «Занзибар». Разнообразные скидки для детей и других льготных групп, 20 кг бесплатного багажа, дополнительный бесплатный вес, выделяемый под спортивное снаряжение и инвентарь (например, гольфистам выделяют до 30 кг бесплатно), многие другие «приятные мелочи» снискали сервису от Air Berlin высокую репутацию. Программа topbonus (введена в 2004 году) начисляет ее пользователям не только статусные и бонусные мили, но и предоставляет набор дополнительных услуг. Например, часто летающие пассажиры Air Berlin из числа обладателей серебряного и золотого статуса topbonus имеют возможность не только в любое время совершить посадку в самолет, но и в некоторых аэропортах пройти ускоренный контроль безопасности (Security Fast Lane). В начале 2008 года провозглашена новая концепция экономического развития. Девиз компании - «В сфере авиапутешествий Air Berlin предлагает оптимальное соотношение цены и качества». Air Berlin позиционирует себя как «единственная европейская авиакомпания в сегменте между классическими авиаперевозчиками и так называемыми Low-Cost-Carriers – бюджетными авиакомпаниями с очень ограниченным сервисом». Плацдарм экспансии Концепция «отличный сервис по невысоким тарифам» блестяще оправдала себя в трудные времена. Air Berlin не заметила экономического кризиса. Более того, он послужил для нее мощным плацдармом дальнейшей экспансии. Ведь Air Berlin наращивает бизнес не только за счет собственного развития, но и за счет поглощений. Так, в августе 2007 года Air Berlin полностью выкупила немецкую компанию LTU (Lufttransport-Unternehmen – «Предприятие воздушного транспорта»), которая базируется в Дюссельдорфе и принадлежала с 2000 года концерну REWE –Touristik (в 2006 году в долю также вошли Nurnberger Intro Verwaltungs GmbH и управляющая компания LTU Jurgen Marbach). Основанная еще в 1955 году, пользующаяся безупречной репутацией LTU как раз переживала процесс превращения из чартерной авиакомпании в регулярную, что сделало ее весьма привлекательной в глазах инвесторов. Три месяца спустя, в ноябре 2007 года Air Berlin приобрела у единоличного владельца Hotelplan 49% швейцарской авиакомпании Belair Airlines AG. Остальные 51% отошли к инвестиционному фонду, который и предоставил Air Berlin опцион на приобретение пакета акций. Belair базируется в аэропорту Цюриха, ее специализация – курорты Средиземноморья, Египет и крупные города Германии. Осенью прошлого года по соглашению с TUI Travel PLC компания Air Berlin подобрала под себя TUIfly Airlines – дочернее подразделение авиакомпании Hapag-Lloyd Fluggesellschaft MmbH, контролируемой TUI. Покупка добавила сразу 4,3 млн пассажиров к пассажиропотоку Air Berlin. В феврале нынешнего года Air Berlin увеличила долевое участие в австрийской авиакомпании NIKI с 24% до 49,9%. Компания NIKI Luftfahrt GmbH является правопреемницей также одной из старейших в Европе авиакомпаний Aero Lloyd Austria GmbH, контрольный пакет акций которой в ноябре 2003 года приобрел известнейший в прошлом автогонщик «Формулы-1» Ники Лауда. И уже два месяца спустя, в январе 2004 года NIKI и Air Berlin заключили первое на европейском континенте соглашение о снижении цен на воздушные перевозки. Австрийская компания базируется в венском аэропорту и обслуживает не только Австрию, но и другие страны Европы. Air Berlin использует инфраструктуру NIKI главным образом для расширения маршрутной сети в Восточной Европе. Сергей СВИСТУНОВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|