Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2011
« Вернуться к журналу  

К стандартам нового поколения
В настоящее время подавляющее большинство сотрудников отечественных турфирм не имеет профильного образования. А выпускники вузов, по мнению профессионалов, не обладают достаточной квалификацией и нуждаются в доучивании или даже переучивании. В свою очередь, у работодателей - весьма расплывчатое представление о системе туристского образования и тех изменениях, которые в ней происходят сегодня.
История вопроса
Система туристского образования в России начала создаваться в  1990-х годах, когда появились первые государственные образовательные стандарты (ГОС) и образовательные учреждения, их реализующие. До этого подготовка кадров для сферы туризма носила несистемный характер и в основном была связана с экскурсионно-краеведческой деятельностью.
На базе Института повышения квалификации (Сходня) и его Северо-Западного филиала (Ленинград) в 1992 году были сформированы первые в РФ профильные вузы: Российская международная академия туризма (РМАТ) и Балтийский международный институт туризма (ныне - Балтийская академия туризма и предпринимательства).
В 1993 году на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) создали первый в Москве профильный туристский вуз – Международный институт гостиничного менеджмента и туризма.
После  утверждения ГОС первого поколения процесс становления системы туристского образования пошел преимущественно по пути открытия в существующих разнопрофильных вузах структурных подразделений, в лучшем случае – институтов и факультетов, а в основном – кафедр по подготовке специалистов для сферы туризма.
Наиболее известные туристские институты, работающие на правах структурных подразделений государственных вузов, - созданные в середине 1990-х годов Институт туризма и гостеприимства при Московском государственном университете сервиса (ныне – Российском государственном университете туризма и сервиса), Институт туризма и развития рынка при Государственном университете управления, Институт гостиничного бизнеса и туризма при Российском университете дружбы народов. В Санкт-Петербурге – это Институт международного туризма и менеджмента при Государственном университете сервиса и экономики и Институт туризма и гостиничного хозяйства при Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете.
Новым этапом в становлении туристского образования можно считать  2004 год, когда появилась профильная специальность и направление (бакалавриат и магистратура) «Туризм». Большинство перечисленных выше вузов перешло на эту специальность, а чаще - реализуют ее параллельно с другими туристскими специальностями.
Следует отметить, что первым в России по направлению и специальности «Туризм» начал подготовку Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, где в том же 2004 году на географическом факультете открылась кафедра рекреационной географии и туризма. Члены коллектива кафедры принимали активное участие в разработке самой специальности, вели ее методическое и содержательное наполнение. Сейчас они участвуют в создании стандартов третьего поколения. На сегодняшний день под руководством кафедры реализуются практически все формы дополнительного образования по специальности «Туризм» - от краткосрочных курсов повышения квалификации до MBA в сфере туризма и гостеприимства.
Подсчитать точно, сколько вузов в стране ведет в настоящее время подготовку кадров для сферы туризма, весьма проблематично. До 2011 года только три специальности и одно направление подготовки можно с полным основанием назвать туристскими. Это специальности: «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм» и направление «Туризм» (бакалавриат и магистратура).
Третье поколение
В 2011 году, согласно принципам Болонской декларации, набор в вузы будет осуществляться уже по вступающим в силу государственным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС III), которые определяют не специальности, а направления подготовки (бакалавриат и магистратура) «Туризм», «Гостиничное дело» и «Сервис».
В рамках этих направлений Учебно-методическое объединение по образованию в области сервиса и туризма рекомендует профили. По направлению подготовки 100400 «Туризм» этих профилей пять: технология и организация туроператорских и турагентских услуг, экскурсионных услуг, транспортных услуг, спортивно-оздоровительных услуг, развлечений. По направлению подготовки 101100 «Гостиничное дело» рекомендуются профили: гостиничная деятельность,  ресторанная деятельность, санаторно-курортная деятельность.
По направлению подготовки 100100 «Сервис» профилей десять, в том числе: информационный сервис, сервис транспортных средств, сервис инженерных систем гостинично-ресторанных, туристских и спортивных комплексов, сервис в торговле.
Эффективность этой системы можно будет оценить только через четыре года, когда турбизнес получит первых выпускников-бакалавров, подготовленным по новым стандартам. Пока же вузы будут доучивать студентов, поступивших до 2011 года, по стандартам второго поколения. Следовательно, актуальны будут и те проблемы, которые характерны для современной системы подготовки кадров.
Среди основных непрофильных специальностей, наиболее востребованных для подготовки кадров для туризма, следует назвать «Менеджмент организации» (6 туристских специализаций), «Экономика и управление на предприятии» (7 туристских специализаций), «География» (4 туристские специализации). Всего же официально зарегистрированные туристские специализации имеются у 14 непрофильных специальностей - история, биология, физическая культура, социально-культурная деятельность и т.д.

