Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2011
« Вернуться к журналу  

Авиационная столица России
Ульяновская область, на территории которой расположены ведущие отечественные предприятия авиационной отрасли, формирует условия для инновационного развития, реализации прорывных проектов, привлечения инвестиций. А сам Ульяновск, который в этом году объявлен Культурной столицей СНГ, тем временем претендует еще на один почетный титул – авиационной столицы России.

ИНФОЦИФРА
7 гражданских авилайнеров были построены в России в 2010 году. Президент РФ Дмитрий Медведев назвал эту цифру «унылой».
По данным Росавиации, коммерческий парк гражданских воздушных судов РФ, имеющих сертификат летной годности, насчитывает 2027 единиц, в том числе 394 иностранного производства.
«И это не пустые притязания на столичный статус, а реальность, - комментирует губернатор и председатель правительства Ульяновской области Сергей Морозов. - Идея придания Ульяновску статуса авиационной столицы – это серьезная возможность использования уникального потенциала, которым обладает регион в сфере авиации, структурирования разрозненных авиационных проектов и достижения синергетического эффекта. Это способ программного решения текущих вопросов, связанных с развитием авиации, а также позиционирования Ульяновской области как технологически продвинутого региона и региона с благоприятным климатом для инвестиций и инноваций».
Инвестиционное законодательство, принятое в регионе, - одно из наиболее лояльных в стране. Действует режим благоприятствования инвесторам, включающий систему налоговых льгот и субсидий. Проектам, получившим статус «особо значимых», будут предоставляться расширенный перечень форм поддержки: нулевая ставка по налогу на имущество организаций, пониженная ставка налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, освобождение от транспортного налога.
По итогам 2010 года регион стал лидером в Приволжском федеральном округе и вторым в стране по показателям промышленного производства. Одной из ключевых в промышленном секторе Ульяновской области является авиастроительная отрасль. В последние годы она демонстрирует хорошую динамику в части модернизации и развития.
В 2009 году был создан консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер Ульяновск – Авиа», в который вошли 23 предприятия и организации. В рамках кластера реализуется ряд крупных проектов. В начале 2011 года в небо поднялся опытный лайнер Ту-204СМ, на который уже есть заказы от российских перевозчиков, в частности, от авиакомпании Red Wings. Объемы заказов на сегодняшний день – более 40 машин. Поставки лайнеров должны состояться в 2012–2016 годах.
При поддержке государства на предприятии ведется работа по подготовке производства изделия «476» - речь идет о новой модификации лайнера Ил-76. Опытный образец самолета должен быть построен к концу года.
На базе ЗАО «Авиастар-СП» планируется строительство завода по производству крыльев из композиционных материалов для перспективных гражданских воздушных судов, прежде всего, магистрального самолета МС-21 и Sukhoi Superjet. Кроме того, ведется работа по созданию базы для производства комплектующих изделий к самолету МС-21. Первый лайнер этого типа может взлететь уже в 2014 году, а в 2016 году планируется его выход на рынок. Как ожидается, МС-21 составит конкуренцию таким популярным воздушным судам, как «Боинг-737» и «Эйрбас-320».
Еще одно важное начинание - подготовка к реализации без преувеличения уникального проекта конвертации пассажирских самолетов Airbus A320/321 в грузовые на «Авиастаре». Первый самолет должен пройти конвертацию в Дрездене не позднее 2012 года, а на 2013 год намечен запуск серийного производства. На этом же предприятии планируется возобновить выпуск воздушных «грузовиков»-гигантов Ан-124-100. Авиакомпания «Волга-Днепр» уже разместила заказ на производство 20 «Русланов» и еще 20 самолетов этого типа – в качестве опциона. Как утверждают представители «Авиастара», для возобновления производства в общей сложности необходимо 50–60 твердых заказов. Ожидается, что выпуск новых Ан-124-100 начнется в 2016 году.
«Важными факторами в создании благоприятного инвестиционного климата являются заинтересованный диалог бизнеса и власти, формирование атмосферы открытости и прозрачности, осуществление информационного обмена, - считает Сергей Морозов. - Эти задачи призван решить проводимый в Ульяновске на аэродроме Восточный 22–23 апреля 2011 года Международный авиатранспортный форум – деловая площадка для обсуждения ключевых вопросов формирования стратегии и тактики развития авиационного транспорта и смежных отраслей». Девиз этого мероприятия, отраженный на его логотипе – «Ульяновск к взлету готов». Планируется, что форум станет традиционным и будет проводиться раз в два года, чередуясь с международным аэрокосмическим салоном в подмосковном Жуковском. «Проведение мероприятия такого масштаба не в столице, а в нашем регионе – это свидетельство растущей роли Ульяновской области в авиационной жизни страны», - подчеркивает Сергей Морозов.
Как планируется, на нынешний форум приедут около 500 человек: представители федеральных государственных органов, первые лица авиапредприятий, специалисты и консультанты отрасли, гости из России, Франции, Германии и других стран, представители СМИ. В рамках мероприятия ожидается подписание важных стратегических соглашений о сотрудничестве с крупнейшими федеральными компаниями авиационного сектора.
