Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2010
« Вернуться к журналу  

Пропавшие без вести
По данным Российского союза туриндустрии, в разгар экономического кризиса количество турагентств в нашей стране сократилось на 15–25%. По мере нормализации ситуации процесс создания новых компаний активизировался. В горячий сезон - с середины июля по середину августа - в Общероссийском генеральном реестре турагентств зарегистрировалось 289 компаний. Это рекордный показатель. Возобновила свою деятельность часть исчезнувших фирм, многие предприниматели перешли в турбизнес из других отраслей.
В результате обострилась конкуренция, многие игроки в борьбе за клиента начали демпинговать, предлагая скидки в 7–10%. И это при стандартной комиссии оператора агентству 10–12%. Оставшейся доли комиссионного вознаграждения зачастую не хватало для поддержки работы офиса. Попав в затруднительное положение, предприниматели стали исчезать, не перечислив оплату операторам. В итоге многие туристы остались без отдыха и без денег.
Отчасти причина проблемы кроется в притоке непрофессионалов в отрасль. «Часто турагентства открывают люди, которые ошибочно полагают, что это легкий бизнес. В отрасль приходят «продвинутые» клиенты турфирм, менеджеры агентств, проработавшие год-два. Некоторые решают открыть семейное дело, не требующее особых вложений на первом этапе, -  отмечает пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. - Чтобы открыть агентский бизнес достаточно зарегистрировать юридическое лицо».
Гражданский кодекс налагает на учредителя ответственность в размере уставного капитала (а минимальный уставной капитал, согласно  закону, – 10 тысяч рублей). «Если у фирмы появляются долги, в какой-то момент предприниматель понимает, что ему проще открыть новое юридическое лицо, чем отвечать по искам. Известны случаи, когда один и тот же человек в одном и том же офисе открывал компанию за компанией, успев обмануть множество людей», - рассказывает руководитель юридической комиссии РСТ Георгий Мохов. По гражданскому иску у туристов нет шанса вернуть средства за несостоявшуюся поездку. В Уголовном кодексе есть статья «Мошенничество в крупных размерах». Максимальное наказание – от 2 до 6 лет лишения свободы. Но чтобы осудить по этой статье, необходимо доказать умысел в действиях мошенника, то есть буквально «поймать за руку». В прочих случаях предприниматель не несет никакой ответственности за причиненный ущерб.
Между тем почва для сложившейся ситуации подготавливалась давно. Существенный вклад внесла отмена лицензирования туристской деятельности. «Я не утверждаю, что эта система была идеальна. Но ее следовало совершенствовать, а не ликвидировать», - подчеркивает президент РСТ Сергей Шпилько. По его мнению, для решения проблем необходимо тесное взаимодействие представителей турбизнеса с законодателями. В частности, стоит рассмотреть вопрос о внесении турагентской деятельности в перечень видов предпринимательства, для начала которых необходима предварительная уведомительная регистрация. Кроме того, предприниматели, ответственные за неисполнение судебных решений по обязательствам турагентств, должны оказаться под «запретом на профессию». Можно также рассмотреть вопрос о введении минимального уставного капитала для агентств.
«В любом случае решение подобной проблемы – процесс не быстрый, результатов можно будет ждать только к следующему летнему сезону», - отмечает Сергей Шпилько. Далеко не во всех регионах присутствуют туроператоры, и далеко не у всех людей есть возможность забронировать тур онлайн. Но, обращаясь в агентство, следует соблюдать осторожность. Ведь и сами туристы могут существенно повлиять на ситуацию – если не будут «вестись» на заманчивые скидки.
«Следует понимать, что клиент агентства расстается с деньгами задолго до поездки и вначале получает лишь некое обязательство на оказание услуги», - говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. - Чтобы быть уверенным в том, что деньги не окажутся выброшенными, нужно соблюдать несколько простых правил. Во-первых, обращаться к зарекомендовавшим себя профессионалам. При отсутствии четкого регулирования важно иметь личное доверие к компании. Кроме того, следует понимать, откуда берутся привлекательные скидки, и не доверять агентствам, берущим на себя такие риски. Потому что в этом случае рискует в первую очередь сам клиент»

«Раскачать» рынок
«Никто не ждал, что кризис так быстро закончится. Восстановление произошло всего за два сезона. Наши объемы уже вернулись на докризисный уровень», - отметил генеральный директор компании Pac Group Илья Иткин, выступая на презентации программ наступающего зимнего сезона. По его мнению, этому способствовали как отложенный спрос, так и широкий спектр недорогих операторских предложений. В компании отмечен 85%-ный рост спроса на круизы, на 52% вырос турпоток в Италию. Наращивание объемов идет не только за счет москвичей. Все больше клиентов дают такие города, как Краснодар, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара. «Доля региональных продаж по Италии минувшим летом впервые составила у нас почти 50%», - отметил Илья Иткин.
В компании уверены, что наступающий горнолыжный сезон также будет успешным. Прошлой зимой рост в этом сегменте составил 10–20%, но это был рост числа туристов, а не прибыли. Большинство горнолыжников выбирали недорогое размещение, причем эта тенденция сохраняется. Поэтому  оператор пополнил свой каталог новыми апартаментами и бюджетными отелями. Впервые компания предлагает горнолыжникам возможность приобрести только наземное обслуживание. Из-за резкого скачка цен на перелеты в период с 29 декабря по 10 января многие туристы предпочитают сами покупать билеты на рейсы авиадискаунтеров. Таких клиентов у Pac Group сейчас около 30%. Правда, как подчеркнул Илья Иткин, это касается лишь пиковых новогодних дат. В остальное время готовый турпакет с точки зрения цен выглядит привлекательней.
Лучшую динамику продаж сейчас демонстрируют австрийские курорты Майрхофен, Ишгль и Зёльден. У туристов также популярны горнолыжные центры Франции, Италии, Швейцарии. Оператор впервые будет выполнять длинные чартерные цепочки на горнолыжные курорты Австрии и Италии из Краснодара, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Самары, Казани, Нижнего Новгорода и, возможно, Уфы. Впрочем, реальную прибыль на этих рынках в компании надеются получить только в следующий зимний сезон. Пока же главное – «раскачать» их и увлечь горными лыжами как можно больше россиян.
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72