Подготовка по туристским специальностям в вузах РФ в 2010 году
Социально-культурный сервис и туризм   266 вузов (92,7%)
Туризм (специальность и направление)   47 вузов (16,4%)
Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм   13 вузов (4,5%)
Борьба поколений
До перехода на государственные стандарты третьего поколения самой популярной в вузах специальностью являлась «Социально-культурный сервис и туризм». Но ее  нельзя назвать столь же востребованной среди руководителей предприятий туриндустрии. В целом справедливые упреки работодателей по поводу низкого качества подготовки кадров для сферы туризма в основном следует отнести именно к специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и, конечно, к основной массе непрофильных специальностей, где на туристские специализации отведено 10–15% учебного времени.
Именно по ГОСу первого поколения к этой специальности имелась масса претензий. Это вынудило УМО по образованию в области сервиса еще в 1999 году обратиться в Минобразование с предложением о разделении ее на две самостоятельные специальности: «Социально-культурный сервис» и «Туризм». Прорыв произошел только в 2004 году, когда были утверждены и введены в действие ГОСы второго поколения по направлению и специальности «Туризм». По структуре, содержанию и качеству исполнения они превосходят предыдущие стандарты.
Следовало ожидать, что вузы, занятые подготовкой кадров для сферы туризма, начнут активно лицензировать новые направление и специальность, однако этого не произошло. Причина кроется в том, что специальность «Социально-культурный сервис и туризм» дешевле в реализации, не требует привлечения высококвалифицированных  преподавателей и практиков туризма, имеет недостаточную научную составляющую по сравнению с «Туризмом», не возлагает на вузы задачу по организации длительной и эффективной практики студентов на предприятиях туриндустрии. Профильные вузы, в первую очередь туристские, вузы сервиса и экономики, а также классические государственные вузы в подавляющем большинстве сегодня ведут подготовку по направлению «Туризм». Но таких учебных заведений не очень много.
Таким образом, многолетняя борьба за введение направления и специальности «Туризм» не привела к коренному улучшению качества подготовки специалистов ввиду слабого продвижения этого направления на рынке образовательных услуг. Сейчас положение дел должно измениться. Теперь непрофильные вузы не смогут набирать студентов для обучения по ГОСам второго поколения и будут вынуждены доучивать тех, кто был зачислен до введения новых стандартов.
Среднее звено
В системе подготовки кадров со средним профессиональным образованием (СПО) обучение ведется в 236 образовательных учреждениях и их филиалах по специальности: 100201 «Туризм» (143 ссуза)  и 100105 «Гостиничный сервис» (111 ссузов). Кроме того, программы СПО реализуют 60 вузов.
Эти цифры развенчивают укоренившийся миф о том, что средних образовательных учреждений, готовящих кадры для сферы туризма, значительно меньше, чем вузов. Для отдельных регионов страны подобная оценка справедлива, однако в целом число ссузов составляет 82% от числа вузов. Конечно, этого недостаточно, необходимо приводить их количество в соответствие с потребностями туриндустрии. Точнее – менять пропорцию в их пользу за счет снижения планов приема в вузы. Ведь правильнее оперировать не числом образовательных учреждений, а цифрами количества обучающихся по программам ВПО и СПО. А этим должны заниматься органы управления образованием и туризмом как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Можно сделать еще один вывод: 61% образовательных учреждений реализуют специальность «Туризм», и лишь 47% – «Гостиничный сервис». Туриндустрия же испытывает кадровый голод, в основном в специалистах гостиничного дела. Более того, специалистов для работы в туристских компаниях сегодня переизбыток. Этому способствуют и профессиональные стандарты, согласно которым основные должности менеджеров турфирм комплектуются специалистами как с ВПО, так и с СПО.
Среди учреждений СПО, занятых подготовкой кадров для сферы туризма, как и среди вузов, очень мало профильных учебных заведений.
Большое число непрофильных вузов и ссузов является негативной стороной системы подготовки кадров для туриндустрии. В условиях, когда свертываются контакты вузов с работодателями даже по профилю их основной деятельности, трудно надеяться на взаимодействие образовательных учреждений с предприятиями туристской сферы, если туризм является для них непрофильным направлением. А без тесной интеграции образовательной системы с работодателями невозможно говорить об улучшении качества подготовки специалистов.
Угрозы и риски
Министерство образования и науки, несмотря на требования Федерального закона РФ от 24 октября 2007 года №232-ФЗ, перешло на уровневую систему не с 2010 года, а с 2011 года. У вузов появился дополнительный год для проведения огромной подготовительной работы по переходу на совершенно новую организацию учебного процесса, связанную с реализацией государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС-III) и Болонских принципов. Были разработаны новые образовательные программы по направлениям «Туризм» и «Гостиничное дело», учебные планы и  программы, программы практик и итоговой аттестации, УМК и т.д.