Врез 1
ВАЖНО
Политэкономика
В Ульяновске реализуется масштабный инфраструктурный проект – создается так называемая особая экономическая зона портового типа, открывающая новые возможности для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов. Резиденты ПОЭЗ получают льготы по налогу на имущество, налогу на прибыль, земельному налогу, НДС, а также освобождаются от уплаты таможенных пошлин. Вся инженерная и транспортная инфраструктура здесь создается за счет бюджетных средств.
Врез 2
ФОКУС: ТЕРМИН
Особая экономическая зона портового типа
ОЭЗ - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг - как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе ульяновского аэропорта Восточный является ее близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создает предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Кто есть кто
Ту-204СМ
Авиалайнер Ту-204 считается одним из символов современного отечественного авиастроения, хотя его проектирование началось еще в 1970-х годах. Прототип самолета поднялся в небо в 1989 году, а основные заводские испытания завершились к 1993 году. Ожидалось, что Ту-204 должен был стать таким же массовым, как и его предшественник Ту-154. Но в силу ряда причин, в частности, из-за высокой стоимости по сравнению с подержанной импортной авиатехникой, этого не произошло. С начала серийного производства в 1990 году было изготовлено чуть более 60 самолетов этого типа. 
Ту-204СМ является глубокой модернизацией Ту-204. По сравнению с предшественником у него увеличен максимальный взлетный вес, обновлено оборудование, улучшены интерьеры пассажирского салона. Лайнер оснащен двигателями ПС-90А2, надежность которых в полтора-два раза превосходит прототип ПС-90А. Самолет может находиться в воздухе без дозаправки около девяти часов. Дальность полета Ту-204 СМ составляет около 4 тысяч км в 2-классной компоновке (всего 174 кресла).
Новое навигационное и приборное оборудование позволило сократить состав экипажа до двух человек (прежде в экипаже работал бортинженер), что соответствует современным мировым стандартам машин такого класса. В сравнении с базовым самолетом у Ту-204СМ на 10–12% улучшены топливная экономичность и эксплуатационная технологичность.
Первый испытательный полет нового лайнера Ту-204СМ состоялся в ульяновском аэропорту Восточный 29 декабря 2010 года. В середине января 2011 года на совещании заместителя председателя правительства РФ Сергея Иванова с участием представителей Министерства транспорта, Министерства промышленности и торговли, Министерства экономики России, а также руководителей ОАО «ОАК» и ЗАО «Авиастар-СП» было принято решение о финансовой поддержке проекта и начале серийного производства самолетов.
ЗАО «Авиастар-СП» подготовлена программа производства воздушных судов на период до конца 2016 года, которая позволит предприятию выпускать от шести до восьми самолетов в год, увеличить количество сотрудников на тысячу человек. По предварительным оценкам, стоимость коммерческой сделки составит порядка 50 млрд рублей. Ту-204СМ должен стать одним из основных лайнеров, выпускаемых на ульяновском авиапредприятии.
МС-21
Название этого авиалайнера расшифровывается как «Магистральный самолет XXI века». Предполагается, что проект ближне-среднемагистрального пассажирского самолета должен прийти на смену Ту-154 и семейству Ту-204, составив конкуренцию зарубежным «Боингам-737» и «Эйрбас-320». Программа разрабатывается совместно ОКБ имени Яковлева и корпорацией «Иркут» («Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» в феврале 2008 года отказался от участия в проекте). Ее стоимость оценивается приблизительно в 190 млрд рублей, причем порядка 70 млрд рублей должно внести государство.
Предполагается создание семейства самолетов, отличающихся по длине и пассажировместимости — 150, 180, 210 мест (в «компоновке повышенной плотности» - соответственно 162, 198 и 230 мест). Дальность полета со 100% пассажирской загрузкой в одноклассной компоновке – 5–5,5 тысячи километров. МС-21 будет оснащаться маршевыми двигателями PW1000G компании Pratt&Whitney. В будущем предполагается установка на самолет перспективных российских двигателей ПД-14, создаваемых пермским ОАО «Авиадвигатель». Разработкой нового крыла МС-21 занимается компания Гражданские самолеты Сухого, работами по фюзеляжу — корпорация «Иркут» и ОКБ имени Яковлева. Хвостовую часть проектирует КБ Бериева. Ожидается, первый полет лайнер совершит в 2014 году, сертификация по российским нормам завершится в 2015 году, по международным — в 2016 году, поставки начнутся с 2016 года. Площадкой окончательной сборки определен Иркутский авиазавод.
Летом прошлого года было объявлено о том, что малайзийская авиакомпания Crecom Burj Resources подписала твердый контракт на поставку 50 самолетов (25 бортов МС-21-200 и 25 бортов МС-21-300). Сумма контракта составляет $3,4 млрд. Поставки самолетов планируются в 2016—2020 годах.
