Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №6, Май 2011
« Вернуться к журналу  

Как сохранить лицо и деньги
Пособие для начинающего банкрота
Можно ли сохранить бизнес в условиях банкротства? Как действовать фирме, оказавшейся в кризисной ситуации? Как поступать ее кредиторам? На вопросы «ТБ» отвечает директор компании «Ирма-Аудит» Мария БУЛАТОВА.
 
Ваша компания десять лет работает на туристическом рынке, оказывая бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги В последнее время вы также серьезно занимаетесь вопросами банкротства. С чем это связано?
На протяжении последних двух лет наша компания активно сотрудничает с СРО арбитражных управляющих, оказывая услуги по аудиту и финансовому анализу кризисных предприятий, ведению учета в процедурах банкротства, консалтингу по антикризисному управлению и докризисной санации предприятий. Я сама в декабре 2010 года сдала экзамен в Минюсте на арбитражного управляющего и сейчас являюсь членом СРО НП «Центральное агентство антикризисных менеджеров». Теперь мы также предлагаем клиентам услуги по ведению процедур банкротства и услуги антикризисного менеджмента.
Конечно, в первую очередь возросшая потребность в специалистах по банкротству и антикризисному управлению связана с мировым финансовым кризисом. Но, на мой взгляд, ухудшение финансового положения многих компаний – не главная причина. Несмотря на то, что первый «постсоветский» закон о банкротстве был принят в России еще в 1992 году, процедуры, применяемые в деле о банкротстве, у нас до сих пор не является способом «цивилизованного» решения проблем между должниками и кредиторами. Однако ситуация постепенно меняется. Сейчас становится не модно бросать проблемную фирму и регистрировать новую, как это было раньше. Все большее значение приобретают имидж и репутация. Если ты подвел партнеров один раз, трудно доказать свою надежность в следующий.
Но ведь банкротство, по сути, - это тоже способ уйти от ответственности перед кредиторами?
Это распространенное заблуждение. Закон о банкротстве предусматривает пять различных процедур, которые могут быть применены к должнику.  И лишь одна из них собственно «банкротная», то есть связанная с ликвидацией фирмы-должника и пропорциональным разделом того, что от нее осталось, между кредиторами. Остальные процедуры являются по своей сути реабилитационными, направленными на восстановление платежеспособности компании. Например, в США даже существует выражение «уйти под защиту закона о банкротстве». Наш российский закон о банкротстве в последние два года тоже постепенно приобретает реабилитационную направленность.
Насколько часто применяются реабилитационные процедуры?
К сожалению, очень редко. По статистике, на 60 тысяч дел о банкротстве, которые возбуждаются ежегодно, приходится только 1–2% процедур, направленных на восстановление платежеспособности.
Причин тому несколько. Во-первых, велика доля фиктивных и преднамеренных банкротств, а также банкротств, связанных с переделом собственности, растаскивания имущества должника, когда сам должник или его должностные лица не заинтересованы в «спасении».
Вторая причина – некомпетентность. Зачастую топ-менеджеры и собственники предприятия-должника даже не подозревают, что есть способы вывода предприятия из кризиса. А арбитражные управляющие не обладают навыками антикризисного управления и идут по наиболее простому пути – ликвидации предприятия.
Возможно предотвращение банкротства, принятие каких-то упреждающих мер?
Конечно. Закон о банкротстве описывает много способов, с помощью которых можно добиться восстановления платежеспособности компании. Часть из них – специфические, которые могут быть применены только в процедурах банкротства. Часть же может быть применена в качестве мер санации до возбуждения дела о банкротстве. Например, речь может идти о перепрофилировании, избавлении от непрофильных активов или направлений деятельности, мерах по улучшению управления, снижению издержек, о привлечении собственных и заемных средств для проведения восстановительных процедур, о реорганизационных процедурах.
В каком случае предприятие может быть объявлено банкротом?
В законе о банкротстве приведены критерии, в соответствии с которыми предприятие признается неплатежеспособным. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены и сумма этих обязательств (без пеней и штрафов за просрочку) превышает 100 тысяч рублей.
Как возбуждается дело о банкротстве?
Дело о банкротстве может быть возбуждено по заявлению самого должника, кредитора или уполномоченного органа, представляющего интересы государства в делах о банкротстве. В настоящее время таким органом является Федеральная налоговая служба.
Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения должника. На основании такого заявления арбитражный суд выносит определение о введении процедуры наблюдения по отношению к должнику и назначении временного управляющего, являющегося членом СРО арбитражных управляющих. При этом руководство должника не отстраняется, но на его действия накладываются определенные ограничения. Данная процедура вводится на срок до 6 месяцев. В течение этого периода временный управляющий должен провести анализ финансового состояния должника с обоснованием возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, принять меры по обеспечению сохранности имущества должника, составить реестр требований кредиторов и провести первое собрание кредиторов. Именно первое собрание кредиторов принимает решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении в отношении должника реабилитационных процедур или объявлении должника банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства, то есть той самой «банкротной» процедуры, про которую я говорила.
Какие реабилитационные процедуры могут быть применены?
