Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2011
« Вернуться к журналу  

Шанхай часто называют самым «некитайским» городом Китая. Здесь своеобразно переплелись, хотя и не смешались друг с другом, культуры Запада и Востока, а также картины и виды прошлого, настоящего и будущего. Резюмировать впечатления о мегаполисе можно так: «Хочешь заглянуть в будущее – поезжай в Шанхай».
Шанхай, расположенный на юго-восточном побережье Китая, в устье реки Янцзы известен как один из самых крупных портов Поднебесной. Таким он стал еще в первом тысячелетии нашей эры, со времен династии Сун, отсюда отправлялись корабли в Японию и Корею. Позднее, однако, он временно утратил свое значение из-за заиливания устья речными наносами и в число важнейших городов страны не входил. Так продолжалось до середины XIX века, когда Шанхай начал головокружительное развитие, получив название «речно-морской узел и юго-восточная столица». Судьба города не была простой, особенно в недавнюю эпоху. Есть здесь, к примеру, памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Если  взглянуть на даты, выбитые на его мраморном постаменте, то выясняется, что памятник трижды ставили и дважды сносили. Во время Второй мировой войны его уничтожили японцы, потом хунвейбины в период Культурной революции. Последняя, кстати, была провозглашена Мао Цзэдуном 10 ноября 1965 года как раз в Шанхае. Что происходило в это время с городом в целом сложно описать словами. Старые открытки и фотографии помогут прояснить картину.
Сегодня, глядя на космополитичную панораму шанхайских небоскребов, нетрудно догадаться, что без внешнего вмешательства тут не обошлось. В свое время империя Цин всячески противилась проникновению чужеземцев на ее земли. Однако противостоять колониальным аппетитам Великобритании XIX века было трудно. Две опиумные войны показали, кто на деле является хозяином положения. Противопоставить британской мощи отсталому в то время Китаю было нечего. «Политика канонерок» полностью открыла его для иностранного капитала.
По Нанкинскому договору 1842 года, Великобритания получила Гонконг как постоянную базу в этом районе мира. А иностранные купцы - право торговать без посредников в пяти портах Китая. Первым среди них стал Шанхай. Договор обеспечивал европейцам неслыханные права и привилегии. Они могли жить в городе, вести торговлю, покупать и строить, создавать промышленные предприятия, фабрики и заводы. Так, первая в Китае железная дорога Шанхай — Нанкин появилась именно здесь в 1874 году. Создание иностранных концессий привело к тому, что Шанхай к началу XX века стал богатейшей колониальной территорией мира.
Шанхай был разделен на сферы влияния. Англичане, французы, американцы возвели здесь свои кварталы. Так появился Бунд — ядро города, иностранный оазис, выросший на заболоченном берегу реки Хуанпу по соседству со старым китайским Шанхаем. Благодаря миллиардным вливаниям западных стран город стал настоящим финансовым, промышленным, и экономическим центром внутри патриархальной страны. Именно в те годы на знаменитой шанхайской набережной выросли шикарные здания иностранных концессий и банков, на долгие годы ставшие символом эпохи колониализма. Этот комплекс – миниатюра столетней истории развития Шанхая. Какие только архитекторы ни работали здесь: немцы, англичане, чехи, французы, китайцы, японцы, американцы. По сей день город слывет «выставкой всемирного зодчества».
С приходом к власти коммунистов в 1949 году офисы большинства иностранных фирм были перенесены в Гонконг. Однако развитие города продолжалось даже в самые неспокойные годы Культурной революции. Для бюджета КНР Шанхай оставался крупнейшим и самым стабильным источником налоговых поступлений. По этой причине разрешение начать реформы он получил позже, чем другие регионы страны.
После того как власти страны в 1992 году санкционировали возобновление рыночного развития экономики Шанхая, город под руководством партии вступил в фазу активного построения капитализма. И лучшего места для демонстрации этого эксперимента было просто не найти.
Сегодня набережная Вайтань и причал на реке Хуанпу, где десятки лет швартовались торговые корабли и рыбачьи джонки, превратились в элегантный променад для тысяч туристов, приезжающих поглазеть на китайское чудо. Вайтань – символ Шанхая. Каждый может убедиться в том, что район Пудун, лежащий на противоположном берегу реки, — это воистину «город будущего». Панорамы других городов, например, Гонконга, могут также служить подобным символом, но все дело в том, что таким Гонконг «был всегда», а шанхайское чудо создано только что, в невероятно короткий срок. Любой зритель, подойдя к полированным перилам набережной, восхитится открывшейся панорамой.
Плоды небывалого экономического роста позволили создать вещи удивительные. Среди небоскребов Пудуна выделяются «открывалка» и «кукуруза». В проекте первого из них, созданного японскими архитекторами, в качестве ключевого элемента предлагалось огромное сквозное круглое отверстие. Но китайцы изменили его форму на другую, хоть и напоминающую ту, что бывает в открывалке для пива, но политически более правильную. «Кукуруза» - 108-этажное здание «Плаза Цзиньмао», до недавнего времени было самым высоким в стране (сегодня его обогнала своими 118 этажами  гонконгская башня ICC). Впрочем, сейчас рядом с «кукурузой» неудержимо строится еще что-то не менее «вавилонское». 53–87 этажи башни занимает роскошная гостиница «Цзиньмаоцзюньюэ». На 88 этаже на высоте 340 метров - огромный смотровой зал, откуда виден весь Шанхай. Захватывающая панорама города открывается и со смотровых площадок  телебашни «Жемчужина Востока». Для любителей острых ощущений одна из этих площадок имеет прозрачный стеклянный пол, нависающий над рукотворной бездной. «Жемчужина Востока» сегодня — самая высокая в Азии и третья в мире телевизионная башня.
Конечно, туристу захочется увидеть и настоящий, исторический Китай. Для таких в северо-восточной части города восстановлен туристический центр Юйюань, путешественник, преодолев красочные искушения бесчисленных лавок и магазинов, доберется до озера. Здесь можно слегка отдохнуть, выпив чашечку чая в Хусиньтине, наблюдая за утками, играющими в воде и пройдя по мосту «девяти зигзагов», посетить традиционный сад, «первое изящество южного края». Все здесь создано по правилам фэн-шуя. Когда проходишь  через многочисленные ворота, галереи и мостики, взору открываются все новые и новые виды и ракурсы, не переставая удивлять. Сад был спроектирован при императоре Цзяцзине в 1559 году.
Но классические произведения градо- и садостроительного искусства не могут заменить картины реального быта китайцев, которые можно увидеть по соседству, на сохранившихся узких старинных улочках города. Хотя это, конечно, далеко не точная копия старого Шанхая, само имя которого стало метафорой, жизнь в таких переулках-хутунах очень своеобразна. Привычные стаи голубей и ворон здесь заменяют воздушные змеи. В дверях лавок красуются грозди плетеных клеточек с певчими сверчками и банки с маленькими живыми черепашками. Вместо бутылок с пивом в руках людей термосы с зеленым чаем. Идущий впереди китаец может ни с того ни с сего остановиться и приступить к выполнению гимнастических упражнений. Кстати, очень полезной «для головы» считается ходьба спиной вперед. Все в подобных районах сосуществует в плотном соседстве по принципу в тесноте, да не в обиде. Как говорят в Китае, близкий сосед лучше дальнего родственника, - приходится жить одной большой семьей.
Алексей ПЕЛЕВИН

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72