Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2011
« Вернуться к журналу  

Первые залпы войны
Один из экспертных прогнозов на ближайшее будущее – резкий рост  конкуренции существующим системам онлайн-бронирования со стороны авиакомпаний. По некоторым оценкам, уже к 2015 году до 60%  билетов перевозчики будут продавать напрямую через собственные интернет-ресурсы.
Экономия на GDS
Первыми залпами грядущей войны уже обменялись американские участники рынка. Мировой лидер онлайн-бронирований в этом сегменте компания Expedia сняла с продажи в своих электронных сетях билеты третьего по размеру  перевозчика США - American Airlines. Теперь при пользовательских запросах на многих направлениях появляются только предложения конкурентов, особенно часто -  авиакомпании United.
Непосредственным поводом для столь радикальной меры стало судебное решение в пользу American Airlines, которая таким образом добилась одностороннего прекращения сотрудничества с сетевым онлайн-ресурсом Orbitz. В начале ноября прошлого года авиакомпания решила пересмотреть условия ранее заключенного контракта с Orbitz, а в качестве рычага давления пригрозила, что прекратит поставлять данные по своим тарифам и опционам. Кстати,  48% акций  Orbitz принадлежат компании Travelport, которая владеет сразу двумя крупными GDS — Galileo и Worldspan.
Руководство Expedia, крайне обеспокоенное судебным прецедентом в отношении Orbitz, сделало публичное заявление, осудив позицию American Airlines, которая, по мнению Expedia, «продемонстрировала намерение вести бизнес с онлайн-агентствами только по новой модели, которую можно назвать антипассажирской, поскольку она не предоставляет выбора».
Справедливости ради следует отметить диаметрально противоположные роли, сыгранные участниками другой конфликтной ситуации между владельцем GDS и авиаперевозчиком, которая к тому же и завершилась совершенно иначе. Компания Amadeus, владелец одноименного GDS-ресурса, ссылаясь на то, что авиакомпания  «Эйр Астана»  нарушила одно из условий контракта, уведомила ее о прекращении предоставления услуг дистрибуции с 21 января 2011 года. Казахстанский авиаперевозчик тут же оспорил предполагаемое нарушение и попросил Amadeus отозвать уведомление о расторжении контракта. Отзыва не последовало, и «Эйр Астана» возбудила судебный процесс против Amadeus.
3 февраля  испанский гражданский суд удовлетворил иск против Amadeus в пользу «Эйр Астана». Билеты этой авиакомпании вновь можно забронировать и приобрести по всему миру через дистрибутивную систему Amadeus. Испанское правосудие, по мнению казахстанских СМИ, наглядно продемонстрировало мировому сообществу свою независимость и объективность.
Тарифная дискриминация
Казалось бы, в условиях обостряющейся рыночной конкуренции по классическим канонам экономической науки должны выигрывать потребители. Однако не тут-то было. Если GDS и сетевые консолидаторы, занимающиеся продажей авиабилетов, предоставляют своим агентам и обычным пользователям  в целом унифицированные тарифы, никого не дискриминируя, то авиакомпании ведут себя иначе. Тезис о «новой антипассажирской модели авиаперевозчиков», запущенный в обиход с подачи Expedia,  начинает находить все больше сторонников.
Особенно много нареканий звучит со стороны граждан Соединенного Королевства. «Мне надо было забронировать обратный билет из лондонского Хитроу в Чикаго, - пишет корреспондент журнала Observer. – На  сайте United Airlines, чье доменное имя заканчивалось на com, я обнаружил довольно значительный выбор кресел экономического класса на нужном мне рейсе, в том числе  с опционами  дополнительного места для ног  с доплатой в 99 фунтов стерлингов. А вот сайт unitedairlines.co.uk  давал значительно меньше бюджетных мест на тот же рейс,  без каких-либо опционов и дороже: самый дешевый билет стоил 465 фунтов стерлингов без налогов и сборов, в то время как на домене com. они продавались по 436 фунтов стерлингов – на 7% дешевле». На этом проблемы не заканчивались: unitedairlines.co.uk принимал деньги только  с платежных карточек, эмитированных американскими банками.
В ответном заявлении американская авиакомпания сделала допущение, что «тарифы могут несколько различаться в разных странах, но они консолидированы на территории Великобритании. Мы предлагаем точно такие же тарифы британским турагентствам, как и наш интернет-ресурс unitedairlines.co.uk».
Для объединенной Европы это весьма шаткая аргументация. Почему гражданин США платит за точно такой же уровень услуг авиаперевозчика меньше, чем англичанин, жителям туманного Альбиона не просто непонятно – оскорбительно. Британская печать отметила, что в подобного  рода практике пользователи уличили также Virgin Atlantic, Air New Zealand и целый ряд других авиакомпаний. «Похоже, что она вообще широко распространена в этой отрасли», - делает вывод Observer.
Особое возмущение вызвала «непатриотическая позиция» британского авиаперевозчика Virgin Atlantic. «Я сейчас живу в США и регулярно летаю из Лондона во Флориду и обратно, - поделился мнением Брэдли Найт, владелец лондонской строительной фирмы Vast Construction. – Раньше я всегда старался летать лайнерами Virgin, учитывая высокое качество ее сервиса на борту. Однако платежи за билеты в фунтах стерлингов в зависимости от доменных ресурсов стали взиматься примерно на 20% дороже. Ту же самую тактику избрали и некоторые другие авиакомпании. Недавно я летел из Лондона в Лас-Вегас, потом оттуда во Флориду и обратно в Лондон. Если бы заплатил в фунтах на британском варианте веб-сайта Virgin Atlantic, я бы потратил около 1400 фунтов стерлингов. Но поскольку у меня есть американская дебетовая карточка, и я заплатил по ней на virgin-atlantic.com, все путешествие обошлось мне в 700 фунтов стерлингов».
Уличают авиаперевозчиков и в том, что они порой намеренно не сообщают о некоторых дополнительных услугах на интернет-сайтах, вынуждая пассажиров к покупке опционов (взять хотя бы то самое дополнительное пространство для ног в салоне) на регистрационной стойке за более высокую цену. Считается, что пассажиры, уже отправившиеся в путь, более склонны заплатить дороже.
Управление гражданской авиации Великобритании отказалось давать комментарии по поводу тарифных ухищрений, к которым  прибегает та или иная конкретная авиакомпания. Но признало, что «англичане, возможно, оказались сильнее, чем граждане других государств, подвержены таким эксцессам, поскольку несколько лет назад процесс формирования авиатарифов в стране подвергся полной либерализации. Нет никаких регуляторов, ограничивающих свободную конкуренцию в этой сфере… Это рынок, и если авиакомпания предлагает американцам или гражданам других стран более выгодные тарифы, она имеет на это право. Данная практика не является незаконной».
Собственно, отсутствие регулирующих функций государства породило и  российский беспредел тотальной «либерализации авиатарифов». Нам эта схема до боли знакома.

