Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №18, Декабрь 2010
« Вернуться к журналу  

НА СВЕЖУЮ ГОЛОВУ
Антон РОССИХИН
генеральный директор ООО «САМО-Софт»
Две большие разницы

Так уж получилось, что в Национальном парке «Угра» в Калужской области у меня есть домик в деревне. Наверное, поэтому мне не безразлично развитие Калуги и области. Анатолий Дмитриевич Артамонов, на мой взгляд, один из лучших губернаторов России, причем дважды народ избирал его губернатором на выборах.  Чем же отличается Артамонов-губернатор от других? Он не варяг, Калужская земля – его малая родина. Но важны и подходы. Успехи Калуги в области инвестиций связаны с тем, что хозяйственник с достойным экономическим образованием не задает инвесторам вопрос: «Что вы дадите области?», а ставит его по-другому: «Что должны сделать областные власти, чтобы крупный инвестор пришел?» И, по сути, он делает многое для прихода серьезных стратегических инвесторов.
Убежден, что если бы выборы в Калужской области были народными, Артамонов стал бы безусловным лидером независимо от соперников. Похожая ситуация в Тверской области: совсем недавно губернатор Дмитрий Зеленин и президент «Хитати Констракшн Машинери» подписали соглашение о строительстве в Тверской области завода компании «Хитати». Очевидно, что приход крупных долгосрочных инвестиций - это не только налоги в бюджет области, но еще и развитие  инфраструктуры: дорог, гостиниц, ресторанов. Я не понаслышке знаю о красотах древней Калужской земли, поэтому убежден, что строительством бизнес-отелей дело точно не ограничится. Растущее благосостояние жителей Калужской области обязательно приведет к тому, что в регионе будет развиваться и агротуризм, ведь все предпосылки для этого есть. 
А вот прямые инвестиции в туристическую инфраструктуру, на мой взгляд,  куда более капиталоемкие и длительные. Взять, к примеру, одну из жемчужин Золотого кольца – город, входящий в союз развития наукоградов России, - Переславль-Залесский. Уверен, инвестиции в науку и наукоемкое производство создали бы больше предпосылок для строительства дорог, отелей и т.п., чем прямые инвестиции непосредственно в туристическую сферу. Но мы строим Сколково на пустыре, а  Институт программных систем РАН в Переславле-Залесском приходит в упадок. То же можно сказать и о Научно-исследовательском институте космических и авиационных материалов (НИИКАМ).

О потерянном времени
Абсолютно верно замечено: более 60% территории нашей страны – малодоступные регионы, где авиация порой является единственным видом транспорта для связи с «внешним миром».  И это здорово, что в Сибири возобновятся регулярные рейсы на малые расстояния, не говоря уже о том, что в Толмачеве появится новая взлетная полоса.
Но, мне кажется, что для России, особенно для ее восточных территорий, колоссальным импульсом для развития связей между регионами и для ускорения процесса принятия решений в хозяйственно-экономических вопросах было бы развитие частной малой авиации. С ноября вступили в силу новые правила полетов в воздушном пространстве РФ. Теперь владельцы собственных воздушных судов смогут взлетать и садиться без сложных согласований с Росавиацией. Конечно, вопросов еще много, но тренд уже обозначен. 
В России малыми самолетами и вертолетами владеют всего около тысячи человек, в то время как в США их число приближается к полумиллиону. Похожие цифры в Европе. Частные пилоты после налета определенного количества часов и дополнительного обучения пересаживаются на самолеты коммерческой авиации. Не секрет, что пилот высокого класса - дефицитная специальность. Стоимость легкого вертолета Robinson R22 – около 120 тысяч долларов, сумма вполне сопоставимая со стоимостью автомобиля. Кроме того, сегодня в авиации широко применяется лизинг. Конечно, есть еще и затраты, связанные со стоянкой и эксплуатацией. А какой колоссальный эффект это может принести, например, для развития туризма.  До многих невероятно красивых мест Горного Алтая можно добраться только на вертолете или обладая альпинистской подготовкой. А сколько новых маршрутов можно сформировать, создав тем самым дополнительные рабочие места. Но ведь есть еще и сопутствующие бизнесы.
Почему бы, например, ОАО «Новапорт» не задуматься о формировании в регионе еще и узла малой авиации. Опыт создания первого такого транспортного узла в России просто бесценен, а инвестиции, необходимые для его реализации, не сопоставимы с покупкой Толмачева. В случае успеха данного проекта последующее применение полученного опыта в масштабах нашей бескрайней родины -  всего лишь вопрос времени.   