Определение возможности применения к должнику реабилитационных процедур производится на основании финансового анализа, проводимого арбитражным управляющим в процедуре наблюдения. При этом помимо финансовых показателей деятельности предприятия, учитываются также имеющиеся или возможные для привлечения внутренние или внешние ресурсы, а также возможные сроки, необходимые для восстановления платежеспособности должника.
Первая процедура называется «финансовое оздоровление». Главная ее особенность заключается в том, что погашение долгов осуществляется в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет. Таким образом, должник получает фактически рассрочку по уплате своих долгов, а кредиторы – гарантию того, что их требования будут удовлетворены в полном объеме, хотя и в более длительные сроки. Финансовое оздоровление осуществляется самими собственниками предприятия, под их гарантии (или гарантии третьих лиц) и под наблюдением арбитражного управляющего, который в этом случае называется административным управляющим.
Вторая процедура – внешнее управление. Отличие от финансового оздоровления заключается в том, что разрабатывается план внешнего управления, предусматривающий «накопление» средств для удовлетворения требований кредиторов и восстановления платежеспособности. Это более «активная» процедура, направленная не только на полное удовлетворение требований кредиторов, но и на реструктуризацию бизнеса должника, при которой компания становится прибыльной. Правда, проводится она уже не собственниками и руководством предприятия, а внешним управляющим, являющимся членом СРО арбитражных управляющих. Срок процедуры - от 18 месяцев до 2 лет.
Наконец, третье – мировое соглашение между должником и кредитором. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии банкротства, даже на стадии конкурсного производства. Оно может предусматривать меры по реструктуризации задолженности, рассрочке платежа, погашению задолженности неденежными средствами и другие способы.
Какой интерес кредитору ждать удовлетворения своих требований полтора- два года, а не «банкротить» предприятие сразу?
Как правило, при банкротстве и последующей ликвидации предприятия-должника, кредиторам достается сумма, не превышающая 10–15% от величины долга.
Реабилитационные же процедуры дают кредитору гарантию того, что его требования будут удовлетворены в полном объеме. А за период рассрочки удовлетворения требований кредитор по закону получает проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.
А должнику?
Если собственники предприятия-должника заинтересованы в сохранении своего бизнеса и репутации на рынке, то для них это единственный способ. К тому же реабилитационные процедуры, проводимые специалистом по антикризисному управлению или под контролем такого специалиста, реально способствуют оздоровлению бизнеса, повышают его эффективность и конкурентоспособность.
А если восстановление платежеспособности невозможно?
Если финансовый анализ показывает невозможность восстановления платежеспособности должника или в ходе реабилитационных процедур стала понятна их неэффективность, то происходит собственно процедура банкротства. В отношении должника арбитражным судом вводится конкурсное производство и назначается конкурсный управляющий. Целью данной процедуры является формирование конкурсной массы, то есть средств, за счет которых будут удовлетворяться требования кредиторов. Происходит пропорциональное удовлетворение таких требований. Это тоже  цивилизованный способ решения проблемы, позволяющий по мере возможности рассчитаться со всеми кредиторами, а не с кем-то одним, «кто первый успел».
Нужны ли механизмы, которые вы описывали, компаниям-туроператорам? Ведь в туризме действует страхование ответственности туроператора.
К сожалению, финансовая гарантия – не панацея. Во-первых, она покрывает только один вид обязательств – обязательства перед туристами по реализованному турпродукту. И то не все, а только ту часть, на которую хватит этого финансового обеспечения, и в отношении которых туристы сумеют собрать и предоставить необходимый пакет документов. К тому же на туррынке много договоров о реализации турпродукта, составленных с такими нарушениями по содержанию и форме, что туристам по ним заведомо ничего не «светит». Как, впрочем, и при любимой рядом операторов схеме «агентирования от заказчика». Все эти требования, естественно, также будут предъявлены к компании в случае ее банкротства.
Также туроператор имеет и другие долги, возникающие в рамках гражданского законодательства: перед банками по кредитам, перед поставщиками – за билеты, туры и страховки, перед бюджетом по налогам и т.п. 
 Как действовать компании, оказавшейся неспособной удовлетворить требования кредиторов
Во-первых, еще до подачи заявления о банкротстве необходимо привлечь специалистов для проведения финансового анализа с целью оценки перспектив бизнеса и возможности выхода из кризисной ситуации.
Во-вторых, подать заявление о своем банкротстве в арбитражный суд – не только право, но в ряде случаев – обязанность должника. Если руководители и собственники компании, зная о ее неспособности рассчитаться с кредиторами, не подали такое заявление, то в соответствии с законом о банкротстве они будут нести субсидиарную ответственность по долгам компании. Иными словами, если у компании не хватит средств, чтобы рассчитаться с кредиторами, сделать это должны будут ее собственники и руководитель.
В-третьих, в случае если вам нужна только временная передышка и банкротство не является самоцелью, то заявление подавайте сами и прикладывайте план погашения долгов. При согласии кредиторов арбитражный суд его утвердит, и производство по делу о банкротстве приостановит на три месяца. И если в результате выполнения плана требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.
В следующем номере «Турбизнеса» - продолжение темы.
ООО «Ирма-Аудит» - аудит, консалтинг, ведение, постановка, восстановление учета, арбитражное и антикризисное управление
Тел.: (495) 785-22-94
www.irma-audit.ru

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72