Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №7, Июнь 2007
« Вернуться к журналу  

АЗБУКА ПУТЕШЕСТВИЙ: КРЫМ
 
Аквапарки
Один из символов современного туризма появился в Крыму в первые годы ХХI века – первый аквапарк открылся близ Симеиза, в Голубом заливе. Сегодня число крымских аквапарков (кстати, многие посетители считают, что цены на вход в них непомерно завышены) приближается к десяти, и количество их, похоже, будет стремительно расти. Но количество пока не переходит в качество: в Крыму нет крытых аквапарков (и очень мало крытых бассейнов), которые могли бы заметно увеличить турпоток в межсезонье.

Балаклава
Балаклавская бухта, она же «гавань лестригонов», она же бухта Символов (Чембало), - единственный на территории бывшего СССР фьорд - описана еще у Гомера в «Одиссее». Балаклава (в переводе – «рыбий садок», в бухте обитает более ста видов рыб), «коронованная» многими башнями генуэзской крепости, служила базой англичанам во время Крымской войны. В советские же времена она просто… пропала с географических карт: в прибрежных скалах располагался сверхсекретный завод по ремонту атомных субмарин, ныне превращенный в музей (стоимость билета – 10 гривен). Сегодня S-образная Балаклавская бухта, в которой не бывает штормов, признана знатоками яхтинга одной из лучших в Европе для развития этого вида туризма.

Воронцов
Граф Михаил Семенович, лично водивший в бой под Бородином свою дивизию, явил достойную подражания отвагу и в Крыму, купив имение в Алупке в те времена, когда никого из русских вельмож на новые земли и московским калачом было не заманить. Результат известен: самый знаменитый парк в Крыму и дворец, который, по преданию, хотел купить Черчилль. Главная крымская дорога. Крымское виноделие – как ни знаменита Массандра – начиналось с воли, опытов и расходов графа Воронцова, памятника которому, увы, в Крыму нет до сих пор…

Гостиницы
Первая в России за пределами столиц гостиница со всеми удобствами появилась в 1870 году именно в Крыму. А всего-то полвека назад в Ялте имелась всего одна гостиница со странным названием «Парижская коммуна». Сегодня Крым предлагает полный спектр отельных услуг – от скромных, но уютных пансионов в горах до роскошных «пятизвездников» на Южном берегу вроде открытой недавно «Пальмиры-Палас». Количество их исчислению пока не поддается: если официальные данные скажут, например, о 150 частных гостиницах, пансионах, приютах и т. п., то в реальности их окажется наверняка как минимум втрое-вчетверо больше…

Демерджи
«Демерджи – это самая красивая гора в Крыму», - говорится в одной из крымских легенд. Спорить не будем, напомним лишь о прославленной Долине Привидений. Услышим лишь совсем новые голоса старой горы, ставшей в последнее время едва ли не самым модным в Крыму местом конных прогулок. И… своеобразным музеем фильма «Кавказская пленница» - туристу обязательно покажут и «Никулинский орех», и «Нинин камень»…

Екатерина II
Императрица не слишком жаловала дальние дороги и путешествия, но от путешествия в новоприобретенную «жемчужину российской короны» отказаться не смогла. Вошедший в легенду вояж оставил в истории немало следов. Несколько каменных «екатерининских миль», отмечавших путь, незабвенные «потемкинские деревни», потрясение августейшей свиты, впервые увидевшей Черноморский флот. И славу сочинительницы, ради которой был организован самый первый рекламный тур в Крым, традиция которого успешно продолжается до сих пор.

Железные дороги
Именно их больше всего не хватало русским войскам во время Крымской войны. Но первый паровоз пришел в Севастополь (путь от Петербурга занимал почти три дня) уже во второй половине XIX века. А последняя ветка – евпаторийская – открылась во время первой мировой войны. Изумительно красивой, но неосуществленной мечтой осталась Южнобережная дорога Севастополь - Алушта, полностью (вплоть до романтической архитектуры станций) спроектированная инженером и писателем Гариным-Михайловским. Последующие расчеты показали, что оползни и землетрясения вряд ли позволили бы построить ее… Но след остался. Даже сегодня в Крыму девушки, желающие отделаться от нежелательных ухажеров, говорят им: «Встретимся на вокзале в Ялте…»

Инкерман
Каменная «метка» Крыма. Для кого-то практически сросшийся с Севастополем Инкерман (историческое имя возвращено совсем недавно) – место неудачного для русских сражения во время Крымской войны. Для кого-то – место паломничества. Но именно знаменитым инкерманским белым камнем Крым напоминает о себе не только по всему югу бывшей Российской империи, но и в столицах.