Научить или заставить
Ставропольский край должен принять 860–880 тысяч туристов в 2010 году. Много это или мало? Возьмем, к примеру, небольшой город Карлови-Вари. Ежегодно его посещают около 2 миллионов туристов из 70 стран мира. А ведь по своей живописности и полезности минеральных вод курорты Кавказских Минеральных Вод ни в чем не уступают Карлсбаду. 
Это замечательно, что строятся новые санаторно-курортные учреждения, что деньги вкладываются в инфраструктуру. Но давайте сравним наши «неплохие темпы», например, с японскими. Недавно прочитал в интернете, что японская технокомпания Shimizu разработала проект экологического города будущего, который будет дрейфовать вдоль экватора по Тихому океану. На строительство отводится всего 15 лет. Пятнадцать лет на то, чего никогда не было. Вот это темпы! Причем в основе проекта - безопасность и экология, что, согласитесь, немаловажно. Или, скажем, строительство в Эмиратах. Те, кто был там 10 лет назад, поражаются темпам строительства.
Стоит задуматься и над тем, что российские инвестиции на том же курорте Карлови-Вари или в Черногории и Болгарии материализуются гораздо более быстрыми темпами, чем на Алтае, в Сочи или Кавминводах.
Кроме того, при составлении бизнес-планов по развитию территорий очень часто забывают о кадрах для отрасли. А ведь это не только профессиональные кадры для гостиниц, но и доктора и медсестры для санаториев, умеющие работать с современным оборудованием. Построить роскошные гостиницы, особенно с участием немецких специалистов, можно. А вот  подготовить профессиональный персонал, способный с немецкой педантичностью и вежливостью обслужить 4,5 тысячи человек сложнее. Между тем, я совершенно убежден, что в туризме комфорт общения с персоналом - одна из главных составляющих успеха.
Если человек получил адекватное обслуживание, в том числе медицинское, он обязательно вернется еще не раз. А если выбор предопределен, надо предоставить отдыхающему наиболее простой способ приобретения тура или путевки. И тут возникает другая немаловажная задача – это продажа номеров в гостиницах и санаториях Кавминвод. Попробовал найти что-либо на booking.com – пусто. Уверен, что регион давно созрел до собственной региональной системы бронирования объектов размещения. Подобная система может быть создана как на базе сильного принимающего туроператора, так и усилиями властей края. Это необходимо для увеличения потока туристов.

Пепел, алмаз и валюта
А ведь и действительно, на недостатке адреналина в крови можно построить целую индустрию туризма.  Достаточно заглянуть на сайт www.kosmopoisk.ru или на www.neplaneta.ru, чтобы потянуло к неизведанному. К сожалению, на сегодняшний день еще не нашелся предприимчивый человек, который бы соединил знания Вадима Черноброва или Андрея Мартынова – своего рода алмазы - с желанием человечества постигнуть неизведанное или хотя бы соприкоснуться с тайной. Подобные туристические экспедиции могли бы быть достоянием не только групп энтузиастов, но и стать успешными с точки зрения бизнеса.
Достаточно посмотреть тарифы «Аллеи торнадо», чтобы понять, насколько бизнес в нестандартной нише может быть прибыльным. Но в России это сложно, российский турист ждет 100%-ного результата, а в этой специфической области туризма результат не всегда гарантирован. Зато, если уж удалось заснять шаровые молнии, неопознанные летающие объекты или извержение вулкана – бесплатная реклама проекта гарантирована, достаточно разместить ролик на YouTube.  Подобный альянс туристического бизнеса со знаниями профессионалов позволяет расширить географию подобного рода экспедиций, создать новый востребованный продукт и получить доход, в том числе валютный.

Первые в арьергарде
В ноябрьском номере «Науки и жизни» опубликована замечательная статья из позапрошлого века про «Железные дороги будущего». Заканчивается она так: «Наше «новое» время вскоре будет называться «добрым старым временем», когда ездили с быстротой только 30–50 верст в час! Господи, скажут наши потомки: да ведь тогда было черепашье сообщение! Но мы утешим себя тем, что и их в свое время будет ожидать та же участь».
В этом году впервые проехал на «Сапсане» - истинное удовольствие. Правда, подобный поезд в Японии появился в год моего рождения.  А удовольствие проехать в «Евростаре»  от Парижа до Лондона стоит всего 35 евро. В любом случае,  если на дорогу в комфортабельном поезде тратишь на 2–3 часа больше, чем  на самолете, выбор в пользу железной дороги очевиден. Из центра города попадаешь в центр города. Не знаю цифр про процент людей, страдающих от аэрофобии, но очевидно, что для них – это истинное благо, как и для тех, кому не рекомендуется летать по медицинским показаниям.  Конечно, вопрос стоимости билетов играет свою роль. Но мне кажется, что конкуренция наземного транспорта с воздушным будет только возрастать и в конечном  итоге приведет к тому, что цены на железнодорожные перевозки станут оправданными. 
Если говорить о туристских железнодорожных маршрутах, где скорость передвижения не имеет существенного значения, то и здесь я вижу много плюсов и перспектив.  И передвижение со скоростью 50 верст в час имеет свои несомненные достоинства, важно, чтобы удобство самого поезда было не на уровне середины прошлого века, а в местах остановок был достойный сервис и гостиницы. 