При этом необходимо отметить, что в России с реализацией Болонских принципов не все гладко. Основными проблемами являются сопротивление рынка труда признанию степени бакалавра, неготовность значительной части вузов выступать равноправными партнерами в программах мобильности из-за недостаточного финансирования и слабого знания иностранных языков, недостаточная гибкость и адаптивность образовательных программ из-за жесткого регулирования, несбалансированность структур выпуска и потребностей национальной экономики.
Болонский процесс возник как реакция общества на социально-экономические и социально-образовательные изменения, происходящие во всем мире. Более 75%  выпускников школ поступают в вузы. Опустел рынок квалифицированных рабочих кадров и специалистов, особенно необходимых при смене технологий. Массовость ВПО привела к снижению его качества. Как никогда острой стала проблема адекватности полученного образования реалиям социальной жизни.
При этом необходимо учитывать реалии сегодняшнего дня, которые свидетельствуют о резком снижении качества школьного образования. Общий уровень студенчества, по мнению экспертов, понизился, и весьма существенно. Вместо того чтобы поднимать школу до уровня вуза, вуз опускается до уровня слабоуспевающих ее выпускников, теперь уже своих студентов.
Острая проблема
Проблемы подготовки кадров для индустрии туризма начинаются еще в школе. Яркий пример - изданный Министерством образования и науки РФ приказ №86 от 24 января 2011 года «О внесении изменений в перечень вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования». По ряду направлений, в том числе и направлению «Туризм», перечень дисциплин был изменен. Об этом официально стало известно за месяц до сдачи ЕГЭ в школах. Благодаря резкой критике со стороны Дмитрия Медведева, действие приказа приостановлено и абитуриенты, поступающие в вузы по направлению «Туризм», как и в прошлом году, будут сдавать русский язык, географию (профильный предмет) и иностранный язык. В приказе же министерства определяется совсем другой перечень дисциплин, который вместо профильной дисциплины «география», предлагает «историю», а вместо «иностранного языка» – «обществознание» или «географию» по выбору. Эти нововведения вызывают у работодателей и экспертов лишь недоумение.
А ведь основные претензии работодателей к выпускникам по туристским специальностям и специализациям в рамках подготовки по ФГОС второго поколения связаны именно с низким уровнем знания географии и иностранных языков. Конечно, по этим дисциплинам сложнее готовиться и успешно сдавать ЕГЭ, но в противном случае на них требуется затрачивать больше времени в вузах. И не факт, что все вузы возьмут на себя труд восстанавливать этот пробел. Целесообразно восстановить прежний перечень дисциплин или предложить его расширение за счёт введения по выбору наравне с профильной географией, профильной истории. В этой ситуации высшие учебные заведения самостоятельно будут выбирать профильную дисциплину при сохранении необходимости сдачи иностранного языка. Кстати, именно такой алгоритм реализуется в большинстве профильных европейских вузов, имеющих право самостоятельно выбирать перечень отборочных дисциплин.
К проблемам отечественного туристского образования также относятся: нехватка квалифицированных преподавательских и научно-исследовательских кадров, невостребованность у работодателей самой распространенной до 2011 года специальности «Социально-культурный сервис и туризм», излишняя теоретизированность и оторванность образования от практической деятельности, пассивность бизнеса в части участия в образовательном процессе.
Острой проблемой является низкая квалификация действующих сотрудников туротрасли, не более четверти которых имеют профильное образование. В ныне действующем Законе об основах туристской деятельности исчез пункт о необходимости регулярного повышения квалификации, что является большим упущением. При этом существует механизм повышения квалификации без отрыва от профессиональной деятельности. Сотрудники могут проходить курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку, получать дополнительное высшее образование и MBA.

В ТЕМУ
В Москве и регионах
Одним из примеров успешного взаимодействия турбизнеса и высшей школы образования может считаться проект Российского союза туриндустрии (РСТ) - Центр подготовки кадров «Туриндустрия». Он создан в 2002 году по инициативе РСТ и Министерства образования РФ. Цель проекта - создание под контролем РСТ качественного и  востребованного образовательного продукта, предоставляющего практические знания и навыки не «впрок», а «здесь и сейчас». Центр «Туриндустрия» специализируется на краткосрочных курсах повышения квалификации для туроператорских, турагентских и гостиничных предприятий с использованием инновационных образовательных технологий, в том числе тренинговых. Специалисты центра, имеющие многолетний опыт практической деятельности в турбизнесе, разрабатывают индивидуальные программы курсов, занимаются оценкой персонала, повышая эффективность кадровых решений, занимаются консультационной деятельностью. Обучение проводится как в Москве, так и в регионах РФ по приглашению центров занятости, администрации, туроператоров, агентских сетей и гостиниц. С сентября начнется очередной цикл программ. О графике курсов, их тематике и содержании можно узнать по тел.: (495) 506-88-86, или отправив запрос на e-mail: tourindustry@gmail.com
Автор - Кирилл КРУЖАЛИН
Директор Центра подготовки кадров «Туриндустрия», заместитель заведующего кафедрой рекреационной географии и туризма Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72