туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Бегущие по волнам
Исследования, проведенные компаниями GP Wild и BREA по заказу Европейского круизного совета ECC и Ассоциации круизных портов Средиземного моря MEDKRUSE, говорят о радужных перспективах мирового рынка морских путешествий. На общем фоне Россия пока выглядит бледно.
Тенденции
По данным GP Wild, за последние три года европейский круизный рынок вырос более чем на 40%, а за 10 лет - удвоился. Даже финансовый кризис не оказал на него заметного негативного влияния, так как спрос на круизный туризм в Европе в 2008–2009 годах увеличился как минимум на 10% по сравнению с аналогичным показателем 2007 года. Во время судозаходов в порты Средиземного моря в 2008–2009 годах туристы потратили в общей сложности 2,7 млрд евро (эта сумма включает расходы на проживание, шопинг и экскурсии). В каждом порту турист в среднем тратил 94 евро - примерно на 8% больше, чем в 2007 году. Благодаря круизному туризму генерируются десятки тысяч рабочих мест: в Европе в 2008–2009 годах эта отрасль создала их свыше 300 тысяч. Вице-президент ECC и президент MSC Cruises Пьер Франческо Ваго уверен, что европейская круизная индустрия оказалась устойчивым бизнесом, который может обеспечить значительную экономическую выгоду. По его мнению, основная причина успеха – привлекательность круизного отдыха, который предполагает широкий выбор туров по выгодным ценам, обеспечивает высокие стандарты обслуживания. Первое место среди круизных направлений Европы по-прежнему занимают Средиземноморье и острова Атлантического океана. Порты этих акваторий в 2009 году посетили 23,8 млн круизных туристов, 4,8 млн человек сели в них на лайнеры. В 2009 году в Средиземноморье работало 152 круизных судна, еще 95 – в Северной Европе. 18 из 38 (то есть 46%) круизных судов, которые будут введены в эксплуатацию в период до 2012 во всем мире, предназначены исключительно для бассейнов Средиземного и Черного морей. При этом инвестиции в круизное судостроение составят свыше 7 млрд евро, а пассажировместимость новых лайнеров превысит 84 тысячи человек. В Северной Европе количество круизных пассажиров за последнее время также значительно возросло - на 20%, до 884 тысяч человек, а турпоток в Карибский регион увеличился в 2009 году на 19%, до 1,23 млн человек. Однако, по прогнозам GP Wild Limited, спрос будет меняться. Как считают аналитики, к 2014 году более 80% круизных пассажиров выберут для путешествия большие суда, длина которых составляет не менее 290 метров. Примерно половина строящихся сейчас лайнеров отвечают этому критерию, зачастую их длина достигает 360 метров. Вместе с тем часть специалистов уверена, что морской круизный рынок будет развиваться в нескольких направлениях, одним из которых станет ориентация части потенциальных клиентов на суда малого водоизмещения - вплоть до яхт. Поэтому наиболее вероятно, что новые большие суда направят, в частности, на средиземноморский рынок, а лайнеры меньшего размера выведут в другие регионы плавания. К их числу относят такие пока малоосвоенные региональные рынки, как Адриатика, Красное и Черное моря. В цифрах Число круизных пассажиров во всем мире в настоящее время составляет более 17 млн человек. По сведениям ECC, турпоток только на линиях европейского региона в 2009 году составил 4,8 млн человек. Первое место занимают британцы (31,5% или 1,53 млн человек), второе – немцы (21% или 1,2 млн), а на третьем находятся итальянцы (16% или 790 тысяч человек). Наш вклад
Тот факт, что в разделении мирового «пирога» круизного бизнеса Россия пока принимает мало участия, ни у кого не вызывает сомнения. Причин тому несколько. Из-за неразвитости портовой пассажирской инфраструктуры, несмотря на колоссальный потенциал интереса в самых разных регионах, она принимает крайне мало круизеров из-за рубежа. Ведь иностранцам интересен не только Петербург, но и Камчатка, северные моря, Черное море. И хотя полных сведений нет, общее число зарубежных пассажиров круизных судов в России сегодня вряд ли превышает 500 тысяч человек в год. Для сравнения, только Рим ежегодно принимает свыше 3 млн круизных пассажиров. По количеству участников морских круизов россиянам также похвастать нечем: они сильно уступают многим европейцам. Ориентир на ближайшие годы - 100 тысяч туристов, но даже этого показателя достигнуть будет непросто. Еще одна причина - полное отсутствие круизных судов под российским флагом. Во всех регионах страны некогда успешно работавшие лайнеры проданы, распилены или утрачены. А ведь еще не так давно только судами Черноморского пароходства в круизный сезон совершалось до 300 рейсов и перевозилось 135 тысяч пассажиров. Сейчас же