В тему
Заклятые партнеры
Как известно, бронирование и покупка авиабилетов  в онлайн-агентствах проходят через GDS, которым авиакомпании также отчисляют определенную сумму за каждый сегмент бронирования. Однако перевозчики все чаще начинают экономить, сокращая сотрудничество с GDS и посредническими сетевыми ресурсами. Например, American Airlines разработала систему прямого соединения (Direct Connect), которая позволяет онлайн-агентствам напрямую брать данные по тарифам и другую необходимую информацию непосредственно из системы перевозчика. Стремительно растет и число прямых онлайн-продаж потребителям через  собственные интернет-сайты авиакомпаний.

Мощный рывок
Швейцарский туроператор Kuoni Group  к нынешнему лету может превратиться в одного из  ведущих в мире игроков на  рынке туристических онлайн-продаж. Этот прорыв совершается благодаря сделке с холдингом Travelport, который согласился уступить швейцарцам за $750 млн свое подразделение Gullivers Travel Associates (GTA), чья специализация – услуги по онлайн-бронированию гостиничных номеров и авиабилетов. Окончательное соглашение должны подписать в апреле 2011 года,  а окончательные расчеты произвести после 5 мая. 
Продажа GTA необходима для того, чтобы сосредоточить усилия на основной деятельности компании, а выручка от реализации «дочки»  пойдет на погашение банковской задолженности Travelport, - заявил президент этого холдинга Джефф Кларк. По состоянию на 30 сентября 2010 года она  составляла $2,76 млрд.
«Для Kuoni приобретение такой технологической платформы станет серьезным прорывом», – считает генеральный директор компании «Мегаполюс турс» Эдуард Кузнецов. – Хочу также отметить, что GTA – одно  из наиболее прибыльных подразделений компании Travelport».

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72