Карадаг
Крымские гиды, приведя туристов на какую-нибудь кручу над Разбойничьей бухтой, отчего-то стесняются сказать: «Вот, ребята, больше нигде в мире такого не увидите». Не увидите вулкана юрского периода в разрезе и окаменевших красот его последнего взрыва: застывших жерл, гигантского некка – Чертова Пальца, наконец, крымской «триумфальной арки» – Золотых Ворот. Прав был Паустовский, когда писал о болезни под названием «острый карадагизм». В целях его профилактики потухший вулкан объявлен заповедником, и попасть в него можно только с проводником. Есть на Кара-Даге и уголки, куда вход строго запрещен даже биологам. Где уж тут вспоминать о том, что старый вулкан мог бы стать первоклассным зимним курортом…

Лисья бухта
Расположенная в трех километрах западнее поселка Курортное, у подножья горы Эчкидаг, обрела славу самого свободного и самого «неформального» места в Крыму, где в разгар сезона собирается до двух тысяч человек, проживающих, за отсутствием всех и всяких удобств, в палатках. В «Лиське» можно круглые сутки ходить абсолютно голым. Можно – полностью одетым. Можно – начисто обритым. Можно – с волосами до пояса. Но многим Лисья бухта, куда каждый приезжает со своими запасами, кажется последним прибежищем «настоящих» романтиков, обожающих костер, стихи, песни и дешевый портвейн до самого утра…

Марков
О Крыме – со времен его вхождения в состав Российской империи – написана сущая бездна книг. Но «Очерки Крыма», которые написал в середине позапрошлого (!) века, вскоре после окончания Крымской войны, плодовитый петербургский писатель и журналист Евгений Марков (все прочие его книги давно забыты), так никем и не превзойдены. В советские времена «Очерки…» переписывались чуть ли не от руки, первое переиздание 1994 года само стало библиографической редкостью, и лишь год назад лучшую книгу о Крыме всех времен стало возможным приобрести в любом магазине полуострова….

Натуризм
Согласно официальному определению, натуризм (нудизм – частный случай натуризма) – это «образ жизни в гармонии с природой, внешним признаком которого является обнаженность людей в обществе». Уголков в Крыму, где чтят этот завет, становится все больше – ни под какие «статьи» пребывание без одежды на пляже и в горах не подпадает. Натуристская столица Крыма, основанная Максимилианом Волошиным, – Коктебель. В последние полтора десятилетия владения «голого царства» пополнили Симеиз, Новый Свет, Судак, Лисья бухта, бухта Ласпи, Тихая бухта, поселок Орджоникидзе… Кто следующий?

Ореанда
Самое загадочное название на всем Южном берегу. И самый мягкий, «обволакивающий» климат местности между Ливадией и Мисхором. Недаром с давних времен любима Ореанда сильными мира сего – от царей (в 1824 году Ореанду для себя купил Александр I) до генсенков и президентов. Посему из всех достопримечательностей туристам доступны лишь замечательный херес, вызревающий в глубинах нависшей над Ореандой Крестовой скалы, да церковь Покрова с уникальным мозаичным изображением мальчика-Христа в куполе…

Пещерные города
Чисто крымский феномен. Породы, слагающие Крымские горы, особенно Внутреннюю гряду, отличаются мягкостью. Естественные и искусственные пещеры служили отличным убежищем и для спасавшихся от врагов, и для искавших уединения. Пещерных городов в Крыму множество, но наиболее известны три – Эски-Кермен, Мангуп и Чуфут-Кале (с него жители ушли лишь в середине позапрошлого века), недавно подаривший историков уникальным золотым кладом. Самый большой, самый загадочный и самый трудный для подъема – Мангуп. У его подножия с недавних пор стали разводить осликов – в помощь поднимающимся. Чем не Греция?

Роман-Кош
Главная вершина Крымских гор (1545 м). До начала ХХ века была практически никому не известна – с Южного берега она не видна, а с севера ничем не выделяется среди почти равных по высоте гор Бабуган-Яйлы. «Маяком» Крыма столетиями считался Чатыр-Даг, но в 1910-е годы, благодаря новым приборам, первенство перешло к безымянной до того вершине. Ее назвали в честь приближавшегося юбилея царствующего дома Роман-Кош (т. е. «Дома Романовых»). В советские времена название сохранилось, но рассказывать о его происхождении строго запрещалось. Для особо же настырных гиды наспех сочиняли легенду про какого-то неведомого цыгана Романа. Сегодня на Роман-Кош, находящийся на территории Крымского заповедника, можно подняться только во время организованной экскурсии (например, «Царской охоты»).

Симеиз
Некогда известный лишь завсегдатаям санаториев поселок сделался ныне одним из самых популярных и дорогих курортов Южнобережья. Говорят, в 1820-х годах купавшийся в здешней бухте богач Мальцов потерял золотое кольцо и, чтобы не терять добро, по совету Грибоедова купил весь поселок. Оставленное в море кольцо «проросло» знаменитой, доступной для ночных экскурсий, обсерваторией. И великолепными особняками и дачами, преимущественно в стиле модерн. Правда, большинство из них, особенно знаменитые виллы «Ксения» и «Мечта», находится ныне в весьма печальном состоянии. Но не зря говорят, что тот, кто на симеизскую скалу Дива не поднялся, тот в Крыму, считай, и не был…

Тарханкут
Глубоко вдающийся в море полуостров в западной части Крыма доныне остается настоящей туристической целиной, о чем можно только жалеть. Чистейшие воды, белоснежные скалы, многочисленные вымоины-ванны на берегу – для тех, кто не любит открытого моря, здесь идеальные условия для дайвинга. Единственная проблема, общая для всего Крыма, – недостаток воды. Но даже он не останавливает растущий с каждым годом поток «диких» любителей подводного плавания.