нет практически ни одного круизного судна под флагом РФ, которое бы представляло Россию на международном рынке. В этом отношении уникальным проектом остается паромная линия Санкт-Петербург – Хельсинки, оператором которой является компания St. PiterLine. В настоящее время уже известно, что к парому Princess Maria добавляется второй, а в мае 2011 откроется линия Петербург - Стокгольм (с заходом в Таллин). Кроме того, как заявил генеральный директор ОАО «Сочинский морской торговый порт» Владимир Деркунов, с 2011 года St. PiterLine совместно с Royal Caribbean готова начать выполнять круизы из Сочи на комфортабельном лайнере вместимостью свыше 700 пассажиров. А это означает, что россиян среди пассажиров круизных судов станет значительно больше, поскольку до Средиземного моря из Сочи все-таки много ближе, чем из Петербурга. Если, конечно, реализовать планы позволят портовая и другая транспортная инфраструктура. Балтийский регион
По данным датской консалтинговой компании COWI, регион Балтийского моря демонстрирует самые высокие в мире показатели роста круизного туризма. В год он «прирастает» на 13%, в то время как в среднем по этому направлению туризма показатель составляет 9%. Хороший пример – Копенгаген. За последние несколько лет количество круизных туристов в нем выросло более чем в два раза и перевалило за полмиллиона человек. Но и Петербург смотрится неплохо: в период с 2007 по 2009 год число круизеров в городе на Неве выросло в 1,5 раза. И это далеко не предел. 13 июля 2010 года в «Морском фасаде» Петербурга одновременно пришвартовались 5 круизных лайнеров (Jewel of the Seas, Disney Magic, SC Atlantic, Vision of the Seas, Eurodam), на борту которых находились более 10 тысяч туристов. Петербург уже вошел в число самых популярных направлений и круизных портов мира, и котируется наравне с такими «звездами» этого рынка, как Венеция, Барселона, Амстердам или Рим. Надо сказать, что его популярность объясняется не только собственными заслугами, но и грамотным маркетингом всего региона Балтийского моря. Ведь в 2004 году запущен проект Cruise Baltic, объединивший 19 портов (в том числе Петербург) десяти стран, который продвигает регион на мировом круизном рынке. В 2009 году, к примеру, количество круизных туристов, посетивших порты Балтийского моря, перевалило за 2,3 млн человек, а 19 портов – участников проекта подтвердили свыше 2,2 тысячи судозаходов. И если для столичных городов круизные туристы – не слишком большая часть общего турпотока (в Петербурге – около 20%), то в менее крупных портах пассажиров круизных лайнеров больше, чем обычных туристов. Есть и проблема. В связи с ростом круизного турпотока в Петербурге увеличилось количество небольших компаний, готовых принимать и обслуживать гостей. Директор фирмы «Арктур Тревел» Елена Мальченок сетует, что этот сегмент бизнеса растаскивается мелкими фирмами-«пиратами», работающими через интернет. Ее поддерживает и директор компании «Балтик Тревел» Людмила Кудрявцева: «Ничего не имею против интернета и конкуренции, если она честная. Но когда крупные компании, зарабатывая деньги, вкладывают их в инфраструктуру, а мелкие демпингуют и получают прибыль, это неправильно». Если в Петербурге уже есть что делить, то в Калининграде дела с морскими круизами обстоят неважно. Вернее – практически никак. И причина понятна: несмотря на наличие достопримечательностей и потенциальный интерес туристов, нет необходимой современной инфраструктуры для приема и обслуживания пассажиров круизных судов. Поэтому пока Калининград не может тягаться не только с балтийскими столицами, но и с Клайпедой или Гётеборгом. Северные моря
Если говорить о северных морях России, то к термину «круизы» здесь чаще всего добавляют слово «экспедиционные». Регулярных международных круизных линий, имеющих на постоянной основе в качестве порта захода Мурманск или Архангельск, сейчас нет. За период с 2004 по 2009 год Архангельская область приняла 9 иностранных судов с туристами из Германии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Франции, США и других стран мира, с общей численностью пассажиров около 4 тысяч человек. Такую статистику привела на конференции по морскому туризму в Петербурге министр по делам молодежи, спорту и туризму этого региона Анастасия Старостина. Круизы с россиянами на Соловецкие острова, в которых еще в конце 1980-х годов участвовали до 900 архангелогородцев еженедельно, с продажей в 1997 году Северным морским пароходством последнего из судов и вовсе сошли на нет. Конечно, есть планы продлить паромную линию, которая проходит вдоль норвежского побережья, до Архангельской области с возможностью посещения Мурманска, Соловецких островов, а