туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
С олимпийским прицелом
Усиленная подготовка требуется не только рекордсменам До зимних Олимпийских игр в Сочи осталось менее тысячи дней. Спортивные события такого масштаба всегда пробуждают повышенный интерес иностранных туристов к стране-хозяину. И не только к эпицентру спортивной борьбы, но и к другим регионам. Понятно, что нужны новые гостиницы, автодороги, улучшенные средства связи. Однако главная нагрузка, без сомнения, ляжет на плечи сервисных служб принимающей стороны. Закономерно поэтому, что вопросы повышения эффективности подготовки профессиональных кадров вышли сейчас на первое место. Около 80% от общего количества выпускников для туриндустрии - специалисты с высшим образованием. Специалистов для индустрии туризма готовят свыше 400 вузов и техникумов страны. Львиная доля этой образовательной базы сосредоточена в столице, где, по словам Сергея Шпилько, председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы, в сфере подготовки туристических кадров работает 291 вуз (в том числе 14 профильных государственных учреждений) и 55 профильных колледжей. Однако для подавляющего большинства учебных заведений туризм – непрофильное, дополнительное направление.
Мечты и реальность
Специальность в глазах абитуриентов, мечтающих о роскошных пляжах, пальмах и заморских странах, выглядит весьма привлекательно. Набор на такие факультеты и кафедры коммерчески выгоден. Но вот качество преподавания и особенно вопросы распределения вызывают немало нареканий. Профильные вузы в сфере туризма с высоким уровнем преподавания дисциплин можно буквально пересчитать по пальцам. Система начального и среднего профессионального образования вообще хромает на обе ноги. Даже в Москве полновесным, полностью отвечающим поставленной задаче по подготовке специалистов среднего звена, можно считать только колледж гостиничного хозяйства «Царицыно» № 37. Соответствующие отделения открывают и в других колледжах, но у них, как правило, очень слабая или вообще отсутствует материально-техническая база, катастрофически не хватает опытных преподавателей. Эксперты отмечают: около 80% от общего количества выпускников для туриндустрии - это специалисты с высшим образованием. И лишь примерно 10% таких выпускников имеют шансы сразу же устроиться на работу. Зато линейный персонал – горничные, повары, официанты, бармены, администраторы на стойке приема гостей – идут просто нарасхват. Но удовлетворен такой спрос от силы на 15–20%. Отдельная тема - преподавательский корпус. Вряд ли можно подготовить хороших специалистов, если знакомить их только с теорией. Необходимо, чтобы специальные дисциплины вели успешные, опытные практики, хорошо знакомые со спецификой туристического бизнеса, способные адаптировать учебные занятия под конкретные нужды отрасли. Однако тех, кто успешно работает в турбизнесе и в то же время готов преподавать, найти непросто. «В среднем специальном и начальном образовании толковых инструкторов найти просто невозможно», - чуть ли не хором утверждают эксперты. Необходимо поднимать престиж профессии, повышать зарплаты: иначе этот вопрос не решить. Туротрасль также не должна занимать пассивную позицию. «У многих работодателей выработалось чисто потребительское отношение к выпускникам: они сразу хотят получить совершенно готового специалиста, – отмечает ректор РГУТиС Александр Федулин. – Но так не бывает: необходимо принимать деятельное участие в их подготовке. А ведь российские турфирмы в большинстве своем брать на практику наших студентов не хотят, особенно летом, когда идет высокий сезон, и на стажеров нет времени. Либо предлагают взять, но, скажем, курьерами: такая практика студенту практически ничего не дает. Парадоксально, но факт: сейчас отправить студента на практику за рубеж намного легче, чем устроить его в российскую компанию. Результат получается предсказуемый: количество запросов на наших выпускников от работодателей за границей кратно превышает число заявок со стороны российских компаний». Цитата «Выпускаемые в туристической отрасли кадры необходимо срочно приводить в соответствие с современными требованиями. Крайне важно ввести обязательную сертификацию работников турсферы, унифицировать требования, предъявляемые к персоналу туристских организаций». - считает замглавы Ростуризма Евгений ПИСАРЕВСКИЙ. Волонтеры для Сочи
