туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Поперек фарватера Регулирующее сферу водного туризма России законодательство не всегда отвечает требованиям современности, а подчас откровенно тормозит его развитие. Яркий пример приводит министр по делам молодежи, спорту и туризму правительства Архангельской области Анастасия Старостина: «Длительная процедура получения разрешений и долгие сроки согласований на осуществление судозаходов в территориальные воды России привели к тому, что в 2010 году так и не было получено разрешение на осуществление трех заходов шведского судна «Ориго», в то время как ходатайство по этому поводу было направлено еще в декабре 2009 года». Заместитель генерального директора Санкт-Петербургского государственного учреждения «Управление водного транспорта» Владимир Родионов, считает, что развитие въездного яхтенного туризма действительно тормозят правовые вопросы. Процесс получения разрешений на заход яхты или катера под иностранным флагом во внутренние воды России занимает до 60 дней, поэтому желающих заняться им мало. По мнению генерального директора Международного балтийского парусного союза Сергея Тимашкова, в законе о яхтинге необходимо изменить сам статус такого транспортного средства. По его мнению, по статусу яхта должна быть приравнена к автомобилю, а не к круизному судну. Есть сложности и другого плана: по европейским стандартам однодневный переход яхты составляет 50 миль, а расстояние от портов даже близлежащей Финляндии до Петербурга гораздо больше. Без объединения Петербурга и Ленинградской области в разработке программы организации портов подхода (Выборг, Приморск и других) развитие яхтенного туризма невозможно. Выступая на круглом столе, посвященном вопросам правового обеспечения водного туризма в России, вице-президент РСТ Сергей Корнеев отметил некоторые законодательные пробелы в сфере организации стоянок и марин. По российским правовым нормам, гражданин, приобретающий плавсредство (катер, яхту и т. д.), может их эксплуатировать, только базируясь на какой-либо стоянке. Однако никаких норм, которые бы обязывали владельцев подобных стоянок заключать договоры или регулировали бы их условия, нет. И когда конкуренция между маринами отсутствует, хозяева просто диктуют свои условия, какими бы они ни были. Решением проблемы могло бы стать появление муниципальных стоянок, находящихся в ведении местного органа самоуправления. «Если местные власти смогут оборудовать хотя бы простейшие места для причаливания, то только одно это превратит каждый населенный пункт в объект водного туризма, - считает Сергей Корнеев. - Как это и происходит во всех зарубежных городах. Но по большому счету необходима отдельная программа создания инфраструктуры яхтенного туризма, предусматривающая помощь в решении вопросов землеотвода, согласований». На развитие морского круизного туризма, безусловно, благоприятно повлияло постановление правительства РФ от 7 мая 2009 года №397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки». Согласно этому документу, иностранные туристы, прибывающие в Россию на паромах, имеют право находиться на территории страны 72 часа без оформления виз. В результате 8 портов России получили такое право, и опыт «Морского фасада» в Петербурге показывает, что этот шаг действительно ведет к значительному росту турпотока. Но Мурманск, например, который вполне мог бы стать одним из круизных портов страны, в этот список не вошел. Однако и в этой бочке меда не обошлось без ложки дегтя. Речь идет о миграционных формальностях - регистрации. Пока даже пассажиры круизных судов и паромов, имеющие право безвизового пребывания, должны быть зарегистрированы. По причине введенных в 2010 году правил прохождения пограничного контроля в порту (процедура регистрации миграционных карт) значительно увеличилось время схода пассажиров на берег, возникли трудности с соблюдением расписания входа в музеи и выполнения программ пребывания гостей на берегу. Это зачастую вызывает недопонимание и конфликтные ситуации, поскольку и без того точные списки пассажиров есть на каждом судне. А в отношении зарубежных яхтсменов существующее в нашей стране законодательство вообще невыполнимо, так как согласно ему они обязаны вставать на учет в каждом пункте швартовки. Как это сделать, в то время как яхта стоит в нем от силы один день, и где ее хозяин должен искать в незнакомом городе чужой страны пункт по регистрации, закон умалчивает. Вместе с тем желание изменить существующее положение, в том числе и в сфере законодательства, есть. Во всяком случае, состоявшаяся в Петербурге летом 2010 года крупная конференция по водным видам туризма в резолюции выдала много рекомендаций. В частности, в них шла речь о порядке пересечения российско-польской границы в Калининградском (Вислинском) заливе и открытии пункта пропуска в Балтийске для пассажирского сообщения, а также об оборудовании водных сезонных пассажирских пунктов пропуска через государственную границу РФ. К их числу отнесли пункты в Мамоново (Краснофлотская гавань), на Балтийской косе (Балтийск - Пяски), реке Лаве (Правдинск - Стопки), Мазурском канале, озере Выштинец, в поселке Рыбачий и в Зеленом мысе (все – Калининградская область). Еще два таких пункта рекомендовано открыть в Камчатском крае (в селе Никольское и на Командорских островах). Кроме того, конференция рекомендовала включить в перечень портов для 72-часового безвизового въезда порт Балтийска, который принимает и грузовые, и пассажирские паромы. Есть намерение включить в этот список порты Советска, Светлого, городов Пионерский и Рыбачий. Инфографика 8 портов России принимают иностранных туристов, прибывающих в Россию на паромах и имеющих право находиться на территории страны 72 часа без оформления виз. Владимир СЕРГАЧЕВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|