также традиционных северных деревень Архангельской и Мурманской областей. Есть и проект «Беломорский круиз», предусматривающий развитие в летний период регулярной круизной линии вдоль побережья Белого моря по маршруту Архангельск - остров Мудьюг – Зимнегорский - Соловецкие острова - деревня Летняя Золотица - деревня Лопшеньга - Архангельск. Однако стоит признать, что сейчас для всего северного морского региона России наиболее актуальны именно экспедиционные круизы. Такие, как путешествия на Шпицберген или даже на Северный полюс. Алексей Миронов, генеральный директор Клуба путешествий Special Ассоциации полярников, приводит такие данные: за счет активного сотрудничества правительства Норвегии с круизными компаниями, на Шпицбергене число туристов, посетивших этот удаленный северный регион, увеличилось с 18 тысяч человек в 2000 году до 31 тысячи человек в 2009 году. Картину дополняет следующее. «В полярных регионах экспедиционные круизы выполняют более 15 компаний, но среди них нет ни одной российской, – заявил эксперт. – То есть ни одной компании, зарегистрированной в России, самостоятельно арендующей российские суда и платящей налоги в РФ». По данным ряда организаций, в 2009 году общий пассажиропоток морских круизов в Арктике составил 1,3 млн человек, однако на долю российского сектора пришлось не более 0,1% этой цифры. В Швеции и Норвегии – миллион туристов, в Исландии – свыше 200 тысяч, на Аляске – более 25 тысяч человек. По России данных нет. Мировой рынок просто не знает, насколько богата русская Арктика. Когда многие страны выделяют впечатляющие суммы, исчисляющиеся миллионами долларов, на распространение информации о природных и культурных богатствах своих территорий, Россия долгое время просто запрещала любое распространение информации о своих прибрежных территориях. Увы, сейчас экспедиционные круизы в северных морях России организуют только иностранные компании, которые за рубежом платят и налоги. А деньги в этой сфере крутятся немалые. По оценке эксперта из Клуба путешествий Special, в 2008 году 4 ведущих зарубежных компании организовали в русской части Арктики 11 экспедиционных круизов для более чем тысячи пассажиров (к Северному полюсу, острову Врангеля, Земле Франца-Иосифа и по Северному морскому пути) на общую сумму в 628 млн рублей. «Наш клуб предлагает организовывать экспедиционные круизы с использованием российских судов и с российской компанией-организатором, – говорит Алексей Миронов. - В 2010 году выполнен первый экспедиционный рейс в российскую Арктику, в 2011 году планируются 2–3 пассажирских круиза, а в 2012–2013 годах могут быть выполнены 3–5 круизов на российских судах ледового класса». Причем рейсы поначалу стартуют из Мурманска, а в дальнейшем - из порта Архангельска и портов чукотского и дальневосточного регионов. Но эти планы могут быть реализованы при получении государственной поддержки и оптимальных условиях фрахтования судов. Черное море
На конференции, посвященной развитию отечественного морского туризма, генеральный директор ОАО «Сочинский морской торговый порт» Владимир Деркунов сообщил, что пока количество круизных туристов не превышает 25 тысяч человек. Однако емкость рынка морских круизов по Черному морю он оценивает очень высоко: «Если к возможным пассажирам иностранных круизных операторов прибавить до 200 тысяч причерноморских пассажиров, то в круизный летний сезон по Черному морю можно перевозить до 550 тысяч туристов, а оборот этой отрасли может составить свыше $500 млн. Ведь использование судов в регионе Средиземного и Черного морей возможно на круглогодичной основе, а развитие города как оздоровительного курорта, наряду со строительством нового аэропорта, позволит Сочи превратиться в центр круизного судоходства с возможностью приема здесь как иностранных, так и отправки российских туристов в черноморские (Крымско-Кавказская линия) и средиземноморские круизы». По информации министра транспорта РФ Игоря Левитина, большой интерес к Сочи проявляют греческие судоходные компании. «Строить порт без подписания контрактов на маршруты нельзя, и мы ведем по этому поводу переговоры», – констатирует он позицию властей. Интерес к Черному морю действительно проявляет и Royal Caribbean Cruises, вице-президент которой Джон Терсек, поясняя это, заявил: «Нам нужно больше новых и свежих направлений, так как многие порты Средиземноморья уже перенасыщены». Свою готовность участвовать в круизных проектах, стартующих из Сочи, демонстрируют и крупные российские компании, развивающие это направление. Например, Илья Иткин, генеральный директор Pас Group, говорит: «Этот вариант выгоден по той причине, что до 90% всех российских туристов