Куда зовут Акунин и Мураками 
Мой сын учится сейчас в Токио, почти каждый день я слышу его восторженные отзывы об этой удивительной и такой не похожей на Россию стране. Свои рассказы он подкрепляет хорошими  фотографиями.  То, что Япония невероятно разнообразна, видно даже по одному только Токио - современные небоскребы, скоростные поезда, причудливые мосты, дорожные развязки, уединенные парки и сады. Невозможно поверить, что это фотографии из одного города.  Виды океана,  водопадов или красных кленов, привезенные из пригородов, поражают палитрой красок, от них веет умиротворением. 
То, что человек, решивший увидеть Японию, привезет невероятное количество эмоций, не вызывает сомнений. Тем более, если поездка будет иметь широкую географию.  Но, мне кажется, туризм в Страну восходящего солнца из России будет прирастать очень не быстро.  Безусловно, недешевые прямые перелеты и их немногочисленность влияют на размер турпотока, но это не главное. Для такого рода путешествий человек должен быть подготовлен. Чтения Акунина или Мураками для этого недостаточно.  Рекламы японского направления в России явно не хватает. На фоне соседей - Китая, Вьетнама и даже Южной Кореи - Японии почти не видно. Предположу, что это связано с непростыми отношениями между нашими странами.  Но и отношения между народами не станут лучше, если посредством туризма люди не будут общаться. А уже это общение, без сомнения, поможет проникнуться уважением к культуре, философии и образу жизни соседнего государства и решить любые спорные вопросы. Только при государственном содействии можно реально увеличить потоки туристов между нашими странами.

Не обманешь – не продашь
Вспомнилась такая история. На выставке менеджер по продажам одной уважаемой компании самозабвенно привирал про достоинства своей системы поиска и бронирования. Слово «лучшая» употреблялось им многократно. После презентации очередь из руководителей турагентств на подключение к системе впечатляла. «Зачем же ты обманываешь этих наивных людей?» - спросил я «маркетингового гения». «А ты знаешь, я говорю то, что они хотят услышать, а так как делаю это не первый раз, то уже и сам верю в то, что говорю». 
Это я к чему вспомнил? В рассказе про рабочую неделю компании «Азбука Счастья» много раз встречается замечательный эпитет «лучший». Лучший компьютер, лучшая спутниковая телефония, лучшая программа и, наконец, лучший туроператор. 
А кто определяет, что туроператор лучший? Если он сам, то не повод ли это задуматься. Он входит в некую ассоциацию лучших, где лучшими назовут любого, кто сделает вступительный взнос? На тех же условиях побеждает в конкурсах лучших среди лидеров или первых среди брендов?
Вообще, присвоение статуса, пусть не «лучшего», но хотя бы «надежного» туроператора, в свете последних событий на рынке - вопрос не праздный. С банками вопрос, казалось бы, решили, есть государственная система страхования вкладов. Причем это не страховка на конкретную сумму, независимо от размера банка, а страхование каждого физического лица, сделавшего вклад. Клиенту можно не торопиться, опасаясь, что на всех страхового покрытия не хватит. 
Крупный туроператор по объему привлеченных средств сопоставим с небольшим банком. Но кто отслеживает рискованность его деятельности? Вот если бы «ассоциация лучших» проводила ответственный аудит своих членов и брала на себя коллективную ответственность перед пострадавшими туристами, тогда - да, это ассоциация пусть не лучших, но ответственных. Однако знаю абсолютно точно, что члены «ассоциации лучших» злорадно потирают руки от неудачи «бывшего лучшего».  Мне кажется, что решать вопрос обеспечения защиты интересов туристов без существенных негативных последствий для отрасли мог бы РСТ, который объединяет не самых-самых, а рядовых – и лучших, и надежных, и просто счастливых.
Вернемся к «Азбуке Счастья». Работать с ощущением, что ты делаешь свою работу лучше других – приятно. Такая работа всегда приносит радость и удовлетворение.  И я искренне желаю, чтобы клиенты «Азбуки Счастья» чаще говорили сотрудникам этого агентства, что они лучшие.  Да и сам я, пожалуй,  позвоню как-нибудь в субботу в эту замечательную компанию, забронирую что-нибудь необычное, а заодно и узнаю у Алены с милым голосом, какая компьютерная программа все же лучшая. И почему. Мне, правда, интересно – просто как специалисту.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72