туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Первые залпы войны
Один из экспертных прогнозов на ближайшее будущее – резкий рост конкуренции существующим системам онлайн-бронирования со стороны авиакомпаний. По некоторым оценкам, уже к 2015 году до 60% билетов перевозчики будут продавать напрямую через собственные интернет-ресурсы. Экономия на GDS
Первыми залпами грядущей войны уже обменялись американские участники рынка. Мировой лидер онлайн-бронирований в этом сегменте компания Expedia сняла с продажи в своих электронных сетях билеты третьего по размеру перевозчика США - American Airlines. Теперь при пользовательских запросах на многих направлениях появляются только предложения конкурентов, особенно часто - авиакомпании United. Непосредственным поводом для столь радикальной меры стало судебное решение в пользу American Airlines, которая таким образом добилась одностороннего прекращения сотрудничества с сетевым онлайн-ресурсом Orbitz. В начале ноября прошлого года авиакомпания решила пересмотреть условия ранее заключенного контракта с Orbitz, а в качестве рычага давления пригрозила, что прекратит поставлять данные по своим тарифам и опционам. Кстати, 48% акций Orbitz принадлежат компании Travelport, которая владеет сразу двумя крупными GDS — Galileo и Worldspan. Руководство Expedia, крайне обеспокоенное судебным прецедентом в отношении Orbitz, сделало публичное заявление, осудив позицию American Airlines, которая, по мнению Expedia, «продемонстрировала намерение вести бизнес с онлайн-агентствами только по новой модели, которую можно назвать антипассажирской, поскольку она не предоставляет выбора». Справедливости ради следует отметить диаметрально противоположные роли, сыгранные участниками другой конфликтной ситуации между владельцем GDS и авиаперевозчиком, которая к тому же и завершилась совершенно иначе. Компания Amadeus, владелец одноименного GDS-ресурса, ссылаясь на то, что авиакомпания «Эйр Астана» нарушила одно из условий контракта, уведомила ее о прекращении предоставления услуг дистрибуции с 21 января 2011 года. Казахстанский авиаперевозчик тут же оспорил предполагаемое нарушение и попросил Amadeus отозвать уведомление о расторжении контракта. Отзыва не последовало, и «Эйр Астана» возбудила судебный процесс против Amadeus. 3 февраля испанский гражданский суд удовлетворил иск против Amadeus в пользу «Эйр Астана». Билеты этой авиакомпании вновь можно забронировать и приобрести по всему миру через дистрибутивную систему Amadeus. Испанское правосудие, по мнению казахстанских СМИ, наглядно продемонстрировало мировому сообществу свою независимость и объективность. Тарифная дискриминация
Казалось бы, в условиях обостряющейся рыночной конкуренции по классическим канонам экономической науки должны выигрывать потребители. Однако не тут-то было. Если GDS и сетевые консолидаторы, занимающиеся продажей авиабилетов, предоставляют своим агентам и обычным пользователям в целом унифицированные тарифы, никого не дискриминируя, то авиакомпании ведут себя иначе. Тезис о «новой антипассажирской модели авиаперевозчиков», запущенный в обиход с подачи Expedia, начинает находить все больше сторонников. Особенно много нареканий звучит со стороны граждан Соединенного Королевства. «Мне надо было забронировать обратный билет из лондонского Хитроу в Чикаго, - пишет корреспондент журнала Observer. – На сайте United Airlines, чье доменное имя заканчивалось на com, я обнаружил довольно значительный выбор кресел экономического класса на нужном мне рейсе, в том числе с опционами дополнительного места для ног с доплатой в 99 фунтов стерлингов. А вот сайт unitedairlines.co.uk давал значительно меньше бюджетных мест на тот же рейс, без каких-либо опционов и дороже: самый дешевый билет стоил 465 фунтов стерлингов без налогов и сборов, в то время как на домене com. они продавались по 436 фунтов стерлингов – на 7% дешевле». На этом проблемы не заканчивались: unitedairlines.co.uk принимал деньги только с платежных карточек, эмитированных американскими банками. В ответном заявлении американская авиакомпания сделала допущение, что «тарифы могут несколько различаться в разных странах, но они консолидированы на территории Великобритании. Мы предлагаем точно такие же тарифы британским турагентствам, как и наш интернет-ресурс unitedairlines.co.uk». Для