предпочитают путешествовать в составе «русских» групп, а организовать их удобнее в российском порту». Солидарна с ним и его коллега из фирмы «Метрополис Круиз» Ольга Килимник. «Сочи мы выбрали в качестве базового порта потому, что это один из наиболее удобно расположенных с точки зрения транспортной доступности портов для жителей России, - говорит она. - А с планируемым запуском скоростных поездов он станет привлекать еще больше круизных пассажиров». Кроме Сочи, отличными возможностями по приему и обработке круизных судов на Черном море обладает глубоководный порт Новороссийск. Обслуживание кораблей может благоприятно сказаться на экономике не только города с богатой историей, но и всего Краснодарского края, а при наличии второго порта захода в РФ ставки портовых сборов для круизных судов снижаются вдвое, что экономически привлекательно. Правда, есть «маленькая» загвоздка - в Новороссийске всю туристическую инфраструктуру надо строить с нуля. Пока же Сочи сильно уступает конкурентам. Из 10 круизных портов Черного моря в пяти количество визитов иностранных лайнеров превышает 50, тогда как в Сочи этот показатель в 2009 году составил 30. Бесспорными лидерами в настоящее время являются Ялта и Одесса с 75 судозаходами в 2010 году. Дальневосточный регион
В этом регионе страны круизные проблемы типичны: нет своего флота и соответствующей пассажирской инфраструктуры. А потому и результаты соответствующие. В первом полугодии 2010 года Камчатский край посетило немногим более 2,5 тысячи иностранных туристов из более чем 50 стран мира. Из них только американцев около 700 человек. Однако подавляющее большинство путешественников - поклонники зимних видов отдыха, любители трофейной охоты и спортивной рыбалки. За полгода край посетили только 2 круизных судна, которые прибыли в порт Петропавловска-Камчатского. Это теплоходы «Амстердам» с 880 туристами и «Клипер Одиссей», имевший на борту 106 путешественников. Не слишком популярны в качестве круизных портов и другие города на Дальнем Востоке. И это не очень понятно, так как еще в 2004 году Камчатскую область посетили более 5 тысяч иностранных пассажиров круизных судов (8 судозаходов), которые составили 50% всех иностранных туристов, прибывших на ее территорию. В тот год только одна камчатская турфирма «Пасифик Нетворк» приняла и обслужила 6 экспедиционных круизных судов на Чукотке, по 7 - во Владивостоке и Корсакове (Сахалин) с общей численностью иностранных туристов более 12 тысяч человек. Однако есть и хорошие новости. Поскольку отсюда рукой подать до Японии, весьма перспективно паромное движение. С конца сентября 2010 года на туристов из Японии и Южной Кореи, которые прибывают во Владивосток на пароме Eastern Dream, распространяется режим безвизового въезда на 72 часа. В связи этим изменилось расписание движения парома. Если ранее стоянка в порту приморской столицы ограничивалась сутками, то теперь паром стоит у причальной стенки морского вокзала Владивостока 3 дня. Как считают представители турбизнеса России, Кореи и Японии, эта новинка значительно увеличит турпоток, а также позволит туристам поближе познакомиться с достопримечательностями Владивостока. Перечень портов, через которые допускается въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в страну в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки
Большой порт Санкт-Петербург (Санкт-Петербург) Владивосток (Приморский край) Выборг (Ленинградская область) Калининград (Калининградская область) Корсаков (Сахалинская область) Новороссийск (Краснодарский край) Пассажирский порт Санкт-Петербург (Санкт-Петербург) Сочи (Краснодарский край) По состоянию на конец первого полугодия 2010 года, Росграница сообщает о наличии 76 морских, 9 речных и 2 озерных пунктах пропуска. Наибольшее количество морских находится в Краснодарском крае (11), Приморском крае (9), Ленинградской и Калининградской областях (6 и 5 соответственно). Калининградская область лидирует и по числу пунктов пропуска на реках (4 из 9), а оба озерных расположены в Псковской области.
Динамика числа круизных туристов в Петербурге
2005 2006 2007 2008 2009 2010 Количество судозаходов 398 299 274 362 337 410 Число пассажиров (тысяч человек) 319 305 299 414 434 450 Источник: Большой порт Санкт-Петербург Санкт-Петербург в рейтинге «круизных» городов Северной Европы (количество круизных туристов, тысяч человек)
2007 2008 2009 Клайпеда 37 32 34 Гетеборг - 12 36 Рига 65 50 69 Гданьск 89 124 135 Осло 197 240 270 Хельсинки 260 360 360 Таллин 292 376 416 Петербург 299 414 435 Стокгольм 281 363 447 Копенгаген 502 560 675 Материалы рубрики подготовил Владимир СЕРГАЧЕВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|