Кроме того, руководство «Аэрофлота» сделало заявление о том, что через десять лет в парке авиаперевозчика будет 126 отечественных лайнеров, в том числе 50 среднемагистральных самолетов МС-21.
SSJ-100
Sukhoi Superjet 100 (сертификационное название семейства самолетов RRJ — Russian Regional Jet) — российский ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный компанией «Гражданские самолеты Сухого» совместно с рядом зарубежных производителей. В настоящее время это один из наиболее известных проектов, который реализуют отечественные авиастроители.
Семейство Sukhoi Superjet 100 состоит из двух вариантов авиалайнера -  на 75 и 95 пассажиров (может меняться в зависимости от компоновки салона) с максимальной дальностью полета от 2,9 до 4,6 тысячи километров. Компоновка: пять кресел в ряду. Прорабатываются варианты изготовления самолета с конфигурацией бизнес- и VIP-класса, а также лайнеров с увеличенной длиной фюзеляжа и пассажировместимостью. Главные конкуренты SSJ — самолеты Embraer серии E-Jet, Bombardier серии CRJ, ARJ21, Ан-148, Ан-158, Ту-334.
За счет новых конструкторских решений и применения новых материалов повышенной износостойкости, согласно расчетам, обеспечен ресурс планера «Суперджета» в 70 тысяч летных часов при среднемировом показателе в 30 тысяч летных часов
История развития этого проекта такова. В 2000 году ОАО «Компания «Сухой» приняла решение разработать пассажирский самолет для ближних и средних линий, для чего в том же году в составе холдинга «Сухой» было создано закрытое акционерное общество «Гражданские самолеты Сухого» (ЗАО «ГСС»). Лайнер получил название «Российский региональный самолет» (Russian Regional Jet). В декабре 2002 года были заключены долгосрочные контракты о сотрудничестве с корпорацией «Боинг» и французской фирмой Snecma, совместно с НПО «Сатурн» начавшей разработку двигателя для RRJ. В апреле 2004 года Международный авиационный комитет принял от ГСС заявку на получение для RRJ сертификата типа.
В феврале 2005 года в Комсомольске-на-Амуре был создан филиал ГСС. Через два года первый RRJ с бортовым номером  97002 был доставлен на Ан-124 из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский для проведения статических испытаний в ЦАГИ. В 2006 году на авиасалоне в Фарнборо компания «Сухой» представила официальное название самолета, созданного по проекту RRJ — Sukhoi Superjet 100.
Первый полет «Суперджет» совершил 19 мая 2008 года. В июне 2009 года второй Sukhoi Superjet 100 с бортовым номером 97003 принял участие в международном авиасалоне в Ле-Бурже, а в августе — в Международном авиакосмическом салоне в Жуковском. В июле 2009 года в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет летного экземпляра с бортовым номером 95004, полностью оснащенного всеми системами и пассажирским салоном. Четвертый опытный самолет с номером 95005 выполнил свой премьерный полет в 2010 году и присоединился к программе сертификационных испытаний. В июле лайнер принял участие в международном авиасалоне в Фарнборо.
3 февраля 2011 авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета выдал ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» сертификат типа на самолет Sukhoi SuperJet-100.
В настоящее время в разной степени готовности в производстве находятся 17 серийных самолетов, пять из которых — в цехе окончательной сборки. Первый серийный Sukhoi Superjet 100 №95007 передан на испытания и окрашен в фирменные цвета заказчика - компании Armavia. Этот борт получил имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина.. Второй серийный самолет №95008 окрашен в цвета «Аэрофлота», он носит имя выдающегося летчика Михаила Водопьянова. «Аэрофлот» уже поставил Superjet в расписание своих полетов. Первый рейс Москва - Нижний Новгород должен быть выполнен 15 мая.

Крылья России и не только
28 марта в Москве были объявлены лауреаты 14-ой национальной премии «Крылья России» за 2010 год. В конкурсе приняли участие 37 авиакомпаний и 12 туроператоров. Впервые среди номинантов оказались не только российские, но и иностранные перевозчики.
В четырех категориях номинации «Авиакомпания года — пассажирский перевозчик на внутренних воздушных линиях» лучшими были признаны компании «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр Экспресс» и «ВИМ-авиа».  Победителем в номинации «Авиакомпания года — пассажирский перевозчик на международных регулярных воздушных линиях» стал «Аэрофлот».
По итогам интернет-голосования пассажиров авиакомпания Emirates победила в номинации «Зарубежная авиакомпания года — лидер пассажирских симпатий». Также впервые появилась номинация «Авиакомпания года — чартерный пассажирский перевозчик», в которой победу одержали «Оренбургские авиалинии». Они же получили премию в новой номинации «Российская авиакомпания — лидер в развитии интернет-технологий — по выбору пассажиров», а также стали лидером пассажирских симпатий. 
Лауреатом номинации «Туроператор года — партнер воздушного транспорта» стала компания Tez Tour, а дипломантами – Pegas Touristik и Coral Travel.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72