Узун-Сырт
Не очень высокая, но очень длинная, как язык хамелеона, гора близ Коктебеля. На ее уникальные аэродинамические свойства – подброшенная шляпа может долго парить в воздухе – указывали еще Айвазовский и Волошин. Поэтому в 1920-е годы гора стала истинной колыбелью отечественного планеризма. Сегодня на горе существует база планеристов, и любому желающему (правда, за не очень скромную плату) могут показать Кара-Даг и Коктебель с высоты птичьего, точнее планерного, полета.
 
Форос
До революции – одно из самых больших частных имений в регионе. Во всяком случае, изумительный Форосский парк доныне является самым большим в Крыму. По легенде, его создателя, чаеторговца Кузнецова, зятя и наследника богатого кунгурского фабриканта Губкина, однажды спросили, в какую сумму обошлась «вся эта роскошь». «Мысленно покройте всю площадь парка пятисотрублевками», - ответил Кузнецов. Во времена СССР Форос был здравницей для высшей советской номенклатуры. Правда, от такого домика, в каком сорок лет назад жил Юрий Гагарин, ныне с отвращением откажется самый невзыскательный турист… Новый же корпус (построен в 1988–1990 годы) форосского санатория, сохранившего едва ли не лучшую в Крыму лечебную базу, стал последним памятником «большого обкомовского» стиля.

Харакс
Царское имение неподалеку от знаменитого Ласточкина Гнезда. Прославилось тем, что именно из него английский военный корабль эвакуировал в 1919 году всех уцелевших Романовых и их слуг. Дворец невелик, строг и не роскошен – в отличие от прилегающего парка. Посещение возможно только в рамках специализированной экскурсии «Романовы в Крыму».

Царская тропа
Зимой 1900 года находившийся в Крыму царь Николай II тяжело заболел брюшным тифом. Для реабилитации долго выздоравливавшего самодержца и была проложена знаменитая горизонтальная тропинка (длиной почти 7 км) от Ливадии до Ай-Тодора – имения великого князя Александра Михайловича. С тропы (в советские времена ее переименовали в Солнечную) открываются изумительные виды на все достопримечательности Южного берега. Одна беда: по Крыму уже много лет упорно ходят слухи, что все земли на тропе и в ее окрестностях давно проданы в частное владение…

Чатырдаг
Не счесть определений, данных за долгие века восторженными путешественниками и поэтами этой гигантской горе (в переводе – «Шатер-гора»). Правда, в последние десятилетия ее стали воспринимать чисто утилитарно: как указатель погоды (облачка над вершиной предвещают близкий дождь). И как средоточие объектов показа: многочисленные карстовые пещеры (самая знаменитая – Тысячеголовая). Вершина Эклизи-Бурун, называемая «Кругозором Крыма». «Парк птиц» у южного подножия… Чатырдаг можно посетить самостоятельно: время подъема от троллейбусной остановки на Ангарском перевале до вершины – шесть-семь часов пути.

Шайтан-Мердвен
В переводе – «чертова лестница», перевал между Кастрополем и Форосом. С античных времен и до второй половины XIX века – единственный путь на Южный берег – колеи от повозок былых веков видны на дороге до сих пор. Сегодня это один из самых романтических экскурсионных маршрутов по Крымским горам, начинающийся на старом, полузаросшем Севастопольском шоссе (трудны только первые полчаса подъема) и оканчивающийся у форосской церкви. Правда, отыскать этот маршрут в «меню» ялтинских и иных турфирм все труднее – современный турист предпочитает пешим прогулкам комфортабельные автобусы…

Экскурсии
По сравнению со временами сравнительно недавними «репертуар» крымских экскурсий расширился необычайно: стали общедоступными объекты, ранее закрытые по разным причинам: политическим (Массандровский дворец, Форосский парк, достопримечательности, связанные с крымскими татарами), экологическим (мыс Мартьян) или вовсе непонятным (энотека Массандры). Правда, на развитие экскурсионного дела ощутимо влияют чувствительно растущие с каждым годом цены, стремление старых хозяев снова «закрыть» многие объекты (например, Крымский заповедник). А также «ленивость и нелюбопытство» клиентов, упорно предпочитающих пресловутое Ласточкино Гнездо любым другим достопамятностям Крыма…

Юсуповский дворец
Расположенный в Кореизе дворец стал своеобразным «замком-фата-морганой» всего Крыма. В советское время он имел статус госдачи (на ней останавливалась советская делегация во время Ялтинской конференции). В начале 1990-х ненадолго стал общедоступной, но очень дорогой гостиницей. А сегодня к «Юсуповской даче» не подпускают даже экскурсии, и лицезреть его, как и прежде, можно только с высоты памятника «вождю» в Кореизе.

Георгий ОСИПОВ 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72