объединенной Европы это весьма шаткая аргументация. Почему гражданин США платит за точно такой же уровень услуг авиаперевозчика меньше, чем англичанин, жителям туманного Альбиона не просто непонятно – оскорбительно. Британская печать отметила, что в подобного рода практике пользователи уличили также Virgin Atlantic, Air New Zealand и целый ряд других авиакомпаний. «Похоже, что она вообще широко распространена в этой отрасли», - делает вывод Observer. Особое возмущение вызвала «непатриотическая позиция» британского авиаперевозчика Virgin Atlantic. «Я сейчас живу в США и регулярно летаю из Лондона во Флориду и обратно, - поделился мнением Брэдли Найт, владелец лондонской строительной фирмы Vast Construction. – Раньше я всегда старался летать лайнерами Virgin, учитывая высокое качество ее сервиса на борту. Однако платежи за билеты в фунтах стерлингов в зависимости от доменных ресурсов стали взиматься примерно на 20% дороже. Ту же самую тактику избрали и некоторые другие авиакомпании. Недавно я летел из Лондона в Лас-Вегас, потом оттуда во Флориду и обратно в Лондон. Если бы заплатил в фунтах на британском варианте веб-сайта Virgin Atlantic, я бы потратил около 1400 фунтов стерлингов. Но поскольку у меня есть американская дебетовая карточка, и я заплатил по ней на virgin-atlantic.com, все путешествие обошлось мне в 700 фунтов стерлингов». Уличают авиаперевозчиков и в том, что они порой намеренно не сообщают о некоторых дополнительных услугах на интернет-сайтах, вынуждая пассажиров к покупке опционов (взять хотя бы то самое дополнительное пространство для ног в салоне) на регистрационной стойке за более высокую цену. Считается, что пассажиры, уже отправившиеся в путь, более склонны заплатить дороже. Управление гражданской авиации Великобритании отказалось давать комментарии по поводу тарифных ухищрений, к которым прибегает та или иная конкретная авиакомпания. Но признало, что «англичане, возможно, оказались сильнее, чем граждане других государств, подвержены таким эксцессам, поскольку несколько лет назад процесс формирования авиатарифов в стране подвергся полной либерализации. Нет никаких регуляторов, ограничивающих свободную конкуренцию в этой сфере… Это рынок, и если авиакомпания предлагает американцам или гражданам других стран более выгодные тарифы, она имеет на это право. Данная практика не является незаконной». Собственно, отсутствие регулирующих функций государства породило и российский беспредел тотальной «либерализации авиатарифов». Нам эта схема до боли знакома. В тему Заклятые партнеры Как известно, бронирование и покупка авиабилетов в онлайн-агентствах проходят через GDS, которым авиакомпании также отчисляют определенную сумму за каждый сегмент бронирования. Однако перевозчики все чаще начинают экономить, сокращая сотрудничество с GDS и посредническими сетевыми ресурсами. Например, American Airlines разработала систему прямого соединения (Direct Connect), которая позволяет онлайн-агентствам напрямую брать данные по тарифам и другую необходимую информацию непосредственно из системы перевозчика. Стремительно растет и число прямых онлайн-продаж потребителям через собственные интернет-сайты авиакомпаний. Мощный рывок Швейцарский туроператор Kuoni Group к нынешнему лету может превратиться в одного из ведущих в мире игроков на рынке туристических онлайн-продаж. Этот прорыв совершается благодаря сделке с холдингом Travelport, который согласился уступить швейцарцам за $750 млн свое подразделение Gullivers Travel Associates (GTA), чья специализация – услуги по онлайн-бронированию гостиничных номеров и авиабилетов. Окончательное соглашение должны подписать в апреле 2011 года, а окончательные расчеты произвести после 5 мая. Продажа GTA необходима для того, чтобы сосредоточить усилия на основной деятельности компании, а выручка от реализации «дочки» пойдет на погашение банковской задолженности Travelport, - заявил президент этого холдинга Джефф Кларк. По состоянию на 30 сентября 2010 года она составляла $2,76 млрд. «Для Kuoni приобретение такой технологической платформы станет серьезным прорывом», – считает генеральный директор компании «Мегаполюс турс» Эдуард Кузнецов. – Хочу также отметить, что GTA – одно из наиболее прибыльных подразделений компании Travelport». |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|