«Профильные вузы ведут огромную работу по подготовке кадров к зимним Олимпийским играм в Сочи в 2014 году, - отмечает Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии. – Для успешного проведения этого грандиозного спортивного мероприятия им предстоит обучить более 100 тысяч специалистов. Основная нагрузка при этом ложится на Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, который два года назад выиграл целевой грант Минобразования РФ. Наша ассоциация также активно вовлечена в процесс подготовки туристических «олимпийских кадров». В частности, мы проводим совместно с Торгово-промышленной палатой РФ специальные заседания, на которых вырабатываем методику подготовки персонала для работы с гостями-инвалидами и спортсменами-инвалидами, обсуждаем средства повышения уровня подготовки гидов-экскурсоводов и переводчиков, решаем другие вопросы». «Между прочим, 35% всего персонала, обслуживающего Олимпиаду, составляют волонтеры, - продолжает тему ректор РГУТиС Александр Федулин. - С улицы их не возьмешь, необходимы должным образом подготовленные люди. Поэтому в середине мая в рамках реализации федерального проекта «1000 дней до Игр» при институте открыт Волонтерский центр, куда сразу же записались 230 студентов. Такие же центры открыты еще в 25 вузах страны. За свой труд волонтеры не получают заработной платы, однако во время Олимпиады их обязаны обеспечить жильем, обмундированием, питанием, карманными деньгами. Мы внимательно изучаем зарубежный опыт привлечения волонтеров. Скажем, на Олимпийских играх в Сиднее организация такой работы потребовала 4,5% всех отпущенных средств. Но если бы вместо волонтеров эту же работу выполнял оплачиваемый персонал, расходы возросли бы в 21 раз». Три кита и русский путь
Международный опыт по подготовке кадров в сфере туризма и сервиса опирается на трех китов. Английская система академична, она вращается вокруг учебных аудиторий. Профессиональная подготовка начинается не после школьной скамьи, а с более высокого уровня. Стажировки и практические занятия – дополнения к учебному процессуё но не более того. Система явно ориентирована на подготовку менеджеров высшего звена, осуществляющих функции управления, контроля и организации операционно-производственных процессов. Собственно, специалистов такого уровня российские вузы выпускают вполне успешно, предложение их значительно превышает спрос. Немецкая система, основанная на деловом подходе и практическом натаскивании слушателей, за три первых года ученичества дает молодым специалистам широкую базу конкретных рабочих навыков. Затем молодой специалист не менее двух лет работает на фирмах и предприятиях, углубляя выбранную специализацию. После этого он может в течение двух лет посещать специализированную школу гостиничного бизнеса для дальнейшего самосовершенствования по таким дисциплинам, как бухгалтерский учет, управление и контроль, работа с кадрами, организация и управление. Немецкая школа формирует практиков с четкой операционной ориентацией. Французская система гибко сочетает достоинства британской и немецкой. Она постоянно перемежает академическое обучение с практическими занятиями по специальности и стажировками. Линейный персонал и кадры среднего звена готовит не менее быстро, чем немецкая, но дает этим же кадрам более широкие возможности для дальнейшего продвижения по служебной лестнице - вплоть до высоких административных постов. Особенно сильная сторона французской системы - преобладание государственных учебных заведений. В качестве платы за обучение студент государственного вуза вносит только ежегодный регистрационный сбор. Это, в зависимости от особенностей учебного цикла, сумма в 150–400 евро. Реальные же затраты государства на одного студента составляют от 6 до 20 тысяч евро в год (средний показатель – 9,5 тысячи евро в год). Кроме того, во Франции отлично развита система финансовой и социальной поддержки студентов: стипендии и льготы на жилье, питание и транспорт, льготное социальное и медицинское страхование. «Профессиональное российское образование в сфере туризма в целом до сих пор не имеет четко сформированной структуры и системы, - считает Елена Сорокина, начальник отдела аспирантуры и научно-исследовательской работы МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича. - Однако слепо копировать даже самый передовой западный опыт не следует: необходимо сохранить лучшие традиции отечественной школы высшего образования, но обогатить их с учетом современных требований. Надо выработать новые концептуальные подходы, учитывающие и интересы работодателей, и интересы высших учебных заведений: через механизм социального партнерства, широкого внедрения интерактивных методов обучения и другими способами». Сергей СВИСТУНОВ
«Большая пятерка» профильных вузов столицы Кафедра рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ (заведующий кафедрой - Виктор Кружалин). Российский государственный университет туризма и сервиса (ректор – Александр Федулин). Российская международная академия туризма (ректор – Игорь Зорин). Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича (ректор – Александр Яндовский). Институт гостиничного бизнеса и туризма Российского университета дружбы народов (директор – Светлана Дихтяр). Настоящий олимпиец Сочинский государственный университет туризма и курортного дела создан правительственным постановлением в ноябре 1989 года. Сегодня это одно из ведущих учебных заведений российской туристической отрасли. С 1997 года открыты филиалы университета в Омске, Нижнем Новгороде, Астрахани, Анапе, Геленджике, а также в поселке Новомихайловском Туапсинского района. Вуз готовит выпускников более чем по 30 специальностям. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|