Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2011
« Вернуться к журналу  

РСТ – за совместные рекомендации
Возможный запрет на продажу путевок турагентами от своего имени стал темой особенно оживленных дискуссий. Турбизнес согласен с тем, что в отрасли надо наводить порядок. Но, возможно, другими, более адекватными методами. «Сегодня из-за отсутствия четких критериев в отрасли на рынок приходят непрофессионалы, вчера торговавшие булочками, а сегодня – путевками. Все это серьезно отражается на имидже агентов. В общероссийском добровольном реестре турагентств, который ведет РСТ, значится почти 10 тысяч компаний, а работает на рынке вдвое больше», - говорит Юрий Барзыкин.
По мнению руководителя автобусной комиссии РСТ, генерального директора компании «Анкор» Ольги Санаевой, после отмены лицензирования в 2007 году пропали законодательно оформленные признаки турагентств. Теперь продавать туры может кто угодно. Игроки рынка готовы рассмотреть вопрос возвращения если не к лицензированию, то, по крайней мере, к саморегулированию отрасли.
Инициативу бизнеса поддерживает руководитель комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму Владимир Жидких. По его словам, сейчас комиссия готовит законопроект, который разграничит полномочия федерального центра и субъектов РФ в сфере туризма. Принятие этого документа будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, продвижению и реализации российского турпродукта, повышению экономического потенциала регионов. «Сейчас туристические возможности России используются лишь на 7–6%, при этом доля туризма в ВВП страны составляет не более 6,5%», - говорит Владимир Жидких.
Директор юридического агентства «Персона Грата», глава правовой комиссии РСТ Георгий Мохов считает, что даже с внесением изменений в закон туроператоры не будут давать всем агентам подряд такие полномочия. По его словам, уже сегодня половина рынка турагентств работает на основании договора купли-продажи, то есть формально такие фирмы агентами не являются. Скорее всего, если поправки будут приняты, чтобы сохранить функции, большинство компаний изменит свой статус. А значит, перестанет подпадать под действие основного отраслевого закона, то есть попросту уйдет в тень. Потребителю такое нововведение ничего не даст, но стоимость туров, скорее всего, повысится.
Позиция РСТ на конференции «Актуальные вопросы развития туристического рынка в Российской Федерации» была озвучена Юрием Барзыкиным. Решением проблемы могло бы стать ведение официального реестра турагентств – по аналогии с Единым федеральным реестром туроператоров. Во всяком случае, это помогло бы регулировать выход новых фирм на агентский рынок. Вместе с тем, как считает Юрий Барзыкин, во внесенном законопроекте есть и конструктивные предложения. Это, например, снижение финансового обеспечения для въездного туризма, а также введение электронной путевки.
Фото конференции
И так плохо, и этак нехорошо
Последствия возможного запрета для турагентов работать с клиентами от своего имени комментирует генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий МОХОВ
Данная идея обсуждалась уже неоднократно. В настоящее время предлагается внести соответствующие поправки в законодательство, чтобы агентства действовали только как уполномоченные представители от имени операторов. В связи с этим возникает несколько вопросов, как правого, так и практического характера.
Во-первых, Гражданский кодекс позволяет агентам действовать от своего имени, а вносимые изменения ограничивают такую возможность. Это может усложнить прохождение закона. Конструкция, когда агент наделяется полномочиями  представителя и действует от имени туроператора,  и сейчас присутствует в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности», но, как известно,  практически не применяется. 
Вопрос - почему рынок не применяет подобную схему взаимодействия туроператора и турагента? Причина простая и объяснимая в нынешних условиях. Туроператоры не рискуют наделять такими полномочиями турагентов, за деятельностью которых они не в состоянии уследить. Даже с внесением изменений в действующий закон насильно заставить туроператоров больше доверять турагентам будет невозможно.  Совершенно резонно, что, предоставляя агенту полномочия представителя, туроператор будет заинтересован в том, чтобы агент не продавал туры других операторов, по крайней мере, прямых конкурентов. Но в современных реалиях рынка это практически невозможно, поскольку критически снизит круг продающих агентов.
Второе соображение: туроператоры, принимая на себя финансовую ответственность за результаты деятельности турагентов, повторюсь, которых они не контролируют, могут потребовать неких депозитов либо иной формы финансового обеспечения ответственности. Это также не будет приветствоваться турагентами, поскольку они работают с массой операторов и вносить каждому отдельный депозит абсурдно дорого. Как вариант - возможно обеспечение в виде  страхования гражданской ответственности турагента, но такого страхового продукта на рынке нет.
В ситуации, когда турагент начнет действовать от имени туроператора, все совершаемые сделки будут напрямую заключаться между туроператором и туристом. Даже если турагент не принесет полученные от туриста денежные средства и банально с ними скроется, у туроператора неизбежно возникнет ответственность перед туристом по неисполненному обязательству. В связи с этим риски оператора значительно вырастут. Необходимо будет как-то их сбалансировать, вероятнее всего, более строгими требованиями к партнерам-агентам.
Если сейчас туроператор несет ответственность лишь за собственную хозяйственную деятельность, то с введением предлагаемых поправок он будет вынужден отвечать и за работу всех агентов, которые реализуют его турпродукт. В таком случае придется значительно повысить контроль, направив на решение этой задачи трудовые и финансовые ресурсы. У нас уже есть запросы на разработку юридических схем взаимодействия с турагентами в новых условиях - напуганные активностью депутатов туроператоры хотят подстраховаться и заранее оценить возможные «трагические» последствия.
Еще один важный момент. На договоры, заключаемые непосредственно между туроператором и туристом, будут распространяться требования закона «О защите
прав потребителей». Следовательно, туроператоры уже не смогут применять к турагентам аннуляционные штрафы, как они делают сейчас. Исчезает определенный юридический «буфер» в отношениях турист – турагент - туроператор. В настоящее время 90% всех исков от потребителей туруслуг обращено к турагентам. После внесения поправок иски будут обращаться к туроператорам.
Попробуем оценить результат нововведений. Будут ли защищены права потребителей в большей степени, чем они защищены сейчас? Пока сказать сложно. Полагаю, скорее всего, нет. Туристу на практике - чем больше ответчиков, тем выгоднее. А у операторов защитные функции гораздо сильнее, чем у турагентов, и судиться с туроператором сложнее. Однако в ситуации с банкротством турагента подобная схема действительно может туристам помочь.
Прогнозировать последствия рано, любые изменения такого рода должны пройти через правоприменительную практику и быть осмыслены судами, а на это уходит два-три года.
Фактически мы получаем структурную революцию на туристическом рынке. Что касается вероятности прохождения данной поправки, то она имеет довольно высокие шансы, так как идет под «флагом» защиты прав потребителей.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72